Отчет о международной выставке Defexpo India 2016 в Гоа (Индия)

06.04.2016 – В рамках крупной международной выставки Defexpo India 2016 в Гоа индийское министерство обороны и ряд компаний подписали с Украиной 15 меморандумов о производстве 500 транспортных самолетов и о долгосрочной поставке газотурбинных установок для индийских военных судов.

Читайте также: Как работает кэшбэк (возврат денег) при покупке товаров и услуг

Это произошло на фоне ранее замороженного совместного с Россией проекта по сооружению военно-транспортного самолета Multi-role Transport Aircraft (MTA) и отказа от российского обслуживания морских судов.

Тематика Defexpo India 2016 охватывает вооружение для сухопутных войск и военно-морских сил, включая средства ПВО, армейскую авиацию, продукцию двойного назначения.

Выставка является определяющей для всей Южной и Юго-Восточной Азии. Она проводится раз в два года и на этот раз была девятой. Участие в выставке принимают более 600 компаний со всего мира, а ее экспозиция занимает площадь более 40 тысяч кв. метров.

Украинская делегация, возглавляемая государственным концерном «Укроборонпром», представила почти 40 видов продукции, разработанной и произведенной украинскими предприятиями.

Изделия привезли Киевский, Житомирский и Львовский бронетанковые заводы, КБ «Луч», ГП «Антонов», акционерная холдинговая компания «Артем», Завод артиллерийского вооружения, «Заря-машпроект».

Посетители увидели украинские БТР-3, «Дозор-Б», Ан-132, Ан-148, Ан-178, модели новейших образцов оборонной продукции, которые скоро поступят в серийное производство.

По словам генерального директора «Укроборонпрома» Романа Романова, концерн «имеет значительные мощности для выполнения больших заказов и производства инновационного оружия и полностью открыт к сотрудничеству по всем направлениям».

В рамках выставки состоялось восемь успешных переговоров с министром обороны Индии и высшим командованием вооруженных сил.

Индийско-украинские соглашения одновременно стали центральной темой ведущих политических и экономических индийских изданий.

Зато украинская пресса подала это событие как нечто тривиальное: вот, мол, паслась бурая корова, а молоко от нее было белое. Побывали, подписали 500 или 5 самолетов – это не слишком важные детали. А кого украинцы обошли, кого оставили с солоно хлебавши – об этом вообще нигде не говорится. Ничего сверхъестественного, никакой сенсации.

Впрочем, тема освещения событий на Defexpo India 2016 – не самое интересное. Важнее то, что происходило на выставке.

Индийская Reliance Defence Ltd и украинский авиационный госконцерн «Антонов» договорились о совместном создании многофункционального транспортного самолета для нужд военных, десантников, а также коммерческого использования в Индии. Речь идет о 500 машинах общей стоимостью 5,3 миллиардов долларов в течение 15 лет.

По сообщению Reliance Defence Ltd, она совместно с украинской государственной корпорацией «Антонов» будет предъявлять к проекту «различные требования, в том числе для создания пассажирского самолета на 50-80 мест в базовой конфигурации, а также во всех вариациях, в том числе для транспортных и других военных целей».

Уже определено место производства самолетов – первый индийский интегрированный Аэрокосмический технопарк в аэропортовом центре Михан города Нагпур, штат Махараштра в Центральной Индии. Это определено стратегической концепцией правительства Индии под специальным названием: создавать на территории своей страны. Иными словами, все делать у себя своей рабочей силой, а импортировать только технологии и услуги специалистов.

Партнерство с украинскими специалистами по их технологиям предусматривает разработку военного самолета средней грузоподъемности для выполнения оперативно-тактических и стратегических задач с двумя турбовентиляторными реактивными двигателями. Самолет должен взлетать с коротких взлетно-посадочных полос и отдаленных необорудованных аэродромов, в том числе с грунтовой поверхностью.

«Небольшое количество тактических возможностей самолета компенсируется современной авионикой и навигационными системами с электрической дистанционной системой управления, которые применяются в любую погоду и в любое время суток», – добавляют в Reliance Defence Ltd.

Соглашение заключили председатель правления Reliance Defence Анил Амбани и первый заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Олег Гладковский, который отвечает за военно-техническое сотрудничество и экспортный контроль. Анил Амбани известен в Индии как магнат и владелец Reliance Group.

Военно-воздушные силы Индии эксплуатируют более 100 транспортных самолетов Ан-32 украинского производства и недавно решили продлить сроки их эксплуатации.

Также есть соглашение о создание в Индии совместных предприятий по модернизации и ремонту советских противовоздушных систем – зенитных ракетных комплексов «Квадрат», «Стрела-1», «Тунгуска», «Шилка», переносных комплексов «Игла», «Стрела-2».

По оценкам украинских экспертов, ежегодный объем военных контрактов с Индией составляет 100 миллионов долларов. В ближайшие три года этот показатель планируется увеличить до 500 миллионов долларов. В частности, украинские специалисты предлагают Индии совместно разрабатывать реактивную систему залпового огня с дальностью до 100 км.

Эти факты свидетельствуют об уровне украинских достижений как технических, так и маркетинговых. У украинцев есть кому, с чем и кем сотрудничать на уровне мировых стандартов.

Как комментируют мартовскую авиастроительную сенсацию россияне?

Директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев назвал совместную разработку самолета с украинскими специалистами реалистичной. «У «Антонова» есть практически готовое семейство самолетов в различных сегментах: Ан-148, Ан-158 и Ан-178. Это почти готовая линейка самолетов, что укладывается в диапазон, о котором идет речь в соглашении», – говорит он.

По мнению директора агентства, эту линейку самолетов по требованию индийской стороны можно доработать с точки зрения выбора агрегатов и бортового радиоэлектронного оборудования. Кроме того, в Индии и Украины есть хоть и не идеальный, но опыт сотрудничества по ремонту и модернизации транспортных самолетов Ан-32.

Что будет с замороженным индийско-российским проектом – совместным предприятием по производству многоцелевого транспортного самолета MTA?

Соглашение о разработке и строительстве MTA Россия и Индия заключили в 2007 году. Производство планировали развернуть и в России, и в Индии. Обе стороны должны были инвестировать в совместное предприятие по 300 миллионов долларов. Для ВВС России хотели сделать 100 машин, для Индии – 45 самолетов, еще 60 самолетов планировали продать в «третьи страны».

Причинами приостановки проекта Индия назвала требование резкого увеличения стоимости разработки транспортника со стороны России и недовольство ВВС Индии рядом технических характеристик МТА.

По определению Пантелеева, проект МТА «чуть ли не с рождения отличался немалой вялостью, и целесообразность его реализации вызывала сомнения». На протяжении восьми лет россияне торговались по стоимости разработки вместо того, чтобы довести до надлежащего состояния технические характеристики своего самолета.

Пантелеев резюмирует: «Индия может получить более покладистого партнера, который в отличие от России не будет выторговывать преференции по составу бортового оборудования и степени участия своих производителей в проекте».

МТА – не единственный горький опыт Индии. В декабре 2015 года индийское аудиторское агентство CAG подготовило экспертное заключение об эксплуатации местными пилотами купленных у России истребителей Су-30МКИ.

Согласно заключению аудиторов, показатель летной годности российских машин значительно ниже нормы, поскольку ряд агрегатов самолетов данного типа часто ломается.

В частности, CAG утверждает, что в среднем из 210 Су-30МКИ, которые Индия эксплуатирует, от 115 до 126 истребителей постоянно находятся на земле из-за необходимости их ремонта. По данным индийского министерства обороны, с момента эксплуатации было потеряно шесть машин «Сухого». Об этом сообщает американское издание Defense News.

Основной причиной частых поломок Су-30МКИ специалисты CAG называют нехватку деталей к самолетам, большая часть которых производится в России. Проблема с агрегатами для этого самолета у индийцев возникает из-за бюрократии, которую развели Рособоронэкспорт и индийское минобороны.

Процесс подачи заявки на запчасти долгий, он может длиться много месяцев. Кроме того, Рособоронэкспорт не заинтересован поставлять мелкие партии запчастей, тогда как индийской стороне чаще всего нужны именно такие партии деталей.

Почему бы не создать сервисный центр на индийской территории, где бы хранился полный набор запчастей на два-три самолета, который бы постоянно пополнялся? Его можно было бы сделать в виде совместного предприятия. Об этом шла речь в ходе недавнего визита индийских журналистов в Москву.

Однако вопрос в том, кто этот сервисный центр будет финансировать. Даже «разобранные» два-три самолета – это десятки миллионов долларов. Дели ведет с Москвой переговоры о том, чтобы открыть на индийской территории предприятия по сбору необходимых запчастей. Поэтому от «Сухого» здесь еще не отказались.

Однако отказ от МТА – не единственный случай, когда Индия после долгих переговоров с Россией выбирает другого поставщика самолетов. Так, в начале 2016 года в Индии решили приобрести французские самолеты Rafale вместо российских МиГ-35.

По сообщению руководителя военно-морских проектов ГК «Укроборонпром» Николая Гордиенко, Индия допустила Украину к участию в оборонных программах, и «мы предложили новые методы обслуживания советского авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», которые на 50% дешевле, чем российские предложения».

«Адмирал Горшков» спущен на воду в СССР в 1982 году, а в 2004 году Россия продала его Индии. В ноябре 2013 года его передали ВМС Индии.

Для Индии, которая известна в мире своей привычкой экономить на всем, 50% удешевления – это большой фактор привлекательности. По заключению издания Defence News, Украина делает агрессивные попытки нарушить российскую монополию на сотрудничество с Индией, связанную с ремонтом и обслуживанием военной техники.

«Мы предложили множество решений, способных дать новую жизнь оружию советского времени, поскольку мы – первоначальные производители оборудования», – заявил советник «Укроборонпрома» Петр Федорук.

Дело не только в этом судне. Украинцы решились на что-то более системное. Индийским военным Украина может помочь ремонтировать газотурбинные установки судов. Мощности и квалифицированный персонал для этого должен представить николаевский завод «Заря-машпроект». Это признают и российские эксперты.

По словам заместителя директора «Укроборонпрома» Артура Херувимова, Индия хочет организовать совместную с Украиной военно-техническую комиссию для сервисного обслуживания советского вооружения. Пока это планы, но и они дают Москве основания для волнений. Время российской монополии в этой сфере проходит.

Автор: Тарас Колесник

Источник: Экономическая правда

Перевод (с сокращениями): BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Комментарии

  • 08 апреля 2016, 06:04 Вадим

    Интересно, а Индия знает про эти контракты?

  • 11 апреля 2016, 01:04 Александр Муха

    Вадим, да, знает. При необходимости Вы можете найти дополнительную информацию по этим соглашениям в англоязычной индийской прессе (см. например, статью в The Economic Times от 31 марта 2016 г.). В частности, в этой статье содержится еще одна интересная деталь - в рамках этого проекта будет создано 7000 новых рабочих мест в Аэрокосмическом технопарке, исходя из принципа Make in India. Однако в любом случае здесь есть еще, по меньшей мере, два вопроса. 1) Перерастут ли подписанные меморандумы в конкретные договоры и сделки, которые будут подтверждаться фактическими статистическими данными национальных статистических служб? и 2) Насколько выгодным будет для украинской стороны (в частности, для украинских предприятий) военно-техническое сотрудничество с Индией с финансовой и прочих точек зрения? Ведь, к примеру, новые рабочие места будут создаваться в Индии, а не в Украине.

Оставить комментарий