Замминистра Александр Линчевский: Студенты будут сдавать те же медицинские тесты, но на английском

01.05.2018 – «У тебя есть хороший хирург/офтальмолог/лор — врач»? – с таким вопросом нередко обращаются ко мне знакомые. Действительно, сегодня украинец в поисках врача несколько напоминает древнегреческого Диогена, который жил в бочке и среди бела дня с фонарем искал человека.

Причем это касается не только обычных граждан, но и самих врачей, которые в большинстве не доверяют своим коллегам, потому что, хорошо знают, как учат в современных медицинских университетах.

Недавно МИНЗДРАВ анонсировал изменения в системе оценивания студентов медицинских вузов и получении ими дипломов врачей. Конечно, есть большие сомнения относительно реальных изменений в высшем образовании, потому что других преподавателей и новых учебных программ у нас нет, и в ближайшее время не ожидается.

Приведут ли эти изменения к формированию того хорошего врача, которого мы все ищем, или наоборот окончательно разрушат то, что еще как-то существует сейчас, неизвестно. Но на первый взгляд все предлагаемые изменения кажутся вполне логичными и разумными.

О том, какие именно изменения предлагает МИНЗДРАВ, мы попросили рассказать заместителя министра здравоохранения Александра Линчевского.

Читайте также: Александр Линчевский: Цель медицинской реформы – отсеять врачей с ложной мотивацией

Продлить жизнь на 9 лет. Что стоит знать о телемедицине в США и Канаде

Врачебная ошибка. Чем она грозит, и защитит ли нас от нее медицинская реформа

Польза в умеренности. О здоровье в 21 веке

Не дожить до 60. Почему украинцы умирают рано, и изменит ли это реформа

— Сегодня мы хорошо понимаем, что без критической массы носителей новых ценностей вот тех хороших врачей, к которым хотелось бы обратиться, не будет. Где их взять? Как регулятор мы должны создать правила, по которым вот те хорошие и добросовестные дела должны прогрессировать, чтобы «болото» их не засасывало.

— Поэтому, первое – проходной балл на врачебные специальности по результатам ЗНО не меньше 150. Необходимо «на входе» отсекать слабеньких студентов, немотивированных. Во всем мире так есть.

Такие студенты хуже учатся, хуже сдают экзамены. Это уже доказано, точка. Читал цитату кого-то из высших командиров американской морской пехоты: ни один тренинг не компенсирует недостатков отбора. Если мы берем немотивированного человека, того, кто не хочет более всего, мы никогда его не научим.

— 150 – это только для бюджетников?

— Для всех абитуриентов. Мы говорим, что недостаток знаний и мотивацию нельзя компенсировать деньгами. На каждой форме обучения студент должен показывать лучший результат. Когда мы отсекаем слабеньких, что идут на контракт, у сильных детей, которые не имеют денег, появляется больше шансов поступить в университет.

Второе – широкий конкурс.

— Чем он отличается от обычного конкурса?

— Впервые его представил заместитель экс-министра образования Квита, а теперь советник МИНЗДРАВА Инна Совсун. Это механизм, по которому способный студент получает шанс поступить в ВУЗ своей мечты. Студент указывает несколько учреждений высшего образования, в которые он хотел бы поступить. У тебя есть высокий балл — и ты выставляешь свои приоритеты.

Например, хочу учиться в Тернопольском, потом в Буковинском, а затем в Львовском. Система сравнивает, у кого самые высокие баллы. Если у тебя высокие баллы, то ты получаешь место в Тернопольском университете, учебном учреждении своей мечты. Так это работает.

Такой конкурс также поддерживает сильные университеты, куда подаются абитуриенты с высоким баллом. Имеем, допустим, Тернопольский университет – по широким конкурсам туда подаются наиболее сильные студенты, так там автоматически увеличивается количество мест государственного заказа.

Раньше количество мест бюджета было фиксированным, а теперь, если увидим, что много сильных, абитуриентов идут, скажем, в определенный университет, то количество в нем будет увеличено.

— Это делается по общей базе?

— Да, это база МОН, просто раньше медики к ней не были подключены. А сейчас первый год, как широкий конкурс заработал и в медицинских вузах. Мы создаем, таким образом, конкурентную среду среди университетов. Теперь они будут соревноваться за студента. Потому что мы будем давать госзаказ и деньги в те учреждения образования, которые «завлекут» лучших. То есть, не, кто больше заманит, а кто больше заманит лучших абитуриентов.

А третья вещь – единый государственный квалификационный экзамен.

— Государство будет более жестко контролировать обучение?

— Вполне поддерживая университетскую автономию, но для регулируемых профессий важный государственный контроль. Мы не говорим, как преподавать, каких преподавателей приглашать. Мы, как государство, говорим, что нам нужен вот такой образованный врач, как и в Европе, и устанавливаем планку. Кто эту планку не перепрыгнул, врачом не становится.

Эта планка поднимается, прежде всего, для университетов. Мы не можем стоять над каждым преподавателем, присылать комиссии для проверки учебного процесса. Это не работает, потому что все легко можно обойти. Мы говорим – если хотите готовить врачей, то они должны достигать вот этой планки.

— Это, пожалуй, принципиальное изменение…

— В конце концов, сколько врачу не плати, он должен читать, ездить на курсы и конференции, должен учиться отвечать определенным требованиям. От того, что мы сейчас заплатим много, он не назначит лучшую таблетку. Он ошибается, он лечит не так, как хотелось бы, из-за ложной мотивации и низкого уровня образования. Мы этот уровень постепенно начинаем поднимать.

— С помощью экзамена?

— Да. Единый государственный квалификационный экзамен состоит из четырех компонентов. Первый – обычный наш экзамен «Крок». Это тестовый экзамен, который состоит во всех университетах. В отличие от предыдущих лет мы предусматриваем финансирование разработки этих тестов. Раньше они делались тяп-ляп, и было много упреков относительно их некорректности. Недобросовестные, немотивированные преподаватели продуцировали некорректные вопросы.

Второй экзамен — международные основы медицины (IFOM). Он используется во многих странах мира. В каких-то странах полностью перешли на него, кто-то применяет его параллельно с другим экзаменом или только для мониторинга.

— Это тот же «Крок», только интернациональный?

— Да, тесты в этом экзамене лишены какой-либо национальной специфики. Если его составляет испанский врач, польский или шведский, то почему украинский врач не может его сдать? Медицина же одинаковая? Болеем все одинаково, то давайте и тесты будем сдавать одинаково.

Среди его особенностей интересным является то, что он составляется за границей один для всего мира. Там его переводят на разные языки мира, пересылается в разные страны, студенты его сдают, а дальше этот буклет возвращается обратно, там он проверяется и выставляется оценка. Нельзя будет никогда купить экзамен. Как вам такой ход?

— Интересный! А мы являемся членом этого сообщества? Готовы ли их преподаватели принимать экзамены у наших студентов?

— Конечно. В тестовом режиме мы проводили его в прошлом году, а в этом году надеемся провести мониторинговое исследование. Представляете, какой это стимул для университетов? Это такая твердая, жесткая, болезненная палка. К сожалению. Но мы уже говорили, что преподавателям не хочется меняться, они из года в год читают одно и, то же, а здесь надо самому читать, интересоваться, смотреть.

Потому что студент не сдаст экзамены. Ему одной книги мало – надо из интернета не вылезать, много читать, ибо наука не стоит на месте. И вас в конце ждет экзамен, который вы, если не будете учиться, не сдадите и не получите диплом. Причем, пересдать такой экзамен можно, только 1 раз.

Но этого хотите от нас, от Минздрава вы, пациенты. Вы хотите от нас качественного врача и на это основная надежда, что, может, когда-нибудь общество поймет, что это надо защищать. Все можно провалить, но это надо защитить. Потому что это качество нашего врача.

Третье – объективный структурированный клинический экзамен.

— Как на Западе?

— Абсолютно. Мы теперь будем проверять практические навыки, как на Западе. Тоже очень интересный экзамен. Каждый преподаватель оценивает какую-то часть практической работы, например, с манекеном, а потом оценка выставляется общая. И этот студент сдает не одному преподавателю, который может за «красивые глазки» поставить пятерку.

Оценка будет зависеть от целого коллектива экзаменаторов, причем рассчитывается оценка по специальному механизму. Это объективный структурированный клинический экзамен.

И, наконец, английский язык профессионального направления. Сегодня надо признать – медицинская наука не пишется кириллицей. Поменялась история. Поэтому студенты будут сдавать те самые медицинские тесты, но на английском.

Потому что если врач не читает на английском, он может читать научные статьи не менее 7-8-летней давности. Так сегодня нельзя.

— Не требуют ли эти изменения формирования новых учебных программ? Или это уже прерогатива самих ВУЗов?

— Университеты сегодня автономные в формировании своих учебных программ. Мы только устанавливаем стандарт, требования к результатам обучения. Каким образом готовить студентов к профессиональной деятельности и к единому государственному квалификационному экзамену целиком зависит от университетов. Государственные механизмы – это стимул для роста и повышения качества образования.

И еще одна интересная вещь в формировании врача – непрерывное профессиональное развитие.

— Последипломное образование?

— Да, но сегодня оно очень формальное. Слабых врачей оно не учит, а сильных, наоборот, немного угнетает. Принятое постановление о непрерывном профессиональном развитии создает конкурентную среду провайдерам образовательных услуг. Мы говорим, что теперь мы относим обучение за рубежом. Если какая-то заграничная ассоциация приезжает сюда и здесь проводит курсы, мы их зачисляем.

Если Британский научный журнал, например, проводит онлайн — обучение и есть открытые квоты для тысячи украинских врачей, мы признаем и поддержим такое обучение. Определенным образом считаются баллы. Каждый год нужно будет набирать определенное количество баллов. Не возможно будет один год ничего не читать, не учиться, а потом догнать.

— Вы считаете, что это изменит все нашу медицину?

— Надеюсь. Смотрите, как прослеживается через все эти четыре шага критическая масса врачей – носителей современных знаний. Мы говорим: ты способный школьник – пожалуйста, ты наш. Способный абитуриент – выбирай любой университет. Единый квалификационный государственный экзамен, есть у тебя деньги или нет, на контракте ты или на бюджете – значение имеют только реальные знания.

За деньги сдать экзамены не получится. Значит, есть  стимул для способных врачей. Нам нужны способные и мотивированные врачи.

В плане поддержки способных врачей в непрерывном профессиональном развитии планируем еще, и деньги за это им выплачивать. Будем закреплять эти деньги за курсантами, и они будут идти на то обучение, которое курсант выбрал для себя.

Всеми этими мерами мы набираем критическую массу тех, кого пациенты называют хорошими врачами. Мы стараемся их поддержать, чтобы хороших врачей было больше, сформировать новую медицинскую культуру. Без нормальной профессиональной среды страна обречена. Образование решает все.

Автор: Татьяна Галковская

Источник: «Цензор.НЕТ»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий