25.03.2019 – Согласно закону «О рынке электроэнергии» с 1 января 2019 года в Украине стартовали реформы на рынке электроэнергии. Главные нововведения пока касаются только новых правил оплаты за потребленные услуги. Теперь вместо одной платежки будем оплачивать две: первую – по предоставлению услуг по распределению электроэнергии, а вторую – поставщику электроэнергии, поступившей в дом.
Идея такой реформы, по мнению ее инициаторов, заключается в том, что когда функции разделены между двумя независимыми компаниями, вся система становится более комфортной для клиента.
Читайте также: Энергетика: новые правила для старых проблем
Атомный квест. Нужны ли украинским АЭС новые энергоблоки?
Первым «комфортным бонусом» уже с 1 мая 2019 года смогут насладиться киевляне – тариф на отпуск электроэнергии ООО «Киевские электрические услуги» (которая, как и 85% тепловой генерации, принадлежит Ринату Ахметову) вырастет на 32%. Интересный факт: только в феврале текущего года тариф для тепловой генерации Ахметова вырос на 16%, и составил 2 грн. 17 коп. Это максимальный тариф для ТЭС за всю историю Украины. Для сравнения: на Венгерской энергетической бирже стоимость 1 кВт/ч такой же тепловой электроэнергии стоила всего 1 грн. 50 коп.
В КГГА уверяют, что рост тарифа произойдет незаметно, поскольку будет разбит на два этапа. Сперва тариф на электроэнергию вырастет с 1,42 грн. до 1,75 грн. за кВт/ч (на 23,94%), а уже с 1 июля 2019 г. увеличится до 1,86 грн. за кВт/час.
В этой ситуации будет уместным вспомнить, что председатель Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) Оксана Кривенко в свое время отмечала, что нововведения не повлияют на стоимость электрических услуг для украинцев – изменится только внешний вид платежки.
Такие реформаторские нововведения коснутся не только киевлян. С 1 июля 2019 г., когда закон «О рынке электроэнергии» вступит в силу в более полной мере, повышение тарифов на электроэнергию станет неизбежным для всей Украины. Ведь тарифы на электричество «отправляются в свободное рыночное плавание».
Тарифы будут формироваться на рыночных началах, а нынешнее государственное регулирование будет частично заменено на энергетические биржи. В результате чего цена электроэнергии для нужд населения должна сравняться со стоимостью электричества для промышленных потребителей второй категории, которая уже сейчас составляет почти 3 грн. за кВт/час.
Фактически это означает рост счета за электроэнергию для населения вдвое (почти на 120%). И это, увы, единственный «бонус» от реформы, который почувствует на себе среднестатистический украинец.
Цены вырастут. По-другому – изменится лишь система абонентной платы, и старые структуры будут переименованы в новые («Правила розничного рынка электрической энергии», постановление НКРЭКУ № 312), а облэнерго как продавали электричество, так и будут продавать. Глобальных нововведений от новой реформы ожидать пока тщетно, потому, что рынок электроэнергии в Украине монополизирован.
Однако, по мнению экспертов Евросоюза, эффективное внедрение закона должно сделать рынок более прозрачным, конкурентным, что принесло бы выгоду потребителю, но у нас национальная специфика…
Почему растет цена на электроэнергию?
Теоретически цена на электроэнергию должна вырасти, потому что, согласно идеологии реформы электроэнергетического рынка должна быть уничтожена система перекрестного субсидирования, где промышленность платит за население, а атомная энергетика спонсирует сверхприбыли тепловой и зеленой генерации, удерживая тариф на электричество на платежеспособном уровне. Общий объем таких кросс-субсидий только за 2018 г. составил около 47 млрд. грн. На самом деле, это дотации промышленности и атомной энергетики населению, но в счете за электричество этого не видно.
Однако на практике цена на электричество для населения вырастет, а кросс-субсидирование останется, ведь владельцы тепловой и зеленой генерации не считают нужным отказываться от сверхприбылей. Например, таких, как одна из самых скандальных схем, что введена в 2016 г. НКРЭКУ по формуле «Роттердам +», которая за три года вытащила из кошельков украинцев 40 млрд. грн.
А владелец ДТЭК Ринат Ахметов получил повышение собственного рейтинга в списке мировых миллиардеров от Forbes на 62 позиции только за прошлый год. Просто в результате «реформы по-украински» эти сверхприбыли будут формироваться не только за счет атомной энергетики и промышленности, но и населения.
Зачем же тогда реформа, спросите вы… Логика реформы энергорынка заключается в том, чтобы сделать этот рынок привлекательным. Реальная цена на электроэнергию, которую должна была бы формировать прозрачная биржа, становится сигналом для инвесторов — рынок выгоден. В идеальных условиях при насыщении рынка цены должны снизиться.
Яркий примером может быть опыт Австралии. Где за прошедшие 5 лет солнечная энергия подешевела более чем в два раза, а 2017 г. стал рекордным по количеству установленных солнечных панелей в малых домашних хозяйствах. Я не зря акцентирую ваше внимание на слове «малые», потому что в Австралии энергосистема действительно энергонезависимая и не только из-за географического положения страны.
Правительство Австралии «не на бумаге» создает все условия для всестороннего развития энергетического сектора, вводя государственное стимулирование малых частных ВИЭ: значительное сокращение налогов и налоговые льготы; поощряя развитие «зеленых» технологий именно в тех регионах, где существует дефицит электричества; создавая необходимую сетевую инфраструктуру и помогая с подключением к электросетям…
В 2017 г. федеральное правительство даже выделило 110 млн. австралийских долларов для предоставления льготных кредитов под строительство и ввод в эксплуатацию объектов ВИЭ для малых частных хозяйств, расположенных в южной части страны, где существует дефицит электричества. Ведь это не только шаг на пути к «озеленению» энергетики, но и реальная польза для всей объединенной энергосистемы страны.
Результатом такой энергетической реформы стало то, что сегодня на зеленом континенте средняя оптовая цена на солнечную энергию составляет примерно 1,26 грн. за кВт/ч, а ветровая еще дешевле – 1 грн. за кВт/час. Мы платили, и будем платить 5,7 грн…
Зелено-дорого
Знаете ли вы, что каждый украинец, каждый раз оплачивая счет за электричество платит дополнительный «зеленый налог», что составляет более 10% от стоимости каждого кВт/ч? Более того этот «налог», учитывая темпы развития «зеленой» энергетики, в 2019 г. также вырастет вдвое. Почему так происходит – попробуем разобраться.
Сейчас установленные мощности «зеленых» составляют менее 2% (1 375 МВт) от общего производства электроэнергии. Однако получают с рынка более 10% денег (более 16 млрд. грн. ежегодно), и все из-за того, что в Украине действует самый высокий в Европе «зеленый» тариф – 18 евроцентов за кВт/ч (в среднем в Европе – 8,6 евроцентов).
Благодаря такому поощрительному фактору Украина создает «благоприятный инвестиционный климат» и демонстрирует самые высокие в мире темпы подписания договоров на будущие присоединения ВИЭ. Только в последние два года количество выданных технических условий и подписанных договоров на присоединение объектов «зеленой» энергетики в объединенную энергетическую систему Украины выросло более чем в 30 раз.
Кто же так активно заботится о «зеленом» будущем Украины?! Совсем не удивляет, что с 1,6 ГВт новых мощностей, которые должны ввести в эксплуатацию до конца текущего года, большинство принадлежит империи Ахметова – владельцу более половины всей уже работающей зеленой генерации.
Сейчас главным лидером по внедрению «зеленых» технологий является дочерняя компания ДТЭК «ДТЭК Renewables» – крупнейший производитель электроэнергии из ветра в Украине (половина от продажи ВЭС по «зеленому» тарифу), которая именно сейчас бешеными темпами наращивает свои мощности в солнечной генерации.
А почему бы и нет? Идеальные условия для «бизнеса»: стоимость технологий и строительства ВИЭ в последние годы уменьшилась в 5 раз; «зеленый» тариф установлен без изменений до 2020 года; по небалансу, когда «ветер не дует, солнце не светит – «зеленое» электричество не вырабатывается» – платит потребитель; нынешние руководители энергетического сектора позволяют строительство крупных объектов ВИЭ независимо от спроса на электричество и, несмотря на то, что дальнейший рост производства десятков частных мегаватт в профицитных регионах спровоцирует разбалансирование государственной энергосистемы. Идеальные условия!
В Украине все ВИЭ — электричество попадает в «общий котел» оптового рынка электроэнергии, и потребители до определенного момента не замечают завышенной стоимости «зеленой» генерации из-за большого количества – почти 60% дешевой электроэнергии, вырабатываемой на АЭС.
«Зеленый» тариф в большинстве стран Европы не превышает 8,6 евроцента, в Украине – 18 евроцентов, а стоимость электроэнергии, вырабатываемой на АЭС в 2019 г. установлена на уровне – 1,86 евроцента за кВт/час. Значит, атомный тариф в 10 раз меньше «зеленого». Учитывая такую математику, должна ли Украина пренебрегать развитием своей базовой государственной(!) атомной генерации в пользу частной «зеленой»?
С 2009 г. один из самых высоких в Европе украинский «зеленый» тариф не обеспечил развития ВИЭ, не стимулировал динамичного, а главное, конкурентного развития энергетического сектора, однако создал широченные возможности для обогащения отдельных бизнесменов. Наши частные «зеленые» тарифы – это не что иное, как дотация (читай – кредит) со стороны государственной генерации, но масштабы подобного кредитования за счет государства также имеют свои пределы.
Государство гарантирует стимулирование производства электроэнергии из ВИЭ (читай – сохранение перекрестного субсидирования атомной энергетикой «зеленой») путем создания Фонда урегулирования стоимостного дисбаланса, который будет возмещать специально определенному «гарантированному покупателю» разницу между стоимостью электроэнергии, приобретенной у производителей по «зеленым» тарифам и ценам рынка.
Например, в 2019 году оператор всех действующих АЭС – государственная НАЭК «Энергоатом» должна где-то найти почти 22 млрд. грн. на выполнение таких государственных обязательств.
По предварительным расчетам только на гарантированную государством закупку в установленные сроки всего объема вырабатываемой электроэнергии ВИЭ по «зеленому» тарифу необходимо – 16,5 млрд. грн., а еще Энергоатом должен выполнить гособязательства по «Положению о специальных обязанностях», а это 5-6 млрд. грн. Откуда государственная компания с доходом от реализации электроэнергии в 2018 г. в размере 52,6 млрд. грн. и дефицитом тарифа в 19,5 млрд. грн. должна взять эти средства?
Наблюдая за безумными планами развития «зеленых» технологий вспоминается ситуация, когда в 2014 г., из-за войны и нехватки средств в бюджете, НКРЭКУ прекратила индексацию «зеленых» тарифов. Впоследствии, несмотря на колоссальное перекрестное субсидирование и стремительное падение экономики, перерасчет «зеленых» тарифов к курсу евро восстановили как того требует закон.
Следствием этого стало повышение цены на электричество (пятиразовое!), а обоснованием: уже традиционная необходимость уменьшить кросс-субсидирование и выполнение норм закона о пересчете к курсу евро «зеленых» тарифов. На практике положительных сдвигов эти нововведения не имели: потребители платят больше — долги продолжают расти.
Такое ручное регулирование на отечественном энергорынке воленс-ноленс наводит на мысль, что нынешний неконтролируемый бум «зеленого» развития – это ничто иное как очередная схема, по которой «зеленые» сверхприбыли (в различных толкованиях этого слова) на законных основаниях гарантируются государством вплоть до 2030 года.
Вместо выводов
Вы может упрекнуть, что практически все мероприятия по спасению планеты от глобального потепления (читай – развитие ВИЭ) в европейских странах осуществлялись за счет налогоплательщиков, а прибыль от реализации таких проектов доставалась частным компаниям.
Да, в Германии, которую очень любят ставить в пример лоббисты зеленой генерации, граждане платят одни из самых высоких в Европе тарифов на электроэнергию из-за закрытия всех АЭС. С 1990 г. общие установленные мощности ВИЭ Германии увеличились более чем в два раза, но производство увеличилось лишь на 19%. При этом доля ветровых и солнечных электростанций, которые составляют половину всех энергогенерирующих мощностей, составляет 24,6%, а цена электроэнергии возросла на 50%.
Вне того мы все должны поблагодарить за национальные особенности украинских реформ. Благодаря динамично растущим показателям в платежках, украинцы очень быстро повышают осведомленность и развивают математические способности. Поскольку за все и всегда платит потребитель.
Автор: Ирина Машек
Источник: LB.ua
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.