Сторонники и противники снятия земельного моратория и свободного рынка земли в Украине в 2019 г.

23.08.2019 – Земельный вопрос в Украине набирает обороты. На конец августа власть хочет привести к черновому общему знаменателю закон об обороте сельхозземли и увидеть его ключевые точки. Какую земельную реформу сегодня готовят, можно прочитать в нашем материале.

Как писал ранее AgroPolit.com на следующей неделе должна состояться встреча Владимира Зеленского с агробизнесом и президентом ЕИБ. Но после широкой огласки этого анонса и большого количества желающих попасть на нее, ее проведение пока под вопросом.

Пока в офисе президента думают, проводить или нет, AgroPolit.com предлагает вам еще раз вспомнить 4 варианта земельного закона, которые уже пылятся в стенах парламента, а также вспомнить, кто из публичных личностей выступает за снятие/продолжение моратория и свободный рынок земли.

Владимир Зеленский президент Украины

Я – за (свободный рынок земли). Хотим это сделать в этом году в сентябре после формирования правительства. Мы уже встречались с международными инвесторами… Наше население надо подготовить информационно – это проблема номер один. Людям следует понять, что после снятия моратория землю не заберут. Они должны понимать, каким было влияние отдельных агрохолдингов, чтобы не снимали мораторий. Еще одна проблема: на один земельный акт есть несколько владельцев. Это также нужно решить.

В этом году мы обязательно проведем земельную реформу, что уже в следующем году позволит создать рынок земли на 40 млн. га, которая является лучшей в мире.

Андрей Богдан глава офиса президента

До первого сентября Верховная Рада не успеет начать свою работу, соответственно и закон «О рынке земли» не будет подан до сих пор. Но мы активно работаем в законодательном русле, и все обещания будут выполнены.

Дмитрий Разумков председатель партии «Слуга народа»

 Рынок земли нужно открывать. Следует разработать законодательную базу, чтобы не было притеснения прав собственников земли, и не сдерживать инвесторов в Украину. Мораторий – это ущемление прав собственников, которые не могут полноценно распоряжаться своей собственностью, но перед открытием земельного рынка нужно тщательно подготовить законодательную базу.

По моему мнению, в течение многих предыдущих лет не было сделано необходимых шагов, чтобы открыть земельный рынок. Стоит помнить, что открытие земельного рынка требует четкой законодательной базы, чтобы удовлетворить всех: начиная с владельцев земли и заканчивая государством и представителями иностранного бизнеса, которые готовы инвестировать в Украину. Также нужно тщательно продумать шаги, которые обеспечат эффективную защиту интересов страны.

Святослав Вакарчук лидер партии «Голос»

Земельный рынок — это символический вопрос о старых политиках. С 2000-х годов депутаты перед Новым годом бездумно нажимают на кнопку и продолжают этот позорный мораторий на продажу земли. Вследствие чего в Украине до сих пор никак не урегулирован этот вопрос… Мелкие фермеры не могут развивать свои хозяйства – покупать технику, обрабатывать землю и вкладывать деньги в развитие села, потому что это чужая земля, которую завтра могут сдать в аренду другому человеку.

Поэтому партия «Голос» выступает за четкое урегулирование вопроса рынка земли в Украине. Сегодня посевных площадей в Украине, по данным аэросъемки, на 2 млн. га больше, чем есть в реестре украинских земель. Это означает, что каждый год кто-то в тени засеял 2 млн. га земли и наживается на этом, не платя ничего в бюджет. Выиграть от отмены моратория должны украинские фермеры. Для этого должно быть ограничено количество земли, которое можно будет собрать в одних руках, а доступ к земле должны получить только граждане Украины.

После многих лет сознательного саботажа этой реформы мы понимаем, что в этом вопросе нам необходима взвешенная последовательная политика. Если мы бездумно сделаем свободную продажу земли так, как наши политики вначале 90-х сделали с промышленностью, просто получим новых олигархов – земельных.

Юлия Тимошенко лидер партии «Батькивщина»

Не может быть так, чтобы до 10 человек в стране контролировало около 70% сельскохозяйственной земли. И если сейчас не заниматься развитием небольших сельскохозяйственных и фермерских хозяйств, а открыть рынок земли, то произойдет монополизация. Мы не хотим в Украине, принимая правильные решения, принимать проблемы монополии на ресурсы, рынки и прочее.

Решением этой проблемы станет создание мощной стратегии развития фермерских хозяйств, малых и средних сельхозпроизводителей. Нужно создать этим хозяйствам систему поддержки и способствовать развитию. В Польше сейчас более 2 млн. фермерских хозяйств, а земли меньше, чем в Украине. У нас же работает около 20 тыс. фермерских хозяйств. Сегодня неправильная система аграрного уклада в государстве, а должно развиваться фермерство.

Николай Стрижак президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины

От президента мы хотим услышать, когда будет земельная реформа, и какова ее конечная цель, будет ли аграрный строй у нас в Украине. На рабах демократичное общество не строится, строится на свободных крестьянах, которые работают на своей земле. Мы хотим, чтобы президент сказал, что мы строим демократичное общество в Украине, не феодальное. Это означает, что основа демократического строя в Украине – средний класс, ставка на фермеров и это должно быть закреплено в Конституции.

Если скажут, что фермерское хозяйство – основа аграрного уклада государства, то тогда должен быть приоритет развития именно фермерского хозяйства. Соответственно, будет финансовая поддержка, доступ к рынку сбыта и доступ к технике и технологиям.

Промышленные предприятия: те же люди, говорили те же слова, давали те же обещания. В результате 30 семей имеют все предприятия и никакого увеличения рабочих мест, обеспечения и улучшения нет. Мы гарантируем, что, то же самое будет с землей – она накопится в 10-15 человек.

Запустить цивилизованный рынок земли без концепции и стратегии аграрного развития Украины невозможно. Да, крестьян уничтожают агрохолдинги, и без государственной поддержки украинское село вообще может прекратить свое существование. Сегодня существует угроза и скупки украинской земли владельцами иностранного капитала. Вспомните пример Болгарии, где в свое время была открыта свободная продажа земли, в результате чего все земельные ресурсы оказались в руках 22 человек, среди которых ― ни одного болгарина.

Ирина Паламар председатель Ассоциации животноводов Украины

Я часто бываю в разных регионах Украины, общаюсь с селянами, поэтому знаю наверняка, что большинство добропорядочных хозяев очень беспокоятся за возможность отмены моратория. Они понимают, что в нынешних условиях могут лишиться своей земли в одно мгновение, и, не имея юридической защиты и поддержки правоохранительных органов (ведь всем известно, что, к сожалению, у нас «правда» на стороне того, у кого деньги) – останутся беспомощными.

С другой стороны, лица из социально неблагополучных слоев продадут свои паи за копейки олигархам, и земля, в результате, окажется в руках нескольких крупных магнатов, а мелкий и средний сельскохозяйственный бизнес будет уничтожен навсегда… При решении вопроса «за» или «против» рынка сельскохозяйственной земли, нужно учитывать интересы не только действующих собственников земли (конечно, права людей должны быть гарантированы и защищены), но и национальные государственные интересы и обязанности, интересы будущего поколения.

Ассоциация животноводов Украины выработала свою четкую позицию относительно предпосылок, которые должны быть созданы для цивилизованного и прозрачного (!) открытия рынка земли, чтобы при этом были защищены как интересы ее владельцев, так и государственные.

Обеспечить на практике защищенность права собственности (на имущество, землю, урожай, корпоративные права) по физическим и юридическим лицам. Для этого нужно совершенствовать законодательство, улучшать работу правоохранительных органов, судебной власти. К сожалению, пока в Украине действуют схемы по «отжатию» собственности, ни о каком рынке земли говорить нельзя. Вопрос с рейдерством так и не решен, даже не принят соответствующий законопроект.

Закончить инвентаризацию земель, наполнение земельного кадастра, регистрации имущественных прав на земельные участки, передачу земель за пределами населенных пунктов в ОТГ;

Создать благоприятный режим налогообложения. Это и упрощение системы налогообложения, и решение вопроса с блокировкой налоговых накладных. Напомним, что вместо отмененного спецрежима НДС для аграриев взамен государство ничего не предложило;

Введение доступного кредитования для малого аграрного бизнеса (низкая процентная ставка);

Создание реальных возможностей для реализации произведенной продукции сельхозпроизводителями на внутреннем и внешнем рынках.

Что касается предохранителей, которые обязательно должны быть приняты одновременно с введением рынка земли, то они следующие:

Приобретателями земельных участков сельскохозяйственного назначения должны быть только граждане Украины, фермерские хозяйства, государство или территориальные общины в лице соответствующих органов местного самоуправления.

Участие иностранного капитала в приобретении земель сельскохозяйственного назначения должно быть полностью исключено или ограничено определенным временным переходным периодом (например, запрет в течение 10 лет);

Лицо, которое намерено купить сельскохозяйственную землю, должно обязательно иметь надлежащую квалификацию в области сельского хозяйства;

Лицо, которое приобрело сельскохозяйственную землю, обязано заниматься на этой земле исключительно сельскохозяйственной деятельностью;

Ограничить предельный размер земель для ведения товарного сельскохозяйственного производства, что может быть в частной собственности одного лица в целом по Украине.

Любые купленные сельскохозяйственные земли после открытия рынка земли могут быть проданы только по истечении определенного, установленного законом срока, с целью предупреждения спекуляции.

Владислава Рутицкая-Магалецкая член Национального совета реформ, вице-президент SigmaBleyzer и «AgroGeneration»

Чем более реальными становятся очертания механизма купли-продажи, тем активнее становятся аферисты. Стоит зайти на массовую платформу OLX, чтобы понять – рынок функционирует, правда, в стопроцентной тени. Более тысяч объявлений по всей Украине. Настоящих же объемов теневого рынка земли не может оценить никто, так как большинство сделок заключается с местными агрофирмами просто по договоренности.

При подписании договора аренды на владельцев паев часто оказывается давление. Людей заставляют подписывать «пустые» договоры аренды, в которых заполнены только реквизиты. Кое-кто прописывает в договорах условия с формулировкой, что после снятия моратория на куплю-продажу земель договор считается договором «купли-продажи». Есть такие, что пытаются заставить собственников подписать договор аренды на 49 лет. Часто ПАИ используют совсем без договоров аренды, не платя владельцам ни копейки, или давая мизерную арендную плату услугами.

Нужно перестать «заговаривать» тему открытия земельного рынка. Особенно сейчас, когда украинский АПК активно развивается и набирает обороты. Наша задача – не сбавить темпов и дать ему определенный толчок.

Земельный рынок – это вопрос, от которого зависит будущее агросектора и помощь Украине со стороны международных организаций.

Иван Слободяник председатель Агропродовольственного совета

Рынок земли должен быть. Но проблема заключается в том, что сегодняшние лоббисты введения рынка земли исходят исключительно из интересов определенных олигархических групп.

Разве вменяемый фермер или сельхозпроизводитель не хочет быть владельцем земли, которую обрабатывает, да еще и прикупить с гектаров десять-двадцать? Хочет! Спросите: а почему же они противятся в рынке пашни? Да потому, что они боятся, что в случае его введения они будут неспособны конкурировать с олигархическими деньгами и дешевыми кредитами из-за рубежа. Если бы была клепка в кормчих, то рынок земли давно уже функционировал бы.

Ключевое, что нужно сделать перед введением рынка земли – обеспечить финансовую состоятельность для покупки земли самых многочисленных группы производителей агропродукции, а это 40 тыс. фермеров, почти 10 тыс. агропредприятий. Они должны иметь возможность купить ту землю, которую они обрабатывают сейчас, чтобы не начался рейдерский хаос и уничтожение среднего производителя.

Отдельное направление, требующее внимания, — это владельцы имущественных паев, которые хотели бы обрабатывать землю. Часть – самостоятельно, часть пополнила бы фермерские ряды. Но необходима финансовая помощь, чтобы купить землю, приобрести технику, семена удобрения и т. д.

Остальные, безусловно, если захотят должны беспрепятственно иметь возможность продать свой пай. Кому? Покупателю, но с определенными законодательными ограничениями в виде гражданства, физлица/юрлица, ограничениями концентрации сельхозугодий, временными ограничениями спекуляций земельными участками и тому подобное.

Александр Данилюк, глава СНБО

Разговоры о свободном рынке земли ведутся уже много лет. Слишком много лет. За это время, определенный земельный рынок уже существует, и вы это очень хорошо понимаете. Но такой рынок точно не помогает аграриям. Поэтому, пришло время дать ответ на этот вопрос.

Я надеюсь, что уже все политические силы пришли к согласию, что нужно создавать рынок земли – это первый тезис. Второй тезис, – каким он должен быть? Ведь этот рынок должен быть таким, чтобы аграрии через пять лет не приходили к власти и не смотрели на представителей государства, как на единственного спасителя…

Аграрии должны быть самодостаточными. Они имеют право владеть землей. Конечно, мы будем говорить о государственной помощи, но должен работать рынок. Государство должно создать условия для того, чтобы этот рынок работал, чтобы аграрии могли прийти в любой банк, который им удобен, и получить кредит под минимальные проценты; чтобы не было административных механизмов, которые бы заставили думать аграриев – не появятся ли новые правила на следующих выборах? Должен быть рынок…

На первом этапе внедрения открытого рынка, право покупать/продавать землю должны получить исключительно граждане Украины. Второй этап: возможно, стоит допустить на рынок юридических лиц, но при условии, что учредителем является гражданин Украины. Мне кажется, сейчас абсолютно преждевременно говорить о праве приходить на этот рынок иностранцам. У нас сейчас нет общей позиции по этому вопросу и поэтому, снова разделять страну из-за этого вопроса – безответственно. Мы тогда не можем сделать первый шаг, ведь стараемся продумать действия на несколько шагов вперед…

Мы открываем рынок земли с исключительным правом купли/продажи земли украинским гражданам, чтобы они могли свободно, выгодно, прозрачно продавать землю друг другу. Или использовать эту землю в качестве залога и получать нормальные кредиты. Для того чтобы начать – этого достаточно. Но есть несколько открытых вопросов.

Во-первых, сегодня невозможно получить кредиты под нормальные проценты. Это не рабочая модель. Поэтому, даже если запустить рынок земли и урегулировать вопрос риска для банков и для аграриев – это приведет к потерям всех преимуществ открытого рынка.

Во-вторых, нужно решить вопрос рейдерства. Сделать это надо до открытия рынка. И эти вопросы довольно просто урегулировать, было бы желание. Мы верим в рынок земли, мы верим в то, что аграрии должны быть сильными, независимыми. Эти шаги должны быть сделаны после парламентских выборов на основании соответствующего закона…

Землей должны распоряжаться ОТГ – это единственный вариант. Аграрии на местах лучше понимают, что с ней делать. В Киеве понимают, как на этой земле заработать, и зарабатывают уже много лет. К сожалению, зарабатывают деньги не для бюджета, а для собственных карманов. И называется это все – коррупция. Когда земля находится во владении общин, люди на местах могут сами решать, что они хотят с этой землей делать – продавать или сдавать в аренду. Это будет ваше решение и вам не нужен для этого Киев.

Леонид Корейба руководитель организации «Центр развития земельных отношений в Украине»

Рынок земли – все ждут его уже давно, даже бывший президент Петр Порошенко между 1-м и 2-м туром выборов озвучил тезис, что продление моратория выгодно только коррупционерам. Делаем выводы.

Единственное, что стоит спуститься на землю. Конечно, я не ожидаю от президента, что закон «Об обороте земель» будет принят за первые 100 дней к примеру. Важно, чтобы, наконец-то, началась дискуссия относительно проектов будущего рынка, его составляющих, важных нюансов. Но необходимо завершить уже дискуссию: отменить / продолжить.

Петр Порошенко, председатель партии «Европейская солидарность», бывший президент Украины (2014-2019 годы) 

Я считаю, что украинское государство и украинский народ станут намного богаче, когда мораторий будет отменен. Я считаю, что мораторий на землю служит тем, кто пытается эксплуатировать непрозрачный рынок земли. Я считаю, что продление моратория является прямой связью с коррупцией. Я не хочу с этим иметь ничего общего.

Леонид Козаченко, народный депутат БПП (Рада 8-го созыва 2014-2019 гг.)

Для того чтобы подготовить необходимую нормативную базу для рынка сельскохозяйственных земель, нужно решить ряд ключевых вопросов. Это быть или не быть мораторию на продажу земли иностранцам, максимальный размер участка, который может находиться в руках одного лица, как сделать землю предметом ипотеки, кто будет контролировать торговлю землей – объединения фермеров (как в Германии), Госгеокадастр или территориальные общины.

Иван Мирошниченко председатель совета ОО «Бизнес – Варта», народный депутат, объединение «Самопомощь» (Рада 8-го созыва 2014-2019 гг.)

Люди не понимают, что дальше за вывеской «свободный рынок», поэтому и боятся его. Например, фермеры. Власть не работает с ними, в итоге тоже имеем негатив: у фермеров есть страхи, связанные с открытием рынка. Их три: где взять деньги, когда будет рынок, будут ли одинаковыми для всех конкурентные условия и как защитить свои права собственности, чтобы не «рейдернули».

Ответы есть, но их следует доносить людям. Да, деньги на кредиты можно взять в ЕБРР, Всемирном банке под залог земли. Все эти организации уже давали согласие на такое ипотечное кредитование. Следует также принять закон, который гарантирует защиту их прав. Депутаты этим занимались, но, к сожалению, нам это пока не удалось. А насчет статистики, вы все знаете: более миллиона владельцев земли уже умерли. Каждый год умирает около 80 тыс. людей, владельцев паев, которые так и не воспользовались своим правом распоряжаться землей.

Первое из моих ключевых требований – открывать рынок можно при условии равной конкуренции для всех участников рынка. Владельцы земли, а также те, кто на ней работает, прежде всего, должны быть конкурентоспособными покупателями. Причем на первом этапе доступ к земле должны получить именно украинцы, а через 7-12 лет переходного периода – постепенно открывать его для иностранцев. За этот период украинцы смогут воспользоваться своим приоритетным правом и сравняются в возможностях работы на земле и в ее приобретении.

Второе – доступ к дешевым кредитам для украинцев (собственникам земли, фермерам, юридическим лицам-товаропроизводителям). Если это обеспечить, то и пайщик, и арендатор будут знать, что завтра можно пойти к уполномоченному или в коммерческий банк и под земельную ипотеку получить нужные средства по доступной стоимости. Поэтому они спокойно воспримут открытие рынка. Все участники рынка должны иметь равный и конкурентный доступ к финансовым ресурсам. Если это сделать, тогда открывать рынок можно – украинцы не потеряют землю.

Государство должно дать людям ипотечный механизм, страхование выкупа, другие инструменты, чтобы потенциальный покупатель земли мог самостоятельно внести при покупке земли 20-30% от стоимости суммы, а 70-80% взять в кредит на 10-15 лет под 3-5% годовых. Это будет та же величина аренды, которая уплачивается сегодня на год – $100-120 за 1 га. Но будут платить банку за покупку земли для себя. Это уже сделано в других странах, поэтому время запускать у нас.

Третье – дать альтернативу, что можно делать с этой землей, кроме как продать. Владелец пая должен иметь возможность начать собственный бизнес на такой земле. В селе сегодня очень мало жителей осталось. Люди стареют, молодежь уезжает.

Нужен механизм создания микрофермерских или семейных хозяйств на этих землях с помощью государства, чтобы взять в кредит на семью или группу родственников, близких людей (4-8 человек) в размере $150-200 тыс. и сделать теплицу, овощную или фруктовую мини-ферму, производство органической продукции, семейную молочную ферму, объединиться в молочный кооператив и тому подобное.

Государство должно оказывать свою финансовую поддержку именно на это, на виды деятельности, в которых граждане могут производить конкурентную продукцию. Их следует направить в сегменты, где они не потеряют средства. Поэтому проекты должны быть в нишевых сферах, где семейная ферма станет конкурентной, а проекты — типовыми, разработанными и просчитанными при участии государства.

Иван Фурсенко первый заместитель руководителя Всеукраинской ассоциации сельских и поселковых советов

Предшествовать рынку земли должно завершение образования объединенных общин по всей Украине. Следующий шаг – передача прав органам местного самоуправления управления и владения землями сельскохозяйственными, лесного и водного фонда. Все, что за пределами населенных пунктов (по границе общины), переходит в собственность местных общин.

И, конечно же, должна быть завершена инвентаризация и наполнение Госгеокадастра, создание перспективного плана развития территорий (указано, когда и что они хотят сделать). И только тогда продажа. Это достаточно быстро можно сделать, успев до 20 октября 2020 года.

Максим Нефедов, председатель Государственной таможенной службы:

Мы категорически против моратория на продажу земли и одновременно – за его снятие. Более того, Минэкономразвития официально предлагало президенту ветировать последнее продление моратория, хотя мы и понимаем, что само по себе это не открывает рынок земли. Но мне кажется, это достаточно мощный моральный шаг, который показывает готовность к нормальным земельным отношениям…

Конечно мораторий на оборот земли – это полный абсурд. У меня первый аргумент не столько с точки зрения экономики, а с точки зрения вообще прав человека.

У нас уже мораторий воспринимается людьми так, будто есть какая-то государственная собственность, что сейчас государство хочет ее продать и для этого надо снять мораторий. Что ее украдут или иностранцы, или олигархи, поэтому давайте продолжим запрет на продажу земли. Это же не так. Подавляющее большинство земли находится в частной собственности.

Просто в какой-то момент народные депутаты решили, что значительную часть этой земли, почему-то именно землю сельскохозяйственного назначения, люди продавать не имеют права.

Алексей Мушак народный депутат (Рада 8-го созыва 2014-2019 гг., БПП) 

  1. 80% как частной, так и государственной земли уже внесено в кадастр. Это не является препятствием введению рынка земли, потому что поляки вообще начинали на примитивных бумажных кадастрах и ничего. Сумели построить хорошую аграрную отрасль. В то время, когда Украина благодаря мораторию опустилась к выращиванию в основном технических культур.
  1. Если надо дешевые кредиты, то все необходимо делать наоборот. Потому что ограничение круга покупателей не позволит создать полноценные механизмы финансирования аграриев. Потому что если не будет свободного рынка, то покупка продажа сельхозземли будет кредитоваться по такому же принципу как и земля под строительство. Другими словами очень плохо, потому что коэффициент покрытия составит лишь 35%, а не 90%.
  1. Ограничения в одни руки 200-300 га ― это дорога в никуда. Потому что экономически обоснованная животноводческая ферма на 3000 голов. Под нее надо минимум 3000 га. Соответственно малые клочки не позволят построить любую эффективную модель аграрной отрасли. Потому что даже для выращивания кукурузы минимальный земельный банк это 500 га. Если уж делать ограничение, то на связанных лиц, и в % на уровне ОТГ, района, области и страны.
  1. Наиболее ужасная модель рынка это право покупки лишь физлицами. Во-первых, это снижение цены покупки и 7 млн. землевладельцев не получают достойной суммы за свою землю. Во-вторых, это искривление рынка и создание земельных ФОП. Никто из существующих арендаторов земли как агрохолдингов, так и средних фермеров не будет стоять в стороне от рынка. Будут покупать землю на своих рабочих, а у многих агрохолдингов их по 10-20 тыс. Делая последних земельными ФОП. И таким образом мы получим квази рынок с низкой ценой и большими схемами.

Ну и наконец-то, об агрохолдингах и россиянах. До моратория не было ни одного агрохолдинга. Они родились и выросли во время этого уродского ограничения. Поэтому свободный рынок земли, скорее всего, убьет агрохолдинги, чем укрепит.

А насчет русских, то еще недавно они были хорошо представлены в Украине. Но за последнее время все ушли отсюда. Так, в 2016 году российский олигарх Михаил Прохоров продал компанию с земельным банком в 200 тыс. га. Если бы у них были какие-то планы на украинскую землю, то делали они бы наоборот.

Одним словом даешь свободный рынок, а не ужасное ограничение в виде моратория.

 Оксана Сыроед, народный депутат от «Самопомощи» (Рада 8 созыва 2014-2019 гг.) 

«Папа хату продадут, собачек накупят, и тогда нас уже никто не украдет!» Таковы сегодня заявления властей о продаже/рынке земли.

Рынок земли нужен.

Но продажа украинской земли и украинский рынок земли – это, как говорится, две большие разницы.

Чтобы что-то продать, надо знать, где оно есть и сколько оно стоит. Большая часть украинских земель до сих пор не учтена и не оценена. Что будем продавать и за сколько?

Продажа земли происходит моментально. Если продажу разрешат с 00.00 какого-то дня, то пока мы проснемся вся земля, выставленная на продажу, будет куплена.

Украинский фермер денег много не имеет. Быстрого, дешевого и крупного кредита ему никто не даст. Поэтому, он сможет купить лишь клочок.

Продажа земли крупным агрохолдингам создаст еще одну олигополию, а не рынок.

Мечтаете об иностранных инвесторах? Финны также мечтали, когда дали на продажу карельскую землю. Теперь главные их «инвесторы» ― лица связанные с ФСБ России. И это наш главный потенциальный инвестор.

Поэтому, если мы не хотим, однажды проснуться в собственности в лучшем случае офшоров, а в худшем ФСБ, то украинскую землю категорически нельзя продавать ни юридическим лицам, ни иностранцам. По крайней мере, до возвращения Крыма…

А украинский рынок земли возможен только, если:

Продавать землю исключительно физическим лицам и исключительно гражданам Украины;

Продавать землю небольшими участками 200-300 гектаров на человека без права перепродажи в течение 5-15 лет (чтобы избежать спекуляции);

Перед продажей дать фермерам доступ к дешевым кредитам;

Перед тем, как землю продавать, ее должным образом учесть и оценить.

Большая угроза для нас всех. И большое испытание для украинских фермеров. Их слово может стать решающим.

Автор: Татьяна Бодня

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий