В статье представлены результаты эмпирического исследования по определению места женщины в отечественной политике, в частности в разрезе возрастной структуры респондентов. Проанализировано влияние такого признака, как возраст на отношение к женскому политическому лидерству.
Показано, что стереотип, согласно которому люди старшего возраста более негативно настроены в отношении женского политического лидерства, чем представители младшего поколения, опровергается в ходе опроса, выявлено, что, наоборот, именно молодежь продемонстрировала высший уровень окрашенности гендерными стереотипами. Проанализированы причины данной тенденции в контексте формирования новых негативных образов и социальных ролей женщины в массовом сознании.
Ключевые слова: гендер, гендерное равенство, динамика гендерных стереотипов, женское политическое лидерство, возрастное распределение.
Постановка проблемы. Вопрос гендерного равенства является крайне актуальным для развития демократического общества. Опыт развитых стран свидетельствует, что привлечение женщин к деятельности во всех сферах жизни общества является одной из предпосылок социально-экономического прогресса, основой гуманистического развития социума.
Именно поэтому приобретают актуальность исследования рынка труда, сферы управления, политики, господствующей в обществе системы гендерных ролей, ценностей, норм, стереотипов, ведь они позволяют раскрыть причинно-следственные связи относительно становления и закрепления статуса женщины в обществе.
Наиболее весомые изменения относительно положения женщин в украинском обществе имели место в ХХ веке. В советский период были значительные достижения в привлечении женщин в сферу образования, профессиональной подготовки, участия в общественном производстве.
Однако это не решило проблемы равноправия полов: сохранилось много противоречий в характере экономической деятельности мужчин и женщин – женщины получают заработную плату в среднем на 30% ниже, чем у мужчин, что, в частности, является следствием того, что женщины преимущественно заняты в наименее оплачиваемых отраслях производства.
Не удалось достичь паритетности статей в политической сфере – если в развитых странах представительство женщин в высших эшелонах власти (парламент, правительство) достигает 18-49%, то в Украине наблюдаем высокую гендерную диспропорцию во власти, когда в парламенте – 10% женщин, в правительстве – две женщины-министра.
В частности, в рейтинге равноправия полов, что периодически разрабатывается Всемирным экономическим форумом по четырем сферам – политика, трудоустройство и построение карьеры, образование и здравоохранение, – Украина в октябре 2012 года заняла 64-ю позицию из 135-ти возможных.
Сейчас можно выделить ряд причин указанной ситуации: это и низкий уровень развития демократии, институтов гражданского общества, и невысокая политическая активность самих женщин, недостаток — в чем-то формальная, не подкрепленная процедурами реализации и финансовой поддержкой нормативно-правовая база.
Однако главный фактор, что существенно тормозит продвижение женщин в политику и власть – это сохранение социально-культурных традиций и стереотипов, которые «отторгают» женщин от политической сферы.
Итак, налицо проблемная ситуация, когда, с одной стороны, инновационное, демократическое развитие общества требует паритетного привлечения представителей обоих полов к активному участию в общественно-политической жизни, а с другой – степень общественно-политической активности женщин является настолько низкой, что фактически делает невозможной защиту интересов данной социальной группы.
Поэтому, чтобы понять, какие характеристики общественного сознания срабатывают против активизации деятельности женщин в политической сфере, надо, прежде всего, осмыслить социально-культурную матрицу, что регулирует поведение человека в определенных условиях, ведь именно она обусловливает ценности, нормы, ожидания, которые проявляются в гендерных стереотипах. Последние являются одной из важнейших детерминант социальных отношений.
Анализ гендерных стереотипов недостаточно проводить в плоскости «женщины – мужчины», то есть когда отношение представителей одного пола к тем или иным вопросам сравнивается с отношением представителей другого пола. Социальная наполняемость гендерных стереотипов требует привлечения широкого спектра характеристик: места жительства (село-город), уровня образования, профессиональной принадлежности, вероисповедания, возраста и тому подобное.
В разрезе возрастной структуры можно проследить гендерные стереотипы в динамике – исследования гендерных стереотипов среди представителей старшего поколения дают возможность выявить те позиции, от которых отталкивается современный социум. Определение гендерных стереотипов, присущих младшим поколениям, ориентирует в том, куда мы движемся, как завтра будет формироваться социально-культурная матрица.
По сути, возраст является признаком, что закрепляет и отражает тенденции изменений социальных ценностей, норм, стереотипов, косвенно раскрывает вектор развития ценностно-нормативной культуры общества.
Поэтому сравнительное исследование отношений различных возрастных групп к общественно-политической активности женщин позволяет выявить степень продвижения современного украинского общества до принятия и признания демократических ценностей в отношении паритетности статей в сфере политики и властных отношений.
Анализ последних исследований и публикаций. Обстоятельный анализ украинских реалий общественно-политической деятельности женщин проводится в трудах Н. Лавриненко, А. Бузницкой, В. Зленко, А. Иващенко, Т. Мельник и других.
В последние годы проблемам реализации женщин в политической сфере посвящен ряд авторитетных исследований. В частности, «Формирование гендерного паритета в контексте современных социально-экономических преобразований» (2002 г.), проведенный Украинским институтом социальных исследований, «Украинское общество 1992-2006: социологический мониторинг», что осуществил Институт социологии НАН Украины.
А также «Гендерные стереотипы и отношение общественности к гендерным проблемам в украинском обществе» (2007 г.) – провел Центр социальных экспертиз Института социологии НАН Украины, «Участие женщин в политике и процессе принятия решений в Украине: стратегии влияния» (2010 г.), которое выполнил фонд «Демократические инициативы им. Илька Кучерива» по заказу Украинского женского фонда.
Исследования общественного мнения относительно роли женщин в общественно-политической жизни постоянно указывают на то, что «угнетателем» женщины является не человек, а социум через систему господствующих в нем гендерных стереотипов, ожиданий, установок. Доказано, что в обществе функционируют различные поведенческие репертуары и установки политического лидера, которые являются производными от социально-нормативной культуры общества, что, в свою очередь, зависит от его социальной структуры и образа жизни.
Современные культурные нормы, на которые ориентирован индивид применительно к политическому лидеру, не включают, а даже в некоторой степени отторгают женщину от этого образа – они настроены на мужчину.
Однако в исследованиях взаимосвязи возраста и гендерных стереотипов есть определенные пробелы: во-первых, в эмпирических исследованиях возрастные гендерные установки подаются преимущественно в виде фиксированного результата без дальнейшего основательного сравнительного анализа; во-вторых, основное внимание исследователей сосредоточено на младшем возрасте в контексте социализации (А. Здравомыслова, К. Герасимова, А. Луценко и других).
Научные наработки в этой плоскости характеризуются определенной устойчивостью, то есть рассматривают возрастные различия в отношении функционирования гендерных стереотипов, как сформированные мало динамические характеристики, однако отслеживание тенденций по возрастному признаку позволяет выявить латентные процессы становления гендерных стереотипов, четче описать социальную ситуацию.
Поэтому целью данной статьи является эмпирическое обоснование влияния признака «возраст» на отношение к общественно-политической активности женщин для выявления современных тенденций формирования гендерных стереотипов.
Изложение основного материала. Работа с таким признаком, как возраст в исследованиях на гендерную тематику базируется на постулате о том, что люди старшего возраста более консервативны (в чем-то — патриархальны), если речь заходит о перераспределении социальных ролей, обновлении моделей поведения женщин и мужчин. Младшее поколение, напротив, более открыто к прогрессивным идеям, склонно отрицать устоявшиеся стандарты, и, вообще, менее уторено гендерными стереотипами.
Однако социологическое исследование, которое провел Центр перспективных социальных исследований на тему «Место женщины в отечественной политике. Актуальность женских политических движений в Украине» зафиксировало другой смысл влияния признака «возраст» на отношение респондентов к участию женщин в общественно-политической жизни общества.
Во-первых, распределение ответов на вопрос «существуют ли в украинском обществе стереотипы, которые ограничивают вхождение женщин во властные структуры?» демонстрирует, что именно в группах лиц старшего возраста (46-55 лет – 72,1% и 56-65 лет – 62,5%) чаще всего соглашаются с наличием таких стереотипов.
А отрицают наличие гендерных стереотипов, которые ограничивают вхождение женщин во властные структуры, чаще всего в младших группах – 28-35 лет (34,5%) и 18-27 лет (27,3%). Люди старшего поколения оказываются более чувствительными к гендерным стереотипам, чем молодые.
Во-вторых, респондентам было предложено ответить на вопрос, считают ли они себя носителем указанных гендерных стереотипов. Среди тех, кто дал утвердительный ответ, самый высокий показатель имеем в возрастной группе 28-35 лет (14,1%), на втором месте группа 56-65 лет (13,3%), а на третьем представители самой молодой группы 18-27 лет (12,7%). Именно в двух молодых группах зафиксированы самые высокие показатели относительно наличия тех респондентов, кто считает себя носителями гендерных стереотипов.
Кстати, этот показатель является наименьшим в самой старшей группе – среди тех, кому более 65 лет (6,2%), фактически вдвое ниже, чем в самой младшей возрастной группе. Подавляющее большинство в каждой возрастной группе (от 70,1% до 85,9%) отмежевывается от носительства гендерных стереотипов, что косвенно указывает на осознание негативного окраса содержания гендерных стереотипов.
В-третьих, распределение ответов на вопрос «достаточно ли эффективно, по вашему мнению, используется потенциал женщин в структурах власти?» зафиксировал следующее: тех, кто дал ответ «вполне достаточно», больше всего в молодых возрастных группах – 18-27 лет (25,9%) и 28-35 лет (25,8%); высокий процент тех, кто считает, что потенциал женщин в структурах власти почти совсем не используется, в самой старшей возрастной группе – старше 65 лет (37,6%); вариант ответа «недостаточно» имеет самые высокие проценты в старших возрастных группах – 46-55 лет (76,6%) и 56-65 лет (65,6%).
В-четвертых, контрольный вопрос «важно ли для вас, какого пола кандидат в депутаты?» подтвердил уже намеченную тенденцию, когда именно среди молодежи самые высокие проценты тех респондентов, кто демонстрирует «наполняемость» гендерными стереотипами. В частности, самый большой процент респондентов, кто считает, что «эта работа только для мужчин», именно в самых молодых группах – 18-27 лет (12,7%) и 28-35 лет (12,1%). Кроме того, именно в самой молодой группе 18-27 лет самый низкий процент тех, кто дал ответ «необходимо больше женщин» – 21,8%.
Таким образом, результаты данного исследования фактически опровергают утверждения о том, что люди старшего возраста более негативно настроены в отношении женского политического лидерства, чем представители младшего поколения, наоборот, именно молодежь продемонстрировала более высокий уровень окрашенности гендерными стереотипами. Здесь такой фактор, как возраст срабатывает в отношении отношения к гендерному равенству, но срабатывает «наоборот», вопреки установившемуся постулату.
Можно сказать, что молодежь не видит проблему, не считает гендерную диспропорцию во власти проблемой, а люди старшего поколения и видят эту проблему, и, самое главное, указывают на необходимость ее решения.
Важно отметить, что существует разница между оценкой реального состояния проблемы и восприятием идеи решения этой проблемы. Именно среди представителей старшего поколения реальное состояние привлечения женщин к властным структурам оценивается крайне негативно, а идея необходимости увеличения участия женщин в государственном управлении активно поддерживается. Две молодые возрастные группы, наоборот, в меньшей степени фиксируют данную проблему, а также не видят необходимости в преодолении такой ситуации.
Возникает вопрос – если старшее поколение в целом положительно относится к активизации роли женщин в общественно-политической жизни, то почему среди молодежи наблюдается тенденция всплеска негативного восприятия женщины в политике? Мы уже говорили о социально-культурной матрице, определяющей характер гендерных стереотипов, поведенческих репертуаров, ожиданий.
Если рассмотреть те условия, в которых формировались гендерные наставления старшего поколения, то следует отметить, что в Советском Союзе проводилась политика гендерного равенства – да, во многом она имела показательный характер, но в некоторых аспектах были сделаны прогрессивные шаги.
В частности, эти шаги были вызваны резкой диспропорцией в количестве мужчин и женщин в послевоенный период, в результате чего женщин стали активнее привлекать в сферу образования и производства. И хотя женщин фактически не было на высших управленческих должностях, осуществив прорыв в образовательной и профессиональной сферах, женщины существенно расширили свои возможности реализоваться в общественно-политической жизни.
Конечно, не без противоречий – был определен «стеклянный потолок», выше которого женщины не продвигались, жестко регламентированное идеологическое содержание общественно-политической деятельности не давало возможности рельефнее представить проблемы женщины, выполняя двойную нагрузку на работе и дома.
Но, с точки зрения формирования социально-культурной матрицы – пропагандировался образ женщины как равноправного партнера, активного участника процесса развития государства и народного хозяйства – именно под влиянием этих условиях формировалось восприятие роли женщины у представителей старшего поколения, которое оказывается достаточно лояльным активному участию женщин в общественно-политической жизни общества.
За последние двадцать лет на современном этапе становления гендерного равенства (даже показательного характера) на фоне социально-экономических потрясений это вообще не рассматривается как важное направление государственной политики.
Современная украинская женщина, с одной стороны имеют возможности для самореализации, а с другой – формируются весьма специфические альтернативные модели поведения женщины: во-первых, домохозяйка, которая по своим ролевым наполнениям все больше отходит от хранительницы очага к потребительскому образу существования за счет супруга.
Во-вторых, содержанка, сексуальный объект в поисках спонсора, в угоду чему происходит даже переформатирование внешности женщины средствами пластической хирургии. Именно этот последний образ является господствующим сейчас в рекламе, популярных глянцевых изданиях, востребованных телепрограммах о светской жизни. Однако он вызывает деформированное, пренебрежительное отношение к женщине.
Вероятно, именно эти поведенческие модели сформировали у части молодежи отторжение даже идеи об активизации роли женщин в политической жизни общества. Самодостаточная, успешная, реализованная женщина словно отступила на второй план, она потерялась в потоке искривленных образов.
Выводы. Результаты данного исследования дают возможность сделать следующие выводы:
— во-первых, оспорить существующий в обществе постулат относительно гендерной зашоренности старшего поколения;
— во-вторых, в разрезе возрастного распределения младшее поколение продемонстрировало большую степень неприятия женского политического лидерства, чем представители старших поколений;
— в-третьих, налицо отрицательная динамика гендерных стереотипов в отношении восприятия женщины как активного участника общественно-политической деятельности.
Отрицательная динамика гендерных стереотипов — это отражение имеющейся общественной практики. Поскольку государственная политика по обеспечению гендерного равенства пока носит декларативный характер, соответственно, крайне неэффективна, функцию генерирования и тиражирования гендерных стереотипов выполняют масс-медиа и главное – им ничего не противостоит.
Масс-медиа продуцируют примитивные патриархальные модели выживания женщины в сложных социально-экономических условиях, и в обществе двойных стандартов, охваченном бедностью, лишенном перспектив для самореализации личности, женщины сами становятся носителями пассивных моделей поведения в отношении общественно-политической деятельности.
Поэтому необходимы разработка и реализация соответствующих мероприятий, направленных на становление в украинском обществе паритетности статей. Движение в направлении равных возможностей предполагает, прежде всего, трансформацию общественного сознания, которому могут способствовать:
— распространение идей паритетной демократии;
— профилактика насилия против женщин в общественной и частной сфере, развитие толерантности в обществе;
— сосредоточение внимания на тех особенностях статуса женщины, которые противоречат демократическим ценностям;
— развитие гендерной культуры, где ценности мускулов и феминные ценности подаются как взаимодополняющие, уравновешенные, а не происходит возвышения одних и унижения других;
— гендерное просвещение населения.
Однако мы снова сталкиваемся с вопросом — как реализовывать эти меры, и кто должен их инициировать: государство, субъекты женского политического движения, международные организации? Как влиять на существующую общественную практику, ведь, с одной стороны, государство игнорирует вопросы становления гендерного равенства, а с другой – женщины сами еще не осознали потребности в обеспечении гендерного равенства.
Понятно, что трансформация общественного сознания и изменение общественной практики – взаимосвязанные процессы. Часто именно изменения в общественной практике вынужденно влекут за собой изменения в наставлениях, нормах, ценностях, стереотипах. Вместе с тем трансформация стереотипных представлений неизбежно будет влиять на социальную реальность, видоизменяя ее. В данном случае, по мнению автора, первичны все же изменения общественной практики, которые должны быть вызваны влиянием ряда внешних факторов.
Целесообразно ввести минимальные стандарты паритетности через квоты. Да, этот вопрос очень дискуссионный, автор принимает аргументы тех, кто считает, что механическое увеличение числа женщин во властных структурах не приведет к качественным изменениям. Однако в тех условиях, которые описаны выше, наиболее эффективным видится начинать с «поведенческой презентации».
На начальном этапе присутствие женщин во властных структурах будет содержать в большей мере имитацию гендерного паритета, но она будет влиять на общественную практику и, тем самым, может «подтолкнуть» изменение стереотипных представлений о месте женщины в политике, которые, в свою очередь, способны детерминировать новые поведенческие модели.
Именно путем квотирования, от «количественного» до «качественного», происходило становление гендерного паритета в развитых демократиях. Было доказано, что политика в интересах женщин возможна только при условиях, когда женщины сами участвуют в формировании и осуществлении такой политики.
Что же касается гендерного образования, то оно потенциально способно внести весомый вклад в становление паритетности статей, но самостоятельно оно всегда будет «проигрывать» имеющейся общественной практике. Более того, доминирующие в обществе гендерные модели поведения способны полностью нивелировать полученные в процессе гендерного образования наставления, поэтому она имеет все же вспомогательный характер.
Продуцирование масс-медиа негативных гендерных стереотипов является также отражением современной общественной практики.
Во-первых, женское политическое движение фактически не заявляет о себе, следовательно, отсутствуют информационные поводы, во-вторых – что касается участия женщин в общественно-политической жизни, то на передний план выходит информация о продвижении к власти любовниц или родственниц того или иного чиновника, вельможи, что только добавляет негативного наполнения идеи паритетности статей в политической сфере.
В принципе, можно утверждать, что по результатам данного исследования именно молодежь оказалась самой чувствительной к новому формату общественной практики.
В обществе, которое находится в состоянии стагнации, любые научно-теоретические наработки, в том числе гендерной проблематики, могут лишь констатировать динамику и обрабатывать бесконечный ряд рекомендаций, однако они остаются невостребованными в качестве практической основы для государственной политики в той или иной отрасли.
Автор: А.А. Давыдюк, кандидат социологических наук, зав. отдела Центра перспективных исследований Министерства социальной политики Украины и Национальной академии наук Украины, E-mail: olena.davydyuk@gmail.com
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.