Представитель Всемирного банка Сату Кахконен: При таком росте ВВП Украине понадобится 100 лет, чтобы догнать Польшу

17.10.2018 – Как Украина может улучшить свои позиции в Индексе человеческого капитала, возможно ли торможение реформ и кому выгодно сохранение земельного моратория? Об этом – в интервью ЭП с директором Всемирного банка по делам Украины, Беларуси и Молдовы Сату Кахконен.

Читайте также: Франсис Малиж: Украина снова в первой пятерке стран по объему инвестиций ЕБРР

Эксперт ООН: Прежде чем сокращать социальные расходы, почему бы не подумать о повышении налогов для богатых?

Консультант Всемирного банка Денис Низалов: Если сейчас цена гектара пашни – $1,5 тысяч, то после открытия рынка она возрастет до $3,5 тысяч

Миссия МВФ в Украине: Соглашение возможно?

Марк Гинзбург: Со временем может появиться долларкоин или еврокоин – государственная криптовалюта, что критически повлияет на курс биткоина

В четверг во время годового собрания МВФ и Всемирного банка в Индонезии ВБ презентовал Индекс человеческого капитала, который определяет размер человеческого капитала. Индекс охватывает 157 стран, и Украина заняла хорошее место – 50. На первом месте – Сингапур, на втором и третьем – Южная Корея и Япония.

Одна из главных причин, благодаря которым Украина попала в рейтинг, – начатые реформы систем здравоохранения и образования. Во Всемирном банке обеспокоены, какими будут их темпы в последующие годы. Темп реформ и сотрудничество с МВФ определят темпы роста украинской экономики.

Читайте также: Как работает кэшбэк (возврат денег) при покупке товаров и услуг

Неделю назад Всемирный банк пересмотрел макроэкономический прогноз по Украине: сотрудничество с МВФ, последовательное внедрение недавно принятых и новых структурных реформ должны дать позитивный сигнал инвесторам.

В этом случае экономический рост в 2018 году составит 3,3%, в 2019 году – 3,5%, а в 2020-2021 годах, когда связанная с выборами неопределенность уменьшится, может превысить 4%. В противном случае экономика упадет до 2%.

Как Украина может улучшить свои позиции в Индексе человеческого капитала, возможно ли торможение украинских реформ и кому выгодно сохранение земельного моратория?

Об этом – в интервью ЭП с директором Всемирного банка по делам Украины, Беларуси и Молдовы Сату Кахконен.

– Всемирный банк презентовал Индекс человеческого капитала – Human Index Capital. Чем он отличается от Human Development Index ООН?

– Индекс человеческого капитала отличается от Индекса человеческого развития, который используется ООН. Я объясню, чем. Основное отличие в том, что наш индекс нацелен на будущее – на результаты, которые должны быть достигнуты.

Он демонстрирует связь между инвестицией в человеческий капитал и производительностью, которая достигается благодаря такой инвестиции. Индекс показывает, какой уровень человеческого капитала будет иметь новорожденный ребенок через 18 лет.

Путем эконометрического и комплексного анализа в сферах образования и здравоохранения выбираются индикаторы, достижение которых больше всего способствует эффективности человеческих ресурсов. В этом основное различие между индексами.

– Украина заняла 50-е место. Благодаря чему? 

– Есть три основные сферы, на которых концентрируется индекс: выживание, школьное обучение и состояние здоровья. Каждая сфера оценивается по разным индикаторам. Результаты Украины в Индексе человеческого капитала по различным сферам разные.

Показатели выживания детей после рождения и доступа к образованию достаточно высоки, а вот позиция по качеству и продолжительности жизни взрослых не столь хороша.

Индекс человеческого капитала дает понимание о производительности следующего поколения работников. По оценкам ВБ, ребенок, что сейчас родился в Украине, будет продуктивным на 65%, когда вырастет, при условии, что он получит полное образование и будет иметь полноценный доступ к системе здравоохранения.

Вероятность выживания до пятилетнего возраста в Украине очень хорошая: 99 из 100. До 60 лет доживают 81% подростков пятнадцатилетнего возраста.

— Что следует сделать, чтобы подняться в индексе по индикатору качества жизни?

– Средняя продолжительность жизни в Украине на десять лет меньше, чем в других европейских странах. К счастью, Украина запустила комплексную реформу сферы здравоохранения. Стоит продолжать ее реализацию, улучшать первичное звено здравоохранения, повышать эффективность медицинских услуг в больницах.

Если все, что предусмотрено реформой здравоохранения, будет внедрено, то, по сути, средняя продолжительность жизни повысится.

– Для Украины присуще широкий охват образованием – много украинцев имеют доступ к среднему и высшему образованию, но ученикам и студентам не хватает практических навыков. Как преодолеть этот дисбаланс? 

– Да, с качеством образования есть проблема. Студенты и ученики учатся в различных учебных заведениях длительный период своей жизни. При этом образовательная система не дает им тех навыков, которых очень часто требует рынок. Разрыв между Украиной и теми странами, которые показывают хорошие результаты в рейтингах, очень большой.

Индекс человеческого развития учитывает количество лет, проведенных в учебных заведениях, а в гармонизированном результате качество образования оценивается с учетом приобретенных навыков. Такой подход к оценке тянет Украину вниз.

Украина продолжает реализацию реформы в сфере образования. Реформа нацелена на совершенствование программы, улучшение учебного процесса и подготовку учителей. Все эти предусмотренные реформой элементы должны быть воплощены в жизнь.

– Учтена ли в индексе ситуация с загрязнением окружающей среды? Ее влияние на качество человеческого капитала в Украине?

– Украина сталкивается с целым рядом вызовов: загрязненный воздух, качество воды, уменьшение биологического разнообразия. Все это вместе влияет на производительность людей. В общей системе индикаторов индекса нет отдельно экологического. По сути, экологические факторы влияют на показатель выживаемости.

Мы знаем из международного опыта, что загрязненный воздух влияет на состояние здоровья человека. Также он влияет на способность человека учиться. Мы должны больше внимания уделять экологическому фактору. Хочу сказать, что в течение следующих лет индекс человеческого капитала будет эволюционировать.

– В нем могут появиться новые индикаторы?

– Ожидается, что к агрегированному показателю будут добавляться уточняющие индикаторы. Это позволит получить более подробную картину происходящего с ребенком в течение всей жизни с момента рождения.

– Возможно, ли создать стратегию, которая бы помогла улучшить позиции Украины в этом индексе? 

– Сейчас работает рабочая группа, в которую входят представители Всемирного банка. Ее задача – конкретизировать видение Украины относительно того, что нужно сделать для улучшения места в индексе.

Следующий шаг – наша команда вместе с командой правительства будут разрабатывать стратегию, и определять специфические конкретные шаги, которые нужно сделать для улучшения позиции Украины.

Поскольку реформы в образовании и здравоохранении уже реализуются, Украина занимает очень хорошую позицию. Ход реформ стал одной из причин, почему она оказалась среди пионеров индекса – стран, которые присоединились к нему на ранних этапах.

Для Украины это хорошо. Так она может показать на весь мир свои результаты в реформе здравоохранения и образования. Вместе с тем, она создает и определенные ожидания того, что реформы все-таки будут реализовываться эффективнее.

О ПОПУЛИЗМЕ, АМНИСТИИ КАПИТАЛА И ОПАСНОСТИ НАЛОГА НА ВЫВЕДЕННЫЙ КАПИТАЛ  

– В 2019 году в Украине состоятся двойные выборы. Какие риски по реализации реформ вы видите в связи с этим?

– Риски замедления реформ из-за выборов. Дело не только в рисках – мы уже отметили для себя, что такое замедление произошло. Есть риск, что реформы остановятся. Даже больше – некоторые ключевые реформы развернутся в противоположную сторону. Этот разворот никому из нас не хотелось бы увидеть.

Украина не может себе позволить сойти с пути реформ. На это есть две причины.

Первая причина в том, что Украина еще не отошла от кризиса 2014-2015 годов. Доход на душу населения все еще ниже, чем соответствующие показатели 2014-2015 годов. Если рост ВВП страны будет на том же уровне, то чтобы догнать соседние европейские страны, например Польшу, Украине понадобится еще сто лет.

Для того чтобы ВВП рос, нужны реформы в экономике. Это основная причина, почему страна должна продолжать реформы. За последние четыре года было сделано очень много и сейчас не время останавливаться.

Вторая причина — международная экономическая среда. Сейчас она нестабильная. Украина не может ожидать, что спрос внешнего рынка вытянет экономику. Следует делать шаги, которые позволят привлекать международные и внутренние инвестиции.

Риски есть, но, желая всего наилучшего Украине, я надеюсь, что реформы не остановятся, и разворота не будет.

— Каковы признаки этих рисков?

– Один из рисков – это популизм и распространение популистских идей. Риск популизма повышается перед выборами. К сожалению, мы уже заметили несколько популистских инициатив. Первая из них уже обсуждается открыто: замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал.

К сожалению, это один из шагов, которые Украина не может себе позволить. Введение ПнВК сократит доходную часть бюджета на 1,5% от ВВП. Фискальная ситуация, которая и так сложная, станет еще сложнее.

Страны, которые внедрили этот налог, по сравнению с Украиной очень малы и их мало. Они делали этот шаг вместе с резким сокращением расходной части бюджета.

В Украине мы не видим возможностей для реализации этой замены. Какие расходы урезать? На пенсии? На здравоохранение? Введение ПнВК выгодно лишь очень ограниченному кругу влиятельных лиц.

– Возможен другой вариант: не сокращать расходы, а увеличить дефицит.

– Введение ПнВК не только повысит фискальный дефицит, а поставит ребром отдельный вопрос: как вообще финансировать бюджет в таких условиях.

Если вы лишаете бюджет значительной части доходов, то выбор у вас вполне логичный: или вы сокращаете расходную часть, или увеличиваете дефицит, который, как известно, нужно чем-то покрывать. Я обеспокоена ПнВК, потому что вижу, как его позиционируют – как элемент стимулирования инвестиций.

Если мы послушаем инвесторов, то услышим, что среди крупнейших препятствий для ведения бизнеса в Украине они называют не налог на прибыль предприятий.

Следует говорить о других мерах стимулирования, которые бы помогли инвесторам. Фискальная дестабилизация никому не поможет: ни инвесторам, ни гражданам.

Еще один популистский шаг – амнистия капитала. Нас беспокоит, что она позволит легализовать незадекларированные активы. Их можно получить разными способами: по схемам минимизации налоговых обязательств, путем краж.

Одноразовое декларирование развяжет руки многим коррупционерам. Оно ударит по всему эффективному управлению государством. Сразу возникнет вопрос, насколько эффективно сможет работать Антикоррупционный суд.

– Закон «О валюте» предусматривает, что правительство и НБУ должны «принять меры» для запуска одноразового декларирования.

– Международный опыт по амнистии капитала отрицательный. Мы наблюдали за странами, которые ввели амнистию. Ожидаемых результатов достичь не удалось. Как правило, это не позволяет увеличить доходную часть бюджета. В странах, где эффективность управления государством не идеальна, возможны злоупотребления.

Возьмем пример Молдовы. За последние десять лет там произошло две амнистии капитала. Представители власти рассказывали мне, что пользы от этих амнистий не было никакой. Практика Молдовы подтвердила международный опыт.

Все популистские заявления будут только отпугивать инвесторов, особенно иностранных. Некоторые из них говорят: если ситуация развивается с фокусом на популизм и замедление реформ, то для чего нам приходить в Украину? Сейчас совсем не та пора, когда надо отматывать назад все, что сделано.

— Новый прогноз ВБ таков: без сотрудничества с МВФ Украина скатится до 2% роста ВВП и войдет в негативный экономический цикл. Когда нам критически важно договориться с фондом о получении следующего транша, чтобы успеть привлечь связанное финансирование от ВБ и ЕС?

– Надеемся, Украина максимально быстро договорится с МВФ. Новое соглашение с фондом откроет каналы финансирования от международных финансовых организаций ЕС, Всемирного банка и позволит Украине выйти на международные рынки заимствований.

Мы подготовили гарантию в размере 800 млн. долл. Каждая такая гарантийная инициатива выдается при условии выполнения определенных пунктов государственной политики. Параллельно мы привязываем ее к будущим макроэкономическим показателям.

В странах, сотрудничающих с МВФ, условием предоставления такой помощи является подписанная и действующая программа с фондом. Украине сейчас очень нужна бюджетная поддержка Всемирного банка и ЕС. Именно поэтому договоренность с МВФ – неотложная потребность.

Мы ожидали, что ее удастся достичь ранее. Надеюсь, понадобятся не месяцы, а недели. Чем дальше это оттягивается, тем сложнее становится ситуация.

– Если мы договоримся позже и не успеем выйти на внешние рынки в 2018 году, возможно ли направить часть транша МВФ в бюджет?

– Во-первых, чтобы получить деньги, сначала нужно договориться с МВФ. Транш фонда уходит на поддержку платежного баланса, а не в бюджет.

Во-вторых, внешние рынки внимательно следят за соглашениями Украины с МВФ. Они ожидают подписания новой программы сотрудничества с фондом. Мы также это ждем, после чего готовы двигаться дальше. То же касается и ЕС.

Если договориться не удастся, какие варианты есть у правительства? Первый – собрать максимум средств от отечественной экономики, а это тоже будет иметь последствия, например, ослабление гривны. Второй – уменьшить золотовалютные резервы.

КОМУ ВЫГОДЕН МОРАТОРИЙ  

– Еще одна реформа, которая обсуждались с Всемирным банком, и была условием сотрудничества с МВФ, – отмена моратория на продажу аграрной земли. На определенном этапе стало понятно, что она откладывается. Когда может быть принято решение об открытии этого рынка в Украине? 

— Этот вопрос нужно ставить правительству и парламенту. Надеюсь, реформа состоится быстро. Нынешний статус-кво вредит народу. Мораторий выгоден небольшой части людей, которые богатеют благодаря миллионам владельцам земли.

– Кому именно это выгодно? 

– Двум группам. Первая – это люди, которые арендуют землю за мизерную плату. Вторая – те, кто используют мораторий для собственной наживы.

Эти группы очень влиятельны и связаны. У них есть доступ к деньгам и ресурсам. Благодаря этому они смогли удерживать действие моратория почти двадцать лет. Одновременно 4,5 млн. владельцев земельных паев не получают те средства, которые они могли бы получить при справедливой цене на свои наделы.

Если бы людям, которые имеют квартиры, сказали, что они не имеют права их продать, как бы они отреагировали? С землей та же ситуация. Квартира является частной собственностью. Сельскохозяйственная земля тоже является частной собственностью. Если у меня есть участок или пай, то почему мне не разрешают ее купить или продать?

Именно поэтому Европейский суд по правам человека принял решение, что такой мораторий нарушает права человека. Честно говоря, я не знаю, когда мораторий будет отменен, но я надеюсь, что это произойдет как можно быстрее, чтобы люди могли использовать свои активы для своего, же блага.

Отмена моратория будет стимулировать дальнейший экономический рост Украины. Сейчас Украина не использует на 100% свой сельскохозяйственный потенциал. На пути инвестиций в сферу сельского хозяйства есть много преград и земельный мораторий среди них – номер один.

– Всемирный банк прогнозировал, что в случае отмены моратория цена на землю возрастет до 3-3,5 тыс. долл. за гектар. Эти расчеты сделаны при условии, что нерезиденты также смогут покупать украинскую землю?

– Когда мы делали эти расчеты, то брали за основу модель, которую собиралось использовать правительство Украины. Согласно ей, только резиденты, граждане Украины, имели право покупать землю. По крайней мере, в ближайшем будущем.

Цена на землю будет зависеть от ряда факторов. Прежде всего, от того, какие ограничения будут на покупку, сможет ли земля использоваться как залог. Это критический момент с точки зрения полноценного функционирования рынка.

Наша команда пришла к выводу, что на первом этапе после открытия рынка земли цена будет ниже. Возможно, 1-1,5 тыс. долл. за гектар. Со временем, когда рынок станет более зрелым, цена повысится до 3-3,5 тыс. долл.

Для того чтобы такие цены когда-то сформировались, должна появиться прозрачная система рынка, доступный, открытый для всех реестр земельных участков с их стоимостью. Благодаря этому владельцы земли смогут посмотреть, какая цена считается честной и не собирается ли кто-то их обмануть.

– ВБ просчитывал оптимальную модель земельной реформы для Украины? 

– Оптимальная модель реформы зависит от органов власти. Все зависит от того, чего хочет Украина. Предложение, которое сформулировало правительство менее года назад, нас устраивало. Мы поддержали такое направление работы.

Мы все-таки надеемся, что открытие рынка земли состоится еще до выборов или сразу после них. Из всех шагов, которые могли бы изменить в Украине ситуацию к лучшему, этот шаг является наиболее весомым.

КАК ПРОДОЛЖАТЬ ПЕНСИОННУЮ РЕФОРМУ И ЧТО ДЕЛАТЬ КИЕВУ С ТРАНСПОРТОМ  

– В 2017 году Украина приняла пенсионную реформу и остановилась на дискуссии о введение второго накопительного уровня. Что делать дальше? 

– Приоритет – реализовывать то, что было принято. Основная задача этой реформы – остановить снижение размера пенсий в будущем.

Если говорить о втором накопительном уровне, то правительство должно двигаться дальше очень осторожно. Мы понимаем, что рано или поздно второй уровень понадобится, но перед его внедрением следует выполнить определенные предпосылки.

Во-первых, нужно создать регуляторную базу и определить регулятора. Во-вторых, должны быть финансовые инструменты для инвестирования. Сейчас ничего из перечисленного нет. Наша позиция заключается в том, что пока эти элементы не появятся, вводить обязательный накопительный уровень не нужно.

Если вводить обязательное пенсионное накопление без этих предпосылок, люди могут потерять свои деньги. Также это может подорвать и первый уровень пенсионной реформы, а в таком случае это ударит по всем пенсионерам.

Очевидно, есть определенные круги, которые смотрят на обязательный накопительный уровень как на возможность заработать деньги. Однако мы не поддерживали их инициативы по запуску второго уровня именно по тем причинам, о которых я сказала.

– Еще одной целью пенсионной реформы был постепенный курс на сокращение дефицита Пенсионного фонда. Вместе с тем проект бюджета-2019 предусматривает увеличение дотации фонда с 139,3 млрд. грн., в 2018 году до 166,5 млрд. грн. в 2019 году. Насколько опасен этот тренд? 

– Реализация пенсионной реформы, принятой в 2017 году, находится на раннем этапе. Пока не заработала новая формула индексации. Кроме того, еще продолжается обсуждение проекта бюджета на 2019 год и расходов для Пенсионного фонда.

Нам кажется, что расходы бюджета для ПФ пока не отклоняются от курса реформы. Государственные расходы на пенсии остаются в допустимом коридоре, но делать выводы еще рано, должно пройти определенное время.

– По мнению ВБ, одной из черт бюджета-2019 должно быть контролируемое таргетирование расходов на субсидии, но из-за прогнозируемого повышения тарифов ожидается рост соответствующих расходов. Насколько этот риск значителен? Целесообразно ли сохранить расходы на субсидии на текущем уровне? 

– За несколько последних лет расходы на субсидии значительно выросли. Сейчас это самая большая субсидия в бюджете – 2,6% ВВП. Это очень много. Нужно улучшить методику таргетирования этих субсидий.

Есть люди, которые не нуждаются в таких пособиях. Это просто состоятельные люди или люди, которые уехали работать в Польшу. Получать субсидию должны малоимущие граждане, принадлежащие к уязвимым группам населения.

Если произойдет повышение тарифов на газ, оно, конечно, увеличит расходы государства на субсидии. Именно поэтому государству нужно вернуться к цели их предоставления. Мы с правительством сейчас над этим работаем.

Какой уровень использования Украиной средств по проектам ВБ?

– За последний год ситуация начала немного улучшаться. Темпы не идеальны, но лучше, чем раньше. Надеемся, в 2018 году мы еще улучшим динамику.

Правда в том, что реализация инвестиционных проектов в Украине идет сложно. Действия правительства приводят к тому, что несколько миллиардов долларов Всемирного банка, ЕБРР, Европейского инвестиционного банка просто лежат в ящике.

Это означает, что коммунальные предприятия не модернизированы, дороги не построены и не отремонтированы. Не построенные больницы и не отремонтированы системы водоснабжения и водоотведения. Мне грустно от этого.

Если бы правительство сделало решительные шаги для реализации проектов, которые финансируются ЕБРР, ВБ и ЕИБ, народу Украины жилось бы лучше, экономическая ситуация была бы лучше.

Надеюсь, с приближением выборов эти проекты начнут реализовываться быстрее. Как правило, это стандартная ситуация в других странах: органы власти хотят показать, что дороги идут на лад, а школы строятся.

– Дело не всегда в отсутствии политической воли. Не хватает профессиональных кадров, которые бы сопровождали проекты. Вы видите эту проблему?

– Думаю, если бы с правильной стороны была дана команда, все пошло бы. Почему я это говорю? Мы поддерживаем два проекта по телемедицине. Там есть воля делать все быстро, поэтому все и решается быстро. Вторая преграда заключается в наличии административных ограничений. Мы с органами власти постоянно говорим об этом.

На самом деле нет никакого оправдания тому, что многомиллиардные инвестиции просто не используются Украиной и лежат в столе.

– В 2015 году специалисты ВБ были привлечены к созданию транспортной стратегии Киева. Были разработаны три сценария изменения транспортной инфраструктуры и предложены варианты реорганизации маршрутов. Сейчас сотрудничество идет в виде кредитования на обновление подвижного состава. 

Как идет диалог с Киевом? Готов ли ВБ расширить финансирование Киева, если будет принято решение о реализации одного из сценариев? 

– Мы видим потребность в улучшении системы общественного транспорта для Киева. Нам очень приятно было увидеть, что Киев начал внедрять те рекомендации, которые были ранее сформулированы в рамках этой инициативы.

Мы обсуждаем с властями Киева варианты улучшения скоростных маршрутов для общественного транспорта. Мы готовы продвигаться дальше, но все зависит от готовности власти города сотрудничать.

– Что должна сделать городская власть?

– Во-первых, мы хотим услышать от них, что Киев готов двигаться дальше и работать с нами. Во-вторых, мы должны также работать над тем, чтобы приобщить к этому процессу частный сектор. Для этого нам нужна помощь от властей города. Нам очень приятно, что есть такая возможность. Надеемся, что в ближайшее время мы перейдем на новый этап сотрудничества.

Автор: Галина Калачова

Источник: Экономическая правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий