Саудовская Аравия является крупнейшим производителем мяса в странах Персидского залива

14.07.2018 – Экономический рост в регионе, последовательное повышение уровня жизни привело к сдвигу в структуре питания, а именно от преимущественного потребления пищи на основе углеводов в белковых продуктах животного происхождения. Спрос на мясо и мясные продукты повысился. Об этом говорится в отчете Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН.

Рост численности населения наряду с урбанизацией и ростом популярности современных форматов розничной торговли являются дополнительными факторами увеличения объемов потребления обработанных продуктов питания, молока и мяса.

Саудовская Аравия является крупнейшим производителем мяса в странах Залива с долей более 65%, на втором месте Кувейт, доля производства которого по объему достигает 14%. Ведущую роль в потреблении мяса в Арабском мире играет Саудовская Аравия, ее доля составляет более 47% от общей доли. Благодаря развитому туризму и высокому притоку мигрантов ОАЭ занимает второе место по потреблению с 29%.

Однако из-за своего географического положения, наблюдается нехватка природных ресурсов, необходимых для производства продукции животноводства. Саудовская Аравия способна удовлетворить лишь 46% своего спроса на ХПТП, а потому должна импортировать большую часть этих продуктов. Руководство страны стремится ликвидировать этот разрыв спроса и предложения на внутреннем рынке и достичь самодостаточности, что рассматривается важной составной частью плана обеспечения продовольственной безопасности.

В стадии реализации находятся несколько проектов строительства объектов производства и переработки мяса и мясных продуктов. Ожидается, что производственные мощности Королевства в этой отрасли удвоятся к 2020 году. В частности, определенные саудовские коммерческие компании, при поддержке правительства, уже начали работать в направлении создания крупных птицеводческих комплексов.

В течение 2007 — 2012 годов саудовская индустрия мяса и мясных продуктов имела в среднем ежегодный рост на уровне 7% за счет значительных инвестиций со стороны частного сектора и активной государственной поддержки. Но, как уже подчеркивалось, Саудовская Аравия не является самодостаточной с учетом обеспечения спроса на мясо и мясные продукты. Иностранные поставщики, во главе с Бразилией, обеспечивали 54% спроса на этот вид продовольствия в 2012 году.

Рынок мяса и мясных продуктов Саудовской Аравии постоянно расширялся, достигнув объема в денежном эквиваленте 23, 5 млрд. саудовских риалов (6, 24 млрд. долл.) в 2013 году. Высокая отдача в мясной индустрии Саудовской Аравии привлекает все новые и новые компании к работе в ней. Эта отрасль достаточно фрагментирована, она обслуживается почти двумя тысячами юридических и отдельных физических лиц, а пять ведущих игроков генерируют лишь 10% продукции.

По оценке специалистов, производство мяса в стране будет 3% среднегодового темпа роста (CAGR) в течение 2013 — 2018 годов, благодаря постоянной государственной поддержке и доверия со стороны частного сектора.

Производство мяса бройлеров в Саудовской Аравии, как ожидается, достигнет 670 тыс. тонн в 2016 году, это на 4 процента выше, чем было произведено в 2015 году. В 2017 году прогнозируется дальнейший рост производства этого продукта — до 700 тыс. тонн. Такое незначительное увеличение объемов, в основном, объясняется слишком длительной экспансией деятельности трех крупнейших саудовских производителей мяса птицы.

Что касается импорта мяса бройлеров в Саудовскую Аравию в 2016 году, то он, по прогнозам, снизился на 2 процента, по сравнению с 2015 годом и составил около 940 тыс. тонн по сравнению с 959 тыс. тонн, которые были завезены в страну в 2015 году. Это связывается с увеличением экспортных цен на бразильское мясо бройлеров во второй половине 2016 года и с ожидаемым увеличением местного производства мяса птицы.

Общий объем импорта мяса бройлеров в 2017 году, по прогнозам, продолжит снижение до 930 тыс. тонн, так как местное производство мяса бройлеров, как ожидается, будет расти. Следует отметить, что Бразилия остается доминирующим поставщиком мяса курятины на рынке Саудовской Аравии уже на протяжении 20 лет.

В 2015 году Бразилия контролировала 82% саудовского рынка импорта мяса бройлеров с показателем 789, 302 тыс. тонн. Доля рынка Франции составляла 15%, США и Аргентина занимали сегмент рынка в 1% каждая. Небольшая доля рынка США объясняется, в основном, из-за трудностей, с которыми сталкиваются экспортеры из США, выполняя весь комплекс саудовских требований к импорту этого продукта, а также, и запретом на ввоз домашней птицы и продуктов из нее в 15-ти штатах США, который был отменен лишь 22 августа 2016 года.

В 2015 году Саудовская Аравия экспортировала 40 тыс. тонн мяса бройлеров, в основном, в страны Персидского залива. Кстати, эта цифра на 33% ниже, чем официальная оценка Министерства сельского хозяйства США.

Большая часть мяса бройлеров отгружается саудовскими экспортерами в соседние страны ССГПЗ: ОАЭ, Катар и Бахрейн, они остаются топ тройкой экспортных рынков для Королевства. Саудовский экспорт мяса бройлеров на 2016 и 2017 годы, согласно прогнозам, останется неизменным на уровне 40 тыс. тонн за счет увеличения внутреннего спроса и налога на экспорт в сумме $ 533 за MT, что ввело государство в качестве возмещения различных субсидий местным производителям курятины.

Правительство Саудовской Аравии рассматривает эти субсидии, как поддержку местного производителя и обеспечения спроса подданных, а не в качестве прибыли при осуществлении экспортных операций. Естественно, что такой налог на экспорт уменьшает конкурентоспособность саудовского мяса бройлеров. В 2017 году экспорт Саудовской Аравии будет поддерживаться, в основном, благодаря продолжающемуся расширению производства трех крупнейших саудовских производителей мяса птицы, компаний Al-Watania, Fakieh и Almarai poultry farms.

Средняя цена на CIF импортного мяса бройлеров в августе 2016 года колебалась между $ 1700 и $ 1750 за тонну, увеличившись на $ 100 по сравнению с ценами, предложенными в первые шесть месяцев 2016 года. Себестоимость производства местного мяса бройлеров в настоящее время колеблется в пределах от 6 до 7 саудовских риалов (SAR) или $ 1,6 — $ 1,87 за кг, в среднем, в убойном весе. Общий объем субсидий саудовского правительства составляет около $ 0,50 на один кг, который рассчитывается по себестоимости продукции.

Замороженные импортные мясные продукты из курятины продаются в крупных розничных торговых точках по цене от $ 1,87 до $ 2,13 за кг, в зависимости от фирменного наименования продукции. Оптовая цена коробки импортного мяса бройлеров в крупных предприятиях розничной торговли, в котором содержатся 10 изделий по 1 кг, составила $ 14,67 или $ 1,47 за кг в первой половине 2016 года.

Потребление

Общее внутреннее потребление мяса бройлеров в 2015 году в Саудовской Аравии было оценено на уровне 1,57 млн. тонн, и, по прогнозам, в 2016 году оно останется на том же уровне. Потребление мяса домашней птицы в Саудовской Аравии является одним из самых высоких в мире, которое в 2015 году составило 50 кг на душу населения. Следует отметить, что приведенные оценки общего и на душу населения потребления мяса цыплят бройлеров в Саудовской Аравии, могут быть завышены и отличаться от фактических уровней из-за отсутствия официальных данных относительно коммерческого потока мяса бройлеров.

Согласно государственной инвентаризации остатков мяса на начало и конец года, эти показатели всегда равны нулю. Саудовские импортеры мяса бройлеров имеют тенденцию приобретать больше продукции, чем фактические потребности рынка, тогда, когда цены являются привлекательными (как это имело место в 2016 году), чтобы создать запасы мяса и продавать его, когда цены начинают идти вверх.

Значительное количество замороженного мяса бройлеров фактически должно было быть проведено как переходный запас и не учитываться, как потребленное. Общий объем импорта мяса бройлеров достиг рекордного уровня в 2015 году из-за привлекательных цен, которые были предложены бразильскими поставщиками.

Представители саудовской розничной торговли находятся в постоянном поиске новых продуктов, они часто обращаются за поддержкой и советом к поставщикам, особенно по вопросам рекламы и продвижения продукции. Реклама считается необходимым фактором для завоевания лояльности саудовского потребителя. Конкурентные цены, еженедельные рекламные предложения, рекламная поддержка от поставщиков и способность розничных продавцов предложить широкий ассортимент продукции по конкурентным ценам являются ключевыми факторами рекламных стратегий в розничной торговле.

Очень распространенной является публикации рекламы в еженедельных газетах, которая направлена, преимущественно, на женщин, которые играют решающую роль в принятии решений относительно покупок, в том числе и основным образом – продуктов питания.

Импорт

В 2015 году подавляющее большинство мясного импорта в страну составило мясо птицы (81%). При этом по темпам прироста наиболее также возрастает другое мясо (+4% прироста за 5 лет) и говядина (+3% за 5 лет), а свинина стремительно падает из-за религиозного запрета на потребление данного мяса (-16% ежегодно).

Структура продуктового ритейла

По оценке Euromonitor, общая стоимость продуктов питания, которые были проданы в Саудовской Аравии через розничную торговлю в 2014 году, составляла $ 41, 5 млрд., что на 11% больше по сравнению с продажами 2013 года. По прогнозам, эта цифра в 2019 году достигнет $ 60 млрд., что на 45% превысит общую стоимость продуктов питания, которые были проданы в течение 2014 года.

К числу основных факторов, способствующих значительному росту розничных продаж продуктов питания, следует отнести:

— рост количества населения Саудовской Аравии, который оценивается в 30 миллионов человек в 2014 году и растет примерно на 3 процента в год. Как ожидается, к 2025 году население Королевства достигнет 40 миллионов человек. В настоящее время около 70 процентов жителей Саудовской Аравии составляют лица моложе тридцати лет.

— увеличение располагаемых доходов: экономический рост в Саудовской Аравии в последние годы привел к увеличению доходов на душу населения от $ 20 267 в 2008 году до $ 25 400 в 2014 году. Значительное количество населения Саудовской Аравии может позволить себе делать покупки высококачественных продуктов питания в розничных торговых точках. Саудовцы тратят около 27 процентов своего дохода на продукты питания. Правительство Саудовской Аравии вводит различные прямые и косвенные субсидии для удержания цен на основные продукты питания на очень низком уровне.

рост количества розничных торговых точек: В 2014 году по оценке Euromonitor общее количество торговых точек продуктов питания в Саудовской Аравии составило 42 378 единиц, что является увеличением на 2,2 процента в сравнении с 2013 годом. Продуктовые ритейлеры предлагают достаточно широкий ассортимент продуктов питания — от отечественных, произведенных на саудовских предприятиях. До импортных высококлассных, элитных и органических продуктов питания.

Экспорт из США, ориентированных на потребителя продуктов питания в Саудовской Аравии быстро растет и составил около $ 578, 4 млн. в 2014 году, что на 9 процентов больше в сравнении с 2013 годом. В 2014 году в первую десятку, экспортируемых из США продуктов питания, входили: молочные продукты, лесные орехи, переработанные овощи, готовые к употреблению продукты, приправы и соусы, закуски, свежие фрукты, шоколад и какао-продукты, мясо птицы.

Другие факторы: рост урбанизации; умная реклама продуктов именно высокого качества через спутниковое телевидение; предложение продуктовых магазинов продуктов для семейных пикников; изменение образа жизни и жажда Саудовского потребителя к большему разнообразию пищевых продуктов. Быстрый рост розничной торговли продуктами питания в Саудовской Аравии предоставляет отличную возможность для экспортеров потребительских товаров расширить их экспорт по всему Королевству.

Супермаркеты

Размеры супермаркетов с площадью находятся в диапазоне от 500 до 5000 квадратных метров с полным самообслуживанием, пятью или более кассовыми точками, которые обеспечены современным оборудованием с ИТ – системами. Супермаркеты осуществляют комплексную торговлю бакалеей и другими пищевыми продуктами, такими как охлажденное мясо и изделия из него, хлебобулочные изделия, а также широким ассортиментом непродовольственных товаров. Продукция поставляется напрямую от поставщиков.

В Саудовской Аравии в 2014 году насчитывалось около 736 супермаркетов, что в сравнении с 2013 годом продемонстрировало прирост торговых точек в этом сегменте на 8 процентов. Указанная сеть продала в 2014 году пищевых продуктов на сумму около $ 10,1 млрд.

Основные саудовские сети супермаркетов, такие как Tamimi и Danube импортируют значительную часть продуктов питания непосредственно из Соединенных Штатов, используя консолидаторов, то есть поставщиков, которые работают именно на данную сеть. Продукты, которые они импортируют, включают сыр и сырный продукт, орехи, свежие фрукты, приправы и соусы, крупы, кетчупы, фруктовые соки, овощи и несколько видов пищевых продуктов с высокой добавленной стоимостью.

Все это — непосредственно из Соединенных Штатов. Некоторые продукты, такие как клубника, салат и другие свежие продукты доставляются по воздуху, в то время как большинство продуктов морем в контейнерах.

Руководство и персонал основных саудовских сетей гипер и супермаркетов посещают мероприятия в США, организованные Американским институтом маркетинга и безопасности пищевых продуктов (Food Marketing Institute FMI). А также региональные и мировые выставки, такие как Gulfood в Дубаи, SIAL в Париже и Anuga в Кельне для поиска новых продуктов, поддержания и налаживания новых контактов с потенциальными поставщиками из США и других стран мира. Основная цель сетей этой категории прагматичная и стандартная — сократить расходы и повысить конкурентоспособность сектора.

Саудовские розничные торговцы постоянно ищут новые продукты, часто требуют поддержки со стороны своих поставщиков в виде проведения рекламных акций для продвижения своей продукции. Реклама продукта является необходимой составляющей в комплексе мер по завоеванию доверия и лояльности саудовских потребителей. Конкурентные цены, еженедельные рекламные предложения, а также рекламный маркетинг — ключевые элементы для успешной стратегии вывода нового продукта на рынок продуктов питания Саудовской Аравии.

Гипермаркеты

Гипермаркеты впервые появились в Саудовской Аравии в 2004 году. Их размеры впечатляют — около 200 000 квадратных футов или 18,580 квадратных метров. Эти магазины имеют до 50 кассовых аппаратов, ассортимент продаж составляет более 50 тысяч наименований, включая продукты питания, одежду, инструменты, игрушки и электронику.

В 2014 году в стране насчитывалось около 432 гипермаркетов — на 37 торговых точек этого разряда больше, чем в 2013 году. В основном гипермаркеты расположены в трех городах Королевства — Эр-Рияд, Джидда и Даммам. В 2014 году на гипермаркеты приходится около 17 процентов от общего объема продаж продуктов питания в секторе розничной торговли в Саудовской Аравии, что соответствовало около $ 6,9 млрд. Некоторые гипермаркеты, такие как Hyper Panda, Al-Othaim, Danube, Lulu и Carrefour имеют собственный экспорт.

Как уже отмечалось, покупки в гипермаркетах становятся очень популярными. Это представляет собой настоящее событие для всей семьи, которая удачно конкурирует с посещением кинотеатра. Во многих гипермаркетах есть игровые площадки для детей и семей, которые, как правило, проводят там несколько часов во время их поездки за покупками.

Общее количество супермаркетов и гипермаркетов, в настоящее время составляет 1170. Откровенно, это относительно малое количество, их доля продаж составляет лишь около 2,8 процента от общего объема розничной торговли. Однако эта цифра превращается в 41 процент. Когда речь идет об общем объеме продаж в 2014 году продуктов питания в Саудовской Аравии. Объем продаж был оценен в $ 41, 5 млрд.

В связи с ожидаемым расширением количества торговых точек по продаже продуктов питания, в основном за счет гипермаркетов, считается, что общий объем продаж продуктов питания в розничной торговле, составит около $ 60 млрд. к 2019 году.

Традиционные (bakalas) магазины розничной торговли продуктами питания 

Удобные магазины, как правило, называют bakalas (Convenient Store), они встречаются в каждом районе и достигают размерами до 100 квадратных метров. Bakalas имеют ограниченный доступ к дистрибьюторам. Как правило, они покупают свой товар наличными у оптовиков, за исключением нескольких быстро появляющихся новых брендов, которые поставляются импортерами.

Несмотря на растущее число современных супермаркетов в Саудовской Аравии, bakalas продолжают иметь важное, значение. В 2014 году количество bakalas оценивалось в 36 787 точек и увеличилось на 672 торговые точки в сравнении с 2013 годом. Доля магазинов этой группы составила 43, 5 процента, или около $ 18, 1 млрд. стоимости всех пищевых продуктов, что были проданы в розничной торговле в 2014 году. Количество bakalas, как ожидается, будет непрерывно возрастать с повышением урбанизации.

Цены имеют тенденцию быть большими, чем в магазинах высшего уровня, но bakalas будет сохранять преимущество над супермаркетами, благодаря предоставлению услуги быстрого обслуживания покупателей, желающих быстро купить несколько предметов ассортимента по дороге или возле дома. Ряд bakalas разработали кредитную систему, которая позволяет клиентам оплачивать свои покупки раз в конце месяца. Женщинам в Саудовской Аравии не разрешается ходить поодиночке, поэтому bakalas, который расположен в нескольких минутах ходьбы от их дома, решает эту социальную проблему.

Также bakalas очень важны для граждан третьих стран, работающих в Королевстве и не имеющих собственного автомобиля. Большинство потребительских товаров bakalas импортированных из Соединенных Штатов, магазины имеют холодильное оборудование, приспособленное для хранения замороженных продуктов. В дополнение к магазинам продовольственных товаров этого типа, существуют сотни этнических магазинов, клиентами которых являются индийцы, пакистанцы, филиппинцы и прочие азиаты. В Саудовской Аравии, возможно, легко найти пищевые продукты из многих частей мира.

В отличие от крупных магазинов розничной торговли, bakalas предлагают удобные кредитные услуги клиентам микрорайонов. Эти мелкие розничные торговцы также предоставляют услуги по доставке продуктов домой. Этот сервис стоит всего 10 саудовских риалов ($ 2,67). Как правило, для этого используют мотороллеры.

Дополнительная информация относительно основных продуктовых ритейлеров Королевства Саудовской Аравии 

Гипер Панда, Панда Супермаркет и Пандати Мини, маркет (Hyper Panda, Panda Supermarkets and Pandati Mini Market) – это сеть магазинов, принадлежащих компании Азизиа Панда Юнайтед Ко. (Azizia Panda United Co), она в свою очередь, является дочерней компанией Савола Групп (SAVOLA Group). Савола является как ведущим производителем, так и крепким ритейлером продуктов питания в розничной торговле Саудовской Аравии.

Коммерческие интересы группы включают пищевые масла, сахар, молочные продукты, молочные фермы, кондитерские изделия, рестораны быстрого питания, технологию и практику упаковки. Из 52 гипермаркетов, 102 супермаркетов и более, более чем 210 Пандати Мини маркетов, группа является крупнейшим ритейлером пищевых продуктов в розничной торговле Саудовской Аравии. Компания планирует увеличить количество своих торговых точек до 250 к 2020 году.

В 2007 году компания вышла на международный рынок, открыв свой первый гипермаркет в Дубаи. В сентябре 2015 года компания открыла свой первый гипермаркет в Каире, столице Египта. В рамках двухлетнего плана (2016 — 2017) предполагается открытие 16 торговых точек в различных городах Египта.

Вторым по величине, после Панды, ритейлером в КСА Аль – Там Маркетс (Al — Othaim Markets). Сеть состоит из 92 супермаркетов, 8 гипермаркетов, 10 оптовых торговых точек и 20 магазинов типа bakalas. Направлением деятельности Аль – Там также является производство продуктов питания, их импорт под собственной торговой маркой, владение и управление торговыми центрами сети.

Сауди Маркетинг Кампани (ФАРМ Суперсторз) — Saudi Marketing Company (FARM Superstores) была основана в 1978 году в городе Даммам. В настоящее время она управляет сетью из 56 супермаркетов, работающих в восточных, западных, южных и северных провинциях Саудовской Аравии. Кроме того, компания владеет и управляет 17 мини — рынками, которые обслуживают элитные жилые комплексы.

Сеть супермаркетов Аль Райа Супермаркетс (Al Raya Supermarkets) была создана в Джидде в 1992 году. С тех пор ритейлер увеличил количество своих магазинов до 47 и охватывает семь провинций страны: Джидда, Янбу, Наджрана, Таиф, Хамис Мушайт, Баха, Сабия и Джизан. Компания принадлежит инвесторам из Саудовской Аравии и ОАЭ. Аль Райа планирует открывать по пять новых магазинов в год в течение следующих нескольких лет.

Пионером современной концепции супермаркетов в Саудовской Аравии считается сеть Тамими Маркет (Tamimi Market), которая была запущена в Эр-Рияде в 1979 году. Тамими в настоящее время имеет 23 магазина в Восточной и Центральной провинциях Королевства. Сеть отличается тем, что предлагает крупнейший ассортимент американских продуктов питания в сравнении с любой другой сетью супермаркетов в Саудовской Аравии. Тамими планирует открыть еще 35 супермаркетов в Саудовской Аравии к 2020 году, в результате чего общее число супермаркетов сети составит до 60. Тамими Маркет — одна из 30 структур, находящихся в собственности Даммам Тамими Групп.

Сеть Бен Дауд Супермаркетс (Bin Dawood Supermarkets). Сеть была основана в Джидде в 1962 году. Предприятия, входящие в состав компании включают супермаркеты, пекарни, рестораны, заведения общественного питания, производственные мощности. Сеть осуществляет прямой импорт и экспорт. В настоящее время фирма имеет 15 супермаркетов и 5 гипермаркетов, расположенных в городах Джидда, Мекка и Медина.

Сеть Карфур Гипермаркетс компании Сауди Гипермаркетс (Carrefour Hypermarkets Saudi Hypermarkets CO) была создана в Эр-Рияде в 2004 году как совместное предприятие между Аль – Олайан Групп (Al-Olayan Group) – Саудовская компания и Маджид Аль – Футтам Групп (Majid Al-Futtaim Group) – компания ОАЭ. В настоящее время компания имеет 16 гипермаркетов в четырех основных провинциях Саудовской Аравии.

Карфур планирует увеличить количество своих торговых точек до 20 в ближайшие несколько лет.

Сеть Данъюб Супермаркет (Danube Supermarket) была создана в Джидде в 1987 году. В 2001 году эти оптовые магазины были приобретены Группой компаний Бен Дауд (Bin Dawood Group). В настоящее время Данъюб имеет 11 гипермаркетов и 5 супермаркетов в Джидде, Эр-Рияде и Аль — Хобарте.

Одной из дочерних компаний Группы Бальшараф (Balsharaf Group) является сеть супермаркетов Бальшараф (Balsharaf Supermarkets), которая была создана в 1955 году как магазины типа bakalas в Мекке. В настоящее время сеть Бальшараф осуществляет свою деятельность через двенадцать торговых точек и пять магазинов оптовой торговли в Эр-Рияде. Еще одной дочерней компанией Группы является Бальшараф Імпортинг Кампани (Balsharaf Importing Company). Фирма импортирует и распространяет продукты питания более чем на 16,000 ритейлеров по горизонтали.

Сеть Аль Шадхан Супермаркетс (Al Sadhan Supermarkets) была создана в Эр-Рияде в 1970-е годы. В настоящее время фирма имеет 4 гипермаркета и 4 супермаркета в Эр-Рияде. Фирма планирует увеличить количество своих торговых точек до 18 в течение следующих десяти лет.

Компания Несто (Nesto), базирующаяся в Дубаи, является розничным торговцем, который в настоящее время имеет 5 гипермаркетов. Фирма планирует открыть еще четыре гипермаркета в Саудовской Аравии в течение ближайших двух лет. Ее супермаркеты покрывают до 18 850 кв. метров (200 000 квадратных футов) торговых площадей.

Сеть гипермаркетов Лулу (Lulu Hypermarket) вошла на Саудовский рынок продуктовой розничной торговли в 2009 году и принадлежит ЕМКЕ Групп (EMKE Group), базирующейся в Абу-даби, Объединенные Арабские Эмираты. В настоящее время сеть имеет 5 гипермаркетов в центральных и восточных провинциях Королевства. Как и в других гипермаркетах в Саудовской Аравии, Лулу обслуживает растущие потребности потребителей, которые включают все виды продуктов питания, одежды, электроники и бытовой техники.

Гипермаркеты Лулу являются лучшей розничной сетью среди экспатов сообщества Южной Азии, проживающие в Саудовской Аравии. Лулу планирует открыть еще 15 торговых точек в крупных городах Саудовской Аравии в ближайшие несколько лет. В настоящее время, сеть работает, имея 117 магазинов по всей территории ОАЭ, Омана, Бахрейна, Кувейта, Катара, Саудовской Аравии, Йемена, Египта и Индии. Лулу планирует открыть 15 гипермаркетов в Индонезии и 10 гипермаркетов в Малайзии в течение ближайших пяти лет.

Сеть Мануал Гипермаркет (Manual Hypermarket) была создана в 2010 году группой саудовских инвесторов, и в настоящее время имеет четыре гипермаркета в Джидде. Фирма планирует открыть три новые гипермаркеты в 2016 году.

Кроме того, в стране действуют еще несколько региональных супермаркетов, которые имеют один или несколько магазинов, таких как Санбулах (Sunbulah), Евромарше (Euromarche), Джазира (Jazeera), Стар (Star), Сарват (Sarwat), Мандарин (Mandarin), Бадруддин (Badruddine), Матайер (Matajer), Нахил (Nakheel), Нури (Nouri), Анауд (Anoud), Рефаат (Refaat), Сурат (Surat), Астра (Astra) и Консьюмер Оазис (Consumer Oasis). Количество этих и других супермаркетов такого типа, по оценкам, составляет в целом около 180 торговых точек.

Выход на рынок

В целом, ведущие гипермаркеты и супермаркеты непосредственно импортируют относительно небольшую часть пищевых продуктов от общего импорта в КСА. Некоторые из этих точек импортируют ограниченный ассортимент продовольственных товаров под собственными торговыми марками с целью экономии расходов и увеличения прибыли.

Импортеры в стране играют решающую роль в продвижении по лабиринту саудовских правил и требований к импорту продуктов питания, и, в конечном счете, именно они определяют успех выхода нового пищевого продукта на рынок Саудовской Аравии.

Ключом к системному выходу на продовольственный рынок Саудовской Аравии является поиск и установление деловых связей с местным поставщиком — импортером пищевых продуктов.

Экспортер должен искать надежного, хорошо знакомого с системой функционирования саудовского сектора розничной торговли продуктов питания, партнера. Такой партнер должен иметь профессиональную команду продавцов и крепкую и разветвленную сеть дистрибуции в масштабах всей страны, или же, по крайней мере, в крупных саудовских городах, в частности, в Эр-Рияде, Джидде, Мекке, Медине, Даммаме, Тайфи и Аль-Хобаре, где сконцентрирована основная часть гипер и супермаркетов.

Большинство импортеров продуктов питания в Саудовской Аравии специализируются только на определенных продуктах, например некоторые из них могут иметь дело только с сухими пищевыми продуктами или импортом замороженных и охлажденных продуктов питания, другие закупают у экспортеров свежие фрукты и овощи. Почти невозможно найти одну компанию, которая бы импортировала все категории продуктов питания.

Некоторые крупные гипер и супермаркеты импортируют ограниченное количество сухих продуктов, замороженного и охлажденного мяса, фруктов и овощей. Интересно, что есть импортеры, которые работают только с новыми видами продуктов питания. Понятно, что предварительно они оценивают их потенциал и маржинальность продаж и могут согласиться импортировать продукт под своей торговой маркой, или же быть эксклюзивным агентом данного экспортера. Они могут также попросить экспортера не иметь дело с другими импортерами в своих географических регионах.

Ниже приведены некоторые рекомендации для компаний, рассматривающих возможность выхода на розничный рынок продуктов питания в Саудовской Аравии:

  1. Получить обновленный список саудовских импортеров продуктов питания и их контактную информацию в Международной торговой палате или же в Посольстве. Связаться напрямую с импортером, представить свою компанию, продукцию и обсудить будущие шаги;
  1. Выставиться на региональных выставках. Так, по оценке американских специалистов, жизненно важно, чтобы будущие экспортеры из США были участниками, а не просто посетителями на региональных продовольственных выставках, в частности Gulfood Show, которая ежегодно проходит в Дубаи. Gulfood является важнейшим событием в отрасли торговли для саудовского агробизнеса. Ежегодно более 4500 саудовских компаний посещают это мероприятие. Другие региональные выставки, которые привлекают внимание значительного количества саудовских покупателей продуктов питания, включают Anuga в Кельне, Германия и SIAL в Париже. Есть также несколько меньших национальных выставок продуктов питания, проводимых ежегодно в КСА, в частности в Джидде и Эр-Рияде.
  1. Визит в Саудовскую Аравию, по рекомендациям специалистов из США, позволит экспортерам встретиться один на один с ключевыми потенциальными импортерами в стране, представить свою продукцию и обсудить условия возможных коммерческих сделок. Такая встреча должна помочь экспортерам США, верно, оценить систему на структуру импорта и дистрибуции в КСА, осмотреть производственные мощности, и определять надежность, перспективность и потенциал данного импортера.

В целом же, встречи с глазу на глаз должны способствовать укреплению доверия и уверенности. Часто именно саудовская сторона настаивает на проведении таких личных встреч. Большинство саудовских бизнесменов говорят по-английски.

  1. Экспортер должен быть информирован относительно финансовых затрат, которые понесет импортер для вывода нового продукта на полку. Это листинг, оплата за определенное расположение полки и места на ней. Также на акционные мероприятия по «раскрутке» продукта, скидке на товар, срок годности которого подходит к концу, возможной отсрочки платежа и т. др. Саудовские импортеры, как правило, тратят значительное количество времени, обсуждая эти вопросы с потенциальными поставщиками с целью получения выгоднейшей цены на импорт.

В результате, даже достигнув определенного компромисса по экспортному контракту с потенциальным саудовским импортером, возможно, провести еще несколько месяцев в напряженных переговорах до того, как соглашение будет практически завершено. Кстати, листинговые сборы на новый продукт в саудовских гипер и супермаркетах могут находиться в диапазоне от $ 300 до $ 18 000 за каждый SKU, которые будут перечислены в розничную торговую точку.

  1. Размер оплаты, как правило, зависит от размера торговой сети, ее популярности и ее доли на продуктовом рынке. Например, Panda — крупнейший розничный продавец в Саудовской Аравии с 52 гипермаркетами, 102 супермаркетами и 210 магазинами типа bakalas, стягивает листинговые сборы в размере до $ 18 000 за SKU для большинства импортеров, которые выводят новый продукт на рынок. Крупные импортеры, которые работают с хорошо известными брендами, имеют преимущества в ходе переговоров с сетями по размеру листинга по сравнению с мелкими поставщиками.

Местные гипер и супермаркеты могут также взимать плату с импортеров продуктов питания за, так называемый, тариф за ввод нового поставщика в магазин, который варьируется от $ 1330 до $ 8000 за физическое или юридическое лицо.

  1. С импортера могут взыскиваться суммы на ежегодные скидки от 5 до 15 процентов от их годового объема продаж. Кроме того, дистрибьюторы часто просят внести свой вклад на проведение рекламных кампаний, а также обеспечить, по крайней мере, 60-дневные беспроцентные отсрочки платежа, возмещение расходов за просроченные продукты питания.

Для минимизации непредвиденных рисков и гарантированного получения прибыли некоторые местные импортеры добавляют 100-процентный запас на реализацию импортируемых пищевых продуктов. Поэтому экспортер должен оценить возможности потенциального импортера, убедиться в том, что импортер сможет отвечать всем требованиям современной розничной торговли пищевыми продуктами в КСА.

В целом, большинство саудовских импортеров продовольствия являются кредитоспособными в финансовом отношении и, как правило, честными и надежными. Однако никогда не помешает дополнительное изучение потенциального партнера, а также выставление со стороны импортера безотзывного аккредитива до тех пор, пока практика деловых отношений не засвидетельствует взаимное доверие, уважение и прочность отношений между двумя сторонами.

HoReCa

Сектор общественного питания — The hotel, restaurant and institutional (HRI) food service в Саудовской Аравии стремительно растет в последнее десятилетие. Изменения в стиле жизни саудовцев привели к тому, что теперь они чаще питаются вне дома, больше путешествуют по стране. Годовой доход, полученный в сфере общественного питания в частности в ресторанах и кафе, был оценен в $ 15 млрд. в 2012 году, и согласно прогнозам, достигнет $ 18 млрд. до 2016 года.

Саудовская комиссия по туризму и памятникам древности оценивает, что общий объем доходов от продажи продуктов питания, напитков и услуг в сфере питания в ресторанах и кафе с 2006 года вырос на 87 процента. Затраты на продукты, закупленные в секторе HRI для изготовления блюд в 2012 году, по разным оценкам, достигли $ 5 млрд. Сектор HRI в Саудовской Аравии предлагает свои услуги в школах, на строительных площадках, в кафетериях компаний, больницах, университетах. Для паломников, отправляющихся на Хадж, на военных объектах, в тюрьмах, для авиакомпаний и для специальных мероприятий.

Не хватает официальных правительственных данных о стоимости институционального рынка общественного питания в Саудовской Аравии. Однако, специалисты из крупных предприятий общественного питания, которые были опрошены, оценивают годовой объем рынка около $ 5 млрд.

Эта отрасль обслуживает несколько миллионов приемов пищи в день и в основном зависит от импорта продуктов питания для удовлетворения огромного растущего спроса на институциональные пищевые продукты. Саудовская Аравия является одним из наиболее посещаемых мест на Ближнем Востоке.

Несмотря на то, что Королевство не является туристической страной и не выдает туристические визы, в 2011 году около 17,4 млн. человек посетили Саудовскую Аравию с различными религиозными и коммерческими целями, что на 34 процента больше по сравнению с числом посетителей в 2010 году.

В 2011 году эти посетители Саудовской Аравии потратили около $ 13,1 млрд. — в основном на питание и проживание, из которых расходы паломников во время совершения Хаджа и Умры составили 63 процента от общего объема расходов. (Умра — малое паломничество, связанное с посещением Мекки, а также Маджид Аль-Харам в частности, однако не в месяце, предназначенном для хаджа, а в любое другое время). Саудовская Аравия на 80% зависит от импорта для удовлетворения потребностей пищевой промышленности в секторе HRI. Сектор имеет полную самообеспеченность только в двух продуктах — свежее молоко и столовые яйца.

Перерабатывающая пищевая промышленность

Перерабатывающая пищевая промышленность Саудовской Аравии быстро развивается в течение последних нескольких лет. Главным образом, благодаря различным правительственным субсидиям, которые включают прямые субсидии на переработку пищевых продуктов на определенном оборудовании, длительного срока аренды земельного участка по номинальным ставкам.

Беспроцентных займов, безналогового импорта сырья, используемого в производстве готовых пищевых продуктов, субсидий на коммунальные услуги (вода и энергия), создания технологических парков в промышленных городах страны в комплексе с восстановлением современной инфраструктуры, выделения государственных субсидий на закупку некоторых видов сырья, таких как пшеничная мука.

Эти государственные субсидии и содействие бизнеса на правительственном уровне обеспечили увеличение количества производственных и обрабатывающих предприятий пищевой промышленности от 460 в 2002 году до 732 в 2012 году, то есть — на 60 процентов. Общий совокупный объем инвестиций в пищевой и перерабатывающей промышленности Королевства составил около $ 12,3 млрд. в 2012 году по сравнению с около $ 4 млрд. в 2002 году.

Кроме государственной поддержки отрасли, другими основными факторами, которые способствовали и способствуют дальнейшему увеличению сектора отечественной перерабатывающей пищевой промышленности, является рост по спросу на упакованные пищевые продукты. Продолжающийся рост доходов на душу населения, высокие темпы роста населения, изменение образа жизни, изменение рациона питания, рост популярности и быстрое расширение продовольственных розничных торговых точек и сектора общественного питания.

Маркетинг и тенденции продвижения продуктов питания

Представители саудовской розничной торговли находятся в постоянном поиске новых продуктов, они часто обращаются за поддержкой и советом со стороны поставщиков, особенно по вопросам рекламы и продвижения продукции. Реклама считается необходимым фактором для завоевания лояльности саудовского потребителя.

Конкурентные цены, еженедельные рекламные предложения, рекламная поддержка от поставщиков и способность розничных продавцов предложить широкий ассортимент продукции по конкурентным ценам являются ключевыми факторами рекламных стратегий в розничной торговле.

Очень распространенными являются публикации рекламы в еженедельных газетах, которые направлены, преимущественно, на женщин, которые играют решающую роль в принятии решений относительно покупок, в том числе – продуктов питания.

Логистика и правила ввоза 

Пищевые продукты. Предварительная регистрация

В январе 2014 года Саудовская Аравия ввела обязательную предварительную регистрацию и электронное таможенное оформление для всех импортируемых пищевых продуктов и кормов. Предварительная регистрация импортируемых пищевых продуктов является обязанностью местных импортеров или агентов.

Каждый импортер или агент обязан открыть электронный счет (E-счета), он должен быть соответствующим образом настроен. И там, в частности, отражается индивидуальное имя пользователя, пароль для выхода в личный кабинет на сайте Исполнительного управления импортного контроля качества пищевых продуктов (EDIFC — Executive Department for Imported Food Control) SFDA https://frcs.sfda.gov.sa /Login.aspx.

После того, как будет создан E-счет, импортеры могут загружать информацию в отношении пищевых продуктов, которые они собираются импортировать, в том числе: гармонизированный код (ТН ВЭД), штрих-код, код товара, и перечень ингредиентов на английском и арабском языках, изображение каждого продукта, а также копии этикеток продукта. Этикетка пищевых продуктов должна содержать всю необходимую информацию в соответствии с требованиями SFDA от 9/2013 «Маркировка расфасованных продуктов питания».

Отдельные импортеры обязаны регистрировать все пищевые продукты, которые они намерены импортировать, даже если некоторые или все продукты, которые они планируют импортировать, уже зарегистрированы другим импортером.

Электронная регистрация является бесплатной и действует неограниченное время. Импортерам, однако, необходимо повторно зарегистрировать свою продукцию, когда происходят изменения в продуктах, препаратах или наклейках. Процесс регистрации является простым и может быть быстро осуществлен, если в наличии есть вся необходимая информация и документы. Чтобы скачать GCC Guide по контролю над импортируемыми продуктами, нажмите здесь.

Добровольная регистрация фонда для иностранных пищевых перерабатывающих предприятий

SFDA предложила начать добровольную регистрацию всех иностранных учреждений, занимающихся экспортом продуктов питания в Саудовскую Аравию. Процесс регистрации состоит из девяти шагов для всех типов учреждений, за исключением бойни, регистрация которых может нуждаться инспекции на местах со стороны SFDA. Начать процесс регистрации своих производственных и экспортных структур возможно по следующей ссылке, заполнив электронную форму: здесь.

Процедуры инспекций на пограничных инспекционных постах (ПИП) 

За исключением растительных препаратов, медицинских, и продуктов, входящих в сферу ответственности Министерства здравоохранения, живых животных, растений, семян и зерна (входят в сферу ответственности Министерства сельского хозяйства), все импортируемые продукты питания проверяются Исполнительным управлением импортного контроля качества пищевых продуктов. (EDIFC — Executive Department for Imported Food Control). SFDA, в портах въезда, или на BIP постах КСА.

Импортные обработанные корма и кормовые ингредиенты проверяются специальным департаментом корма для животных EDIFC SFDA — Executive Department of Animal Feed (EDAF). Импортные продукты проверяются независимо друг от друга инспекторами EDIFC одного из саудовских постов без какого-либо вмешательства со стороны штаб-квартиры SFDA в Эр-Рияде.

Следует отметить, что ответственные за осмотр и лабораторные исследования чиновники осуществляют свою работу достаточно быстро. Внутренний импортер не имеет доступа к SFDA во время этого процесса. SFDA сообщает импортеру свое окончательное решение относительно продукта. Продукты, которые были отклонены для ввоза, должны быть вывезены или уничтожены внутри страны под присмотром SFDA. Инспекторы этого органа выполняют свои обязательные в четыре этапа, на которые разбивается процесс проверки, когда пищевые грузы прибывают на пост:

Документальная проверка: все сертификаты и документы, сопровождающие груз, проверяются на наличие и соответствие.

Идентичность: идентификаторы всех продовольственных товаров, импортируемые партиями, сверяются с информацией в сопроводительных документах.

Медицинский осмотр: все продукты питания, содержащиеся в партии, физически проверяются, чтобы удостовериться в соответствии технических норм и стандартов, а также требований к маркировке в соответствии с соответствующими техническими регламентами и стандартами. Это также гарантирует, что внутренний уровень температуры контейнера соответствует установленным соответствующим правилам и стандартам для данного вида продукта.

Лабораторные испытания: инспектор имеет право взять лабораторную пробу на экзамен.

Таможенное оформление

Следует отметить, что таможенный орган КСА требует, чтобы коммерческие счета-фактуры были оформлены на условиях CIF. Если экспорт происходит на условиях FOB, саудовский импортер должен платить за фрахт и расходы по страхованию, представить счета-фактуры в саудовскую таможню наряду с коммерческими счетами, когда груз прибудет в саудовский порт въезда.

Импорт образцов продукции

Образцы, предназначенные для потенциальных покупателей или для демонстрации на выставке, освобождаются от требований к маркировке и сроку хранения, но подлежат проверке в портах въезда. Коммерческий счет-фактура с указанием, что данный продукт не продается и не имеет никакой коммерческой ценности, должен сопровождать соответствующий образец, который обычно отправляется в КСА почтой D. H. L.

Запрещенные продукты

По религиозным причинам, Саудовская Аравия запретила ввоз алкогольных напитков, живых свиней, свинины, а также пищевых ингредиентов и добавок, которые содержат продукты из свинины, в том числе свиной жир и желатин, свиную кожу. Другие запрещенные продукты включают мясо ослов, мулов, лошаков (свежее охлажденное или замороженное), лягушачьи лапки, мак, семена конопли, опиума и хмеля.

Советы экспортерам

Местные торговые традиции

В Королевстве функционируют десятки импортеров продуктов питания. Ниже перечислены пути, по которым пищевые продукты, импортируются в Саудовскую Аравию. Частные торговые марки становятся все более распространенными в Саудовской Аравии.

Так, некоторые крупные саудовские импортеры и сети супермаркетов упаковывают продукты под собственными торговыми марками, как в стране, так и в государстве производителя. Эти фирмы сами, или же с помощью экспортера разработали частные наклейки, которыми маркируется продукт. Компания Салим Басамах («Salim Basamah Company»), пожалуй, крупнейший импортер продовольственных товаров в Саудовской Аравии, ставит свою метку частного назначения «Гуди» («Goody») на самых разнообразных продуктах, что импортируются.

 Другие известные частные торговые марки включают «Фрешли», «АлАлали» и «Харвест» («Freshly», «AlAlali» and «Harvest»). Следовательно, американская банка консервированных персиков может оказаться на рынке в Саудовской Аравии под несколькими разными ярлыками:

«Монарх» или «Либбис» («Monarch» или «Libbys»), по установленному американскому бренду США;

под саудовской частной торговой маркой: как «Гуди», «Фрешли», «АлАлали» («Goody», «Freshly», «AlAlali»).

под частной торговой маркой США, которая представляет экспортера или консолидатора: такой, как «Америкэн Гарден» или «АФФКО» («American Garden» или «AFFCO»).

Агентские соглашения

Некоторые импортеры являются агентами крупнейших производителей национальных брендов, таких как «Келлогз», «Кэмпбелл Суп», «Флорида Нечурел Фреш Джусиз» и безалкогольное пиво «Бадвайзер» («kellogg’s», «Campbell Soup», «Florida Natural Fresh Juices» and «Budweiser»). Саудовский импортер поможет создать новый бренд, но будет просить поддержки со стороны производителя. Производитель, как правило, предлагает рекламные и маркетинговые поддержки.

Собственный прямой импорт супермаркетов

Французская сеть гипермаркетов Карфур, Лулу Дубаи (Carrefour, Lulu), как и много местных торговых сетей с такими супермаркетами, как, Там, Панда, Тамими и Дануб (Othaim, Panda, Tamimi и Danube) импортируют часть из своих необходимых продуктов питания напрямую от поставщиков. Так, Тамими и Дануб, два самых высококлассных саудовских супермаркетов, импортируют несколько контейнеров американских продуктов питания ежемесячно для продажи в своих торговых точках, обеспечивая широкий ассортимент продукции разных брендов без заключения соглашения по защите торговой марки.

Если продукт хорошо зарекомендовал себя на рынке, американская компания может решить прекратить наклейки стикеров и разработать двуязычную этикетку на арабском и английском языках. «Монарх» является одной из многих компаний США, которая разработала свою двуязычную этикетку для Ближнего Востока. Безалкогольное пиво «Бадвайзер» было запущено в Королевстве в 1999 году, с красно – бело — синей двуязычной наклейкой. Однако значительное количество американских компаний продолжают использовать наклейки.

Саудовские импортеры постоянно ищут новые продукты для продажи, и часто требуют поддержки со стороны поставщиков для продвижения и рекламы. Саудовский потребитель является очень разборчивым потребителем, он внимательно рассматривает этикетки и ищет лучший вариант. Реклама считается необходимым условием борьбы за потребителя.

Двухлинейные трюки очень популярны в больших супермаркетах, когда продукты, срок хранения которых заканчивается, перемещаются на первую линию. Крупные саудовские супермаркеты ввели управление категориями продуктов, устраняют бренды низким оборотом.

Выход французской сети гипермаркетов Карфур на Саудовский розничный рынок в 2004 году, наряду с открытием местной сети Гипер Панда в том же году начал новую эру розничной торговли в Королевстве, что характеризуется высоким искусством торговли и агрессивной конкуренцией. Местные дистрибьюторы (в зависимости от размера и мощности) просят за листинг гонорары в диапазоне от $ 267 до $ 17067 за акцию 1 SKU в крупных гипермаркетах.

Спрос на органические продукты питания еще очень мал, но растет. Сбыт органических продуктов питания ограничен, и большинство людей не знают о преимуществах употребления органических продуктов. Несмотря на высокое качество продуктов из США, американские экспортеры также попадали под запреты и отказы приема их продукции.

Так, администрация пищевых продуктов и медикаментов Саудовской Аравии (Saudi Food and Drug Authority — SFDA) в начале 2015 года стала особо строго контролировать выполнение своего же постановления от 2011 года. Оно запрещает печатать на этикетках расфасованных пищевых продуктов информацию, что «вводит в заблуждение потребителей за заявленные выгоды для здоровья, благодаря потреблению данного продукта».

В результате было отказано в таможенном оформлении нескольких партий брендированных зерновых завтраков в США, в которых содержалась информация относительно содействия «снижения уровня холестерина «. SFDA отмечает, что указанные данные не поддаются проверке. Аналогичным образом, был введен запрет на партию продуктов из США, на пакетах которой помещался логотип Американской кардиологической ассоциации.

SFDA также запрещает импорт расфасованных пищевых продуктов, содержащих алкогольные коннотации, такие как «какао ликер» в качестве ингредиента. Это требование прекратило импорт некоторых высококачественных шоколадных изделий с США.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий