На один доллар, вложенный в разведение шиншилл, можно получить 50 долларов прибыли

25.04.2017 – «Рисковый ты парень! Да ты через несколько месяцев свой бизнес в землю закопаешь, а вместе с ним и вложенные деньги!», – так говорили львовянину Оресту Стахиву его знакомые, когда он решил выращивать шиншилл.

С того времени прошло восемь лет. К счастью, предсказания скептиков не оправдались – бизнес Ореста стал очень прибыльным делом и из нескольких десятков пушистых зверьков разросся до целой фермы по разведению шиншилл (сегодня в хозяйства даже есть собственная торговая марка – Chinchilla-Real).

Предприниматель утверждает, что такую работу может выполнять каждый день, ведь она не требует ни больших капиталовложений на начальном этапе, ни масштабных помещений, ни значительных человеческих ресурсов. Об этом и другом Орест Стахив, владелец хозяйства по выращиванию шиншилл, рассказал в интервью нашему журналу.

– Орест, почему вы решили выращивать шиншилл?

– В 2007 году я размышлял, какой бизнес ввести. К будущему делу у меня было несколько требований. Да, я искал бизнес, который был бы связан с валютой (гривна, к сожалению, вещь нестабильная); не требует больших помещений и значительных капиталовложений (до 50 тыс. долл.); приносил бы стабильный доход; чтобы будущая продукция была востребована на внешних рынках. Поэтому, когда в интернете наткнулся на разведение шиншилл, то понял, что это именно оно…

В первый год приобрел около 30 семей шиншилл (одна семья – четыре самки и один самец, семья вместе с клеткой тогда стоила 1000 долларов). Сначала клеток имел немного, поэтому разместил их в гараже. Сразу привлек к делу брата, которому на тот момент было 14 лет (сейчас брат учится в аграрном университете на ветеринарном факультете).

Скажу, что на то время мы зарабатывали неплохие деньги. Сначала, как и большинство шиншилловодов, ориентировались исключительно на продажу живого зверька для зоомагазинов и частных лиц. В двухмесячном возрасте наших шиншилок забирали зоомагазины за 300-350 гривен (тогда это было до 40 долл.) за штуку. Зверушки «расходились» быстро: маленький зоомагазин мог за неделю попросить 2-3 шиншилки, а сеть магазинов – 50-60 шиншилл.

Однако так было недолго. В 2008 году по стране прошел экономический кризис, и украинцам стало не до шиншилок, поэтому спрос и цена на них значительно упали. Так, в 2008-2009 годах зоомагазины брали максимум 1-2 шиншилки на неделю по цене 150-200 гривен.

Перспектив улучшения ситуации не наблюдалось. Поэтому мы решили выращивать шиншилл на мех.

Со сменой направления бизнеса начались проблемы: во-первых, мы не умели правильно снимать мех; во-вторых, не знали, кому его реализовать, поскольку в Украине покупателя на этот товар не было. Поэтому всеми возможными и невозможными путями переправляли мех за границу: в Польшу, Чехию, Германию. Общаясь с шиншилловодами этих стран, набирались опыта. В общем, мы с братом побывали в разных странах – Голландии, США, Аргентине, Бразилии, Канаде, где расположены огромные фермы по разведению шиншилл. Каждая поездка нам давала ценные знания.

В Польше, например, шиншилл выращивают более 60 лет (в польских аграрных вузах даже есть специальная кафедра, которая исследует шиншилл). Поэтому не удивительно, что там, сегодня хорошо налажена система проведения выделки, на промышленном уровне производят корма, развита ветеринарная служба.

Однако поляки неохотно делятся секретами, поскольку им невыгодно создавать себе конкурентов, тем более в соседних странах. Вообще, бывая в европейских странах, я понял, что Украина интересует Европу исключительно как сырьевой придаток, к тому же которым можно манипулировать. Европейцам невыгодно, чтобы у нас развивалась переработка, им нужно, чтобы здесь было сырье, которое можно было бы недорого приобрести. Это касается и бизнеса по разведению шиншилл.

В результате реальность такова: шиншиллу выращивают в Украине, тут же снимают шкурку. Далее сырье перевозят в Польшу или Румынию. Там его выделывают, после чего шкурку переправляют, например, в Италию. На итальянских фабриках шьют шубы, которые уже с надбавкой 400% попадают в киевские бутики. Состоятельные украинки покупают эти шубы и говорят, что в Украине такого меха нет…

– Вы говорите, что этот бизнес выгоден. В чем же заключается эта выгода?

– Шиншилл успешно можно выращивать как на фермах, так и в небольших помещениях, а спрос на качественный натуральный мех был, есть и будет. Цена на него всегда высокая, а расходы на содержание зверушек в сравнении с норкой или кроликом незначительные.

Несколько цифр, характеризующих выращивание шиншилл: самка имеет до трех окотов в год; период беременности – 110-117 дней; в одном помете – от 1 до 5 малышей; от одной самки 4 малыша в год – это великолепный результат. Кроме этого, шиншилла – травоядный зверь. Комбикорм для нее состоит на 60% из зерновой смеси и на 40% – из травы. Сегодня готовый гранулированный корм стоит не более 16 гривен за килограмм. Взрослая шиншилла за месяц съедает 940 граммов комбикорма.

Шкурку снимают в возрасте 8-10 месяцев. Так что несложные подсчеты: 10 месяцев умножаем на 16 гривен: стоимость кормов, израсходованных для одной шиншиллы, – 160 гривен. Также шиншилла потребляет в неделю два пучка сена (пусть еще 3 гривны в месяц), как подстилку покупаем стружку по 5 гривен за мешок (пусть это еще 2 гривны в месяц на животное). Три гривны закладываем на ветеринарию (хотя таких эпидемий, как, например, у кроликов, у шиншилл не возникает). Плюс расходы на электроэнергию, коммунальные услуги.

В целом, по грубым подсчетам, на содержание одной шиншиллы ежемесячно тратится один доллар. Также еще существуют затраты на клетку (одна клетка рассчитана на 5 животных и стоит 2000 гривен), но они разовые.

А еще большой плюс этого бизнеса в том, что мы реализуем свою продукцию в долларах. Подсчитываем: когда курс доллара в Украине был 5, корм для шиншиллы стоил 7 гривен, сейчас корм – 16 гривен, но доллар вырос почти в шесть раз! Поэтому стоимость шкурки в гривневом эквиваленте стала ого-го!

– Какова сегодня цена шиншилловой шкурки?

– Средняя стоимость одной шкурки шиншиллы на мировых аукционах меха – 40-60 долларов. Например, мы исследовали данные аукциона Kopenhagen Fur Center с 2000-го по 2015 год и пришли к выводу, что средняя цена шиншилловой шкурки на аукционе в течение последних 15 лет составляет около 60-65 долларов. Поэтому разведение шиншилл – выгодный бизнес с прогнозируемым доходом.

Небольшая ферма (до 100 семей) только на шкурах может давать прибыли до 20 тысяч долларов в год. Однако и здесь есть свои нюансы: нужно самому выделывать шкурки или брать на работу того, кто это будет делать.

Не следует забывать, что цены на дорогие меховые изделия постоянно растут. На фоне мирового финансового кризиса средний прирост составляет 11-14% ежегодно. В частности, это касается меха норки, чернобурки, горностая, песца, шиншиллы.

Шиншиллы, по данным мирового пушного аукциона, больше всего прибавили в стоимости – 18%. Странный как для Украины факт, ведь не часто на улице встретишь даму в шиншилловой шубе, которая может стоить 30-60 тыс. долларов.

Однако стоит отметить, что каждая шкурка оценивается отдельно. Ее качество на 50% зависит от породы, на 20% – от содержания животного, на 20% – от ухода и кормления, 10% – мастерства снятия шкурки (хотя если шкурку снять неправильно, то все остальное уже не имеет значения). Еще на стоимость шкурки влияет ее длина, густота, набитость шерсти, контраст, эластичность, упругость выделки. Обычно высококачественная шкурка стоит 50-60 долларов, средняя же цена – 35-40 долларов.

– Это по такой цене, как вы назвали, шкурки сдаете оптовикам?

– По такой цене мы принимаем шкурки от других фермеров. Ведь, чтобы напрямую выйти на оптовика, фермер должен что-то ему предложить, то есть сформировать партию (о 100 шкурках оптовик с нами даже разговаривать не будет). Именно этих других фермеров в Украине мы рассматриваем не как конкурентов, а как партнеров. Принимая от них шкурки, целью ставим не перекупку, а набрать нужное количество продукции. Если же у кого-то из коллег по бизнесу появится оптовик, который предложит лучшую цену, мы готовы сдавать свою продукцию ему.

Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы в Украине росло количество шиншилловых и пушных ферм, что даст возможность увеличить количество мехового сырья, ведь надо понимать, что большие компании – производители меховых изделий интересуются объемами в десятки тысяч штук.

– Как выходите на оптовиков? Не возникает проблем с их поиском?

– Сначала, когда только начинали это дело, проблемы с этим были. Помню, в первом году на выставке в Киеве познакомились с предпринимателем из Испании. Пообещал приобрести партию шкурок. Мы собрали нужное количество, но он так и не отозвался… – это был «первый блин», потом мы объездили множество стран, о которых я уже говорил, завели полезные знакомства. Сейчас со сбытом проблем никаких. Было бы только большое количество продукции!

Да, мех шиншилл это – не товар широкого потребления. Ситуация на этом рынке постоянно меняется в сторону более дорогих эксклюзивных изделий. По большой цене есть хоть и капризная, зато платежеспособная часть покупателей. Такую тенденцию экономисты объясняют так: из года в год за период мирового финансового кризиса во всем мире количество миллиардеров и миллионеров увеличивается.

– Однако видимо, в этом бизнесе есть и свои «минусы»…

– Если бы шиншилл было легко разводить, они не были бы такими дорогими. Проблема еще и в том, что у нас нет объединения или ассоциации шиншилловодов, чтобы можно было совместно решать проблемы. Скажем, европейским фермерам значительно легче возить свои шкурки на аукцион в Данию, чем нам. У нас перевезти мех через таможню – огромная проблема. В Европе фермеры между собой обменивают животных и таким образом улучшают селекцию – у нас ничего этого нет.

Огромная проблема с ветеринарами. Например, в Львове есть может два ветеринара, которые могут, по крайней мере, проконсультировать. Остальные, увидев что-то «между белкой и кроликом», говорят: «Что это вы мне принесли, я впервые такое вижу!».

Однако проблему ветеринарии мы решили сами. Приобрели в Голландии, США, Аргентине, Бразилии, Канаде и других странах научные книги, где есть информация по болезням шиншилл. Наняли переводчиков, перевели. Обобщив данные, мы издали книгу – практическое пособие с иллюстративным материалом, с помощью которого можно диагностировать болезни шиншилл, их лечить и предотвращать.

Еще одна проблема – выделка шкурки. В Украине есть лишь несколько людей, которые качественно выделывают шкурки. Кому попало, не отдашь такую ценную продукцию, ведь неправильная выделка перечеркнет всю твою работу. Выделка одной шкурки стоит 5 долларов, но с тобой начинают работать, если ты имеешь минимум 100 шкурок. За меньшие партии даже не хотят браться, а это затрудняет работу мелких шиншилловодов. Несмотря на это, технологию выделки мы также освоили сами.

– Будем считать, что вы убедили наших читателей разводить шиншилл. Сколько животных для начала надо купить?

– Считаю минимум 10 семей, то есть 40 самок и четыре самца. Каждое животное стоит 80-120 долларов (стоимость шиншиллы зависит от цвета и пола, самки – дороже). То есть по приблизительным подсчетам стартовый капитал составляет 5000 долларов (считая клетки и поилки – 6000). Ферму можно расположить на 50 квадратных метрах. У нас, например, на такой площади около 1000 шиншилл.

Для здорового потомства важно, чтобы не было смешивания особей по крови до четвертого колена. Поэтому постоянно нужно проводить селекционную работу, которая требует сотрудничества между фермерскими хозяйствами – обмен самцами для спаривания. Ездить за границу за разными видами шиншилл – большая морока. Чтобы привезти несколько животных, нужно собрать кучу документов, разрешений и заключений.

– Сложная технология выращивания?

– Ничего сложного. Это – простой и понятный процесс, который требует четкого соблюдения условий содержания животных. Однако следует помнить, что каждому животному нужно уделить внимание. Именно из-за недосмотра у неопытных фермеров на начальном этапе погибает до 20% молодняка. Поэтому не советую начинать с очень большого количества животных. Сначала стоит научиться ухаживать за ними.

Хотя, подчеркиваю, это несложно. Всю свою ферму из 1000 шиншилл мы обслуживаем вместе с братом самостоятельно (еще есть и свободное время).

Естественно, что чистота на ферме должна быть безупречной. Оборудование, клетки и поддоны со стружкой должны быть чистыми и свежими, а поилки всегда наполнены чистой водой. Всех животных мы ежедневно визуально осматриваем во время кормления, обращаем внимание на количество оставленного корма в кормушках и на самочувствие животного. Если шиншилла нормально питается, активно двигается, и нет никаких внешних признаков, которые указывали бы на заболевание, беспокоить шиншиллу не стоит.

В зависимости от времени года клетки и оборудование проходят очистку дезинфицирующими средствами. После завершения процедуры в клетку засыпают новую подстилку. Меняем подстилку раз в 7-10 дней.

Для чистоты и улучшения качественных характеристик меха используем так называемые пылевые ванны (мелкий песок), которые способствуют устранению грязи и выделений сальных желез из шкурки. «Купальни» вмонтированы в клетку и открываются для купания 2-3 раза в неделю на 10-15 минут. Здоровые шиншиллы живо реагируют на возможность купания, быстро схватываются и с удовольствием барахтаются в песке. Если в песке появятся отходы, грязь, запах аммиака, его надо просеять через сито или же заменить.

Вода в поилках должна быть из очищенных источников или же кипяченая. Поилки чистим раз в 10 дней.

– Через сколько времени после приобретения «стартового пакета» можно рассчитывать на прибыль?

– Через месяц-два самка (обычно продаются уже оплодотворенные самки) должна родить малышей. Десять месяцев нужно, чтобы шиншилла выросла. Ориентировочно вложенный капитал можно «отбить» за 1,5 года. Это при условии, что фермер весь молодняк, который получит, будет готовить на продажу. Первую прибыль можно ожидать через два года.

Вообще в каждой стране, где развивается шиншилловодство, такой бизнес является семейным. Например, в Польше разведение шиншилл раньше было единичным бизнесом, сейчас он значительно расширился. Этому способствуют дешевые кредиты от государства. В Украине бизнес по разведению шиншилл развивается медленно. Это потому, что у нас от государства больше препятствий, чем поддержки. Поэтому украинские фермеры стабильно думают, как выжить, а европейцы – как развиваться.

Автор: Инна Бирюкова, журнал The Ukrainian Farmer

Источник: AgroTimes.net

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий