Рейтинг экономической свободы The Heritage Foundation 2010

13.04.2010 – В январе 2010 г. исследовательская организация The Heritage Foundation (Вашингтон) и деловая газета The Wall Street Journal традиционно опубликовали очередной рейтинг экономической свободы (Index of Economic Freedom 2010). По сравнению с предыдущим рейтингом Беларусь переместилась вверх сразу на 17 позиций и заняла 150-е место из 183 стран (в 2009 г. страна занимала 167-е место). Тем не менее, авторы рейтинга по-прежнему относят Беларусь к числу «абсолютно несвободных» стран.
Индекс экономической свободы рассчитывается на основе 10 субиндексов: Свобода бизнеса, Свобода торговли, Фискальная свобода, Расходы правительства, Свобода цен, Свобода инвестиций, Свобода финансового сектора, Защита прав собственности, Уровень коррупции и Свобода рынка труда. Значение каждого показателя варьирует от 0 до 100 баллов (100 баллов означает максимальный уровень экономической свободы).
Субиндекс «Свобода бизнеса» отражает возможности для открытия, ведения и закрытия бизнеса и в целом отражает общую регулятивную (административную) нагрузку на предпринимателей и степень эффективности правительства в регулировании бизнес-среды. Значение субиндекса рассчитывается на основе 10 факторов с равным весом (в качестве исходных данных выступает Отчет Всемирного банка «Ведение бизнеса 2010» – Doing Business 2010):
создание предприятий – количество официальных процедур, затраты времени (в днях), денежные затраты (в процентах от среднедушевого дохода) и минимальный оплаченный капитал (также в процентах от среднедушевого дохода);
получение лицензий – количество официальных процедур, затраты времени (в днях) и денежные затраты (в процентах от среднедушевого дохода);
закрытие (ликвидация) бизнеса – временные затраты (лет), денежные затраты (в процентах от стоимости имущества) и процент возврата при дефолте (рассчитывается как количество центов в долларе, которые удалось вернуть кредиторам в результате процедур банкротства).
Субиндекс «Свобода торговли» отражает влияние тарифных и нетарифных ограничений на экспортно-импортные операции страны. Оценка критерия базируется на расчете средневзвешенного уровня тарифов во внешней торговле, также учитываются нетарифные барьеры (импортные квоты, ограничения экспорта, антидемпинговые и компенсационные меры, субсидии, госмонополии и эксклюзивные франшизы, лицензирование, санитарные и фитосанитарные стандарты, стандарты безопасности, валютный контроль, миграционная политика и др.).
Субиндекс «Фискальная свобода» измеряет общий уровень налоговой нагрузки в экономике и учитывает уровень налогообложения физических лиц и предприятий, а также показатель отношения совокупных налоговых доходов к ВВП страны.
Субиндекс «Расходы правительства» рассчитывается на основе уровня госрасходов (включая местные бюджеты) в структуре ВВП страны.
Субиндекс «Свобода цен» включает в себя индикаторы ценовой стабильности (в частности, средний уровень инфляции за последние три года) и меры административного ценового контроля. Идеальной ситуацией для свободного рынка является ценовая стабильность без вмешательства государства в процессы ценообразования.
Субиндекс «Свобода инвестиций». В экономически свободной стране отсутствуют ограничения на перемещение инвестиционного капитала. Частные лица и компании могут без ограничений перемещать свои ресурсы в различные сферы как внутри страны, так и за ее пределами.
На практике многие страны ограничивают движение капитала. Это могут быть различные правила для внутренних и иностранных инвесторов, ограничения торговли иностранной валютой, ограничения проведения платежей, трансфертов и капитальных трансакций. В отдельных странах определенные отрасли экономики являются закрытыми для иностранных инвесторов.
Кроме того, ограничения рынка труда, коррупция, бюрократизм, неразвитая инфраструктура, политические факторы и условия безопасности также влияют на уровень свободы инвесторов в той или иной стране.
Субиндекс «Свобода финансового сектора» является мерой безопасности банковского сектора, а также независимости банков от действий правительства. Государственная форма собственности снижает уровень конкуренции и объем доступных услуг в финансовом секторе (включая страхование, финансовые рынки и др.).
Наивысшая оценка в 100 баллов присваивается в случае незначительного влияния правительства на финансовый сектор страны. В этом случае подразумевается независимость центрального банка, а также распределение кредитов на рыночной основе (правительство не владеет финансовыми институтами). Финансовые институты (включая иностранные компании) могут без ограничений работать по всему спектру видов деятельности (включая проведение операций в иностранной валюте).
Субиндекс «Защита прав собственности» характеризует возможности частных лиц в плане аккумулирования активов, которые будут четко защищаться соответствующим законодательством (которое будет иметь силу и для правительства страны). Этот индикатор также оценивает вероятность изъятия собственности, а также степень независимости судебной системы, уровень коррупции правоохранительных органов и др.
Чем выше уровень защиты прав собственности, тем выше балл страны. И, наоборот, чем выше вероятность изъятия правительством собственности, тем ниже значение индикатора. Наивысшая оценка в 100 баллов присваивается в случае, если защита прав частной собственности гарантируется правительством. Судебная система способствует эффективному и быстрому исполнению договоров и контрактов. Органы правосудия наказывают лиц, незаконно захватывающих частную собственность. Кроме того, в стране должна отсутствовать коррупция и механизмы изъятия частной собственности.
Субиндекс «Уровень коррупции». Коррупция разрушает экономическую свободу за счет внесения соответствующих рисков и неопределенности в экономические отношения. Оценка указанного субиндекса взята из рейтинга восприятия коррупции Transparency International за 2008 г. (с умножением на 10 для приведения данных к единой шкале – от 0 до 100 баллов).
Субиндекс «Свобода рынка труда» отражает различные аспекты законодательства и регулирования в сфере трудовых отношений (включая уровень минимальной оплаты труда, сложность процедуры увольнения работников, регуляторную нагрузку, уровень конкуренции на рынке труда и др.).
Мировым лидером по уровню экономической свободы уже на протяжении 16 последних лет является Гонконг. Далее следуют: Сингапур, Австралия, Новая Зеландия, Ирландия, Швейцария, Канада, США, Дания и Чили (см. таблицу 1).
К слову, общая оценка уровня экономической свободы для Гонконга составляет 89,7 балла, в том числе свобода бизнеса – 98,7, свобода торговли – 90, фискальная свобода – 93, расходы правительства – 93,7, свобода цен – 83,1, свобода инвестиций – 90, свобода финансового сектора – 90, защита прав собственности – 90, свобода от коррупции – 81 и свобода рынка труда – 87,4 баллов.
В десятку наиболее экономически несвободных стран входят: Соломоновы острова (170-е место), Туркменистан (171-е место), Демократическая Республика Конго (172-е место), Ливия (173-е место), Венесуэла (174-е место), Бирма (175-е место), Эритрея (176-е место), Куба (177-е место), Зимбабве (178-е место) и Северная Корея (179-е место). Данные по Лихтенштейну, Афганистану, Ираку и Судану не представлены.
В целом по сравнению с предыдущим рейтингом среднемировой уровень свободы второй раз в истории снизился – на 0,1 балла до 59,4 балла (максимальной оценкой является 100 баллов).
В рейтинге экономической свободы выделяются следующие группы стран: «свободные экономики» (оценка превышает 80 баллов) – первые семь стран в рейтинге; «в основном свободные» (70-79,9 баллов) – 8-30 позиции рэнкинга; «относительно свободные» (60-69,9 баллов) – с 31-го по 88-е место; «преимущественно несвободные» (50-59,9 баллов) – 89-143 позиции и «абсолютно несвободные» (0-49,9 баллов) – 144-179 позиции в рейтинге.
Авторы исследования отмечают, что ряд европейских стран по итогам прошедшего года смогли заметно улучшить свои позиции в рейтинге экономической свободы. Так, лидером здесь является Черногория (уровень экономической свободы возрос на 5,4 балла), Македония (+4,5 балла), Хорватия (+4,1 балла), Беларусь (+3,7 балла), Босния и Герцеговина (+3,1 балла) и Польша (+2,9 балла).
Как свидетельствуют данные рейтинга, повышение уровня экономической свободы способствует улучшению качества жизни, а также политическому и социальному прогрессу. Более того, авторы исследования обнаружили следующую эмпирическую закономерность: мировой экономический кризис оказывает меньшее негативное влияние на страны с более высоким уровнем экономической свободы, и, наоборот, страны с более низким уровнем экономической свободы пострадали от кризиса в большей степени.
Кроме того, по оценкам экспертов The Heritage Foundation, повышение уровня экономической свободы способствует росту ВВП, сокращению бедности, развитию социальной среды и демократических институтов, а также улучшению экологической ситуации в стране.
Так, по расчетам специалистов The Heritage Foundation, коэффициент корреляции между уровнем экономической свободы и ВВП на душу населения составляет 0,67, а коэффициент детерминации 44,89%, то есть различия среднедушевого ВВП по странам почти наполовину обусловлены уровнем экономической свободы. По сути, это и есть важнейший вывод проведенного исследования.
Таким образом, экономическая свобода является критически важной с точки зрения повышения уровня благосостояния населения и создания новых рабочих мест в экономике. Зарегулированность, высокий уровень налогообложения и неопределенности (рисков) в экономике препятствуют притоку инвестиций, что в свою очередь, заметно ограничивает создание новых рабочих мест, внедрение новых технологий и инноваций и др.
В последнем рейтинге экономической свободы Беларусь набрала 48,7 баллов и переместилась вверх сразу на 17 позиций и заняла 150-е место из 183 стран (в 2009 г. страна занимала 167-е место – 45 баллов). Однако Беларусь по-прежнему относится к числу «абсолютно несвободных» стран.
Среди стран СНГ и соседних государств наиболее высокую позицию занимает Эстония – 16-е место (74,7 баллов). Выше Беларуси в рейтинге The Heritage Foundation находятся: Грузия – 26-е место (70,4 баллов), Литва – 29-е место (70,3 баллов), Армения – 38-е место (69,2 баллов), Латвия – 50-е место (66,2 баллов), Польша – 71-е место (63,2 баллов), Киргизия – 80-е место (61,3 баллов), Казахстан – 82-е место (61 балл), Азербайджан – 96-е место (58,8 баллов), Молдова – 125-е место (53,7 баллов), Таджикистан – 128-е место (53 балла) и Россия – 143-е место (50,3 баллов).
Ниже Беларуси в рейтинге экономической свободы расположились: Узбекистан – 158-е место (47,5 баллов), Украина – 162-е место (46,4 баллов) и Туркменистан – 171-е место (42,5 баллов).
«Сохранение в Беларуси постсоветской направленности в социально-экономической политике не позволяет стране воспользоваться всеми преимуществами экономической свободы (в отличие от большинства других постсоветских стран). Хотя, с другой стороны, впервые за четыре года уровень экономической свободы возрос на 3,7 балла. Тем не менее, в европейском рейтинге Беларусь занимает 42-е место из 43 стран», – отмечается в отчете The Heritage Foundation.
Реформы, направленные на сокращение регулятивной нагрузки и улучшение делового и инвестиционного климата, позволили улучшить позиции Беларуси в субиндексах «Свобода бизнеса» и «Свобода рынка труда». Однако значения большинства остальных индикаторов гораздо ниже среднемировых показателей (см. таблицу 2).
«Экономика Беларуси по-прежнему характеризуется широким участием со стороны государства (включая меры административного контроля и др.). Процессы реструктуризации идут медленно, удельный вес частного сектора в экономике остается невысоким. Хотя уровень налоговой нагрузки является умеренным, налоговая система в Беларуси является сложной и запутанной. Нормативно-правовые акты создают путаницу и применяются неравномерно», – подчеркивается в докладе.
Уровни свободы финансового сектора, инвестиций, защиты прав собственности и коррупции на 20-40 баллов хуже среднемировых значений. Правительство контролирует многие финансовые институты (прямо или косвенно). Кроме того, по мнению авторов исследования, в Беларуси отмечается высокий уровень коррупции, а система защиты прав частной собственности является ненадежной. Иностранные инвесторы также сталкиваются с различного рода ограничениями и неэффективностью бюрократических институтов.
В отчете The Heritage Foundation приводятся следующие экономические показатели Беларуси (данные за 2008 г.): ВВП по паритету покупательной способности – 118,7 млрд. долл.; темп роста ВВП – 10%; среднегодовой темп роста ВВП за последние 5 лет – 9,5%; ВВП на душу населения по ППС – 12,261 тыс. долл.; среднегодовая инфляция – 14,8% и приток прямых иностранных инвестиций – 2,2 млрд. долл.
Рассмотрим более подробно позиции Беларуси в представленном рейтинге экономической свободы.
Так, наиболее высокую позицию Беларусь занимает в субиндексе «Фискальная свобода» – 85,2 балла (год назад 79,4 балла). В Беларуси отмечается относительно низкий уровень подоходного налога физлиц и умеренный уровень налогообложения корпоративного сектора. В 2008 г. введена плоская ставка подоходного налога в размере 12% (ранее верхняя граница подоходного налога составляла 30%).
Верхняя граница налога на прибыль предприятий составляет 24%. В состав других налогов входят налог на добавленную стоимость (НДС), оборотные налоги с производства товаров и услуг, экологический налог для юрлиц и др. С 1 июля 2009 г. повышены акцизы на алкоголь и сигареты. В целом общий уровень налогов в 2008 г. составлял 27,5% от ВВП.
В субиндексе «Свобода рынка труда» Беларусь набрала 84,8 баллов (год назад 70,8 баллов). Относительно гибкое регулирование рынка труда обеспечивает более широкие возможности для создания рабочих мест и роста производительности труда. Однако затраты на содержание персонала, которые не связаны собственно с оплатой труда (например, отчисления в фонд соцзащиты и др.), остаются высокими. Вместе с тем, процесс увольнения работников по сокращению штатов выглядит относительно простым.
Значение субиндекса «Свобода торговли» составляет 80,3 балла против 67,2 балла год назад. В 2008 г. средневзвешенный уровень тарифов во внешней торговле Беларуси составил 2,3%. Однако широкое ограничение импорта (включая квоты), требования по лицензированию продукции, непрозрачное регулирование, слабая система защиты прав частной собственности, внутренняя ориентация госзакупок и субсидии со стороны правительства увеличивают издержки внешней торговли. В результате за счет нетарифных барьеров и ограничений значение указанного субиндекса для Беларуси скорректировано в сторону снижения сразу на 15 баллов.
В субиндексе «Свобода бизнеса» авторы рейтинга присвоили Беларуси 72,1 балла (год назад 63,7 балла). Недавние реформы позволили расширить возможности для открытия и ведения бизнеса. Для открытия бизнеса сейчас требуется около 6 дней (среднемировое значение 35 дней). Затраты на получение лицензий также гораздо ниже среднемировых значений.
Далее следует субиндекс «Свобода цен» – 62,6 балла против 66,8 балла в предыдущем рейтинге, то есть отмечается некоторое ухудшение данного показателя. Инфляция по-прежнему остается очень высокой и составляет в 2006-2008 гг. в среднем 12,6% ежегодно. Правительство субсидирует производство многих основных товаров и услуг, устанавливает цены и тарифы на госпредприятиях, контролирует зарплату, а также регулирует розничные цены. В результате за счет этих мер значение указанного субиндекса для Беларуси скорректировано в сторону снижения на 15 баллов.
В субиндексе «Расходы правительства» Беларусь набрала только 32 балла против 30,9 балла год назад. Уровень централизации белорусской экономики является высоким. Соответственно, общий уровень расходов правительства (включая потребление и трансферты) также остается высоким. В 2008 г. госрасходы составили 47,6% от ВВП Беларуси. Правительство ищет инвесторов для госпредприятий в энергетической сфере и в секторе телекоммуникаций, однако процессы приватизации в целом идут медленно.
Еще ниже позиции Беларуси выглядят в субиндексах: свобода инвестиций, защита прав частной собственности и уровень коррупции.
Так, с точки зрения свободы инвестиций авторы рейтинга присвоили Беларуси всего лишь 20 баллов (год назад также 20 баллов, нет изменений).
Правительство страны покровительствует госпредприятиям в ущерб частным и иностранным инвесторам. Иностранные инвесторы сталкиваются с дополнительным отбором (включая политическую благонадежность) и работают в Беларуси по индивидуальному признаку.
Правительство заявляет о необходимости сохранения контроля за экономическими операциями в стране. Многие отрасли экономики по-прежнему находятся в исключительной собственности государства, а прибыльные и стратегические предприятия зачастую де-факто находятся под контролем правительства.
Неэффективные бюрократические институты, коррупция, противоречивое толкование законов, отсутствие доверия к судебной системе и ограничения частного сектора препятствуют притоку иностранных инвестиций в страну. Иностранные граждане и компании не имеют права владения землей. Капитальные операции, текущие трансферты, счета резидентов и нерезидентов также подвергаются ограничениям со стороны правительства. В случае изъятия собственности правительство, как правило, ссылается на нарушение законодательства в сфере экономики и не предлагает компенсаций прежним собственникам.
В субиндексе «Защита прав частной собственности» Беларусь, как и год назад, также набрала 20 баллов. Структура прав собственности остается неизменной еще с советского времени, государству принадлежит земля и сельскохозяйственные предприятия. Судебная система не защищает в полной мере права частной собственности. Правительство широко вмешивается в деятельность предприятий. Независимые юристы не могут работать без лицензии Министерства юстиции. Защита интеллектуальной собственности является слабой.
С точки зрения уровня коррупции, эксперты The Heritage Foundation присвоили Беларуси также 20 баллов (в прошлом году 21 балл, то есть наблюдается некоторое ухудшение показателя). «Коррупция в Беларуси воспринимается, как широко распространенное явление. Беларусь занимает 151-е место из 179 стран по индексу восприятия коррупции Transparency International за 2007 г. Владельцы экспортно-импортных операций также указывают на широкое распространение коррупции. Согласно независимых опросов, коррупция наиболее распространена в местных органах власти, среди директоров крупных госпредприятий, в милиции, а также в учреждениях здравоохранения и образования», – говорится в отчете.
Хотя, справедливости ради стоит отметить, что в опубликованном в ноябре 2009 г. рейтинге восприятия коррупции Transparency International поднялась на 12 позиций вверх – со 151-го на 139-е место (из 180 стран). То есть при учете последних данных по коррупции общая оценка уровня экономической свободы в Беларуси также должна быть пересмотрена в сторону улучшения (повышения).
И, наконец, наихудшие результаты Беларуси зафиксированы в субиндексе «Свобода финансового сектора» – всего лишь 10 баллов (год назад также 10 баллов, нет изменений). В банковской системе Беларуси преобладает государственная форма собственности, распределение кредитов не является рыночным.
Несмотря на то, что, начиная с 2006 г. 14 банков было продано иностранным инвесторам, на долю четырех крупнейших госбанков приходится более 70% активов банковского сектора. Иностранные банки сталкиваются с рядом препятствий, при этом ограничения по кредитованию остаются высокими. Бизнес имеет доступ к различным кредитным механизмам, но бюрократические сложности отбивают охоту у малых предприятий. Небольшие небанковские финансовые институты также подвержены вмешательству со стороны госорганов. Фондовый рынок Беларуси является неразвитым, а количество регулярных сделок с ценными бумагами – минимальным.
Тем не менее, стоит отметить, что уровень экономической свободы в Беларуси в 1995-2010 гг. имеет повышательную тенденцию (см. рисунок 1) и в ближайшие годы указанный индикатор, на наш взгляд, продолжит расти (с учетом улучшения делового и инвестиционного климата в стране, с приходом новых иностранных инвесторов и др.).
Впрочем, необходимо отметить, что статистические данные зачастую являются неточными или неполными (свою роль могут играть и методологические различия), а экспертные оценки являются субъективными по своей природе.
Поэтому к подобным индексам необходимо относиться с определенной долей скептицизма, поскольку и они не лишены недостатков, зачастую являются необъективными и тенденциозными, содержат устаревшие данные, неточности и др. Кроме того, есть вопросы, связанные с определением весов каждого фактора и методами нормирования исходных статистических данных.
К слову, при составлении рейтинга за 2010 г. авторы по возможности опирались на статистические данные за период второе полугодие 2008 г. – первое полугодие 2009 г. При расчете среднегодового уровня инфляции за последние три года использовался период 2006-2008 гг. и др.
Можно предположить, что в случае использования более оперативных данных (в том числе и по коррупции) позиции Беларуси в рейтинге экономической свободы выглядели бы несколько выше.
При подготовке следующего рейтинга специалистам The Heritage Foundation целесообразно активнее взаимодействовать с органами госуправления и академическим сообществом Беларуси, что позволит получить более полные, достоверные и объективные результаты.
Однако в любом случае нам необходимо поставить цель попасть в число 50-60 стран мира с наиболее высоким уровнем экономической свободы, что будет способствовать увеличению притока иностранных инвестиций, развитию новых технологий и инноваций, повышению уровня благосостояния и качества жизни населения. Хотя, задача далеко не из простых, но двигаться в этом направлении, очевидно, нужно.
Для справки
The Heritage Foundation (Вашингтон, основан в 1973 г.) является одним из ведущих исследовательских центров мира. В настоящее время в институте работает 244 сотрудника, годовой бюджет компании составляет 61 млн. долл.
The Wall Street Journal (основана в 1889 г.) является одним из ведущих деловых изданий мира. Число подписчиков газеты превышает 3,8 млн. чел. По итогам 2009 г. The Wall Street Journal уже 10-й год подряд признается лучшим деловым изданием по версии BtoB’s Media Power 50.
Полную версию статьи можно скачать здесь.
Источник: BusinessForecast.by
 

Читайте по теме:

Оставить комментарий