Реестры населения как ядро системы реестров в североевропейских странах

Системы электронных реестров, которые созданы во многих европейских странах, уже давно доказали свою эффективность при применении в различных сферах функционирования государства, отдельных фирм и в улучшении условий взаимодействия населения с органами власти и частными организациями.

Особое место в системах реестров занимают реестры населения. Именно они предоставляют всестороннюю и полноценную информацию о лице, при этом, давая возможность человеку экономить время и усилия при решении насущных проблем, запросов и требований, касающихся здоровья, образования, собственности, занятости, пенсионного обеспечения, социальной помощи и тому подобное.

Реестры населения также доказали свою эффективность во время проведения последних раундов переписей населения и жилья. Пионерами в создании и использовании систем реестров населения являются североевропейские страны. Актуальность статьи для Украины обусловлена активным развитием различных реестров, которые о том, что плохо взаимодействуют между собой и не составляют целостной системы; необходимостью учета опыта ведущих стран в создании полноценной системы реестров.

Целью статьи является обобщение опыта североевропейских стран по созданию и функционированию систем реестров и определение роли центра специального реестра населения как одного из базовых.

Новизна статьи заключается в обобщении и сравнительном анализе систем реестров североевропейских стран, исследовании роли центрального реестра населения и других базовых и специализированных реестров поставщиков информации о населении.

Методы исследования: системный анализ, научное обобщение, сравнительный анализ, методы теории исследования сложных систем.

В статье исследованы общие аспекты создания и использования реестров населения в странах Северной Европы. Характерной особенностью североевропейских стран, в отличие от Украины, является системность в создании отдельных реестров, когда для определенного административного реестра сразу определяется место в общей системе и связь с другими, в первую очередь базовыми реестрами.

На примере двух из наиболее продвинутых в этом деле стран – Дании и Норвегии – анализируются мероприятия по созданию систем персональных идентификационных номеров и практика использования этих номеров в системах реестров.

Приведены примеры подсистем реестров здравоохранения и образования, а также некоторых других реестров, содержащих персонифицированную информацию. На базе опыта североевропейских стран сформулированы предложения по созданию реальной действующей системы реестров в Украине.

Ключевые слова: система электронных реестров, реестры населения, персональный идентификационный номер, североевропейские страны.

Постановка проблемы и актуальность. В современном мире происходит усложнение процесса принятия управленческих решений, и растут требования относительно качества и скорости предоставления административных услуг населению. Решение многих задач требует комплексного подхода и привлечения разнообразной информации.

С развитием информационных технологий в мире большинство развитых стран старается упорядочить сведения с бумажных носителей с помощью электронных реестров. Это создает базу для организации реестров в определенную систему, что исключает дублирование информации и предоставляет определенным государственным структурам и лицам, вовлеченным в процессы принятия соответствующих решений, доступ к как можно более полному объему информации, необходимой для выполнения служебных полномочий.

Отдельный вопрос – использование реестров в практической деятельности статистических органов стран. Существование полноценных и качественных реестров существенно снижает статистическую и административную нагрузку на респондентов: как физических, так и юридически лиц. А самим лицам — сокращает процедуры обращения в государственные органы для получения различных справок и сертификатов.

Системы реестров уже доказали свою эффективность как источника информации для проведения переписей населения, но и сами переписи в отдельных странах дают много дополнительной информации для соответствующих реестров. Передовыми в этом направлении являются североевропейские страны.

Пользу и эффективность с точки зрения административного управления, а не одна лишь статистика, доказывают необходимость создания реестров. Кроме того, по закону во многих странах реестры не могут быть использованы для любых других целей, кроме как составления статистики.

Существует проблема различия терминологии, которую используют в разных административных реестрах, и методах оценки качества информации.

А цели, для которых административные реестры создавались, накладывают определенные изменения на методологию создания, функционирования и использования различных реестров. Следует подчеркнуть, что, говоря о системе реестров, которая должна функционировать в стране, надо иметь в виду именно системность: это взаимосвязь, согласованность и взаимозависимость элементов этой системы.

Следовательно, использование различных источников данных для решения широкого круга задач государственного управления позволяет при условии соблюдения надлежащего качества данных, создание соответствующих процедур, их преобразование и использование, а также уменьшать нагрузку на респондентов, финансовые и организационные расходы, сокращать время поступления информации и тому подобное.

А использование разнообразной информации о физических лицах (населения страны) для определенных целей предполагает, во-первых, наличие хорошо разработанной системы реестров, которые содержат необходимую качественную информацию, которая постоянно актуализируется.

Во-вторых, существование развитого высококачественного централизованного реестра населения с должным охватом, в-третьих, наличие надежного уникального ключа (или комбинации ключей – идентификаторов), что позволяет однозначно идентифицировать физическое лицо и связать данные о нем во всех необходимых для анализа реестрах.

Таким образом, возникает новая парадигма производства нужной обществу информации (и не только статистической), основанная на интегрированном использовании многих источников данных и новых процедур их согласования и анализа.

Для создания надежной информационной системы относительно населения Украины актуальным является исследование опыта европейских стран по построению и использованию их систем реестров, организации и содержания отдельных реестров населения, роли центральных реестров населения, наличия идентификаторов физических лиц и тому подобное.

Анализ последних исследований и публикаций. О полезности использования электронных реестров при условии существования их хорошо разработанной системы и наличии у них качественной информации, которая постоянно актуализируется, не раз отмечали международные организации и отечественные ученые и исследователи. И это не только статистики и демографы, но и специалисты по государственному управлению, избирательному праву, социальной и гуманитарной политике и тому подобное.

Зарубежный опыт использования реестров как информационной базы социальной статистики в Украине рассматривался А. А. Вишневской (O. A. Vyshnevs’ka). Однако после этих публикаций прошло уже слишком много времени для такого направления, чтобы стремительно развиваться, так и для создания реестров.

Среди последних исследований следует отметить публикации В. П. Трощинского и М. В. Кравченко, где рассмотрена возможность использования реестров при проведении переписи населения в Украине. А также публикация А. И. Магеры (A. J. Mahera), посвященная проблеме использования реестров в избирательном процессе. Состояние и направления использования электронных ресурсов в Украине представлены в отчете по проекту TAPAS.

В конце 2019 г. — начале 2020 г. в публичном пространстве Украины возникла оживленная дискуссия о возможности проведения переписи населения и определения численности населения Украины с использованием реестров и данных мобильных операторов.

Выступления Е. М. Либановой (E. M. Libanova), О. М. Гладуна (O. M. Gladun) и публикация В. Г. Сариогло (V. G. Sarioglo) свидетельствуют о невозможности применения такой технологии на современном этапе развития системы реестров в Украине.

Можно отметить публикации иностранных ученых, в основном посвященные использованию административных реестров во время проведения переписи населения и жилья, опубликованные в разные годы: Д. Илдиза (D. Yildiz) и П. В. Ф. Смита (P. W. F. Smith), Дж. Дж. Брауна (J. J. Brown), Г. Ш. Бахметовой (G. Bakhmetova) и А. А. Исупова (A. Isupov), Е. Шульте Нордхолта (E. Schulte Nordholt), М. Пулена (M. Poulain) и А. Герм (A. Herm), К. Вассенден (К. Вассенден).

Вообще следует констатировать, что публикаций в Украине по этим вопросам явно не хватает. Также стоит отметить, что и доступ к иностранным публикациям по разработке и использованию систем реестров населения и к самой информации об отдельных реестрах, созданных в разных странах, является довольно ограниченным, а научных обзорных публикаций по зарубежным электронным информационным ресурсам почти нет.

Исключением являются рекомендации и руководства международных организаций (особенно ООН, ЕЭК ООН и Евростата) относительно функционирования систем реестров в европейских странах, в частности – Северной Европе, и использования статистических и административных реестров в статистических целях, в основном – для переписей населения и жилья.

Целью статьи является обобщение опыта североевропейских стран по созданию и функционированию систем реестров и определение роли центрального реестра населения как одного из базовых реестров.

Новизна статьи заключается в обобщении и сравнительном анализе систем реестров северных стран, исследовании роли центрального реестра населения и других базовых и специализированных реестров поставщиков информации о населении.

Методы исследования: системный анализ, научное обобщение, сравнительный анализ, методы исследования сложных систем.

Изложение основного материала исследования и полученных результатов. В документах ЕЭК ООН указано, что реестр можно определить как результат систематического сбора данных на уровне единицы, организованный таким образом, что возможно их постоянное обновление – обработки идентифицируемой информации с целью установления, актуализации, исправления или расширения реестра, то есть на отслеживание любых изменений в данных, описывающих единицы и их атрибуты.

Эти единицы определяются точным набором правил, а атрибуты обновляются в соответствии с изменениями, которые претерпели единицы.

К этому определению можно добавить, что собранная информация должна собираться в структурированных файлах данных, потому что речь идет именно об электронных реестрах. Ключевой особенностью реестра является то, что каждую единицу в нем можно однозначно идентифицировать, и это обычно делается с помощью идентификационных кодов (ключей), которые могут быть как простыми, так и сложными (созданными путем сочетания нескольких атрибутов единицы реестра).

Реестры подразделяют на следующие типы: административные, статистические, базовые и специализированные.

Административные реестры – это те, что создаются и используются в основном в административных целях за пределами национальных органов статистики.

Базовые – это реестры, которые создают базовую совокупность физических лиц, жилищного фонда предприятий и организаций (например, реестры населения, жилых помещений или предприятий). Другие реестры должны быть согласованы с базовыми.

Реестр домохозяйств может быть создан путем объединения реестров населения и жилья.

Специализированные реестры, в отличие от базовых, служат одной специфической цели или четко определенной группе целей, а орган, ведущий эти реестры, как правило, является главным пользователем информации.

Специализированные реестры часто получают информацию о населении и некоторые основные данные из базового реестра, но сами предоставляют другие данные. Базовые и специализированные реестры могут быть статистическими или административными.

В большинстве стран Северной Европы функции удержания и ведения центральных реестров населения были временно переданы статистическими офисами другим органам власти (налоговым администрациям, министерствам внутренних дел или миграционным органам), поэтому эти базовые статистические реестры стали базовыми административными реестрами.

В североевропейских странах почти все специализированные реестры используют для простого связывания тот же идентификационный ключ, что и соответствующий базовый реестр.

К базовым реестрам и другим источникам, которые могут использоваться для получения информации о физических лицах, эксперты ООН причисляют:

(a) реестр населения (базовый реестр, содержащий переменные: рождение, смерть, брак и миграцию);

(b) здания и жилые дома или адресный реестр (базовый);

(c) реестр предприятий (базовый);

(d) реестр налогообложения;

(e) реестр занятости;

(f) пенсионный реестр;

(g) реестр социальных услуг;

(h) реестр соискателей;

(i) реестр студентов.

Наибольший успех в вопросе развития системы реестров имеют североевропейские страны: Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия и Нидерланды. Но следует отметить, что богатый опыт внедрения эффективной системы реестров имеет Эстония, которой удалось за короткое время создать полноценную систему электронного правительства (e-government), основанной на регистрах. Не случайно именно в Эстонии находится штаб-квартира IT-агентства Евросоюза. К перечню можно с уверенностью добавить Австрию и Словению.

Все системы реестров североевропейских стран имеют реестры населения, адресов, предприятий, налогообложения, занятости, пенсионные реестры, реестры социальных услуг, медицинские, образования и транспортных средств.

Среди реестров социальных услуг следует выделить: реестры бездомных, детей, проживающих вне семьи, реестры по возмещению государством оплаты лекарств и тому подобное, которые ведутся в различных странах. В Дании их наибольшее количество — более четырех.

Почти всеми североевропейскими странами ведутся реестры соискателей работы. Но такая информация тем или иным образом учитывается также в реестрах населения или в реестрах занятости, где могут быть отмечены увольнения с последнего места работы. Реестры занятости существуют во всех анализируемых странах.

Наличие в стране одного или более пенсионных реестров зависит от организации пенсионной системы. Она может иметь несколько уровней, определенные разновидности, поэтому и пенсионные реестры ведутся социальными службами государств и отдельными фондами (компаниями). Такие реестры существуют почти во всех североевропейских странах.

Рассматривая реестры североевропейских стран, особо надо подчеркнуть, что эти страны имеют очень развитые системы реестров охраны здоровья, насчитывающие иногда более десяти единиц, и содержат информацию о пациентах, болезнях, лекарствах (которыми лечат людей и даже их животных), рецепты и данные о лицензированном медицинском персонале.

В большинстве из этих стран существуют отдельно системы реестров образования, что позволяет получать оперативную и достоверную информацию об уровне квалификации физических лиц.

Во всех странах есть земельные кадастры и реестры прав собственности.

Количество медицинских реестров по странам очень отличается. Например, в Норвегии их больше 18, Дании – более 14, а Финляндии – более 5. Однако следует заметить, что Национальные реестры пациентов, реестры о рождении, абортах, причинах смерти, онкологических заболеваниях, алкоголизме ведутся в большинстве стран.

Наибольшее количество образовательных реестров создано в Дании (6) и Нидерландах (3). Реестры системы образования в разных странах могут содержать информацию как о среднем образовании и следующих уровнях его повышения, так и только о высшем полученном образовании, об образовании взрослых, о полученных дипломах, об окончании образовательных учреждений, об обучении в различных образовательных программах в учебных заведениях.

С многообразием подходов к учету полученной квалификации и различием по странам в перечне держателей образовательных реестров именно и связано их количество.

Кроме того, международные институты рекомендуют включать в перечень реестров, содержащих сведения о населении, также автомобильные реестры. Или реестры транспортных средств: в странах Северной Европы наряду с автомобилями очень популярным является владение лодками. Такие реестры есть во всех этих странах. Это — реестры, содержащие информацию о транспортных средствах и их владельцах, реестры дорожно-транспортных происшествий, реестры лицензий владельцев автомобилей, транспорта и другие.

Реестры недвижимости и земельные кадастры ведутся во всех рассматриваемых странах, а реестры завещаний (или наследственные) – существуют во всех странах, кроме Финляндии.

Реестры пенитенциарной службы и/или реестры судов также созданы почти во всех странах, информация не найдена только в отношении Норвегии.

Интересными, по нашему мнению, являются инициативы многих стран, которые начали создание реестров по кредитоспособности населения. Так, в Дании и Норвегии созданы реестры кредитной информации, в Нидерландах – реестр неплатежеспособности физических лиц.

В североевропейских странах как базовые функционируют три административные реестры: реестр лиц (реестр населения), реестр недвижимости (недвижимость, здания и жилые помещения), реестр предприятий.

Соответственно, во всех странах есть три статистических базовых реестра. В Швеции признан четвертый статистический базовый реестр — реестр деятельности. Реестры деятельности (рабочих мест, других видов деятельности на рынке труда и образовательных мероприятий) существуют и в других странах, но они не определяются как базовые.

Административные базовые реестры в разных североевропейских странах организованы по-разному. Например, в Финляндии данные о жилье и зданиях являются частью информационной системы в отношении населения, а в Норвегии и Дании эти данные включаются в ту же информационную систему, что недвижимость и адреса.

Однако эти различия не влияют на функционирование системы реестров, потому что все базовые реестры имеют ключи для связи между собой: личные идентификационные номера; числовые адреса; идентификационные номера предприятий (учреждений, компаний, организаций и предприятий).

Одним из основных факторов, способствующим статистическому использованию реестров административных данных, является создание унифицированных идентификационных систем, при отсутствии которых очень сложно связать различные реестры. Итак, минимальным требованием является существование единой системы идентификации для базовых реестров.

В североевропейских странах персональные идентификационные номера физических лиц есть почти во всех реестрах, содержащих информацию о населении. Аналогично, почти одинаково унифицированные системы идентификации используются для других базовых реестров: бизнес-реестры предприятий, адресов, домов и жилых помещений.

В странах Северной Европы свой базовый статус давно закрепили реестры населения, где они стали важным источником информации для различных статистических обследований, включая перепись населения. Реестры населения имеют уникальный идентификатор — персональный идентификационный номер.

Реестр содержит основную информацию обо всех лицах (пол, возраст, воинский статус, национальность и тому подобное). Далее включаются ссылки на родителей и супругов, что позволяет образовать семейную единицу. Еще одна важная характеристика в реестре – адрес жилья. В странах, имеющих реестр жилищного фонда, домохозяйство устанавливается путем связи лиц и жилых помещений.

Реестры населения десятилетиями эффективно используются как источник статистических данных, и их можно считать логическим продуктом эволюции жизненно важной системы статистики. Для статистики населения используют административные реестры, содержащие персональный идентификационный номер из центрального реестра населения (Central Насе lation Register, CPR).

Следует подчеркнуть, что главная функция реестра населения заключается в предоставлении достоверной информации для административных целей правительства, в частности для планирования программ, бюджета и налогообложения.

Реестры полезны в других административных сферах, таких как установление личной идентификации, в голосовании, обучении и военной службе, социальном страховании и благосостоянии, а также для предоставления справок полиции и суда. Информацию из реестров используют для выдачи документов, необходимых для приема детей в ясли, детские сады, школы и для прикрепления жителей к медицинским клиникам.

Понятно, что реестр населения включает перечень лиц, с которыми местным и/или национальным администрациям страны нужно общаться. Поэтому национальный реестр населения может быть как централизованным, так и децентрализованным, то есть состоять из системы реестров региональных администраций.

Реестры населения имеют долгую историю: древнейший реестр домохозяйств и людей был датирован династией Хань в Китае во втором веке до нашей эры. В Европе система регистрации населения впервые появилась в северном регионе. Согласно Е. Аросениуса, Е. Хофстена и Х. Лундстрома, в 1665 г. лютеранский епископ Иоганнес Гезелий старший (Johannes Gezelius) приказал духовенству епархии Ебо (ныне Турку, Финляндия) записать все семьи в каждом приходе.

Однако, лишь в 1686 г. одним указом приказал каждому пастору составить список всех семей в его приходе с такой информацией о приходском населении: супружеские пары; законные и внебрачные дети с их датой и местом рождения, датой крещения и именами родителей; смерти и погребения; все прибытия и выезды из прихода. На территории Украины первые реестры появились в XVI веке из-за создания казацкого войска, все казаки заносились в специальный список-реестр.

Далее рассмотрим организацию системы реестров в двух передовых в этом смысле северных странах: Дании и Норвегии.

Система реестров Дании. Дания – это страна с наиболее развитой системой реестров. Каждая сфера жизни человека здесь может быть исследована с помощью информации, содержащейся в соответствующем реестре. Реестры ведут как органы государственной власти и муниципальные учреждения, так и научно-исследовательские организации, высшие учебные заведения, больницы, аптеки и тому подобное. Также в стране существенно развита система реестров, касающихся бизнеса.

Начиная с 1924 г., правительство Дании создало систему записи информации обо всех своих гражданах и жителях страны. Это был первый Национальный реестр лиц, где информация, включая имена, адреса, даты рождения и место рождения, семейное положение и другая общая информация, собиралась вручную. Впоследствии, в 1968 г., это было перенесено в компьютерную систему и создана система идентификационных карт – CPR-Nummer или personnummer.

Сейчас датская система гражданской регистрации (CPR или центральный реестр населения) – это национальный реестр, содержащий основную личную информацию обо всех, кто имеет регистрационный номер гражданского лица.

Практически каждое правительственное ведомство Дании получает информацию о человеке именно из этой базы данных. Ведет реестр CPR-Kontoret (буквально «офис CPR»), который отвечает за поддержку и развитие базы данных, и передачу информации в правительственные учреждения, а также уполномоченные частные компании. Держателем реестра является Министерство по вопросам экономики и внутренних дел.

Каждый, кто проживает в Дании, должен зарегистрироваться через 3 месяца. 6 месяцев, если он является гражданином страны Северного совета, то есть одной из стран: Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции, а также из автономных районов Фарерских островов, Гренландии и Аландских островов.

Любое лицо, зарегистрированное в датском реестре населения по состоянию на 2 апреля 1968 г. (1 мая 1972 г. – в Гренландии) или позже, получает персональный идентификационный номер. Любое лицо, которое обязано платить налог в Дании согласно закону о налоговом контроле Дании, но не зарегистрированное в гражданском реестре, также получает персональный идентификационный номер.

Основными атрибутами (поля) реестра являются, это номер гражданской регистрации (идентификационный номер лица), имя, адрес, регистрация рождения. А также гражданство, вероисповедание (какая церковь), отцовство, семейное положение, информация о статусе индивидуальной регистрации.

Центральный реестр зданий и жилых помещений, за который отвечает Министерство по вопросам жилищно-коммунального и сельского хозяйства, – это базовый реестр в отношении строительных и жилищных условий для налогообложения имущества, переписей населения и жилья и других статистических целей. Он содержит информацию обо всей построенной собственности в Дании. Это идентификация каждого отдельного здания, схема расположения, назначения, год строительства, технические условия, планировки, электроустановки и срок аренды.

Значительную роль в системе реестров Дании играют медицинские реестры. Каждый, кто находится там, на законных основаниях, имеет индивидуальный регистрационный номер и, следовательно, имеет карту государственного медицинского страхования, получает доступ к услугам бесплатного медицинского обеспечения.

Для этого создана Национальная платформа услуг (NSP) – инфраструктура, которая должна обеспечить возможность использования национальных реестров и служб непосредственно в уходе за пациентами, обеспечивая необходимую доступность и стабильность работы.

Только перечень реестров, которым руководит Датское управление здравоохранения, составляет впечатление, что медицинская система страны создала электронные ресурсы для всех сфер своей области. Это Национальный реестр пациентов, Реестр лечение алкоголизма, Реестр принудительной психиатрии, Реестр абортов, Реестр профессиональной мобильности. Детский реестр, реестр рождений, Реестр рака, Реестр статистических разрешений, Регистр причин смерти, Реестр имплантатов, Реестр наркоманов, Реестр доноров органов, Реестр вакцинаций и некоторые другие.

Дания имеет долгую историю сбора административных данных об образовании. Например, оценки индивидуального уровня в обязательной школе собираются Министерством образования Дании с 1910 г.

Сегодня реестры образования формируются из административных записей учебных заведений. Ведется несколько реестров: Реестр студентов, Реестр академических достижений, Реестр образования населения и Реестр образования и повышения квалификации взрослых.

Общей для этих реестров является информация на индивидуальном уровне, связывающая образование и учебные заведения для студентов, обучающихся в Дании. Самый распространенный реестр образования — реестр образования населения, поскольку он содержит информацию о высшем образовании лиц. Все реестры образования базируются на уникальном персональном идентификационном номере и автоматически включают всех лиц, которые получают образование в Дании.

Реестры по труду и безработице ведутся в статистическом офисе Дании. Это: Модуль (регистрация) классификации занятости, Интегрированная база данных для исследований рынка труда, в Реестр статистики рабочей силы, Реестр статистики безработных. Центральная налоговая администрация ведет Реестр информации о зарплате и Центральный реестр налогоплательщиков. Все эти реестры являются персонифицированными, то есть содержат информацию на уровне физических лиц.

Социальные регистры населения ведут как отдел статистики Дании, это Реестр социальной статистики, Реестр статистики выплат, которые компенсируют доходы, Реестр пенсионной статистики, Реестр социальных исследований. А также Реестр статистики помощи при заболеваниях, Реестр детей и молодежи, размещенных вне собственного дома, Реестр статистики доходов, Реестр статистики процветания, Реестр статистики жилых надбавок и тому подобное, так и соответствующие органы.

Например, Национальный совет социальных обращений (Реестр социальных пенсий), Датское агентство по лекарственным средствам (Центральный реестр компенсаций) и некоторые другие.

Министерство благосостояния Дании ведет Реестр самоубийств, который постоянно обновляет, используя данные Реестра причин смерти. На базе этого реестра осуществляется расчет возрастных и гендерных показателей, географического распределения, частоты методов самоубийств, диагнозов и тому подобное, а также отслеживаются тенденции.

Полями реестра являются гражданский регистрационный номер лица, дата самоубийства, диагнозы, семейное положение, муниципалитет, возраст. Реестр содержит информацию с 1970 г., однако идентификационные номера лиц удаляют через несколько лет.

В стране ведутся также другие статистические и административные реестры: Земельный кадастр, Автомобильный реестр, Реестр дорожно-транспортных происшествий, Реестр попыток самоубийств, Датский центральный реестр преступлений, Реестр завещаний, Датский национальный реестр (содержит информацию о пересечении границ страны) и еще ряд реестров, которые содержат информацию о населении, которая должна быть получена с персональным идентификационным номером.

Система реестров Норвегии. В Норвегии, кроме базовых, выделяют более широкую систему основных государственных реестров, это так называемые реестры для развития (Registers for Development), ими руководствуются как органы государственного управления, в том числе – статистика Норвегии, так и компании, которые специализируются на предоставлении услуг по управлению реестрами.

К этой системе относится, в первую очередь, Центральный регистр населения, за который с 1991 г. отвечает Налоговая дирекция, а использует его и другие государственные реестры для сбора и исчисления налогов. Реестры собственности и адресов содержит норвежское картографическое управление.

Центральный реестр населения создан в статистике Норвегии в 1964 г., когда был введен уникальный персональный идентификационный номер. В последующие годы создан еще ряд административных реестров, которые использовали одинаковый идентификационный номер. Сейчас в Норвегии есть три типа идентификационных номеров: DUF (регистрационный номер в компьютерной системе норвежского Директората по иммиграции), D (временный идентификационный номер) и национальный идентификационный номер.

Лицо получает D номер, когда подает заявление на защиту (убежище) или когда у него есть вид на жительство, и оно собирается находиться в Норвегии менее 6 месяцев. Этот номер нужен, чтобы открыть банковский счет, арендовать жилье, платить налоги.

К основным пользователям реестра относятся: Статистика Норвегии, Управление государственного страхования, Директорат таможенных и акцизных сборов, Директорат иммиграции Норвегии, Управление государственной службы. А также полиция, больницы, органы, отвечающие за набор учащихся в школы, офисы и службы общественной безопасности, банки, страховые компании, работодатели. Altlnn (система предоставления отчетности предприятий), агентства коммерческой справки, учреждение, что формирует списки избирателей.

А также руководители муниципальных казначейств, Национальный фонд кредитования образования, службы занятости, Отдел лицензирования теле- и радиовещания Норвегии, Управление общественных дорог (Реестр водительских удостоверений), агентства по взысканию долгов, Медицинский реестр рождений, ученые, службы исследования общественного мнения и другие.

Начиная с 2016 г., Норвежская налоговая администрация строит новую основу для «общественной Норвегии» – модернизированный Национальный реестр. Полное развертывание реестра началось в 2020 г.

Туда будет добавлено много новых функций. Например, усилится проверка идентичности и уменьшится риск использования похищенных идентификаторов, будут изменены некоторые подходы к определению семьи, создан ряд новых цифровых услуг (подачи заявки на получение свидетельства об отсутствии препятствий к браку, сообщение о новом адресе, выбор имени для новорожденных детей и свидетельство о смерти).

А главное, на наш взгляд, то, что жители Норвегии смогут получить возможность корректировать собственные данные в информационных системах.

Реестры системы здравоохранения являются также наиболее полной и развитой подсистемой реестров в Норвегии, которая регулируется в соответствии с норвежским законом реестров персональных данных о здоровье. Реестры, содержащие личную информацию, которая не основана на согласии, создаются после оценки рисков норвежским правительством, а некоторые национальные реестры здравоохранения не содержат личных данных.

Полный перечень медицинских реестров представлены на сайте Норвежского института общественного здравоохранения. Это Национальный реестр пациентов, Реестр причин смерти, Реестр рака, Медицинский реестр рождений, Норвежская система наблюдения за инфекционными болезнями, Норвежский реестр иммунизации.

А также Реестр медицинских служб Вооруженных сил Норвегии, Норвежский реестр сердечно-сосудистых заболеваний, Реестр медицинских архивов, Норвежская информационная система для сестринского ухода за пациентами.

Норвежская система наблюдения за употреблением антибиотиков и связанных с охраной здоровья инфекций, Норвежская система наблюдения за устойчивостью к противомикробным препаратам, Реестр прекращения беременности, Норвежская база данных рецептов, Норвежская система наблюдения за устойчивостью к антивирусным препаратам.

Держателями большинства реестров является Дирекция по охране здоровья Министерства здоровья и медицинских услуг и Норвежский институт общественного здоровья, но отдельные реестры содержатся и ведутся другими учреждениями. Например, Реестр рака существует при Университетской больнице Осло, Реестр медицинских служб Вооруженных сил Норвегии – соответствующими службами.

К реестрам системы образования относится Реестр дипломов, первая версия которого была введена в эксплуатацию в начале 2017 г. Войти в Реестр дипломов и увидеть свои результаты может само лицо или тот, кому оно предоставляет разрешение на доступ.

Кроме приведенных, к системе реестров Норвегии относятся также: Государственный реестр работодателей и работников, он принадлежит и управляется норвежской администрацией труда и благосостояния и является основным реестром, который обеспечивает информацией по всем механизмам занятости в стране.

А также реестр кредитной информации, земельная книга, реестр собственности кадастра, реестр лицензирования водителей и транспортных средств, статистический реестр автомобилей и некоторые другие.

Следует отметить, что в Дании, Норвегии и других североевропейских странах уже оцифрованы архивные данные по населению и созданы архивные реестры: Реестры прав собственности, Реестры смертей, Реестры книг залога (Ипотечные реестры), Приходские реестры, архивные реестры переписей населения (например, в Норвегии: за период 1664-1920 гг.), судебных записей и тому подобное.

Информация из этих реестров также представляет интерес для исследования различных аспектов жизни населения и функционирования общества.

Итак, нашей стране есть, где перенять опыт по благоустройству и созданию новых административных и статистических реестров для внедрения полноценной системы электронных ресурсов, содержащих информацию о населении.

Выводы и перспективы дальнейших исследований в этом направлении. Одними из причин успешного развития систем реестров в северных странах является их небольшой размер, как по территории, так и по населению, что является достаточно однородным и законопослушным. Следует также принимать во внимание лучшее техническое и IT оснащение органов государственной власти. А также более высокий уровень жизни населения. Оно через собственные гаджеты может получать доступ к определенным реестрам.

К этому следует, по нашему мнению, добавить и большую системность в создании кроме их реестров, когда для определенного административного реестра сразу определяется место в общей системе и связь с другими, в первую очередь – базовых реестров, где реестры сразу должны «встраиваться» в систему.

Еще одним преимуществом систем реестров североевропейских стран являются большие и хорошо развитые медицинские подсистемы, что обусловлено не только указанными выше факторами, но и высоким уровнем самой системы здравоохранения.

По нашему мнению, исходя из опыта развитых стран, в Украине необходимо:

создать надежную систему идентификации жителей (населения), независимо от гражданства;

создать полноценный центральный реестр населения. Например, на базе Единого государственного демографического реестра определив, будет ли этот реестр содержать только информацию о гражданах Украины (что потребует параллельного существования реестра остальных жителей, которые имеют вид на жительство или находятся на территории страны непродолжительный срок), или всех лиц, которые зарегистрированы тем или иным образом;

создать реестр адресов;

определить базовые реестры, как для всей системы реестров, так и для ее подсистемы – реестры населения. Например, реестр адресов и реестры системы здравоохранения;

определить идентификаторы (ключи) для связывания реестров населения в единую систему.

При условии дальнейшего развития стратегии цифровизации в нашей стране внедрение системы реестров с информацией о населении даст значительный социальный и экономический эффект.

Авторы: М. В. Пугачева, доктор экономических наук, старший научный сотрудник, главный научный сотрудник, Институт демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины, е-mail: maryni@ukr.net, ORCID 0000-0003-1680-4284

А. Н. Гладун, член-корреспондент НАН Украины, доктор экономических наук, старший научный сотрудник, зам. директора по научной работе, Институт демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины, е-mail: gladun.ua@gmail.com, ORCID 0000-0001-6354-6180

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий