Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Охрана труда

Андерс Аслунд: Украинскую власть заботит собственное обогащение, а не благосостояние населения


07.02.2018 – Экономист Андерс Аслунд рассказал ЭП, к чему может привести нежелание украинской верхушки создавать Антикоррупционный суд, и куда двигаться Украине без МВФ.

Андерс Аслунд – шведско-американский экономист и дипломат, старший научный сотрудник аналитического центра Atlantic Council. Он специализируется на изучении переходных экономик и коррумпированных государств.

Около 30 лет своей жизни Аслунд посвятил исследованию экономики Украины, России и стран бывшего СССР. В 1990-х годах он был советником украинского правительства, затем работал в Балтии и Киргизии.

В 2014 году Аслунд вошел в экспертный совет при Министерстве экономического развития и торговли Украины. Он всегда хорошо осведомлен в украинских делах, оперирует последними цифрами и прогнозами по росту экономики, инфляции или курсу национальной валюты.

По мнению экономиста, значение этих показателей, как, впрочем, и уровень жизни украинцев, будет зависеть от того, начнет ли украинская власть бороться с коррупцией.

Сейчас на повестке дня главные темы – МВФ и Антикоррупционный суд. Получит ли Киев финансирование фонда? Что будет, если не получит? Об этом и о перспективах Украины – в интервью с Аслундом.

Читайте также: Александр Шморгун: Независимая прокуратура в Украине – это только лозунг

Пардон, МВФ. Может ли фонд "простить" Украину

Джованни Кесслер: Если НАБУ прекратит свою деятельность, это станет провалом для Украины

Сергей Фурса: В 99% случаев мажоритарщики покупают округ и приходят в парламент отбивать эти инвестиции

Джеймс Гвартни: Украинцы успешны везде, только не в Украине

– Как вы оцениваете экономическое развитие Украины в 2017 году?

– В 2017 году основными экономическими достижениями Украины стали макроэкономическая стабильность и малый дефицит государственного бюджета. В то же время, было и много серьезных неудач. Прежде всего, следует вспомнить о провале судебной реформы. Но самое большое фиаско года – создание Антикоррупционного суда.

Ежегодно сумма выведенных из Украины средств составляет около 5% ВВП (119 млрд. грн.). Это деньги, которые не инвестируются в экономику страны. Ключевой проблемой Украины является недостаточная защита права собственности.

Хуже всего то, что ничего не сделано, чтобы исправить ситуацию. Это отпугивает иностранных инвесторов, которые не спешат вкладывать деньги в Украину.

Так, сегодня уровень прямых иностранных инвестиций в страну составляет около 18% ВВП, но если бы были проведены все необходимые реформы, Украина могла бы иметь иностранные инвестиции на уровне 25-30% ВВП.

– Украина имеет ли шансы на экономический рост без борьбы с коррупцией на самом высоком уровне?

– Нет. Потому что у вас есть высокопоставленные чиновники, которые думают, что могут воровать компании и заниматься рэкетом крупного бизнеса. У вас Служба безопасности Украины и Генеральная прокуратура занимаются вымогательством денег у компаний по надуманным предлогам. И все это видят.

Недостаточный уровень защиты прав собственности – основная причина, по которой иностранцы не хотят иметь собственность в Украине. Не коррупция, а воровство их активов.

Я не вижу, чтобы было что-то сделано для улучшения инвестиционного климата. В сравнении с 2017 годом темпы экономического роста будут незначительными. Видимо, можно ожидать, что рост ВВП составит 3%, но не более. Это мизерный темп.

– Какой максимальный уровень экономического роста могла бы иметь Украина при условии проведения всех необходимых реформ?

– В два-три раза выше – где-то 6-8% в год. Эффект огромный: когда экономика растет в год на 7%, то через десять лет ВВП у страны увеличивается вдвое. Значит, через десять лет вы будете иметь вдвое больше денег.

Если считать в долларах, это означает, что заработная плата украинцев в долларовом эквиваленте могла бы удвоиться.

– В начале 2018 года гривна начала резко девальвировать и лишь в конце января укрепила свои позиции. По вашему мнению, почему так произошло и чего ждать дальше?

Курс гривны зависит от сотрудничества Украины с Международным валютным фондом. Очевидно, что Администрация президента не заинтересована в дальнейшем сотрудничестве с МВФ.

Я бы не ожидал, что до выборов президента, которые состоятся в 2019 году, МВФ или Европейский союз дадут Украине кредиты. Из-за этого гривна будет оставаться слабой.

Сейчас объем международных резервов Украины составляет 18 млрд. долл., но из-за малого объема экспорта этих резервов недостаточно.

Украинская власть заботится о собственном обогащении, а не о благосостоянии населения. Будущее гривны зависит от доверия к власти. Если к руководству страны нет доверия, то, скорее всего, дела будут идти не очень хорошо. Трудно сказать, насколько плохо, но катастрофы не будет.

– Насколько катастрофической может быть ситуация с Антикоррупционным судом и судебной реформой?

– Я ознакомился с письмом председателя миссии МВФ Рон ван Родена к главе Администрации президента Игорю Райнину. В нем четко сказано, что предложенный президентом законопроект об Антикоррупционном суде не отвечает критериям МВФ и обязательствам Украины.

Во-первых, процесс избрания судей по этому законопроекту не будет независимым и лишенным коррупции. Дальше – хуже: судей такого антикоррупционного суда будут избирать сами коррупционеры.

Во-вторых, критерии избрания судей вполне нерелевантные и имеют целью две вещи: чтобы под эти критерии попадало как можно меньше людей и чтобы эти люди были плохими судьями.

Таким образом, квалифицированных судей в таком суде будет мало, а компетенция самого суда будет нерелевантной. Этому антикоррупционному суду не будут передавать дела о коррупции, а взамен завалят кучей других дел.

Итак, этот законопроект является попыткой сделать из Антикоррупционного суда не антикорупционный суд.

– Как вы оцениваете вероятность срыва программы сотрудничества с МВФ из-за невыполнения Украиной своих обязательств?

– Я не думаю, что до президентских выборов 2019 года МВФ или Евросоюз будут предоставлять Украине финансирование. Я не думаю, что президент Порошенко ждет денег МВФ.

Мы видели, что в сентябре Украина разместила еврооблигации на 3 млрд. долл. под 7,375% годовых, но необходимых реформ не происходит. Украина будет размещать облигации на европейском рынке, пока не случится финансовый кризис.

Если же Украину постигнет финансовый кризис, он будет полностью вызванный украинскими власть имущими лицами.

– Вы считаете, что Украина сможет выйти на внешние рынки без программы МВФ?

– Это будет повторение того, что делал Виктор Янукович в 2011 году. Янукович думал, что он сможет продавать облигации на рынке, и он это делал до 2012 года. Тогда процентная ставка увеличилась до 10%, а спроса на облигации не было.

Так что некоторое время можно продавать евробонды. В 2018 году Украина, вероятно, сможет продать облигаций на несколько миллиардов долларов.

Дело в том, что такая политика – это стратегия избегания экономического роста. Кто-то спросит, почему чиновники могут быть заинтересованы в избегании экономического роста.

Ответ такой: они живут на прибыли монополий. Они получают прибыль, потому что контролируют экономику. Если в экономике много инвесторов, топовые чиновники будут иметь меньше контроля над экономикой, тогда исчезнут доходы, и они станут беднее.

Обычно в очень бедных странах очень богатые руководители, потому, что они не ограничены в доступе к финансовым ресурсам. Нет никакой взаимосвязи между богатством руководства государства и богатством народа.

Это можно увидеть на примере республик бывшего Советского Союза. Единственной страной в регионе, где гарантируется право собственности, является Грузия. Это то, что нужно Украине.

Итак, главный вопрос – обеспечат ли руководители государства право собственности.

– Значит, вы думаете, что они скорее переплатят за облигации, чем приступят к борьбе с коррупцией?

– Именно так, потому что они заинтересованы в коррупции, они с нее живут. Генпрокурор Юрий Луценко, видимо, получает много денег за то, что не борется с коррупцией. Если бы он боролся с коррупцией, он бы ничего не зарабатывал, кроме своей небольшой зарплаты.

– Во время доклада на Варшавском форуме по безопасности вы поощряли инвестировать в Украину больше. Вы говорили, что финансовая помощь, которую Украина получает, – это мизер по сравнению с тем, что получала Польша. Считаете ли вы, что сейчас интерес к Украине среди ее сторонников за рубежом снизится?

– Я всячески выступаю за предоставление Украине финансовой помощи в большем размере, но при условии проведения реформ. Чем больше денег, тем больше возможностей провести реформы.

Мы видим ряд хороших реформаторов в Украине. Это министр финансов Александр Данилюк, и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун, председатель правления "Нафтогаза" Андрей Коболев, председатель Национального антикоррупционного бюро Артем Сытник, антикоррупционный прокурор Назар Холодницкий и руководство Нацбанка.

Они действительно борются за реформы, и международные организации охотно с ними сотрудничают.

За рубежом было определенное разочарование после отставки предыдущего состава Кабмина, в частности, отставки бывшего министра финансов Натальи Яресько, экс-министра экономики Айвараса Абромавичуса и экс-министра инфраструктуры Андрея Пивоварского.

В сентябре 2017 года Украина получила доступ к рынку еврооблигаций, и с этого момента реформы пошли на убыль. Ведь Украина получила доступ к международным финансам без условий. В результате ситуация пошла в неправильном направлении, но я все еще верю, что все наладится.

Источник: Экономическая правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

 
Читайте по теме:
 Состояние внешнего долга Казахстана в 1995 году. Часть 1
 Панама без эмоций. Что будет дальше?
 «Евросироты»: с чем сталкиваются дети украинских трудовых мигрантов
 Беларусь в январе-мае 2017 г. сократила импорт легковых автомобилей на 21,3% до 231,509 млн. долл.
 В России средневзвешенная ставка по рублевым кредитам физлиц на срок свыше 3 лет в октябре 2017 г. снизилась до 13,2%