Как повлияет на будущее Facebook смена названия и амбициозная идея построения Метавселенной

В октябре американский журнал Time поместил на обложку фотографию Марка Цукерберга с надписью «удалить Facebook?». Это фото появилось на следующий день после того, как сервисы этой компании были недоступны шесть часов подряд.

Тогда еще мир не знал о серии публикаций под названием «The Facebook Papers», о планах руководства по переименованию компании и о том, что в течение октября новости о технологическом гиганте едва ли не ежедневно будут публиковаться в медиа. А в целом октябрь 2021 года станет для компании самым сложным периодом в ее истории. А еще – месяцем, когда у Цукерберга появилась новая цель, и даже не одна.

Первая – восстановить доброе имя его основного продукта, а вторая – его материнская компания Meta Platform, которая объединит все проекты, которыми за 17 лет обросла Facebook. С 28 октября 2021 года компания Facebook, которая объединяла несколько дочерних продуктов – собственно соцсеть Facebook, мессенджер WhatsApp, фото-сервис Instagram, VR-проект Oculus и другие – получила официальное название Meta Platform.

На главной странице компании уже фигурирует новое название Meta. Однако в этом тексте использовано еще старое название — и для общего понимания, и потому что многие события и факты, которые здесь будут упоминаться, произошли до переименования компании.

Facebook становится мета 

За последние годы для многих людей понятия «интернет» и «фейсбук» стали тождественными. Люди привыкли не только общаться на платформах, принадлежащих технологическому гиганту, но и вести там бизнес, развлекаться и читать новости. Недоступность Facebook and Co вызвала в них, как минимум, чувство фрустрации, а со временем пришло осознание весьма ощутимых финансовых потерь. Этому предшествовал ряд разоблачительных публикаций о деятельности компании Цукерберга и ее негативного влияния на общество.

Уже во второй половине октября журналисты 17 изданий опубликовали результаты изучения документов, которые обнародовала бывшая сотрудница технологического гиганта Фрэнсис Хоген. Эта серия публикаций получила название «The Facebook Papers», а медийный взрыв, который она вызвала, можно сравнить с публикацией знаменитого «Панамского досье» («Panama Papers») об оффшорах.

В целом конец октября 2021 года можно назвать неделей Марка Цукерберга и его компании, ведь серия «The Facebook Papers» появилась накануне обнародования компанией ее финансовых результатов за третий квартал 2021 года и за два дня до проведения конференции Facebook Connect.

Финансовая отчетность очень важна для любой публичной компании, особенно для той, которую перед тем обвинили во многих неприятных вещах. Дело в том, что среди обвинений в отношении технологического гиганта речь шла о прямом обмане инвесторов через манипулирование некоторыми важными статистическими данными, которые говорили о том, что якобы социальная платформа Instagram уже совсем не такая успешная, а ее реальная аудитория меньше, чем об этом говорилось ранее.

Компания Facebook в очередной раз рассказала о высоких показателях доходов и прибылей, и даже если темпы роста были не такими высокими, это не особо повлияло на цену акций компании. Незначительное падение 27 октября, после публикации «The Facebook Papers», изменило устойчивый рост в последующие дни.

Цель разработчиков метавселенной – отойти от привычных способов взаимодействия с онлайн-контентом и между пользователями. Технологии метавселенной позволят, к примеру, работать за одним столом с человеком, который находится на другом конце земного шара.

А уже 28 октября интернет разразился новыми историями, связанными с социальной сетью: на конференции Facebook Connect Марк Цукерберг объявил, что материнская компания, объединяющая Instagram, WhatsApp и Facebook, изменит название, и теперь будет называться Meta Platform, или Meta. Этот ребрендинг связан с тем, что Facebook планирует сделать своим основным продуктом Metaverse – «Метавселенной». Это новая концепция, которая будет работать с использованием инструментов виртуальной и дополненной реальности.

Сама социальная сеть Facebook название не будет менять. Переименование в Meta, по мнению Цукерберга, лучше отобьет новое направление работы компании и, что не менее важно, будет понятнее для пользователей, которые смогут пользоваться многими продуктами компании Meta, среди которых будет соцсеть Facebook, мессенджер WhatsApp и другие новые сервисы.

Изменить интернет

Новость о том, что Facebook становится Meta и создает метавселенную, хотя бы на некоторое время перечеркнула другие негативные упоминания компании. Однако понимания, что такое метавселенная и как она будет работать, точно нет, так что пока мы имеем дело только с представлением того, каким станет интернет, когда в нем появятся много метавселенных.

Сейчас метавселенная существует лишь в пресс-релизах компаний, которые работают в этом направлении, и в описаниях журналистов и блогеров. Среди них – не только Facebook, но и такие технологические гиганты, как Microsoft или китайская Tencent, которые создают свои метавселенные. Показали лишь несколько отдельных продуктов, которые будут работать в метавселенной, хотя даже эти описания и отдельные продукты впечатляют.

Цукерберг не скрывает, что концепция метавселенной берет начало из романа Нила Стивенсона «Лавина», хотя уверен, что за пять лет все об этом забудут, и будут ассоциировать метавселенную исключительно с проектом его компании. Он сам называет метавселенную новым Интернетом, а точнее «полностью иммерсивной 3D-версией интернета».

Цель разработчиков метавселенной – отойти от привычных способов взаимодействия с онлайн-контентом и между пользователями. Если сейчас нашими условными проводниками в мир онлайн являются экраны ноутбуков и смартфонов, то в метавселенной мы можем потреблять контент с помощью очков виртуальной реальности. А мы и наши визави в метавселенной будут жить в виде голограмм. Технологии метавселенной позволят, к примеру, работать за одним столом с человеком, который находится на другом конце земного шара.

Среди других сфер применения метавселенной – игры, совместные тренировки, инновационные методы обучения. Например, визуализация частей тела человека поможет будущим хирургам, а 3D-модель автомобиля – будущим инженерам. Условно говоря, метавселенная станет виртуальным миром, в котором активно будут использоваться технологии как виртуальной, так и дополненной реальности.

Только в 2021 году Facebook планирует инвестировать в метавселенную более $10 млрд. Для разработки в этом направлении компания уже начала привлекать новых инженеров-разработчиков. В Европе Facebook анонсировал 10 тыс. новых вакансий для специалистов, которые будут работать над метавселенной.

Марк Цукерберг в нескольких интервью, а также в сообщениях в корпоративном блоге компании объяснил свое видение и идею  создания метавселенной. Среди особенностей реализации его проекта он назвал уважение к конфиденциальности, правда, в его видении это означает возможность заблокировать для дальнейших взаимодействий определенных людей.

Вот несколько конкретных проектов метавселенной, которые уже показала компания Facebook:

– Horizon Home – платформа для личностного общения с помощью гарнитуры виртуальной реальности Oculus Quest 2, такой себе собственный дом в метавселенной, который можно настроить в соответствии со своими предпочтениями и в котором можно общаться с друзьями и знакомыми;

– Horizon Workrooms – аналогичная платформа, только для рабочих встреч и бизнес-конференций;

– Project Cambria – это новая гарнитура виртуальной реальности. Ее особенность – способность воспринимать мимику человека, понимать направление взгляда и использовать эти данные в своей работе;

— Presence Platform — набор инструментов для разработчиков, который поможет объединить физическую и виртуальную реальности. С его помощью разработчики смогут создавать проекты для метавселенной;

– Project Nazare – прототип очков дополненной реальности, с помощью которых можно будет играть в игры с другими пользователями в дополненной реальности.

В компании отмечают, что сложность технической разработки, к примеру, в том, что необходимо поместить в стекло толщиной до 5 мм голографические дисплеи, аккумуляторы, чипы, динамики и датчики, а это требует времени и усилий, поэтому первые полноценные версии продукта не стоит ожидать раньше чем через несколько лет. В течение нескольких дней после конференции стало известно, что Facebook готовит также умные часы под названием Meta.

Анонсируя метавселенную, Цукерберг отметил, что в проекте будут существовать авторы-креаторы, которые смогут создавать контент и собственные объекты и зарабатывать на этом. Так же новые возможности будут доступны и предпринимателям, те смогут не только создавать новую рекламу, но и по-новому взаимодействовать с клиентами.

Уничтоженное реноме

Хотя изменение названия связано с запуском нового проекта, нельзя исключать, что целью ребрендинга является желание Цукерберга дистанцироваться от многочисленных скандалов и антимонопольных исков, которые негативно повлияли на имидж компании.

На первый взгляд, истории и разоблачения вокруг компании должны были вызвать эффект неожиданно взорвавшейся бомбы. Однако все откровения Фрэнсис Хоген и публикации журналистов оказались лишь подтверждением того, что мир давно знал об этой онлайн-империи. Репутация компании давно страдает от скандалов вокруг нее.

К примеру, Facebook уже не входит в десятку самых уважаемых компаний по версии Fortune. Более того, в варианте рейтинга за 2021 год компания заняла  137 место. В опросе по корпоративной репутации, который ежегодно проводит Axios/Harris, Facebook заняла 97 место.

Опрос специализированного издания The Verge относительно доверия к технологическим гигантам показал, что они несколько лет тоже демонстрирует падение этого показателя в творении Цукерберга. По крайней мере, треть опрошенных отмечает, что не доверяет социальной платформе. 43% тех, кто не пользуется этой соцсетью, объяснили это неприятием того, как компания ведет бизнес.

А в вопросе доверия персональных данных технологическим гигантам пользователи поставили Facebook и Instagram на второе и третье места (после TikTok) в списке тех, кому они не готовы доверить собственную информацию.

Еще одной проблемой Facebook за последние месяцы стали сложности с привлечением новых сотрудников. За 2021 год кампания по рекрутингу новых инженеров среднего и высшего звена в Кремниевой долине провалилась, соцсеть не смогла покрыть свои потребности в работниках. Этому тренду существуют объективные объяснения, связанные с дорогим жильем и массовым переходом на удаленную работу и переездом в более дешевые районы, однако эта тенденция является еще одним отражением плохой репутации компании.

Еще одна метрика свидетельствует не столько об ухудшении репутации, сколько о падении интереса к компании. По данным аналитического инструмента NewsWhip, интерес к Facebook, измеряемый взаимодействиями в социальных сетях со статьями о различных компаниях, снизился. Это как раз показывают данные Google Trends. И лишь шестичасовая недоступность сервисов компании вызвала видимый рост интереса к ее инструментам.

Опять о монополизме 

Facebook любит представлять себя в медиа как гигант рынка соцсетей, который должен бороться за свое место под солнцем с конкурентами: YouTube, TikTok и Snapchat. Хотя на самом деле он давно является всемогущим Голиафом, бороться с которым другие технологические компании не в состоянии. И стать Давидом для продукта Цукерберга и хотя бы частично обуздать его всеобъемлющую силу смогут лишь антимонопольные органы США.

Роджер Макнами, один из первых инвесторов Facebook и бывший советник Цукерберга, автор книги «Зафейсбучение. Как социальная сеть толкает мир к катастрофе» («Zucked: Waking up to the Facebook Catastrophe», 2019), в своей колонке для Time уверенно заявил, что на современном этапе компания уже не сможет ничего сделать ни со своим доминированием на рынке социальных платформ, ни, самое главное, с отрицательным воздействием на общество, что является прямым следствием этого доминирования.

«У Конгресса есть задача нацелить законодательную реформу на Facebook, но это будет ошибкой. На самом деле нужно законодательно решить три важные проблемы всего мира технологий — безопасность, конфиденциальность и конкуренцию. Нерегулируемые технологические гиганты создают опасные технологические продукты». По его мнению, должен существовать регулятор, который позволит предотвратить появление на рынке вредных технологий.

Конгрессу также необходимо защитить частную жизнь людей от безжалостного слежения: капитализм наблюдения нужно запретить так же решительно, как в 1938 году был запрещен детский труд. Относительно конкуренции, по словам Макнами, Конгрессу необходимо обновить антимонопольное законодательство для XXI века. «Шестичасовое отключение Facebook, Instagram и WhatsApp продемонстрировало для многих обратную сторону монополии, абсолютной зависимости от одного сервиса, одной компании», – убежден он.

Публикации серии «The Facebook Papers» могут оказаться очень помогающими в антимонопольном иске, который Федеральная торговая комиссия США подала против компании еще в прошлом году, пытаясь отделить Instagram от материнской компании. Попытка обуздать господствующее положение и Facebook, и других техногигантов продолжается уже несколько лет.

Однако, возможно, именно сейчас в этих опытах наступит переломный момент, когда действия регуляторов и законодателей из хаотических действий превратятся в конкретные шаги, которые приведут к понятному результату.

После разоблачений «The Facebook Papers» стало известно, что компания Цукерберга приостановила разработку новых функций своих старых продуктов и даже некоторых новых проектов и занялась оценкой репутации, в том числе силами своих сотрудников. Однако буквально в течение нескольких дней стало известно о новых проектах, которые свидетельствуют о том, что особых уроков из этих историй Facebook не вынесла.

Призрачное будущее 

Комментируя ребрендинг и переориентацию Facebook на технологии виртуальной реальности и создание метавселенной, Марк Цукерберг сказал: «Ходят слухи, что мы просто хотим убежать от плохой репутации, изменив название» и заверил, что на самом деле цель этих трансформаций совсем другая.

Очевидно, что все скандалы последних лет вокруг компании, начиная с Cambridge Analytica, заканчивая «The Facebook Papers», поднимают вопрос относительно будущего вектора развития этой социальной платформы.

Пристальное внимание со стороны регуляторов, журналистов, активистов и правозащитников и вероятные их конкретные шаги, направленные на изменение определенных базовых вещей, которые лежали в основе бизнес-модели Facebook (от сбора данных пользователей к алгоритмической ленте контента), смогут сменить компанию. По крайней мере, если сравнить с тем, какими были ее социальные платформы в 2015-2020 годах.

Именно поэтому в компании четко понимают, что им нужна новая глобальная идея, новый вектор развития, которым может стать метавселенная. В то же время в Facebook прекрасно осознают длительное время, необходимое на создание такого проекта, да и размеры инвестиции в него. Поэтому технологический гигант будет поддерживать на плаву его актуальные продукты, если даже их нужно будет видоизменить.

В начале ноября компания сообщила о том, что отказывается поддерживать функцию распознавания лиц в своих продуктах – одно из основных направлений базиса  капитализма в наблюдениях. Свое решение в компании объяснили тем, что эта технология пока что не регламентируется и не до конца изучены риски ее массового использования.

Однако этот условный реверанс в сторону защитников приватности перечеркивается другими новостями из Facebook. Понимая, что молодая аудитория не особенно заинтересована в ее продуктах, компания решила воспитывать своих пользователей детства и начала привлекать инженеров для создания социальных платформ для детей от шести лет с рабочими названиями «Messenger Kids/Youth Platform» и «Instagram Child Safety». Эта новость от 2 ноября вызвала еще один шквал критики в сторону техногиганта.

Так что, вероятно, Facebook будет меняться, однако отказываться от своих социальных сервисов не будет. Однако, понимая, что общество и регуляторы потребуют изменить эти сервисы, в компании решили выйти на новый и перспективный для себя рынок виртуальной реальности, поставив глобальную цель, изменить интернет в современном виде. Неизвестно, ставил ли такую цель Марк Цукерберг в 2004 году, создавая Facebook, но очевидно, что его проекты сильно изменили интернет. Не исключено, что таких же трансформаций стоит ждать от его новых замыслов.

——————

Про что узнали авторы серии публикаций The Facebook Papers

Проблемы с модерацией 

В компании работает небольшое количество модераторов, которые не всегда могут владеть другими языками, помимо английского, а автоматические системы блокировки нежелательного контента часто не понимают контент и не знают, как реагировать на некоторые сообщения. Особенно заметна эта проблема в Афганистане и арабском мире в целом.

Алгоритмически-манипулятивный контент

Алгоритмы отбора контента предвзяты, и в компании нередко сами не понимают, какой контент они будут продвигать, а какой будут блокировать. Эксперименты показали, что чаще всего алгоритмы продвигают контент с теориями заговора, праворадикальными нарративами и фейками. А попытка отказаться от алгоритмической ленты контента привела к падению вовлеченности пользователей и времени, проведенного на платформе, поэтому в компании вернули алгоритмы подбора контента.

Цифровой мусорщик, или разрешено почти все: Facebook очень редко активно реагирует на противоречивый контент. В компании решили разрешать практически все, а уже потом реагировать на отдельные сообщения. Именно так модераторы соцсети действовали 6 января 2021 года во время нападения на Капитолий, ведь тогда организаторы событий координировали свои усилия именно через фейсбук, а модераторам, которые пытались отреагировать на эти сообщения, рекомендовалось подождать.

Пандемия и последующая кампания за вакцинацию превратили технологического гиганта в платформу распространения теорий заговоров, бессмыслицу и ложь о коронавирусе и вакцинации.

Платформа для торговли людьми

В Инстаграме и Ватсапе существуют целые онлайн-рынки рабов, прежде всего на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Организаторы преступной схемы даже покупали рекламу для своих услуг: известно, что одна группировка заплатила за эту рекламу более $150 тыс. Компания отреагировала после того, как Apple пообещала из-за этого заблокировать ее приложения в App Store.

Неточные данные об аудитории

Компания знала об уменьшении темпов прироста аудитории Instagram из-за того, что пользователи регистрировали по несколько аккаунтов на платформе. Еще в 2018 году более 10% всех профилей были SUMA (Single User Multiple Account) или Finstas (fake instagrams), то есть фейковые дублированные аккаунты, которые использовались как вспомогательные. В компании их добавляли в статистику как новые профайлы новых пользователей.

Автор: Надежда Баловсяк

Источник: Тиждень

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий