Путь преобразований вертикально интегрированной компании «Агропродсервис»

16.12.2018 – Генеральный директор компании «Агропродсервис» Иван Чайковский в селе Настасов Тернопольской области пользуется большим уважением. В 1998 году настасовчане выдвинули его кандидатуру на пост председателя колхоза «Колос», рассчитывая, что 26-летний предприниматель вытянет заброшенное и полуразваленное хозяйство из долговой ямы и даст ему вторую жизнь.

Надежды односельчан Чайковский полностью оправдал. Сейчас дорогу в Настасов можно найти и без навигатора, ведь покрытие ответвления к хозяйству даже лучше по качеству, чем некоторые центральные дороги.

В состав созданной Чайковским вертикально интегрированной компании «Агропродсервис» входит 22 самостоятельные структуры. Компания обрабатывает более 40 000 га земли, собирает урожаи не хуже европейских компаний, развивает свиноводство, мясное и молочное скотоводство, выращивает птицу, имеет собственную переработку, соевый и семенной заводы, современную научную лабораторию и сеть специализированных магазинов по продаже мясной продукции.

Читайте также: Зампред правления ПУМБ Алексей Волчков: Если фермер может доказать, что продаст свой товар, кредит можно получить под любой бизнес

Инновационный сити-гайд: что делать, куда идти, где останавливаться и с кем знакомиться в Варшаве

Как благодаря кукурузе маленький французский кооператив превратился в одну из ведущих семенных компаний в Европе

Как убыточная агрокомпания превратилась в успешное производство нишевых культур

Обычный герой: история успеха Виктора Марценюка

Наиболее мощным направлением компании стало свиноводство. «Агропродсервис» – один из лидеров отрасли и занимает второе место в Украине по производству свинины после компании «АПК-Инвест». В 2017 году общее поголовье свиней в компании составило 130 000 голов, из них 10 500 свиноматок.

Общий оборот холдинга в 2017 году составил более 3 млрд. гривен.

Сам Чайковский с одной стороны – прагматичный и волевой, с другой – легкий в общении, со здоровым чувством юмора. Рассказывая о компании, он почти никогда не употребляет слова «я» – только «мы» и «вместе».

«Иван Адамович умеет слушать, анализирует опыт, чтобы потом принять взвешенное управленческое решение. В первую очередь обращает внимание на результат, финансовые и иные вложения в него и возможные риски. Но когда уже взялся за какое-то направление работы, то доводит его до конца и делает это лучше всего. Как он сам говорит, должно быть не на годы, а на века», – рассказывает директор ПАП «Агропродсервис» Андрей Баран.

КРУТОЙ ПОВОРОТ

Еще в начале ХХ века прадед Чайковского построил дом на хуторе неподалеку Настасова, обрабатывал землю, завел хозяйство. Иван и два его младших брата были третьим поколением, которое там родилось. «Советская система целенаправленно боролась с хуторами, – вспоминает Чайковский. — Делали все, чтобы сжить людей. Только представьте себе: в конце ХХ века я учил уроки при свете керосиновой лампы, потому что электроэнергию на хутор провели лишь в 1989-м».

После 8-го класса Чайковский пошел в ПТУ, где получил специальность строителя. Через несколько лет основал с братьями семейное дело в Тернополе – это была оптовая торговля продуктами питания. Бизнес развивался достаточно успешно. «Машины легковые имел, ходил в чистенькой одежде, модных на то время лакированных туфлях. Все было клево!» – смеется Чайковский. Бизнесмен даже не задумывался о возвращении в село.

Одним из клиентов оптового был бизнесмен из Настасова. Он и предложил Чайковскому «забрать» колхоз: сам собирался стать председателем, а партнеру планировал место заместителя и инвестора. Но во время сборов настасовчане категорически забраковали первую кандидатуру и предложили самого Чайковского. «Не знаю, как я согласился на это, – вспоминает он. – Тогда за меня проголосовало 70% пайщиков. Это был огромный кредит доверия».

Лишь впоследствии молодой председатель колхоза узнал о реальном состоянии хозяйства: долги превысили тогдашние 8 млн. гривен, из 2500 га земли засеяли 200 га кукурузой, да и ту не собрали, за предыдущий год поголовье свиней сократилось в 57 раз, а имеющейся скот – 260 голов и 80 свиней – кормить было нечем.

Тогда Чайковский еще не понимал, как управлять хозяйством. Поэтому на первом совещании задачи специалистам раздавал главный агроном «Колоса» Иван Ткач. «Я много чего не знал в ведении сельского хозяйства, – делится Чайковский. – Но я был готов учиться».

Обучение обошлось молодому директору хозяйства «Колос» дорого: инвестированных из собственного бизнеса $250 000 оказалось недостаточно, пришлось еще и продавать собственное имущество, чтобы наладить деятельность хозяйства. Начал с насущного – отремонтировал насос, чтобы можно было подавать воду в животноводческие фермы, закупил корма. За весну отремонтировали сельхозтехнику, на средства руководителя впервые за несколько лет засеяли все имеющиеся на то время 2500 га земли, посеяли овощи, вышли на первое место в районе по надоям.

Но как только хозяйство начало налаживать работу, о нем вспомнили прежние кредиторы и потребовали вернуть долги. Чайковский искал пути выхода. Однажды, листая популярный в 1990-х аграрный журнал, он наткнулся на статью о крестьянине, который взял земельные паи своих родственников и занялся фермерством. Решил и сам попробовать.

В июне 1999 года появилась компания «Агропродсервис» – одно из первых частных арендных агропредприятий в Украине. Свои паи Чайковскому доверили 342 вчерашние колхозники. С ними компания получила первые 840 га земли и треть имущества колхоза – полуразвалившийся свинокомплекс, 20 поросят, около сотни голов КРС и несколько старых тракторов и комбайнов «Нива».

Чтобы начать хозяйствовать, аграрий продал часть своего имущества и посеял озимые. «Я быстро понял, что с 840 га не смогу платить зарплату своим 120 работникам», – рассказывает бизнесмен. Тогда он решил арендовать еще 600 га в селе Маловоды Теребовлянского района.

В отличие от Настасова, это было экономически довольно депрессивное село, землю обрабатывать было некому, поэтому крестьяне готовы были первый год отдать землю бесплатно, лишь бы она не пустовала. Сейчас «Агропродсервис» обрабатывает угодья почти в 100 населенных пунктах не только Тернопольщины, но и в соседних Ивано-Франковской и Львовской областях, а также на Херсонщине.

РАЗДЕЛЯЙ И НАРАЩИВАЙ 

Еще с самого начала Чайковский хорошо понимал, какую компанию хочет построить – с замкнутым производственным циклом, изготовлением продукции с добавленной стоимостью.

«Преимущества вертикально интегрированной модели бизнеса заключаются в том, что при правильном планировании можно существенно экономить на расходах», – объясняет руководитель аналитического департамента инвестиционной компании Concorde Capital Александр Паращий. Так, отходы одного производственного цикла можно использовать как ресурс для других.

Например, отходы или побочные продукты от очистки зерна или переработки масличных культур могут стать основой кормов для животноводства, отходы животноводства – основой для удобрения сельхозугодий.

«Но такая модель бизнеса требует более серьезного планирования, поскольку несколько побочных направлений могут быть низкодоходные или иметь очень длинный производственный цикл, который требует дополнительное сезонное финансирование», – добавляет Паращий.

Реализовывать задуманное Чайковский начал в 2001 году с развития свиноводства. На то время свиноводческая отрасль в Украине была в упадке: в большинстве хозяйств жизнь на свинофермах едва теплилась, а на рынке ощущался дефицит мяса, количество импортной продукции (не всегда натуральной) росло.

Чайковскому пришлось много поездить по Европе, где он изучал различные технологии свиноводства и виды содержания. Постепенно реконструировали старые и начали строить новые свинарники, сделали первый маточник смешанного типа по европейскому образцу, закупили в Украине поголовье свиноматок – Ландрас и Большой белой.

«Ошибок делали много, – вспоминает Чайковский. – Как-то в одном помещении поселили свиноматок из Черновцов и Днепропетровска с разными статусами здоровья, их болезни мутировали у нас».

Тогда он понял, что без специалиста не обойтись, и пригласил одного из лучших на то время в Польше специалистов по свиноводству Войцеха Бонковского. Контакт завязали через общего знакомого, который поставлял «Агропродсервису» оборудование. Бонковский приехал в Настасов во время отпуска, который потратил на аудит направления свиноводства. Сначала согласился работать год, чтобы наладить производство, внедрить самые современные европейские технологии. «Через некоторое время мы с Войцехом стали друзьями. Мы сработались, и бок обок и до сих пор», – рассказывает Чайковский.

Так заработало направление, которое сегодня является одним из бюджетообразующих для «Агропродсервиса».

«Мы договорились: все, что технолог говорит, мы выполняем, – говорит Чайковский. – Войцех буквально за два года наладил нам всю работу по свиноводству».

В первую очередь завезли 5000 высококачественных чистокровных данбредовских свиноматок из Дании, которыми полностью заменили местное стадо. Главным вызовом тогда было увеличение привеса поросят, потому что на начальном этапе он не превышал 400 г в месяц. Для этого улучшили условия выращивания свиней – построили семь новых помещений, утеплили существующие, модернизировали котельные, наладили бесперебойное водоснабжение и поставки корма. Все это позволило нарастить стадо свиноматок до 16 000.

Вторым условием успешного выращивания свиней стало качество кормов. В строительство собственного комбикормового завода Чайковский инвестировал $1,5 млн. Сейчас завод производит 70 000 т комбикорма в год и полностью удовлетворяет потребности «Агропродсервиса».

Но этого оказалось мало. Чтобы тщательно проверять качество добавок к кормам, пришлось создать современную лабораторию. Как-то ее специалисты обнаружили, что содержание белка в рыбной муке недостаточное. Сменили поставщика добавок – и поросята стали прибавлять в весе по 100 г в сутки. Так благодаря разработанной зоотехниками компании технологии кормления через два-три года удалось достичь одних из лучших показателей прироста веса в украинском свиноводстве – 800-900 г в сутки.

В прошлом году компания для наращивания племенного стада свиней закупила хряков Йоркшир и Дюрок у датской компании «ДанБред». «Важно дать потребителям выбор, – объясняет Чайковский. – Если мясо свиней пород Ландрас и Йоркшир имеет беконный тип, то порода Дюрок – не жирного типа с минимальным количеством сала».

«Современный подход к интенсивному свиноводству — это ключевой элемент успеха «Агропродсервиса», — считает директор Ассоциации свиноводов Артур Лоза. – В компании внедрили новейшие технологии содержания и откорма свиней, сделали акцент на высококачественный генетический материал и квалифицированный управленческий персонал. Именно благодаря сочетанию этих компонентов им удается достигать высоких показателей».

Еще один принцип, от которого в компании не отступают, – это соблюдение всех санитарных норм и правил безопасности. Распространение вспышек АЧС, которое привело к существенному сокращению поголовья в Украине (примерно на 10%), стало серьезным испытанием и для компании Чайковского.

Чтобы обезопасить себя, в «Агропродсервисе» приняли стратегическое решение – наполовину сократить поголовье. Сейчас санитарные нормы стали еще жестче. Компания проводит карантинные мероприятия в радиусе 1,5 км от фермы, новое поголовье размещают в отдельном комплексе на карантинное содержание.

Сегодня в девяти свинокомплексах компании удерживают 10 500 свиноматок и ежегодно откармливают около 200 000 поросят. Рентабельность свиноводства в Украине зависит от того, как теоретические знания применяют на практике, как используют современные технологические решения. В конце концов, и от цены мяса на свободном мировом рынке. Сюда же добавляется погрешность на курс валюты.

В общем, чтобы выйти в прибыльную рентабельность, на таком предприятии, как «Агропродсервис», от одной свиноматки в год должны получать на выходе 25 поросят весом по 100 кг каждое, или минимум 2,5 т мяса в год от одной свиноматки.

«Эта отрасль имеет большой потенциал: мы можем нарастить объем производства свинины минимум вдвое, – уверен Лоза. – Но чтобы реализовать этот потенциал, нужно придерживаться ключевых правил в сегменте эффективности производства». В этом году Чайковский планирует вдвое увеличить количество поросят, собирается запустить еще два откормочных комплекса. Для обновления поголовья осенью в Украину приедут 1200 датских чистокровных свиноматок.

МОЛОЧНЫЕ РЕКИ, БЕКОННЫЕ БЕРЕГА

Вместе с землей «Агропродсервису» в отдельных хозяйствах доставались и молочные фермы. Чтобы не оставлять людей без работы, скот не вырезали, а продолжали удерживать, хотя особого прока с этого компания не имела. Однако последние три года «Агропродсервис» активно развивает скотоводство. Только в прошлом году Чайковский инвестировал в это направление около 80 млн. гривен.

На четырех молочно-товарных фермах содержится более 5000 голов крупного рогатого скота, которые дают 26 000 кг молока в сутки. Основной покупатель сырья – компания «Молокия». В этом году стадо пополнят еще 2000 коров.

«За последние несколько лет отрасль претерпела многих изменений: производство молока сместилось от хозяйств населения к сельхозпредприятиям, ведь растет спрос на молоко экстра-класса», – объясняет аналитик Ассоциации производителей молока Яна Музыченко.

По прогнозам Международной финансовой корпорации, в ближайшие 20 лет Украина покажет наибольшие темпы роста в этой отрасли. К тому же повышение цен на молоко на мировом рынке и открытие новых направлений экспорта открывает перед украинскими производителями хорошие перспективы. «2017-й был для наших производителей молочной продукции наиболее удачным за последние годы, экспорт украинской молочной продукции вырос более чем на 80%», – говорит Музыченко.

В «Агропродсервисе» также планируют вчетверо нарастить поголовье бычков – до 3000 голов. Большинство говядины компания планирует экспортировать. «За рубежом очень большой спрос на украинскую говядину. Но у нас этот рынок не развит, и стабильно обеспечить поставки крупных партий Украина пока что не может, – объясняет Чайковский. – Поэтому мы будем инвестировать в это направление и в дальнейшем».

К тому же такая диверсификация позволяет компании получать валютную выручку. В ближайшее время «Агропродсервис» отремонтирует и откроет семь ферм, которые простаивали в течение 15 лет.

Не отказались в «Агропродсервисе» и от выращивания птицы. «У нас есть три площадки для откорма бройлеров и одна – для индюков, которых завезли из Польши, – рассказывает Чайковский. – Всего производственные мощности позволяют ежегодно выращивать до 2 млн. голов птицы». Индейка «Агропродсервиса» уже попала на стол украинского потребителя. А вот с гусем допустили ошибку, взяв украинский генетический материал, – мясо получили не такое качественное, как ожидали.

Есть у Чайковского и собственные перерабатывающие мощности. Бизнесмен возродил Тернопольский мясокомбинат, на котором производят колбасную продукцию, консервацию, продают охлажденное мясо. Мясную продукцию компания в основном продает через собственную сеть специализированных магазинов. Сейчас их в области 22. «По Украине работаем с оптовыми поставщиками и крупными сетями», – говорит Чайковский.

Один из самых прибыльных сегментов компании – растениеводство. В прошлом году собрали 200 000 т зерновых. «Агропродсервис» – одна из самых эффективных компаний в этом сегменте. Благодаря собственному семенному заводу «Агропродсервис» полностью обеспечивает себя качественным семенным материалом. Чтобы быть в курсе новинок, компания учредила форум аграрных инноваций «Новое зернышко», который уже приобрел статус международного. Все производственные и вспомогательные направления деятельности компании выделены в самостоятельные предприятия.

«Каждый новый созданный бизнес не должен быть дотируемый за счет другой отрасли, которая дает прибыль. Все направления мы разделяем на различные бизнесы с отдельными бюджетами и управлением, – отмечает Чайковский. – Свиноводство, которое включает свинокомплексы и комбикормовый завод, закупает у растениеводства, составляющие для производства комбикорма, и продает комбикорм скотоводству и птицеводству».

ЦЕННЫЕ КАДРЫ

Но успех предприятия – это не только генетика и современные технологии. Рассказывая о предприятии, Чайковский постоянно вспоминает о людях, которых здесь ценят за профессионализм и всячески поощряют работать над улучшением результатов.

«Иван Адамович еще с самого начала понял, что главным капиталом компании является человек. Поэтому на предприятии уже давно внедрили программу лояльности к сотрудникам, полную социальную защиту, стабильную и достаточно высокую заработную плату. Одна из последних новаций – современный спортзал, где бесплатно можно заниматься под присмотром квалифицированного тренера», – рассказывает директор HR-департамента Артур Марцис.

По инициативе основателя в «Агропродсервисе» действует система мотивации труда, согласно которой «старожилы» со стажем от 10 лет получают надбавки к зарплате.

Но даже сейчас предприятию не хватает квалифицированных кадров, что существенно тормозит его развитие. «Мы можем уже сегодня купить в Германии самое дорогое поголовье. Но не делаем этого, потому что наши люди не смогут пока работать с ним», – признается бизнесмен.

Поэтому в компании решили, сначала сформировать коллектив фермы и отшлифовать все технологические процессы. А когда люди научатся работать – продать имеющееся поголовье и завезти лучшие породы для воспроизводства.

«Не имеет значения, большое предприятие или малое, главное – любить землю и людей, которые на ней работают, – говорит Чайковский. – И не забывать, что от твоих решений зависит благосостояние не только твоей семьи, но и семей всех, кто работает в твоем хозяйстве».

Автор: Лариса Степанушко

Источник: Landlord

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий