15 июня председатель Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, которое следит, чтобы чиновники не нарушали антикоррупционные законы, заявил, что нашли нарушения в назначении Юрия Витренко председателем правления государственного «Нафтогаза».
Он получил должность по решению правительства еще 28 апреля. В НАПК говорят, что не имел права. Мол, работая ранее заместителем министра энергетики, Витренко системно участвовал в подготовке решений по «Нафтогазу». А по закону, чиновники после увольнения с государственной службы еще в течение года не должны участвовать в руководстве компаниями, на которые влияли, будучи чиновниками.
НАПК требует отменить назначение Витренко и расторгнуть договор с ним. Это уникальное решение для Украины. Тем более – для органа, который является менее заметным из-за других коллег антикоррупционеров и редко привлекает к себе столько внимания.
Глава НАПК Александр Новиков, чье имя стоит под предписанием на имя Кабмина и премьера Дениса Шмыгаля, недавно вернулся из Соединенных Штатов Америки. Там он участвовал в специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН против коррупции. Новиков встречался, в частности, с президентом Генассамблеи Волканом Бозкиром, заместителями помощников генпрокурора и госсекретаря США, обсуждал сотрудничество и обмен информацией.
По данным «Украинской правды», с первого дня назначения Витренко, США в коммуникации с Украиной заняли довольно жесткую позицию по «Нафтогазу», а также по реформе корпоративного управления. Этот вопрос поднимался и на встрече президента Владимира Зеленского с госсекретарем Штатов Энтони Блинкеном. Собеседники УП в Офисе президента были убеждены, что проблему с назначением Витренко уладили, и она уже «не представляет угрозы».
Но после возвращения Новикова из США претензии к кадровым решениям в «Нафтогазе» возникли уже не у международных партнеров, а внутри страны. «Украинская правда» спросила главу НАПК о том, как готовилось решение о Витренко, влияли ли на него американцы, а также о месте геополитики в борьбе с коррупцией.
— Александр, предписание о назначении Витренко — это ваше самостоятельное решение? Имели ли на него влияние представители других ведомств или государств? Советовались ли вы с кем-то?
– Это решение Национального агентства, которое основывается на его внутренней экспертизе и требованиях закона. Ни с кем консультаций НАПК по этому поводу не проводило.
— По нашим данным, США, откуда вы недавно вернулись, заняли жесткую позицию по «Нафтогазу», и этот вопрос поднимали, в частности, на встрече с госсекретарем США Энтони Блинкеном. Вам известна позиция Штатов по этому поводу? Кто-то из их представителей давал вам свои пожелания, советы?
– Во время участия в Генеральной ассамблее ООН я имел встречи с представителями департамента юстиции США, где достижения Украины в сфере предотвращения коррупции были очень высоко оценены. Вопросы по проверке, которая касалась «Нафтогаза», ни на одной из этих встреч не поднимались.
— Но, так или иначе, ваше предписание попало в ту тему, вокруг которой у украинских властей и представителей США был конфликт. Прошлой осенью вы говорили нам в интервью, что «позиция НАПК – выигрывать, не ввязываясь в битву». Сейчас вы, похоже, все же становитесь участником битвы. Не боитесь стать инструментом в ней?
— НАПК действительно является инструментом, но инструментом выполнения закона в Украине. Полчаса назад я участвовал в форуме «Украина без олигархов». Достичь того, чтобы Украина была цивилизованным государством, где выполняется закон, можно лишь установив правила и их соблюдая. Это то, о чем сегодня говорил и глава правительства, и президент. И НАПК руководствуется исключительно законом.
— Тогда вопрос о законе. Закон говорит, что предписание можно выносить руководителю органа. Ваше предписание сейчас вынесено кому? Премьеру? Кабмину как учреждению? Кто адресат?
— Кабинет министров.
— Но Кабинет министров не является руководителем органа.
— Главой Кабинета министров является премьер-министр.
— Насколько я помню, уже была аналогичная история с увольнением разоблачителя коррупции из «Энергоатома». Тогда вы тоже вынесли предписание Шмыгалю…
– Да, смотрите. Мы вносили и предписание по «Энергоатому», и предписание по «Нафтогазу» Кабинета министров Украины. Конечно, руководителем Кабинета министров является премьер-министр Украины. Здесь нет никакого несоответствия.
— Премьер-министр руководит министрами? Правительство — это же коллегиальный орган, каким образом премьер руководит министрами?
– Ну, это в регламенте Кабинета министров записано, что распоряжения и постановления Кабинета министров принимают коллегиально на заседании правительства путем голосования.
– Если это предписание не выполнят, вы готовы составлять протокол и идти в суд? И на кого будет этот протокол?
– Да, закон предусматривает, что мы идем в суд и обжалуем соответствующие распоряжения правительства. Но мы надеемся, что правительство выполнит это предписание, потому что сегодня буквально и президент, и премьер говорили, что для того, чтобы побороть олигархов, надо соблюдать правила. Это предписание как раз о соблюдении правил. Мы надеемся, что правительство не может в один день занять две противоположные позиции, иначе оно покажет всем финансово-промышленным группам, что предписание можно не выполнять.
– Насколько я знаю, в прошлый раз, когда вы составили протокол на «Энергоатом», Кабмин не стал публично оппонировать, но они не согласились с тем, что Шмыгаль является руководителем правительства.
— В минувшую среду правительство выполнило предписание НАПК и начало служебное расследование в отношении руководителя «Энергоатома». У вас устаревшая информация.
— Да, я это тоже помню. Но они сделали это не вовремя. Предписание вынесли в начале марта, а расследование начали в июне. Сколько предусмотрено дней на выполнения предписания?
— Десять дней предусмотрено.
— И вы не пошли в суд в марте из-за этих 10 дней.
– Они не пошли в суд, и мы не пошли в суд. Потому что регламент Кабинета министров предусматривает длительную процедуру соответствующего распоряжения Кабинета министров. Правительство готовило это распоряжение, Министерство экономики согласовывало с Министерством энергетики, Министерством юстиции. Поэтому у НАПК не было оснований пойти в суд. Правительство выполнило предписание.
— Объясню, почему столько вопросов к процедуре. Из-за того, что эти предписания вызывают сомнения и вопросы, возникает впечатление, что такие ваши решения являются скорее политическими или репутационными. И это уже не впервые за вашу каденцию. Например, такими же репутационными кажутся протокол на президента или отмены закупок, которые вам показались таковыми. Насколько для вас важна оценка общества? И готовы ли вы ради нее пренебрегать, например, взвешенностью и отношениями с политиками?
— Очень обидно, что такое уважаемое издание считает выполнение закона каким-то политическим актом. Выполнение закона в стране – и это наша функция, которая записана в законе «О предотвращении коррупции» – должно быть правилом для всех. И мы должны формировать нулевую толерантность к коррупции.
Конечно, оценка общества важна для всех государственных органов, потому что мы знаем о низком уровне доверия к государственным институтам. А низкий уровень доверия к государственным институтам – это низкий уровень доверия и к экономике Украины, и к инвестициям. Поэтому нашей сознательной политикой НАПК и всех органов государственной власти должно быть повышение уровня доверия граждан к государственным институтам.
— А оценка международных партнеров? Все-таки своему назначению вы обязаны, в том числе, им.
— Мы не ориентируемся… НАПК является органом, который ориентируется на оценку граждан Украины, а не на оценку международных партнеров. Мы считаем, что воля граждан Украины имеет решающее значение для государственных институтов.
— Возвращаясь к случаю с Витренко. Вы взвешивали позицию международных партнеров в этой истории?
— Не взвешивали. Мы не получали ни от одного из наших международных партнеров никаких обращений по «Нафтогазу». Мы ценили только документы. Мы получали соответствующие документы от самого «Нафтогаза». Затем нам Министерство энергетики предоставило документы, секретариат Кабинета министров.
Хочу обратить внимание на один интересный факт. К нам поступило много обращений, даже от самого правительства, по двум вопросам. Во-первых, это нарушение ограничений при назначении руководителя «Нафтогаза», и второе – относительно его конфликта интересов при принятии решений по «Нафтогазу».
Так вот – для того, чтобы вы просто поняли, насколько мы объективны — мы не установили ни одного конфликта интересов в деятельности Юрия Витренко. Но, к сожалению, закон запрещает лицу, которое принимало решение относительно предприятия, управлять им в течение года после увольнения.
— То, что предписание появилось после вашего возвращения из США, это совпадение? Прошло уже более 1,5 месяца после назначения Витренко…
— Меня две недели не было в Украине, я был в Нью-Йорке на Генассамблее ООН. Секретариат Кабинета министров как раз за это время предоставил нам все документы, что позволило завершить проверку. Это никоим образом несвязанные вещи.
— Вам была известна позиция Офиса президента и Кабмина относительно проверки или предписания, которое вы планируете вынести? Вы с ними говорили об этом?
– Я сообщал представителям Кабинета министров и Офиса президента еще за месяц до этого предписания о том, что НАПК примет объективное решение по результатам этой проверки, каким бы оно не было. Будет оно свидетельствовать о том, что мы не установили нарушений, будут ли нарушения – мы отреагируем. Я об этом месяц назад говорил представителям правительства и офиса.
— И как они реагировали?
– Понимающе. Потому что я уверен, что и правительство, и Офис президента заинтересованы в соблюдении выполнения законов Украины, ведь только так и президент, и правительство смогут реализовать свою программу. Если правительство и президент являются примером выполнения правил, только в таком случае власть сможет реализовываться.
— Сейчас, уже после предписания, кто-то из Кабмина или Офиса президента доносил свою позицию, может, непублично?
— Я только публичную позицию видел «Нафтогаза» и министра юстиции, они пообещали обжаловать предписание в суде.
— Вам лично не передавали?
— Я только что был на форуме «Украина 30», посвященном Украине без олигархов. Мы общались с премьером, вопрос предписания не обсуждали.
– Вы не переживаете, что такие решения, которые сейчас вызывают вопросы или сомнения, могут обернуться против вас, когда вы станете неудобным для власти?
– НАПК в своей деятельности руководствуется принципом, что у нас нет повестки дня, кроме того, этот принцип мы публично доведем до каждого. Я уверен, что это лучшая позиция для органа, который призван менять правила игры. А именно поэтому в наших действиях не может быть сомнения – ни у правительства, ни у других субъектов власти.
– Имеет ли украинская борьба с коррупцией, в вашем понимании, геополитическую направленность? Нужно ли НАПК и другим антикоррупционным органам иметь в этом направлении политическую позицию?
— Я уверен в этом. Если вы посмотрите мое выступление две недели назад на Генеральной ассамблее ООН, вы поймете, что у нас именно такая направленность и есть. В Украине на сегодня сформирована лучшая в мире система антикоррупционных органов. Имеется полный цикл антикоррупционных органов.
НАПК, которое должно сделать так, чтобы у НАБУ не было работы (смеется), предотвращать коррупцию, меняя правила. НАБУ, которое является независимым и должно расследовать высокопоставленную коррупцию. Антикоррупционная прокуратура — к сожалению, сейчас не имеем антикоррупционного прокурора — которая должна поддерживать обвинения в таких делах. Антикоррупционный суд, который уже доказал свою эффективность – десятки приговоров с реальным лишением свободы, в том числе, судьям.
Кроме того, лучшие в мире IT-инструменты. Это Prozoro, это «Дия», это реестр деклараций, это реестр отчетов политических партий, который так же, как и реестр деклараций, автоматически сможет проверять отчеты.
У нас лучшие антикоррупционные инструменты. Я лично с президентом Генеральной ассамблеи ООН обсуждал эти вопросы и с президентом группы государств-участников Конвенции против коррупции, с Офисом ООН по вопросам наркотиков и преступности. О том, чтобы Украина могла поделиться своими наработками с точки зрения IT-инструментов предотвращения и борьбы коррупции с другими странами. И мы сейчас находимся в процессе переговоров с соответствующими институтами ООН и других стран.
Почему мы хотим, чтобы наши IT-инструменты предотвращения коррупции стали международным технологическим стандартом? Потому что тогда мы обезопасим их в Украине от постоянных нападок. Как вы знаете, из закона о Prozoro пытаются постоянно изъять какие-то субъекты публичных закупок и постоянно вносят изменения, которые могут разрушать реестр деклараций. Это наша сознательная политика. Только осуществив борьбу с коррупцией, которая, по сути, является транснациональным явлением, геополитическим, мы выполним нашу внутреннюю функцию.
– Готовы ли вы ради имиджа, в том числе, геополитического, где-то уступить или процедурам, или чуть закону? Ради имиджа и репутации, вашей и органа?
– НАПК никогда не поступается законом. Мы не готовы поступаться законом.
Автор: Соня Лукашова
Источник: УП
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.