Методика Судзуки, или как учат музыке с трех лет

Альтернативное обучение – сейчас в тренде. Старая система образования не устраивает родителей, поэтому они ищут что-то новое, необычное и более производительное.

И такие предложения есть не только в школьном образовании, но и музыкальном. Так, учеником музыкальной школы можно стать в три года, а уже через три месяца давать первый концерт, демонстрируя умение играть на скрипке «Щедрика» или «Jingle bells».

Не верите?

Такие перспективы перед детьми и педагогами открывает методика Судзуки.

Читайте также: Как выбрать и где купить скрипку: отдельные советы

Японский художник Масааки Хасегава – о каллиграфии, успешности и творчестве как драйвере инноваций

5 книг, которые помогут сохранить здоровье

Как выбрать и где купить электрогитару: отдельные советы

Джазовые эксперименты и апельсиновый мед: разговор с Вадимом Неселовским и Тамарой Лукашевой

Другое название метода Судзуки – метод родного языка, а вся система развития ребенка по учению японца называется «воспитание талантов».

Как работает методика и чем отличается от классического академического музыкального обучения, изучала «Украинская правда. Жизнь».

РОДИТЕЛИ – КАК ДОМАШНИЕ УЧИТЕЛЯ

В студии «Музыкальная академия» вскоре зимний концерт. К нему готовятся дети и их родители.

Кстати, это единственное в Киеве место, где учат детей играть на скрипке по методу Судзуки. Роль родителей в обучении детей – практически на уровне с учителями.

Основательница студии Наталья Коптенкова объясняет, что четыре мамы вызвались выступить на зимнем концерте, а скрипку взяли в руки несколько месяцев назад.

По сути, с родителей начинает работать методика Судзуки. Сначала учениками школы становятся взрослые, потом – дети, когда сами захотят играть на скрипке, как мама или папа.

– Родители – домашние учителя своих детей. Прежде чем начать занятия в студии, рассказываю родителям подробно о методике. А дальше — решение за ними, — говорит Наталья Коптенкова.

Синити Судзуки прожил почти сто лет (1898-1998 гг.). У него не было своих детей, но всю жизнь он посвятил скрипке и детям. А свое открытие сделал почти случайно.

– Он сам начал играть на скрипке в 17 лет. Родители отправили его на учебу в Германию, но, понятное дело, в консерваторию он не поступил, потому что не мог конкурировать с теми студентами, которые играли на инструментах с детства, – повествует Наталья.

Большую часть жизни он прожил в Германии, наполнился европейской культурой. Там он познал скрипку. В Японии какая могла быть скрипка? Это чисто европейский инструмент, который происходит из Италии. Когда Судзуки вернулся в Японию, то играл в оркестре.

Однажды его коллега попросил научить играть на скрипке его четырехлетнего ребенка.

Судзуки не знал, как учить маленьких детей, но ему пришло в голову, что дети, которые рождаются в Японии, не умеют говорить на родном языке. Но потом все до одного говорят на японском языке.

Почему бы так же не учить игре на скрипке?

«НАДО ЖДАТЬ, КОГДА У РЕБЕНКА ПОЯВИТСЯ ЖЕЛАНИЕ» 

Методика Судзуки предполагает, если есть желание играть на музыкальных инструментах, надо окунуться в мир музыки.

Это что-то вроде того, как педагоги советуют изучать иностранный язык с раннего возраста, едва не отправляя детей на проживание в англоязычную или любую иностранную семью. А тут надо создать среду музыкальную.

– Это погружение в музыку всей семьей, – говорит мама четырехлетней Вики Юлия Бершеда.

Если есть желание играть на музыкальных инструментах, надо погрузиться в мир музыки. Она привела дочь на групповое занятие на скрипке. Кроме него, есть еще занятие индивидуальное и урок по музыкальному развитию.

Продолжаются занятия 40-45 минут. Но это не означает, что ребенок все эти минуты держит в руках скрипку. Можно и попрыгать под песенку про белочку, и позвенеть колокольчиками. Едва ли не каждые пять минут учитель меняет виды деятельности, переключает внимание детей с одного задания на другое.

– Мой муж в прошлом учился играть на скрипке. Отец его скрипач, тетя – заслуженная артистка Украины, скрипачка. Она нас и поощрила, — рассказывает Юлия Бершеда.

Для таких маленьких детей только эта методика уместна. Сначала я месяц занималась, а Вика смотрела.

Надо ждать момента, когда у ребенка появится желание. Эта методика предполагает занятие только по желанию. Но надо играть каждый день хотя бы по 5-10 минут.

Дома, честно говоря, дочь не очень хочет играть, а тут другая атмосфера.

ОДНА МЕЧТА НА ДВОИХ 

Трехлетний Ростислав вместе с мамой Викторией Соколовой рассказал, что уже научился играть на трех нотах, знает песенку про лялю (так называется игра на ноте ля).

Мама добавляет, что мальчик начал напевать песенки, когда играл с игрушками, чего раньше не было. Значительно лучше учит стишки в детсаду. И очень дорожит своей первой скрипкой.

А начиналось знакомство с музыкой опять же через маму. Виктория с сентября начала посещать занятия в студии. За три месяца дома появилось две скрипки – Вики и Ростика.

– Вообще нас сюда привела моя мечта. Я в первом классе хотела заниматься скрипкой, но не сложилось, родителям особо не было времени этим заниматься, а эта мысль меня все время преследовала, – описывает свою историю Виктория Соколова.

Я часто включала сыну классику, видела, что у него есть интерес к этому. Поэтому если у ребенка потенциал, его надо развивать.

Тем более что здесь все происходит только по желанию и в игре. Если вдруг он скажет «нет», мы сюда не придем.

Никто не гарантирует, что из деток вырастут именитые музыканты, но общее музыкальное развитие – ключевой аргумент, который привлекает родителей в части использования методики Судзуки.

– Сейчас у Ростика особая любовь к инструменту, он гордится, когда смотрят на его выступления. Он настолько заразил всех отношением к музыке, что к нам на концерт приедут специально дедушка и бабушка из другого города.

Это другая культура и другие ценности у деток. Когда он смотрел, как я занимаюсь на скрипке, у него формировался интерес к инструменту как к чему-то недоступному. И через недели три он сказал, что тоже так хочет, – добавляет Виктория Соколова.

Семья Соколовых настолько прониклась музыкальным обучением, что уже приобрели билеты на концерт именитых скрипачей.

А на упреки друзей, что Вика – сумасшедшая мама, приглашают к себе в гости, чтобы увидели, как сын с удовольствием слушает «Четыре времени года» Вивальди и устраивает домашние концерты.

РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ И ДОНОТНЫЙ ПЕРИОД

На занятиях по методу японца – никакого принуждения. Нет настроения или чувствуется усталость – ребенок может отдохнуть.

Домашних заданий тоже не существует. Есть интерес – играй, нет – отдыхай.

В этом и отличие метода Судзуки от классической музыкальной школы.

А еще – участие родителей. Без них результата не будет.

К тому же, традиционные школы берут к себе детишек с пяти-семи лет. А здесь можно начинать с трех, причем дети разного возраста учатся вместе.

– Почему у нас есть групповые уроки с раннего возраста? Потому что в традиционных школах ансамбли где-то с третьего класса создаются, — объясняет Наталья Коптенкова.

Но групповая скрипка играет большую роль, дети между собой общаются, что очень важно. Вот наша студия работает второй год. Первым ученикам было трудно, ибо не было на кого равняться. А нынешние дети уже быстрее схватывают все.

Еще одно отличие – дома надо прослушивать музыкальный материал, который дети будут учить. Как ребенок в семье слушает язык папы и мамы, так же надо включить трижды в день песни из музыкальной тетради. Всего существует десять учебных тетрадей.

— Кроме того, у нас есть большой донотный период. В традиционной школе первое, что начинают учить, это ноты. Но дети сначала учатся говорить, уже потом читать.

То же самое по методу Судзуки. Сначала — донотный период, так у детей по-другому работает память, — продолжает основательница музыкальной студии.

Дети, которые даже пять-шесть лет играют на скрипке, например, дошли уже до восьмой тетради, могут сыграть весь пройденный репертуар наизусть. В традиционной школе дети отыграли концерт, а через месяц уже забыли.

ПЯТЬ УРОВНЕЙ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ СУДЗУКИ

Пока что в Украине не существует ни одной официальной школы Судзуки. «Музыкальная студия» просто апробирует этот метод обучения. Учителя могут использовать это на своих занятиях. И чтобы стать квалифицированными педагогами Судзуки, должны пройти международное обучение. Ведь методика Судзуки в мире существует как своеобразная торговая марка.

Наталья Коптенкова вместе с десятью педагогами из разных регионов Украины сейчас учатся в Польше. Если у детей в период обучения – это десять музыкальных тетрадей, то у учителей – пять образовательных уровней. Один уровень – это 150 часов занятий с педагогами Судзуки. В конце каждого уровня – международный экзамен.

– На нем присутствуют три эксперта из разных стран Европы, которые задают вопросы, ты должен сыграть правильно, как учат по методу. Мы должны провести урок с ребенком. И плюс подать письменную работу о своем взгляде на методику, — добавила Наталья Коптенкова.

Наши учителя сейчас на первом уровне обучения. Все имеют классическое музыкальное образование.

Методика Судзуки очень популярна в США, странах Европы и Азии. Наталья Коптенкова призналась, что долго сомневалась, приживется ли она в Украине, но родители сейчас ищут другие модели обучения, да и музыкальные школы на этапе реформирования.

– У нас долго считали, что имеем лучшее музыкальное образование. Хотя с середины прошлого века ничего не изменилось. Дети стали другими, а нотные и педагогические материалы еще 1960-1980-х годов, – говорит Наталья.

Обучение детей методом Судзуки дает им перспективу, ибо они развиваются в мире музыки. У нас проблема с воспитанием культурных слушателей, ведь залы на концертах бывают полупустые.

Многие воспринимают этот метод как просто групповую игру на скрипке, но это не так. Это целая философия отношения к жизни, детям и музыке.

Метод японца действительно работает. Возможно, в это трудно было бы поверить, если бы не полуторачасовое посещение в музыкальной студии. Счастливые дети и родители доказали – со скрипкой на «ты» может быть каждый.

Читайте также: Лыжи: как подготовить ребенка к отпуску и чемпионству

Что опаснее – лыжи или сноуборд?

Главные научные открытия, которые меняют мир

13 самых интересных технологических разработок: чем удивил мир прошлый год

Патофизиолог Виктор Досенко: Счастье есть. Его даже можно увидеть на МРТ

Автор: Инна Погорелая

Источник: «Украинская правда. Жизнь»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий