Читайте также: Принуждение к порядочности. Как либерализовать рынок и удержать гривну
После смены правительства о готовности продолжить сотрудничество заявили все: и фонд, и Украина.
«Задача правительства – добросовестно выполнить те обязательства, которые взяла на себя Украина в рамках соглашения с МВФ. Точка. План взаимодействия с МВФ – это не план МВФ. Это украинский план реформ, которые нам нужно делать, и он, к сожалению, является болезненным. Есть много решений, которые нам нужно принимать, в частности относительно экономически обоснованной цены на газ. Эти обязательства мы взяли на себя», – заявил Владимир Гройсман в первые дни своего премьерства.
Новый министр финансов Александр Данилюк также отметил необходимость возобновления сотрудничества с фондом. По его словам, «отказ от сотрудничества с МВФ спровоцирует в стране новый этап экономического кризиса».
Тарифный сюрприз
От заявлений чиновники очень быстро перешли к делам. На своем первом же заседании правительство рассмотрело законопроекты для выполнения требований фонда.
Один из законопроектов касается реализации рекомендаций МВФ в вопросах реформирования фискальной службы. Другой – о внесении изменений в Налоговый кодекс относительно минимизации влияния на администрирование поступлений в бюджет.
В среду правительство может выполнить одно из главных требований Фонда – повысить тарифы на газ для населения до 100% паритета импорта.
Паритет импорта – это цена импортного топлива плюс НДС и плюс стоимость транспортировки газа. Сейчас импортное топливо стоит 210 долларов, а доставка – около 900 гривен.
Повышение планировалось с 1 апреля этого года до 75% паритета, однако правительство Арсения Яценюка отложило его на месяц. «В разгар политического кризиса оставил это непопулярное решение для преемников. Такая себе маленькая месть», – саркастически пояснил собеседник ЭП в Минфине Украины.
По сути, повышая тарифы до 100%, Кабинет министров сделает даже больше, чем от него требует МВФ. Почему? Причин несколько.
«Чтобы пройти весь негатив сразу, и не растягивать на два года. Но люди еще не приспособились к нынешним ценам. Плюс в этом году была теплая зима. Я боюсь, что мы войдем в кризис неплатежей», – объяснил в разговоре с ЭП один из членов правительства.
По его словам, спор относительно повышения «паритета» – до 75% или до 100% – обсуждался до последнего. Это, во-первых.
Во-вторых, цена импортируемого газа снизилась больше и быстрее, чем ожидалось. Поэтому сейчас как раз можно повысить внутреннюю цену и при этом выйти на нулевой финансовый баланс НАК.
Еще один момент с тарифами напрямую касается субсидий для населения на оплату коммунальных услуг. С одной стороны, повышение тарифов означает увеличение расходов госбюджета на выплату субсидий. С другой, повышение цены приводит к повышению уровня энергоэффективности.
Есть ожидания, что в этом году население массово отреагирует на повышение тарифов в 2014-2016 годах, и начнет экономить. Просчитать этот эффект сложно, но, в конечном счете, снижение потребления может частично нивелировать необходимость увеличения субсидий.
Повышение тарифов – это «зеленый свет» на пути договоренностей с фондом. Однако это не единственное, что нужно сделать для полного выполнения программы.
Парламентский фактор
Для выполнения всех требований фонда нужно принять 24 законопроекта.
«МВФ будет вежливым, но он не заинтересован в том, чтобы раздавать авансы, или подыгрывать нам. Коалиция и правительство должны продемонстрировать единство и готовность проводить изменения. Законопроекты должны быть приняты», – говорит собеседник ЭП из правительства.
Одна из последних версий проекта меморандума предусматривает реформу ДФС с целью дальнейшего ее превращения в «сервисную службу» с сокращением персонала с 50 тысяч до 41 тыс. человек.
В том числе предлагается разработать законопроект о критериях идентификации состоятельных людей, ввести для них специальную программу аудита и предоставить ДФС право доступа к информации об их банковских счетах по требованию правоохранительных органов. Власть обязуется ввести защитные меры для недопущения распространения банковской информации персоналом ДФС.
Законопроект также отменяет мораторий на проведение налоговых проверок налогоплательщиков с доходом до 20 миллионов гривен за предыдущий календарный год.
Кроме того, проект меморандума предусматривает назначение руководителя таможенного направления в ДФС и запуск института экономических операторов согласно европейского законодательства.
Изменились также планы Кабинета министров относительно приватизации двух системных государственных банков – «Ощадбанка» и «Укрэксимбанка». Если ранее правительство планировало продать долю не менее 25%, то теперь — не меньше 20%. Срок продажи – до середины 2018 года.
По информации ЭП, повышение пенсионного возраста не планируется – есть идея его максимально затянуть. Среди возможных новых пунктов в меморандуме – отказ от налогообложения пенсий работающих пенсионеров.
Загвоздка в том, что все новые «маяки» также нужно будет принимать через парламент. Насколько это удастся – покажет время. Если Украина получит транш в июне, следующий пересмотр программ должен состояться в сентябре.
Начало осени – традиционный старт активной фазы бюджетного процесса. До 15 сентября правительство должно внести проект бюджета в парламент.
Собеседники ЭП в правительстве не исключают повторения прошлогодней ситуации – фонд привяжет третий пересмотр программы до появления сбалансированного бюджета и будет ожидать максимального выполнения всех «маяков».
Резервы ждут пополнения
Как известно, транш МВФ будет направлен на пополнение золотовалютных резервов Украины.
«Получение третьего транша является важным для нас, что позволит увеличить золотовалютные резервы и довести их приблизительно до 15 миллиардов долларов. В случае неполучения транша, это может создать дополнительное давление на гривну и соответственно на финансовую стабильность», – сказал ЭП заместитель главы Администрации президента Дмитрий Шимкив.
В январе-феврале резервы сохранялись на уровне 13,4 миллиардов долларов. В том числе благодаря тому, что правительство активно привлекало валюту на внутреннем рынке.
«В последние месяцы достаточно активно проходят аукционы по размещению государственных облигаций (как в гривнах, так и в долларах)», – говорит начальник отдела по работе с долговыми инструментами на локальном рынке Concorde Capital Юрий Товстенко. Государство довольно долго не использовало эти инструменты, и теперь, по его словам, рынок радостно встретил валютные гособлигации.
По официальным данным Нацбанка, наибольший эффект от размещения валютных облигаций был в январе-феврале.
«За первые два месяца года объем резервов увеличился на 1,8% или на 238 миллионов долларов. Размещение облигаций внутреннего государственного займа, номинированных в долларах, обеспечило поступления в пользу правительства средств в сумме 431,3 миллиона долларов», – говорится в официальном сообщении Национального банка.
Рост золотовалютных резервов произошел, несмотря на необходимость регулятора проводить валютные аукционы для сглаживания чрезмерных колебаний обменного курса украинской гривны.
В марте 2016 г. объем ЗВР сократился до 12,7 миллиардов долларов. «И эта сумма делает Украину достаточно рискованной страной с точки зрения финансовой стабильности. Кредиторы это осознают», – отметил исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. Как уточнил Юрий Товстенко, сегодня золотовалютные резервы едва покрывают три месяца импорта товаров и услуг.
Кроме пополнения золотовалютных резервов, сотрудничество с МВФ откроет двери к другим источникам кредитования. Подписание меморандума с фондом даст возможность получить 1 миллиард долларов под гарантии США и 600 миллионов евро макрофинансовой помощи от Европейского союза.
Автор: Галина Калачова, Самира Аббасова
Источник: Экономическая правда
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.