Миссия МВФ в Украине: Соглашение возможно?

17.09.2018 – Украина приблизилась к получению $1.9 млрд. транша. Миссия МВФ планирует работать в Киеве с 6 по 19 сентября, и это означает, что стороны достигли значительного прогресса в отношении остальных условий для Украины, а именно относительно приведения тарифов на газ для населения к рыночному уровню и сбалансированности бюджета. Об этом говорится в квартальном отчете компании ICU.

Читайте также: Как работает кэшбэк (возврат денег) при покупке товаров и услуг

Если переговоры будут успешными, Украина получит не только $1.9 млрд. транша от МВФ, но и будет иметь значительно более высокие шансы получить финансирование от других кредиторов, для которых сотрудничество с МВФ является ключевой предпосылкой для оказания помощи. Речь идет о гарантии Всемирного банка, которая позволит привлечь $0.8 млрд. и 1 млрд. евро макропомощи ЕС.

Читайте также: Бегущие по лезвию, или чем закончился визит МВФ в Украину

Макроэкономический и монетарный обзор Украины. Август 2018 г.

Депутат Виктор Пинзеник: Риск дефолта всегда является спутником долгов

Дефолт на пороге? Что показал анализ выполнения госбюджета

Кроме того, достижение соглашения с МВФ может сделать финансовые рынки более благосклонными к Украине с точки зрения выпуска запланированных на этот год $2 млрд. еврооблигаций. Ослабление гривны, давление на ликвидность бюджета и $10.7 млрд. выплат по государственному долгу в валюте в 2П18 и в 2019 г. – все эти факторы делают соглашение с МВФ критически необходимым для Украины.

Госбюджет: правительство в состоянии удержать общий дефицит на уровне 2.4% ВВП, что будет означать первичный профицит бюджета по итогам 2018 г. Украине необходимо удержать бюджетный дефицит ниже целевого уровня 2.5% ВВП, что является одной из основных предпосылок финансирования от МВФ. Поэтому правительство должно воздерживаться от дальнейшего ослабления фискальной политики в предвыборный год.

План бюджета этого года под угрозой недовыполнения, поскольку он включает в себя чрезвычайно оптимистичные оценки доходов от налогов на импорт, ренту и приватизацию. Тем не менее, для достижения целевого уровня дефицита правительство может использовать свою типичную практику недофинансирования отдельных статей бюджета, вероятнее всех субсидий, капитальных расходов, регионального развития или межбюджетных трансфертов.

Экономический импульс: сохраняется. Рост реального ВВП во втором квартале составил +0.9% кв./кв. или +3.6% г/г, что близко к нашим ожиданиям. Ключевые факторы, такие как потребление домохозяйств и капитальные инвестиции, продолжают демонстрировать достаточно заметный темп роста. Это усиливает наш предыдущий прогноз относительно роста реального ВВП по итогам этого года на уровне 3.5% г/г.

В 2019 г. рост замедлится до 2% г/г, поскольку фискальные стимулы исчезнут, процентные ставки будут оставаться высокими, экономики основных торговых партнеров снизятся, а потребности в рефинансировании внешнего долга возрастут.

Инфляция: вероятное ускорение, что будет сдерживаться НБУ. Несмотря на замедление инфляции до 8.9% г/г и даже появление дефляции в 0.7% м/м в июле, инфляция может вновь ускориться, подгоняемая ростом доходов, ростом цен на энергоресурсы и коммунальные тарифы и ослаблением гривны. На наш взгляд, потребительская инфляция может достичь 10% на конец 2018 г.

Украинский банковский сектор: продемонстрирует возвращение к прибыльности, поскольку банки завершили формирование резервов по неработающим кредитам. Доход на капитал достиг 12%, а банковский сектор заработал чистую прибыль 8.3 млрд. грн. в первом полугодии 2018 года.

Банки получают выгоду от роста чистой процентной маржи, поскольку ставки депозитов пока растут незначительно, несмотря на продолжающееся повышение учетной ставки. Розничное кредитование в национальной валюте растет на 40% г/г из-за низкой базы сравнения и улучшения потребительских ожиданий.

Банки сосредоточатся на потребительском кредитовании и на кредитах для малого и среднего бизнеса из-за нехватки крупных кредитоспособных заемщиков и общего нежелания работать с крупными компаниями.

Читайте также: Памятка заемщика банка по потребительскому кредиту

Процесс оформления потребительского кредита

Памятка заемщика, имеющего задолженность перед банком по потребительскому кредиту и, который попал в трудное финансовое положение

Процентные ставки: НБУ вероятно повысит учетную ставку, по крайней мере, еще раз до конца года. Беспокойство из-за вероятного ожидания роста потребительских цен, как и угрозы прекращения сотрудничества с МВФ, заставили НБУ повысить учетную ставку до 17.5% в июле. Кроме того, даже если программа сотрудничества с МВФ будет продолжаться в дальнейшем, высокой остается возможность ускорения инфляции и риск плохих настроений на финансовых рынках в отношении стран с переходной экономикой вообще и Украины в частности. Поэтому мы ожидаем, что НБУ поднимет учетную ставку на дополнительные 50 б.п. в сентябре.

Курс гривны: волатильный, но завершит год около 28 грн./долл. С середины июня гривна потеряла более 8% под давлением девальвационных ожиданий и началом высокого сезонного спроса на иностранную валюту. Тем не менее, мы сохраняем наш предыдущий прогноз курса и ожидаем, что гривна останется на уровне 28 грн./долл. на конец года. Мы считаем, что ключевым поддерживающим фактором для гривны станет успешное разблокирование программы МВФ и приток валюты от Фонда и других международных финансовых институтов в 4кв18.

Читайте также: Как торговать валютами, акциями, облигациями и криптовалютами в Forex Club 

Учебные курсы по торговле на валютном рынке Forex 

Книги по трейдингу на финансовых рынках в издательствах «Альпина Паблишер», «Читай-город», «Бамбук» (Украина)

Государственный долг: соглашение с МВФ критически необходимо.

$3.4 млрд. валютных выплат в 2П18 и $7.3 млрд. в 2019 г. является главной проблемой для Министерства финансов, которое сталкивается с отсутствием внешнего финансирования бюджета.

С запланированной на начало сентября миссией МВФ, Украина приближается к разблокировке программы Фонда и получению доступа к макрофинансовой помощи от других международных кредиторов и большей благосклонности инвесторов.

Миссия МВФ планирует работать в Киеве с 6 по 19 сентября. А это означает, что стороны достигли значительного прогресса в отношении остальных условий для Украины в вопросе получения транша, а именно – приведение тарифов на газ для населения к рыночному уровню и сбалансированности бюджета этого года с дефицитом менее 2.5% от ВВП.

Возобновление сотрудничества с МВФ не только позволит получить $1.9 млрд. транша, но и разблокирует поддержку других международных кредиторов, которые ставят продолжение работы с МВФ предпосылкой для выделения средств. Следовательно, Украина может получить $0.8 млрд. под гарантию Всемирного банка и 1 млрд. евро макрофинансовой помощи ЕС. А, кроме того, это должно улучшить рыночные условия для Украины и Минфин может получить шанс осуществить новый публичный выпуск или довыпуск еврооблигаций с погашением в 2032 г. на протяжении 4кв18.

Валютные долговые выплаты являются большой проблемой для Минфина. Украина должна оплатить из бюджета $3.4 млрд. в 2П18 и US$7.3 млрд. в 2019г. (не учитывая недавний выпуск $725 млн. краткосрочных еврооблигаций с досрочным погашением). Из общих платежей в сумме $10.7 млрд., приходящихся на 2П18 и 2019г., выплаты основной суммы долга составляют $8 млрд., в т.ч. $4.1 млрд. – по внешнему долгу. $2.4 млрд. должно быть выплачено во втором полугодии этого года и $5.6 млрд. в следующем году. В т.ч. $0.9 млрд. и $3.2 млрд. соответственно – по внешним долгам.

Выплаты по валютным ОВГЗ, скорее всего, будут рефинансированы из внутренних источников, исходя из обязательств перед МВФ. Также Минфин может привлечь определенный объем валюты с внутреннего рынка для покрытия выплат по внешнему госдолгу, но это может потребовать повышения процентных ставок по валютным ОВГЗ.

С конца января 2018г., когда НБУ повысил учетную ставку до 16%, внутренний гривневый долг стал очень привлекательным для отечественных и иностранных инвесторов. Процентные ставки по краткосрочным долгам поднялись выше 17% после повышения учетной ставки до 17% в марте.

Как результат, иностранные инвесторы увеличили портфель гривневых ОВГЗ на 9.2 млрд. грн., чем предоставили дополнительный стимул сезонному укреплению гривны. Кроме того, отечественные небанковские учреждения и частные инвесторы увеличили свои портфели гривневых ОВГЗ.

Этот тренд изменился во втором квартале, когда значительные погашения ОВГЗ внесли свои коррективы в портфель основных инвесторов. На конец первого полугодия иностранные инвесторы уменьшили свой портфель до 8.8 млрд. грн., тогда как отечественные инвесторы стали замещать погашенные гривневые ОВГЗ вложениями в новые валютные облигации, поскольку низкий спрос на гривневые инструменты заставил Минфин расширить предложение валютных ОВГЗ в конце мая. Этот тренд продолжается и в 3кв18, когда портфель иностранных инвесторов сократился до 7.4 млрд. грн.

Однако часть выплат по ОВГЗ, проведенных в 2кв18 в пользу иностранных инвесторов, – были переложены в новые облигации с более продолжительными сроками обращения. Часть инвесторов использовала для входа на украинский рынок кредитные ноты (CLN), для которых ОВГЗ выступали базовым активом. И после погашения в апреле-июне части кредитных нот на сумму 0.6 млрд. грн., были осуществлены выпуски новых, на 1.1 млрд. грн., преимущественно с погашением в 2023 г. На сегодня, из общего объема кредитных нот в 6.3 млрд. грн., сроки погашения 75% из них приходятся на 2020-2023 гг.

За 1П18 Минфин привлек в бюджет 84.1 млрд. грн. (в т.ч. валютные ОВГЗ) или 68% от плана финансирования госбюджета через внутренние долговые операции на весь 2018г. Однако согласно данным Министерства, в 1П18 чистое финансирование бюджета составило минус 17.9 млрд. грн., поскольку платежи по погашению внешнего долга составили 23.8 млрд. грн. При отсутствии новых внешних заимствований этот отрицательный баланс продолжает расти.

Правительство: вынуждено ограничить расходы

Рынки обеспокоены способностью правительства удержать бюджетный дефицит в пределах 2.5% ВВП в предвыборный 2018г.

Но мы считаем, что привычный подход недофинансирования отдельных статей бюджета должен помочь правительству удержать дефицит в рамках целевого диапазона.

Незначительное внешнее финансирование и отсутствие успехов в приватизации остаются ключевыми рисками исполнения бюджета 2018г.

Недовыполнение государственного бюджета по доходам в 1П18 и отсутствие внешнего финансирования бюджета вызвали глубокую обеспокоенность на финансовых рынках и породили сомнения относительно возможности правительства удержать бюджетный дефицит в пределах 2.5% ВВП в предвыборный 2018г. Но мы считаем, что правительство сможет справиться с этой задачей путем недофинансирования отдельных статей бюджета, как это неоднократно происходило в прошлом. Однако риски более низкого ожидаемого уровня привлечения нового внешнего долга, остаются значительными.

В первом полугодии доходная часть общего фонда госбюджета была недовыполнена на 3%, преимущественно из-за низкого уровня уплаты акцизного сбора, НДС на импортные товары и рентных платежей на добычу природных ресурсов. Главной причиной недовыполнения является то, что бюджет был рассчитан исходя из среднегодового курса гривна/доллар на уровне 29.3 грн./долл., тогда как в 1П18 средний официальный курс составлял 26.8 грн./долл.

Кроме того, уменьшение доходов от акцизного сбора было связано с падением производства табачных изделий, а неожиданно низкий уровень добычи природного газа негативно сказался на получении рентных платежей. Отсрочка уплаты дивидендов НАК «Нафтогаз Украины» усилила негативный эффект от недобора налогов.

В то же время в 1П18 недовыполнение расходной части общего фонда госбюджета было более существенным, чем недовыполнение доходной части бюджета – на 9% по сравнению с планом. Это произошло из-за недофинансирования отдельных статей, таких как региональное развитие или общегосударственные функции.

Мы ожидаем, что такая практика может быть применена также во втором полугодии, и правительство будет тратить меньше на субсидии, межбюджетные трансферты, капитальные расходы и расходы, на которые не будут получены запросы от главных распорядителей средств. Также мы ожидаем увеличения налоговых поступлений, которые были недополучены в первом полугодии.

Ожидаем, что этот рост произойдет из-за ослабления гривны и возобновления производства табачной продукции и добычи газа. 16.5 млрд. грн. дивидендов НАК «Нафтогаз Украины» и досрочное возвращение 5.5 млрд. грн. займов Фондом гарантирования вкладов физических лиц – факторы, которые должны оказать дополнительную поддержку бюджета.

Банки: кредитование постепенно восстанавливается 

Благодаря потребительскому кредитованию и сеґменту малого и среднего бизнеса, в этом году чистое кредитование банками будет положительным.

Жесткая монетарная политика НБУ сдерживает кредитование бизнеса, но способствует росту прибыльности банков.

Кредитование в валюте, которое восстанавливается параллельно с кредитованием в гривне, является поводом для беспокойства в будущем.

Несмотря на увеличение учетной ставки НБУ с 12.5% до 17.5% в течение одиннадцатимесячного периода с сентября 2017г. по июль 2018г., не все процентные ставки в гривне в экономике следовали за динамикой Национального банка. Так, кредитные ставки, взимаемые коммерческими банками, росли в унисон учетной ставке, тогда как депозитные ставки, которые уплачивались банками клиентам, преимущественно оставались неизменными.

Итак, из всех гривневых обязательств в экономике: Национального банка, правительства, нефинансовых структур (бизнеса и домохозяйств) и коммерческих банков – выглядит так, что только обязательства последних (депозиты) не шли в фарватере политики НБУ.

Могут ли быть банки лучше информированы о будущей динамике процентных ставок в гривне? Или они просто воспользовались возможностью восстановить рентабельность путем увеличения чистой процентной маржи (разница между полученными процентными платежами и оплаченными)?

По нашему мнению, такая ситуация может быть связана с комбинацией многих факторов, в том числе вышеупомянутых. В некоторых случаях поведение банков может свидетельствовать об ожиданиях разворота ставок в гривне в ближайшем будущем. Это дает основания для нашего прогноза, что нас ждет завершение цикла повышения ставок и начало их снижения в следующем году. Ключевым моментом здесь является то, что инфляция цен на потребительские товары (текущая и ожидаемая) в конце этого года упадет до 10.2% г/г.

С точки зрения кредитной активности, объемы займов по итогам 4кв17, 1кв18 и 2кв18 свидетельствуют о том, что банки не были заинтересованы в сдерживающей монетарной политике центрального банка (который повысил учетную ставку на 5 б.п.). В нашем базовом сценарии предполагается, что рост банковского кредитования будет постепенно продолжаться, однако меньшими темпами по сравнению с ожиданиями, и это будет наблюдаться как в гривне, так и в валюте.

Вместе с тем основными факторами, которые его ограничивают, будут высокие показатели неработающих кредитов, растущие процентные ставки по кредитам и небольшое количество компаний с положительной кредитной историей.

Банковское кредитование: обязано потребителям

Кредиты физическим лицам выросли на 45.2% г/г благодаря улучшению потребительских настроений и увеличению продаж авто.

Несмотря на значительный рост потребительских кредитов, его показатели остаются все еще далеко от кредитного бума 2012-2013 гг., что позволяет ожидать продолжения кредитной экспансии в данном сеґменте.

Незначительный рост в корпоративном секторе вызван ограниченным кругом потенциальных заемщиков с хорошей кредитной историей. Банки вынуждены выходить на новые для себя сегменты – такие как МСБ.

Рост кредитования банков в корпоративном секторе было ниже прогнозов в 1П18, хотя улучшение потребительских ожиданий стимулировало розничное кредитование. А это, в свою очередь, стимулирует импорт, поскольку значительная часть приобретенных товаров, таких как электроника или автомобили, производится за рубежом. Рост в сеґментах, что способствуют экономическому росту, таких, как корпоративное кредитование или розничная ипотека, оказался меньшим, чем ожидалось.

Корпоративный портфель: больше кредитов, но скромный рост. Валовый портфель корпоративных кредитов увеличился на 5.7% г/г в июне 2018г., кредиты в гривне выросли на 7.0% г/г, а кредиты в валюте выросли на 3.8% г/г. Кредиты, как частным, так и государственным компаниям показали прирост в предыдущие 12 месяцев. Однако частные предприятия, как правило, занимают больше в национальной валюте и реструктуризируют валютные кредиты в гривну.

С другой стороны, гривневые кредиты государственным компаниям сократились на 2.1% г/г, а валютные – выросли на 11.0% г/г. Кредиты государственным предприятиям составляют 9.3% от общей суммы валовых кредитов, предоставленных корпоративному сектору.

В итоге, текущая денежная политика НБУ ограничит кредитование корпораций из-за повышения процентных ставок. Поэтому мы не ожидаем значительного роста корпоративного кредитования до конца 2018г.

Неработающие кредиты достигли 57.9% общего портфеля валовых кредитов, или 34.3% от общих валовых активов. Как мы уже упоминали в нашем предыдущем отчете,1 украинские государственные банки, а также банки с российским государственным капиталом накопили наибольшую долю неработающих кредитов (от 60 до 86%, в зависимости от банка). Банки с европейским капиталом смогли реструктурировать часть плохих кредитов.

Таким образом, мы оцениваем объем неработающих кредитов в 25% в этих двух группах. Высокая концентрация кредитного портфеля наблюдалась в государственных банках и банках с российским капиталом. Крупнейшие заемщики, как правило, менее добросовестные. Так, крупнейшие пять заемщиков не обслуживают 93% своих долгов (в деньгах) перед украинскими банками. Следующие 35 крупнейших заемщиков имеют чуть лучшую статистику, однако их нежелание погасить или реструктурировать долги является основной причиной чрезвычайно высокого показателя неработающих кредитов.

Розничное кредитование продолжает расти после 2.5 лет стагнации. Займы физическим лицам в гривне выросли на 44.4% г/г в июне 2018г., значительно превысив темпы роста номинального ВВП (22.7% гг.). И потребительское кредитование и автокредитование выросли более чем на 40% г/г, тогда как ипотечное – остается стабильным. Вполне вероятно, что этот рост будет продолжать преобладать, поскольку текущий уровень, хоть и серьезный, но еще далек от исторического уровня.

Современная монетарная политика вряд ли будет препятствовать дальнейшему росту потребительского кредитования, поскольку цена является лишь вторичным фактором. Потребительские настроения и повышение заработной платы гарантируют, что заемщики будут искать займы, и банки будут готовы их предоставлять.

Во время бума потребительского кредитования в 2011-13 гг. новые розничные займы составляли 10 и более процентов от ВВП, и они же, новые розничные займы – приводили к росту общих потребительских расходов домашних хозяйств (10% против текущих 7.1%.). Этот показатель впоследствии снизился до менее 5% в 2015г., и с того времени постоянно растет.

Розничное кредитование, скорее всего, будет увеличиваться и в дальнейшем, поскольку универсальные банки больше сосредотачиваются на этом секторе. Самыми заметными игроками являются: Государственные «Приватбанк», он специализируется на кредитных карточках; «Ощадбанк» и «Укргазбанк», которые предоставляют кредиты на повышение энергоэффективности;

Местные ПУМБ и «Универсалбанк»;

Банки с иностранным капиталом: «Альфа-Банк», «Креди Аґриколь», «Укрсиббанк», ОТП и «Кредобанк».

Автокредиты растут на фоне увеличения продаж новых автомобилей. Несмотря на растущую популярность подержанных автомобилей, что, по сути, импортируются без пошлин, – продажи новых автомобилей за предыдущие 12 месяцев составили 85 тысяч в 1П18, что является самым высоким показателем с 2014г. Однако это все еще значительно ниже, чем более 200 000 штук, проданных в 2013г.

В то время как продажи автомобилей в ближайшее время вряд ли смогут достичь уровней 2014г., поскольку спрос на малобюджетные авто удовлетворяется импортом б/у автомобилей, – все-таки существует потенциал для дальнейшего роста в среднем и премиальном сеґментах. Это будет способствовать увеличению спроса на банковские кредиты.

Платежный баланс: торговый дефицит расширяется 

Дефицит текущего счета расширится из-за значительного спроса и высоких цен на энергоносители.

Вместе с тем, этот дефицит почти полностью перекроется притоком капитала.

Прогнозируемый дефицит текущего счета на 2018г., а также на два последующих является достаточно управляемым благодаря ожидаемой гибкости обменного курса.

По нашему мнению, в 2018г. дефицит внешней торговли увеличится до $8.7 млрд. (6.9% от ВВП), из-за восстановления импорта природного газа и других энергетических продуктов на фоне высоких цен, а также из-за высокой инвестиционной деятельности и потребительского импорта.

Рост экспорта будет сдерживаться снижением мировых цен на металлы, которые стали главным фактором роста украинского экспорта в 1П18. По итогам первого полугодия, дефицит торгового баланса товаров вырос на 26.8% г/г, до $4.3 млрд. В то же время, профицит торгового баланса услугами увеличился на 59.1% г/г, до $0.5 млрд., – в результате чего общий дефицит внешней торговли составил $3.8 млрд. (+23.7% г/г).

Рост частных денежных переводов украинских трудовых мигрантов частично компенсирует негативное влияние на текущий счет от расширения торгового дефицита.

Учитывая оценку Национального банка по прогнозным объемам денежных переводов в 2018г. ($11.6 млрд.), мы склонны считать, что дефицит текущего счета в 2018г. увеличится до $3.8 млрд., то есть до 3% от ВВП.

Приток инвестиций и долгового капитала, а также получение очередного транша МВФ и помощи от других международных финансовых учреждений – все это позволит Украине достичь профицита платежного баланса и увеличить золотовалютные резервы до $20 млрд. в 2018г. с $18.8 млрд. в 2017.

За 1П18 импорт товаров увеличился на 14% г/г, до $25.5 млрд. – главным образом благодаря росту импорта машин и оборудования, продуктов химической промышленности и энергетических продуктов. Следует отметить, что в мае-июне импорт энергетических продуктов увеличился на 23.5% г/г из-за восстановления импорта природного газа, тогда как за 4М18 рост был лишь на 0.8% г/г, – в основном из-за уменьшения физических объемов импорта газа Нафтогазом на 55% г/г, до 2.2 млрд. куб. м.

Импорт услуг вырос на 7.8% г/г, до $6.7 млрд., за счет категории «путешествия» (по данным НБУ).

Экспорт товаров увеличился на 11.7% г/г до $21.2 млрд. в 1П18. Вследствие прошлогодней засухи на востоке и юге Украины, экспорт сельскохозяйственной продукции сократился на 1.7% г/г в долларовом эквиваленте (ниже реальные объемы компенсировались высокими ценами). В то же время, благодаря увеличению реальных объемов (+15% г/г) и повышению цен на сталь на 25% г/г, металлургический экспорт увеличился на 32% г/г и стал главным фактором роста украинского экспорта.

Одновременно мы ожидаем, что из-за торговых войн и снижения спроса на сталь, положительный эффект на торговый баланс от экспорта стали значительно уменьшиться в 2П18. Экспорт услуг вырос на 10.1% г/г, до $7.2 млрд. за счет авиаперевозок, ИТ-сектора и услуг по переработке материальных ресурсов в 1П18. Тем не менее, темпы роста экспорта услуг ограничивались уменьшением объемов транзита газа из РФ в ЕС.

Процентная ставка: потенциал для повышения сохраняется

НБУ, вероятно, повысит процентную ставку на 50 б.п. в сентябре, чтобы сдержать инфляцию.

Доходность ОВГЗ повысится вместе с ключевой ставкой, к 17-18.5% на конец 2018г.

Мы ожидаем дальнейшего роста банковских ставок.

По нашему мнению, НБУ может поднять процентную ставку еще на 50 б.п. на заседании комитета по монетарной политике в сентябре после ее повышения в июле, поскольку из-за значительного ослабления гривны повышаются риски, что фактическая инфляция превысит прогноз НБУ на уровне 8.9% на конец 2018г. Во время последнего заседания в июле, пять из девяти членов комитета поддержали повышение процентной ставки на 100 б.п. для снижения инфляционного давления и повышения доверия к монетарной политике НБУ.

Мы считаем, что финальное решение комитета о повышении ставки только на 50 б.п. свидетельствует лишь о желании комитета ужесточать монетарную политику постепенно, чем делать это резко одноразовым поднятием ставки.

На повышение ключевой ставки должны отреагировать ОВГЗ — мы ожидаем, что их доходность вырастет в течение следующих шести месяцев до 17-18.5%. Мы также ожидаем дальнейшего роста депозитных ставок на 0.5-1 в.п. из нынешних 14.2-14.3%, а также повышение ставок по кредитам для юридических лиц на 1-2 в.п.

Обменный курс: транш МВФ снизит давление на гривну

Курс гривны будет близким к 28/USD на конец 2018г., получая поддержку благодаря валютным поступлениям от международных кредиторов.

Сезонность и высокие девальвационные ожидания продолжат оказывать давление на гривну.

Торгово-взвешенный индекс гривны рассчитанный ICU свидетельствует, что гривна является переоцененной валютой в долгосрочной перспективе.

С середины июня гривна ослабла на более чем 8%, до 28.4/USD, вернувшись к уровню февраля этого года. Резкое ослабление гривны произошло из-за повышения девальвационных ожиданий, что стало следствием значительного ситуативного спроса на доллар в июле на фоне выхода инвесторов из ОВГЗ и возмещения НДС экспортерам.

Тем не менее, мы сохраняем наш прогноз курса гривны на уровне 28/USD на конец 2018г.

По нашему мнению, продолжение сотрудничества с МВФ и разблокирование очередного транша от Фонда, что также поспособствует валютным поступлениям от других международных кредиторов в 4кв18, должно поддержать гривну.

В то же время мы признаем, что риски ухудшения нашего базового прогноза остаются значительными из-за высоких девальвационных ожиданий, сезонности, и высокого спроса на валюту со стороны импортеров потребительских товаров и энергоносителей.

На более длительный срок, наш взгляд, на курс гривны базируется на следующих факторах:

  1. Центральный банк готов и будет повышать процентную ставку, если ситуация на валютном рынке будет способствовать повышению инфляции.
  1. Внешний фактор: недавнее усиление доллара не будет продолжительным. Ожидаемое ослабление доллара нивелирует негативное влияние от повышения процентной ставки ФРС на рынки развивающих стран, включая Украину, и сделает условия на рынках капитала более благоприятными для них.
  1. Торгово-взвешенные индексы гривны, которые рассчитывает ICU, указывают на ослабление курса национальной валюты в будущем. Эти индексы базируются как на внутренних монетарных условиях, так и на монетарных условиях стран — основных торговых партнеров Украины.

Традиционно высокая инфляция в Украине по сравнению с другими странами приводит к повышению торгово-взвешенных индексов и значительному положительному отклонению рыночного курса гривны от справедливого курса, что, тем не менее, является нормальным явлением для большинства валют, включая рубль.

Таким образом, мы ожидаем лишь незначительное приближение рыночного курса гривны к справедливому курсу в течение 2018-2020 гг.

Реальный ВВП: постепенно ускоряется  

Слабый рост реального сектора компенсируется ростом инвестиций и развитием сектора услуг.

Растущий реальный имеющийся доход и частные переводы поддерживают потребление домохозяйств.

Потребительский спрос останется главным драйвером роста экономики Украины в 2018г.

Рост экономики Украины ускорится до 3.5% в 2018г. Благодаря: дальнейшему росту потребительского спроса домохозяйств – розничный товарооборот вырос на 6.2% г/г за 1П18 на фоне роста реальных доходов и потребительского кредитования, фискальной политики правительства и повышению расходов на инфраструктурные проекты, и благоприятным внешним условиям. Экономики основных торговых партнеров Украины продолжают расти, что повышает спрос на экспорт из Украины.

По предварительной оценке Госкомстата, рост реального ВВП во 2кв18 остался на уровне 0.9% кв./кв. (с/данные) и ускорился до 3.6% г/г с 3.1% г/г в 1кв18. По нашим оценкам, главными факторами роста были:

  1. Значительный потребительский спрос (розничный товарооборот вырос на 4.8% г/г в 2кв18).
  1. Высокая инвестиционная активность (импорт машин и оборудования вырос на 12.7% г/г, а капитальные инвестиции – на 16.5% г/г в 2кв18).
  1. Раннее начало сбора зерновых.
  1. Эффект низкой базы сравнения из-за экономической блокады временно неподконтрольных территорий с марта 2017г.

Потребительский спрос домохозяйств останется главным драйвером роста в 2П18 благодаря росту реальной заработной платы (+13.3% г/г в 2кв18) и увеличению объемов социальной помощи (+18.5% г/г в реальном измерении в 1кв18).

В свою очередь, рост реальной заработной платы поддерживается повышением минимальной номинальной заработной платы на 16.3% с января 2018г., ростом экономики и ограниченным предложением квалифицированных кадров из-за трудовой миграции (благодаря безвизовому режиму с ЕС), а объемы социальной помощи продолжают расти благодаря увеличению пенсий в октябре 2017г. и марте 2018г.

В целом мы считаем, что инициативы правительства по повышению уровня жизни накануне президентских выборов в 2019г. продолжат поддерживать рост реальных доходов домохозяйств.

Другими драйверами потребительского спроса является увеличение объемов денежных переводов (на 24.7% в 2018г. по оценке НБУ) благодаря трудовой миграции и существенному росту гривневых кредитов физическим лицам, в июне они поднялись на 44.4% г/г. Однако, несмотря на эту положительную тенденцию, уровень текущего кредитования все еще далек до исторических максимумов.

Учитывая (1) значительный потребительский спрос, (2) ускорение расходов правительства на инфраструктурные проекты в 2П18 и (3) эффект низкой базы сравнения из-за торговой блокады временно неконтролируемых территорий с марта 2017г., – мы ожидаем ускорения роста экономики Украины в 3кв18 до 4.1% г/г и 1% кв./кв. (с/данные).

Инфляция сдерживается монетарной политикой

Инфляция замедлилась до 8.9% г/г в июле и останется близкой к 10% в течение 2П18.

Значительный потребительский спрос, высокие инфляционные ожидания, и вероятное повышение цены на газ продолжат оказывать давление на потребительские цены.

Цены производителей растут из-за более высоких цен в добывающей промышленности и повышения цены на газ для промышленности.

В июле инфляция замедлилась шестой месяц подряд и составила 8.9% г/г, что является самым низким показателем с сентября 2016 г. Снижение темпов роста потребительских цен произошло благодаря нескольким факторам:

  1. Укрепления гривны (+4.4% с начала года по июль) из-за повышения ключевой ставки НБУ и сезонности, которые имели положительное влияние на цены импортных товаров.
  1. Лучшего урожая ранних овощей и фруктов и снижения мировых цен на мясо.
  1. Темпы роста цен на коммунальные услуги замедлились до 4.6% г/г в июле против 10.6% г/г в декабре.

По нашему мнению, фактическая инфляция по итогам 2018г. окажется немного выше прогноза НБУ на уровне 8.9%, и будет близкой к 10.2%. Потребительские цены останутся под давлением:

(1) значительного потребительского спроса, вызванного увеличением реальных доходов и денежных переводов.

(2) ограниченного предложения некоторых пищевых продуктов (мяса и молочных продуктов).

(3) дальнейшего роста номинальных зарплат, следствием чего будет перекладывание производителями этих затрат на потребителей.

(4) высоких цен на энергоносители на мировых рынках.

Вместе с тем, жесткая монетарная политика должна сдерживать инфляцию, а НБУ сигнализирует о готовности продолжать повышение процентной ставки, если инфляция отклонится от целевой траектории.

Рост цен производителей промышленной продукции ускорился до 17.7% г/г в июле с двухлетнего минимума на уровне 14.1% г/г в апреле. Смена тенденции произошла из-за повышения цен в добывающей промышленности (19.4% г/г в июле против 8.3% г/г в апреле) на фоне (1) высоких цен в угольной отрасли (30% г/г) и (2) восстановления роста цен в металлорудной промышленности (15.5% г/г) после снижения в марте и апреле.

Кроме того, росту цен также способствовало повышение цены на газ для промышленности на 5% м/м в мае и 8.5% м/м в июне.

Наш базовый сценарий предполагает рост цен на нефть, газ и уголь, а также снижение цен на сталь и железную руду в 2П18. Таким образом, мы ожидаем, что рост цен производителей промышленной продукции во втором полугодии останется близким к текущему уровню, и на конец года составит 17.8%.

Раскрытие информации 

СЕРТИФИКАЦИЯ АНАЛИТИКОВ

Этот отчет был подготовлен аналитиком(ами), имя которого(ых) появляется на первой странице этой публикации. Аналитик(и) настоящим удостоверяет, что мысли, изложенные в этой публикации, точно отражают его собственные взгляды в отношении финансовых инструментов или эмитентов, и ни одна часть его/их компенсации не является, не будет прямо или косвенно связана с включением конкретных рекомендаций или взглядов в рамках этой публикации.

Авторы: аналитики компании ICU Александр Вальчишен, Александр Мартыненко, Тарас Котович, Михаил Демкив, Дмитрий Дьяченко.

Источник: ICU

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий