Обзор государственного долга Беларуси в первом квартале 2011 г.

По данным Министерства финансов, внешний государственный долг Беларуси в первом квартале 2011 г. возрос на 979,2 млн. долл. (на 10,1%) до рекордных 10,666 млрд. долл. на 1 апреля (см. рисунок 1). Уровень внешнего госдолга Беларуси относительно ВВП страны снизился до 18,7% на 1 апреля против 18,9% месяцем ранее.

По международным стандартам, безопасным считается уровень внешнего госдолга не более 60% к ВВП. Для справки: в апреле 2010 г. – марте 2011 г. долларовый эквивалент ВВП Беларуси, по нашей оценке, составил 57,111 млрд. долл.
Рисунок 1. Динамика внешнего госдолга Беларуси в июне 2008 г. – марте 2011 г., на конец периода, млн. долл. (фактические данные и полиномиальный тренд)

Вместе с тем, фактическая девальвация официального курса белорусского рубля привела к заметному ухудшению показателей внешнего долга и кредитоспособности резидентов Беларуси, что ограничивает возможности для привлечения новых внешних заимствований на рыночной основе.

Так, если учесть, что с 1 апреля по 30 мая официальный курс белорусского рубля к доллару США девальвировался сразу на 63,4% (с 3045 руб. до 4977 руб.), то только за счет падения долларового эквивалента ВВП уровень внешнего госдолга к ВВП возрастает до рекордных 30,5%. Поступление средств первой транши стабилизационного кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 800 млн. долл. также приведет к росту анализируемого показателя.

На наш взгляд, в текущей ситуации актуальным выглядит снижение дефицита консолидированного бюджета за счет сокращения госрасходов (на национальную экономику, на общегосударственную деятельность, на оборону и др.). Поскольку ограничение дефицита органов государственного управления позволит поддерживать внешние долговые обязательства правительства на приемлемом уровне, а также пройти пиковые значения по платежам по внешнему госдолгу Беларуси в предстоящие годы в нормальном режиме.

Текущий график погашения внешнего государственного долга Беларуси выглядит следующим образом (с учетом размещенного второго выпуска суверенных евробондов): 2011 г. – 862 млн. долл., 2012 г. – 1300 млн. долл., 2013 г. – 2703,2 млн. долл., 2014 г. – 2507,6 млн. долл., 2015 г. – 2078,5 млн. долл., 2016 г. – 701,8 млн. долл., 2017 г. – 684,8 млн. долл. и 2018 г. – 1449 млн. долл.

В настоящее время с привлечением средств республиканского бюджета осуществляется обслуживание и погашение займов Всемирного банка, МВФ, ЕБРР, российских, китайских и немецких госкредитов, кредитов британского банка ABN AMRO, Сбербанка, Товарно-кредитной корпорации США, а также просроченной задолженности госорганизаций по иностранным кредитам, привлеченным под гарантии правительства.

По данным Министерства финансов, внутренний госдолг центрального правительства в первом квартале 2011 г. возрос на 7,3% до 9,947 трлн. руб. на 1 апреля, что составляет 5,8% к объему ВВП. Напомним, что исторический рекорд показателя был достигнут 1 декабря 2009 г. – 10,114 трлн. руб.

В целом перераспределение ресурсов (включая трудовые) из бюджетной сферы в частный сектор позволит достичь столь необходимых структурных реформ в экономике страны, будет способствовать повышению производительности труда и эффективности производства, снижению налоговой нагрузки и др. При этом актуальной остается задача повышения эффективности использования бюджетных средств, степени прозрачности и открытости статистической информации об исполнении бюджета (на ежемесячной основе), а также снижения уровня коррупции в госсекторе.

По данным Министерства финансов, в марте 2011 г. доходы центрального правительства Беларуси в определении Специального стандарта распространения данных МВФ составили 4618,3 млрд. руб. (+18,7% по сравнению с февралем 2011 г.), а расходы – 4322,3 млрд. руб. (минус 0,1%).

В результате профицит бюджета центрального правительства в марте 2011 г. составил +295,930 млрд. руб. против дефицита минус 436,959 млрд. руб. в феврале текущего года.

Операции центрального правительства включают исполнение по республиканскому бюджету и по Фонду социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Беларуси.

Стоит отметить, что в марте 2011 г. внешнее финансирование центрального правительства сложилось отрицательным в размере минус 16,711 млрд. руб., то есть правительство на чистой основе погашало ранее привлеченные внешние кредиты и займы. В феврале 2011 г. внешнее финансирование правительства также сложилось отрицательным в размере минус 23,123 млрд. руб.

По данным Министерства финансов Беларуси, консолидированный бюджет в первом квартале 2011 г. исполнен с профицитом +311,7 млрд. руб., что составило +0,8% к ВВП. В первом квартале 2010 г. дефицит консолидированного бюджета составлял минус 801,8 млрд. руб., или минус 2,6% к ВВП. В 2011 г. дефицит консолидированного бюджета Беларуси установлен на уровне минус 3% от ВВП страны.

Отметим, что отдельно республиканский бюджет в первом квартале 2011 г. исполнен с дефицитом минус 41,8 млрд. руб. (минус 0,1% к ВВП), местные бюджеты – с профицитом 651,1 млрд. руб. (+1,6% ВВП). Некоторое расхождение суммы указанных показателей с профицитом консолидированного бюджета обусловлено особенностями консолидации (сведения) соответствующих данных и движением взаимных денежных потоков между республиканским и местными бюджетами.

В целом на формирование доходной части местных бюджетов в первом квартале 2011 г. значительное влияние оказывали безвозмездные поступления из республиканского бюджета. В январе-марте 2011 г. финансовая помощь местным бюджетам составила 31,1% всех доходов этих бюджетов.

На наш взгляд, сейчас необходимо дополнительно ужесточить бюджетную дисциплину на местном уровне и ограничить финансовую поддержку местных бюджетов со стороны государственных банков, осуществляемую, в конечном счете, за счет средств центрального банка. Так, в январе-апреле 2011 г. ценные бумаги местных органов управления в портфеле банков возросли на 889,3 млрд. руб. (или на 33,1%) до 3,578 трлн. руб. на 1 мая.

При этом ценные бумаги местных органов власти в портфеле Нацбанка возросли на 68,8 млрд. руб. (на 6,2%) до 1,185 трлн. руб. на 1 мая 2011 г. Таким образом, банки и центральный банк напрямую профинансировали расходы местных бюджетов в размере 4,763 трлн. руб., что уже само по себе выглядит симптоматичным.

К сожалению, основная масса выпусков муниципальных облигаций размещается на нерыночной основе (под низкую процентную ставку, на длительный срок и без обеспечения). К примеру, облигации Гомельского облисполкома 8-го выпуска на сумму 399 млрд. руб. предусматривают процентный доход в размере всего лишь 1% годовых (что гораздо ниже инфляции), а погашение облигаций предусмотрено через 38 (!) лет – 30 декабря 2049 г.

К слову, в мае текущего года Белорусская валютно-фондовая биржа допустила к обращению четыре выпуска муниципальных облигаций: облигации Витебского облисполкома на сумму 150,901 млрд. руб. (срок обращения – с 20 мая 2011 г. по 27 февраля 2016 г.), облигации Гродненского облисполкома – 184,75 млрд. руб. (с 20 мая 2011 г. по 12 марта 2018 г.), облигации Могилевского облисполкома – 186,45 млрд. руб. (с 20 мая 2011 г. по 4 апреля 2018 г.) и облигации Слонимского райисполкома – 5 млрд. руб. (с 20 мая 2011 г. по 31 марта 2016 г.).

В торговой системе БВФБ централизованный расчет показателей доходности, текущей стоимости, значений накопленного процентного (купонного) дохода и других стоимостных показателей и индикаторов, необходимых для заключения сделок с вышеуказанными облигациями, не будет осуществляться.

По данным Нацбанка, ценные бумаги правительства Беларуси в портфеле центрального банка в январе-апреле 2011 г. сократились на 25,5 млрд. руб. (на 3,7%) до 671,1 млрд. руб. на 1 мая.

При этом в январе-апреле 2011 г. Нацбанк увеличил объем акций и других видов участия в капитале на 1,255 трлн. руб. (на 30%) до рекордных 5,431 трлн. руб. на 1 мая, что в текущей ситуации является скорее негативным фактором. На наш взгляд, целесообразным выглядит ограничение участия центрального банка в капитале предприятий и банков посредством продажи соответствующих пакетов акций внутренним и иностранным инвесторам.

Наконец, обращает на себя внимание, что одним из основных кредиторов банковской системы является центральный банк, объем средств которого в структуре пассивов банков составил 30,675 трлн. руб. на 1 мая 2011 г. В январе-апреле 2011 г. прирост средств центрального банка в ресурсной базе банков составил +2,740 трлн. руб. Однако отдельно в апреле отмечается сокращение средств Нацбанка в пассивах банков на 1,011 трлн. руб., что является положительным моментом.

В текущей ситуации необходимо ограничить денежную эмиссию с целью финансирования местных бюджетов и банковской системы Беларуси, что позволит снизить соответствующие экономические и финансовые риски.

Если говорить о рынке еврооблигаций, то инвесторы практически никак не отреагировали на состоявшуюся в Беларуси ступенчатую девальвацию национальной валюты. Котировки двух выпусков евробондов Беларуси с погашением в 2015 г. и в 2018 г. даже несколько подросли, что привело к снижению доходности по бумагам.

Однако, к сожалению, снижение международным рейтинговым агентством Standard & Poor’s кредитного рейтинга Беларуси по обязательствам в национальной валюте с «В+» до «В» привело к падению котировок еврооблигаций и соответственно росту доходности по белорусским бумагам (см. рисунок 2). Так, по данным Bloomberg, 31 мая еврооблигации Беларуси первого выпуска торговались с доходностью 12,390% (покупка) и 12,062% (продажа).

Рисунок 2. Динамика доходности двух выпусков евробондов Беларуси в 2010-2011 гг., %

Уровень доходности по белорусским бумагам по прежнему является очень высоким, что значительно затрудняет размещение новых выпусков облигаций резидентами Беларуси. Поскольку текущая доходность по суверенным евробондам является бенчмарком (ориентиром) при установлении уровня доходности в случае размещения облигаций белорусскими банками, предприятиями и местными администрациями.

К слову, Беларусбанк перенес на неопределенный срок дебютное размещение евробондов на сумму 500 млн. долл., которое планировалось на второй квартал 2011 г. До недавнего времени размещение еврооблигаций на международных финансовых рынках также планировали Белагропромбанк, Белвнешэкономбанк, БПС-Банк и Мингорисполком.

При этом Министерство финансов Беларуси также отказалось от размещения новых выпусков суверенных еврооблигаций в 2011 г.

Ранее доходность по дебютным еврооблигациям Беларуси опускалась ниже отметки 8%. Например, средняя доходность облигаций первого выпуска 13 января 2011 г. снизилась до минимальных значений: 7,705% (покупка) и 7,614% (продажа).

Для сравнения: по данным Cbonds, 9 июня эффективная доходность евробондов Венгрии с погашением в 2020 г. составила 5,26%, Украины с погашением в 2013 г. – 4,60%, России с погашением в 2030 г. – 4,37%, Польши с погашением в 2019 г. – 4,23%, Малайзии с погашением в 2015 г. – 2,16%.

В настоящее время в обращении находится два выпуска еврооблигаций Беларуси: с погашением в 2015 г. в размере 1 млрд. долл. (ставка купона составляет 8,75%) и с погашением в 2018 г. на сумму 800 млн. долл. (8,95%).

Первая выплата купонного дохода по еврооблигациям Беларуси первого выпуска в размере 43,75 млн. долл. состоялась 3 февраля 2011 г. Летом правительство Беларуси осуществит первую выплату купонного дохода по еврооблигациям второго выпуска в размере 35,8 млн. долл. (26 июля) и вторую выплату купонного дохода по дебютным евробондам в размере 43,75 млн. долл. (3 августа).

Справедливости ради стоит отметить, что в последнее время котировки еврооблигаций Беларуси начали расти, соответственно, доходности по бумагам немного снизились (см. рисунок 2). Так, средняя доходность облигаций первого выпуска 10 июня 2011 г. снизилась до 10,895% (bid) и 10,635% (ask), второго выпуска – до 10,898% (bid) и 10,686% (ask).

С точки зрения поддержки котировок белорусских бумаг положительным фактором является возможное возобновление сотрудничества Беларуси и Международного валютного фонда в рамках новой программы stand by.

Автор: Александр Муха

Источник: BusinessForecast.by

Читайте по теме:

Комментарии

  • 13 июня 2011, 09:06 Александр Муха

    Можно добавить, что, по данным проспекта второго выпуска еврооблигаций Беларуси, средний срок внешних государственных заимствований составляет 5,4 лет, а средний срок внутренних государственных заимствований равняется 4,5 годам. В структуре внешнего госдолга Беларуси отсутствуют краткосрочные заимствования (со сроком до 1 года). Средняя процентная ставка по внешнему госдолгу составляет 3,7%. Весь внутренний госдолг номинирован в белорусских рублях. Внешний госдолг Беларуси номинирован в долларах США (55,5% по состоянию на 30 ноября 2010 г.), СДР (36,5%), евро (4,5%), российских рублях (2%) и других иностранных валютах (1,5%). Обращает на себя внимание, что по состоянию на 30 сентября 2010 г. внешняя задолженность правительства Беларуси перед Китаем достигла рекордных 781,7 млн. долл. В частности, на развитие государственной телекоммуникационной сети приходится 243,3 млн. долл., на реконструкцию Минской ТЭЦ-2 – 47,7 млн. долл., на реконструкцию Минской ТЭЦ-5 – 374,6 млн. долл., на реконструкцию цементных заводов – 529,3 млн. долл., на реализацию других проектов – 35 млн. долл. Средства, выделяемые в рамках указанных проектов, еще не освоены в полной мере. По состоянию на 30 сентября 2010 г., остаток неосвоенных средств по китайским кредитным линиям составил 342,6 млн. долл. В свою очередь, в декабре 2008 г. Венесуэла выделила Беларуси кредит в размере 500 млн. долл. на срок 7 лет с целью финансирования инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры, промышленности, топливно-энергетического комплекса и социальной политики.

  • 05 декабря 2012, 12:12 Александр Муха

    Для сравнения: ставка купонного дохода по еврооблигациям финской компании Nokia Corporation (объем эмиссии 1,25 млрд. евро) со сроком погашения в феврале 2014 г. составляет 5,5%, ставка по облигациям в долларах США (объем эмиссии 500 млн. долл.) со сроком погашения в мае 2039 г. составляет 6,625%. Следует пояснить, что сегодня Nokia является одним из ведущих мировых производителей мобильных телефонов, предлагая потребителям весь спектр моделей (например, Nokia Oro, смартфон Nokia Lumia 920 и др.).

Оставить комментарий