В результате отрицательное сальдо внешней торговли товарами уменьшилось с минус 2,362 млрд. долл. в 2013 г. до минус 1,727 млрд. долл. в 2014 г.
По объему взаимной внешней торговли товарами Китай в 2014 г. является пятым крупнейшим внешнеторговым партнером Беларуси (после России, Украины, Германии и Соединенного Королевства).
По данным Нацбанка, объем внешней торговли услугами между Беларусью и Китаем (без учета Гонконга и Макао) в 2014 г. увеличился на 58,6% до 961,2 млн. долл. При этом импорт услуг резидентов Китая в 2014 г. возрос на 76,9% до 588,8 млн. долл., а экспорт услуг резидентов Беларуси – на 36,2% до 372,4 млн. долл.
Отрицательное сальдо внешней торговли услугами увеличилось с минус 59,4 млн. долл. в 2013 г. до минус 216,4 млн. долл. в 2014 г.
По объему взаимной внешней торговли услугами Китай в 2014 г. является третьим крупнейшим внешнеторговым партнером Беларуси (после России и Германии).
По данным Белстата, в первом квартале 2015 г. в реальный сектор экономики Беларуси (без учета банков и бюджетных организаций) поступили иностранные инвестиции от резидентов Китая в размере 35,772 млн. долл. (в том числе прямые инвестиции – 23,357 млн. долл. и прочие инвестиции – 12,415 млн. долл.), от резидентов Гонконга – 17,634 млн. долл. (в том числе прямые инвестиции – 123,1 тыс. долл. и прочие инвестиции – 17,511 млн. долл.).
Необходимо отметить, что заключение и фактическая реализация сделки СВОП между Нацбанком Беларуси и Народным банком Китая об обмене 16 трлн. руб. на 7 млрд. юаней (в долларовом эквиваленте сумма сделки составляет около 1,120 млрд. долл.) на три года позволит:
1) увеличить золотовалютные резервы Беларуси по национальным стандартам на 1,120 млрд. долл. в эквиваленте (при прочих равных условиях);
2) сэкономить долларовую составляющую золотовалютных резервов в определении ССРД МВФ, поскольку на этот раз Беларусь будет более активно использовать юани на внутреннем рынке и в сфере внешнеэкономических операций (в том числе с нерезидентами из третьих стран).
в свою очередь, заключение меморандума между министерством финансов Беларуси и ведущим китайским рейтинговым агентством Dagong среди прочего направлено на создание более благоприятных условий для выхода резидентов Беларуси на финансовые рынки континентального Китая и Гонконга (является специальным административным районом Китая) и увеличение доли азиатских инвесторов в структуре ожидаемого размещения третьего выпуска суверенных еврооблигаций.
Наконец, необходимо учитывать, что на фоне расширения белорусско-китайского сотрудничества позиция политического руководства России в отношении белорусской стороны может смягчиться по таким чувствительным вопросам, как выделение Беларуси кредитов, поставки белорусской продукции на российский рынок и др.
Источник: BusinessForecast.by