Дотации раздора – как Минагрополитики подковерно делит 6,3 млрд. грн. для агросектора

23.02.2018 – Минагрополитики и МЭРТ завершают вносить изменения в механизмы распределения бюджетных средств агросектору. Напомним, уже второй год аграрии живут по новой схеме финансирования: спецрежим НДС заменили 1% ВВП, что в пересчете на «живые» деньги в этом году составляет 6,3 млрд. грн. (в 2017 году – 5,5 млрд. грн.). Для тех, кто забыл, – резервы для сектора от спецрежима составляли почти 25 млрд. грн. ежегодно!

Поэтому аграрная цифра в бюджете новая, а проблемы – те же самые, в частности, были сохранены все устаревшие механизмы, которые раньше тормозили любое эффективное развитие, или только служили инструментами для развития компаний, и без всяких дотаций прекрасно чувствовали себя из-за принадлежности олигархам.

К тому же, как выяснилось, аграрное сообщество не очень-то и приглашали к обсуждению механизмов распределения средств. На последнем заседании общественного совета аграрии обвинили руководство аграрного ведомства в том, что оно фактически устранило их от распределения и требовали принять их правки.

Однако Минагрополитики на своем официальном сайте представило совершенно другую «картинку» заседания совета – «в Багдаде все спокойно» и механизмы поддержали. И об этом дальше.

Так что же за начинка у аграрного пирога на этот год? AgroPolit.com расспрашивал экспертов и участников рынка. Большинство из экспертов единодушны во мнении. По ныне предложенным механизмам государственной поддержки достижение озвученных чиновниками радужных перспектив – дело абсолютно нереальное.

Читайте также: Игорь Гужва: Нужно вводить ограничения по экспорту сырья – специальный сбор

Аграрный 2017-й год: политика государства в аграрной отрасли

Замминистра Ольга Трофимцева: Агробизнес «здорового человека», или о шутках зависимости от господдержки

6,3 млрд. грн. «под лупой»

Еще 7 февраля 2018 года правительство во время заседания утвердило программы государственной поддержки сельского хозяйства на 2018 год и изменения к ним. В целом на бюджетную дотацию предусмотрели 6,3 млрд. грн. В 2017 году на бюджетную поддержку было предусмотрено 5,5 млрд. грн., в 2016 году – всего 400 млн. грн. С первым черновиком аграрного бюджета на 2018 год можно ознакомиться в материале «Дотации «в мешке» – детали новых порядков распределения 6,3 млрд. грн. для АПК от правительства».

В этом году самая большая сумма выделяется на нужды животноводства – 4 млрд. грн. 500 млн. грн. – компенсация содержания коров молочного направления (1,5 тыс. грн. на голову – по 750 грн. раз в полгода). 700 млн. грн. – содержание молодняка КРС (до 12 месяцев) (от 300 грн. до 2,5 тыс. грн. на голову). Еще 300 млн. грн. – на 50% компенсации стоимости племенного высокопродуктивного поголовья, а также биологического материала и эмбрионов. Отметим, что компенсация за биологический материал, за эмбрионы на нужды свиноводства, ряды которого, как известно, значительно поредели из-за чумы свиней, не предусмотрена!

«Из-за чумы свиней люди боятся завозить живых свиней, предпочитают спермопродукцию. В результате: для крупного рогатого скота предусмотрено удешевление спермы, для свиноводов – не будет», – жалуется на изъян Минагрополитики в разговоре с AgroPolit.com генеральный директор «Скотопром» Сергей Гнатюк.

Правительство также предусмотрело с 4-х млрд. грн. 2,5 млрд. грн. на 25% компенсации животноводам тела кредита, привлеченного на строительство и реконструкцию комплексов в области свиноводства, птицеводства и КРС, (который должен формировать эффективную ставку на уровне 3%). Также решили возмещать 30% стоимости введенных в эксплуатацию животноводческих комплексов, построенных без привлечения кредитных средств. До 3% будут дешеветь кредитные ресурсы, привлеченные на проекты по развитию аквакультуры, овцеводства, козоводства.

На развитие фермерских хозяйств, предусмотрено 1 млрд. грн. На участие в программе могут рассчитывать:

фермерские хозяйства с земельным банком до 500 га и чистым доходом за последний (перед получением дотации) год до 15 млн. грн.

сельскохозяйственному обслуживающему кооперативу (из не менее, чем 20 участниками, в собственности и в пользовании каждого из них – не менее 100 га земель сельхозназначения), у которого за последний год объем реализации продукции не превышает 30 млн. грн.

Для этой категории сельхозпроизводителей предусмотрено: удешевление кредитов 1,5% учетной ставки НБУ, 100% компенсация стоимости семян (максимально 20 тыс. грн.), 90% стоимости консультационных услуг и 15% – дополнительная компенсация стоимости сельхозтехники.

На развитие садоводства и виноградарства правительство предусмотрело 300 млн. грн. – 80% от этой суммы будет направлено на компенсацию стоимости саженцев.

На компенсацию стоимости сельскохозяйственной техники – 1 млрд. грн. При этом программа будет распространяться на сельхозтехнику и элеваторное оборудование (ранее элеваторы не включали в этот перечень – это новинка КМУ) с долей локализации от 40 до 60% местной локализации производства. Для тракторов она должна составлять не менее 40%. Кроме того, сейчас обсуждается предложение по увеличению доли компенсации по приобретению техники с 20 до 25%.

Ожидаются результаты у власти от этого более чем радужные: ждут, что произойдет удешевление приобретения 5050 единиц отечественной сельхозтехники. Отметим, ключевое слово здесь – отечественного производства.

«Впрочем, чтобы стимулировать спрос на отечественную технику, необходимо улучшать именно уровень ее производства и, соответственно, качество, внедряя и реализуя инновационные решения», – говорит координатор комитета техники «Ассоциации Украинский клуб аграрной техники» Олег Нестеров.

Эксперт также напомнил, что в частности, в 2017 году запуск программы компенсации стоимости отечественной техники состоялся с опозданием. Из позитива: в этом году, по его словам, список техники был расширен, а сумма ее стоимости увеличена до 945 млн. грн.

Также правительство ожидает увеличения доли фермерских хозяйств в производстве валовой продукции АПК с 6 до 10%. Прогнозирует значительный рост поголовья КРС в сельскохозяйственных предприятиях – на 11%, свиней – на 18%, овец – на 6%. Ожидает роста средней продуктивности молочного КРС с 4 тыс. литров/год до 7-9 тыс. литров/год. Ждет закладки 3100 га новых садов, ягодников и виноградников.

Конечно, большинство из этих радужных деклараций так и останутся бумажными декларациями, уверены участники рынка, и вот почему.

За дотацию половину надо отдать чиновнику?

Конечно, сумма предусмотрена на развитие фермерства – немаленькая. Это в 25 раз больше, чем было предусмотрено в прошлом году, а по сравнению с позапрошлым годом – в 40 раз больше, сказал президент «Ассоциации фермеров частных землевладельцев» Иван Томич.

Однако, по его словам, мы видим риск в том механизме, по которому будет осуществляться распределение средств.

Государственная поддержка не должна распределяться при участии чиновников – ни комиссиями, ни процедурами прохождения чиновничьими коридорами. Фермер должен получать поддержку не выходя из дома, автоматически», – говорит Томич.

По его словам, распределение господдержки при участии чиновников содержит большие коррупционные риски: «С чиновниками надо делиться. И до сих пор даже доходило до абсурда: они требовали отдавать более половины. И поэтому по некоторым программам складывалась такая ситуация, что люди уже отказывались от поддержки, потому что надо выходить, надо отдать (взятками), а в конечном варианте к тебе еще и придет проверка – и все заберут. Так, что еще и надо будет доплатить. И это реалии сегодняшнего дня».

Еще одно условие, чтобы не выбросить деньги на ветер, по словам президента «Ассоциации фермеров частных землевладельцев», – своевременное выделение средств. «Хотя бы первая часть была выделена не позднее первого квартала: если же это будет, как у нас бывает, осенью, то оптимистичных результатов, разумеется, не стоит ждать», – сказал Томич.

Напомним, что ситуация с задержкой выплат имела место в прошлом году. Решение о начислении аграриям государственных дотаций Минагрополитики приняло еще в декабре 2016 года. С 1 января 2017 года, согласно закону о бюджете, аграрии могли рассчитывать на выплату дотаций. Впрочем, процесс затянулся сначала до конца февраля, а первые деньги сельхозпроизводители получили лишь в апреле.

Такая ситуация возникла из-за отсутствия механизма распределения дотаций, который должны утвердить Кабинет Министров и Министерство финансов. Только 8 февраля КМУ принял постановление №83 «О порядке распределения бюджетной дотации для развития с/х товаропроизводителей и стимулирования производства сельхозпродукции в 2017 году.

Со скрипом Минфин утвердил порядок лишь 22 марта, что дало возможность разблокировать процесс начисления дотаций. Именно с этой даты аграрии получили возможность представления документов для внесения в реестр получателей бюджетной дотации. По факту, первые выплаты за февраль они смогли получить только в середине апреля.

И если относительно сроков выделения средств еще теплится надежда на определенные изменения, то в части распределения средств чиновниками ее уже нет.

Читаем «Порядок использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для предоставления поддержки развития фермерских хозяйств»: «Решение о частичной компенсации стоимости закупленного у субъектов семеноводства и рассадничества семян сельскохозяйственных растений отечественной селекции. Также, по частичной компенсации расходов, связанных с получением консультационных услуг. И обобщение информации о необходимых объемах бюджетных средств. Образуются региональные комиссии, состав которых утверждают структурные подразделения облгосадминистраций.

В состав комиссий входят представители структурных подразделений ОГА, которые обеспечивают функции по вопросам агропромышленного развития, финансовых органов, территориальных органов ГФС, межрегиональных территориальных органов Госаудитслужбы, областных представительств ВОО «Ассоциация фермеров и частных землевладельцев», Украинского государственного фонда поддержки фермерских хозяйств».

Возглавляют комиссии руководители структурных подразделений облгосадминистраций, которые обеспечивают выполнение функций по вопросам агропромышленного развития. В случае если такие комиссии не созданы, документы подаются в комиссии, созданные Минагрополитики. Итак, как видим, за исключением представителей общественности единственные сами чиновники.

Поэтому в документе с механизмом распределения бюджетных дотаций, который есть в распоряжении издания, следует, что разрекламированный первым заместителем министра аграрной политики и продовольствия Максимом Мартынюком (а уже полгода он как и.о. аграрного министра) принцип о минимизации влияния человеческого фактора на распределение этих денег – не состоялся! Или это такое «тонкое» понимание уменьшения влияния человеческого фактора на этот процесс? Вопросы еще есть? Ждем прозрачного распределения средств.

Такая же ситуация с выплатой дотаций за содержание коров: «Распорядители бюджетных средств образуют комиссии и утверждают их состав». У участников рынка немало нареканий и относительно того, что компенсации по кредитам имеют много ограничений и в отношении целевого назначения и размера, и относительно требований к валюте, только в гривне.

Также проблемой является требование осуществлять программы только через государственные банки. А предприятия не всегда работают с государственными банками. А если коммерческий банк – то министерство не принимает документы на компенсацию. Хозяйства же разбросаны по всей территории Украины, и им не всегда удобно добираться в филиал государственного банка», – отметил Гнатюк.

По его словам, «на строительство ферм, никто из наших предприятий не брал ни копейки, потому что тех мощностей, которые есть, достаточно, нужно только создать условия, чтобы на этих мощностях были животные, и направление было выгодно развивать».

Аграрии не особо верят чиновникам. Относительно структуры этих дотаций, они тоже плохо понимают, почему заложили те или иные нормы.

Так председатель плодоовощной ассоциации Федор Рыбалко предлагал вместо выделения денег на закладку новых садов и ягодников выделять деньги тем, кто экспортирует продукцию за пределы СНГ, при условии, что сами ее вырастили. Ведь у нас уже избыток этих товаров на рынке, а вот с экспортом проблемы. Такая дотация была бы автоматической и не коррупционной, и стимулировала бы увеличение предложения неизвестно каких-либо товаров, а увеличение экспорта и производства именно качественных товаров, потому что за пределы СНГ можно экспортировать только продукцию высокого качества.

Итак, был бы стимул инвестиций в лучшие сорта, капельное орошение, хранилища, сортировки и тому подобное. Но такое предложение даже не рассматривалось. Ведь здесь влияние чиновников сразу падает до нуля. А они этого не хотят», – рассказал без диктофона один из участников рынка о том, как длилось распределение дотаций.

Спасут ли дотации животноводство от спада?

Признаем, несмотря на все хорошо пропиаренные правительственные инициативы по господдержке животноводства, негативную тенденцию снижения поголовья преодолеть не получилось. В частности, если поголовье КРС в 2014 году составляло 1,41 млн. голов, то уже в 2017 году число сократилось до 1,17 млн. голов. 2017 год стал годом, в котором был, достигнут исторический минимум по объемам производства говядины и поголовью КРС. Надои молока в прошлом году сократились на 0,5% – до 10,3 млн. т. Единственное, что утешает, произошло это за счет домохозяйств.

«Сельскохозяйственные предприятия уже три года подряд увеличивают производство молока. Этот процесс в категории происходит исключительно за счет существенного увеличения продуктивности коров. В прошлом году надои молока в крупнотоварном секторе увеличились. На 2,1% или до 2,76 млн. т. И это произошло за счет сокращения количества коров на 3,7%. Даже средняя производительность коров в сельскохозяйственных предприятиях уже превысила уровень в 6 т. В то же время целый ряд хозяйств, которые раньше нормально инвестировали в развитие. Они довели надои на корову до 8 т в год. И их менеджмент считает, что это еще далеко не предел возможностей», – рассказал AgroPolit.com директор аналитического агентства «ИНФАГРО» Василий Винтоняк.

Отметим, если смотреть в масштабах целой страны, то результаты также не выглядят оптимистично. Все успехи крупных молочнотоварных ферм, объем качественного молока, которое бы соответствовало требованиям стандарта «экстра», пока не превышает 10% от всего объема рынка. И этого достаточно, чтобы судить о масштабах и размахе успехов.

Правда, как говорят эксперты, государственная поддержка не имеет особого отношения даже и к тому небольшому позитиву, который уже достигнут в молочном направлении.

Государственной поддержки молочного животноводства в Украине до недавнего времени, можно сказать, фактически не было. Разумеется, существовали определенные программы по компенсации строительства и реконструкции ферм, приобретению племенного скота, но эти программы очень плохо финансировались и чаще всего ими смогли воспользоваться только единицы», – говорит Винтоняк.

По его словам, куда более действенной была возможность пользоваться льготным режимом в уплате НДС (до 2016 года сельскохозяйственные предприятия не уплачивали этот налог в бюджет от реализации продукции животноводства). И нынешние успехи являются ничем иным, как инерцией – результатами тех инвестиций, которые были сделаны, пока действовал спецрежим. В 2017 году льготы были отменены, рассказал эксперт.

В Ассоциации животноводов Украины подсчитали, что остановка компенсации НДС для производителей молока привела к росту периода окупаемости инвестпроектов до 6-8 лет, снижению ликвидности имеющихся предприятий отрасли на 10%, сокращению поголовья, приостановлению наращивания и обновления поголовья за счет высокопродуктивных животных, завезенных из-за рубежа.

У производителей свинины из-за отмены льготы по НДС ликвидность предприятий снизилась на 8-15%. Окупаемость инвестпроектов выросла до 4-6 лет, а поголовье сократилось на 8-15%. Сейчас поголовье свиней сократилось с 3,43 млн. голов до 3,37 млн. голов. Правда, нельзя не отметить, что сокращать поголовье свиней хорошо «помогала» АЧС, которая и сейчас бушует в Украине.

«Хозяйства начали сбрасывать поголовье, закрывать комплексы, чтобы не рисковать. В частности, такая ситуация и сейчас, потому что до сих пор хозяйствам не возвращают средства за сожженных (из-за АЧС) свиней», – рассказал Гнатюк.

По словам председателя Ассоциации «Скотопром», если до 2016 года мясное направление в Украине активно развивалось, то после – пошло вниз. «Были только плюсы, мы ни в чем не были в минусе, а вот с 2016 года пошли вниз. И к негативным факторам еще добавилась африканская чума. В 2015 году произвели 550 тыс. т свинины, а уже в 2016 году объем производства сократился до 540 тыс. т», – сообщил Гнатюк. К тому же, по его словам, государственной дотацией по выращиванию свиней, в этом году предусмотрено, слишком мало, чтобы как-то повлиять на эту негативную ситуацию. Предложенный уровень дотаций совершенно недостаточный.

Более того, как уже писал AgroPolit.com после того, как состоялась презентация проекта господдержки и животноводы начали говорить о том, что их мнение не учли, на общественном совете Минагро им дали всего 4 дня на внесение своих предложений. «К обсуждению направлений госдотаций нас приглашали, но, ни к чему не прислушались, не учли никаких предложений. С нами формально поболтали, а оставили так, как изначально сами планировали», – говорит Сергей Гнатюк.

Он рассказал, что «Скотопром» подавал предложения о том, что удешевление не может быть одинаковым для свинки и для хряка. Хозяйства несут различные затраты на их выращивание. Вырастить хряка значительно дороже, чем свинку. «К нам не прислушались, предусмотрели одну и ту же сумму и на свинку, и на хряка», – сказал Гнатюк. Также, «Скотопром» настаивал на компенсации за биологический материал (спермопродукцию), эмбрионы на нужды свиноводства. Надежду на то, что это будет принято, в Ассоциации уже потеряли.

Не увидели позицию Ассоциации животноводов Украины, поэтому они инициировали собрание этого общественного совета, а позже обратились с открытым письмом на имя премьер-министра Владимира Гройсмана с просьбой учесть предложения от 7 животноводов. В частности, они просят упростить согласование проектной документации на строительство и реконструкцию животноводческих ферм и комплексов при получении через комиссии в областях частичного возмещения стоимости понесенных расходов, на завершенные в текущем году этапы строительства и реконструкции.

К сожалению, по кредитам производителям свинины будет достаточно сложно получить компенсацию по строительству или реконструкции животноводческих ферм и комплексов. Альтернативный механизм поддержки по новым условиям, поскольку банки из-за проблем с АЧС считают проекты по свиноводству рисковыми, не хотят их кредитовать, а страховые компании – страховать по ним риски, – сказано в письме на имя премьера от АТУ.

Также предлагают ввести компенсацию процентов по кредитам на оборотные средства деятельности существующих предприятий промышленного свиноводства и скотоводства (не только для овцеводства, козоводства, пчеловодства, звероводства, кролиководства, шелководства, аквакультуры). Еще одна инициатива от «Ассоциации животноводов» – предусмотреть бюджетную дотацию для производителей свинины, минимум в размере 2 грн. на килограмм свинины как частичную поддержку измененной квазиакумуляции НДС.

Напомним, что Минагрополитики разместило у себя на сайте информацию, что все предложенные им программы поддержали. А из видео мы видим, что об этом речи нет, а наоборот – раздается шквальная критика и град замечаний к заместителю аграрного министра Елены Ковалевой.

Аграрии говорят, что льгота по НДС была значительно лучшей системой поддержки, ведь она не требовала затрат на администрирование и была полностью прозрачной и не коррупционной. Аккумулируя НДС, хозяйства могли иметь 6,5 тыс. грн. на 1 голову коровы, а по частичной компенсации содержания – только 1,5 тыс. грн. Выплата при НДС на килограмм живого веса для свиноводства составляла 6 грн., а при дотации снизилась до 2 грн., подсчитали в «Ассоциации животноводов Украины». С другой стороны, она создавала определенную проблему для правительства: искажала саму сущность НДС как налога.

Украинские сады редеют

Нет особого оптимизма и в отношении ситуации с садоводством.

«Последние три года садоводам приходилось активно отстаивать свои права, ведь отрасль три года назад одновременно потеряла государственную поддержку и основной рынок сбыта (РФ ввела эмбарго на поставку сельскохозяйственной продукции украинского производства). Относительно изменений объема производства фруктов и ягод, пока нельзя говорить об устойчивой тенденции роста.

2017 год показал, что из-за нехватки технологий защиты от заморозков погодные капризы могут нанести значительное негативное влияние на объем и качество урожая. То же самое касается и защиты от града и ураганов. В целом, средний урожай фруктов и ягод в последние годы был на уровне 2 млн. тонн. Исключение – прошлогодний урожай, что был на 43% ниже», – сказал AgroPolit.com председатель Ассоциации «Укрсадпром» Дмитрий Крошка.

Он отметил, что основной тенденцией сейчас является не столько увеличение площадей, как обновление существующих насаждений по современным технологиям. Государственную поддержку садоводы вообще особо не почувствовали. С 2013 года государство задолжало по бюджетной программе 2801350 «Государственная поддержка развития хмелеводства, закладки молодых садов, виноградников и ягодников и надзор за ними» 255 млн. грн. «И деньги эти производители не получили именно тогда, когда потеряли основной рынок сбыта – Россию».

Кроме того, правительство вообще отменило целевую поддержку отрасли. Поэтому одной из основных задач Ассоциации со времени ее создания возврат кредитной задолженности и восстановление государственной поддержки отрасли.

Больше всего вопросов вызвала государственная дотация, поскольку промышленные хозяйства области получали ее только 3 месяца, когда происходила реализация урожая. А за ноябрь и декабрь было выплачено 0. И это несмотря на предусмотренные в государственном бюджете средства. Почему дотация за ноябрь и декабрь до сих пор не выплачена, мы сейчас пытаемся выяснить», – сказал Крошка.

Среди негативных явлений Крошка отметил распространение на садоводство и ягодоводство полной ставки НДС. Не способствовало улучшению ситуации в отрасли и то, что Минагропрод проигнорировал инициативу Ассоциации создать специальную комиссию по оценке ущерба, нанесенного весенними заморозками, которую, кстати, поддержали народные депутаты профильного комитета ВР Украины.

«Впрочем, уже в октябре, после массовых судебных исков о взыскании задолженности, Кабмин принял решение о погашении кредиторской задолженности. И до конца 2017 года государство рассчиталось со всеми садоводческими хозяйствами», – уточнил он.

Худшим, по словам председателя Ассоциации, для садоводов также была отмена спецрежима НДС. «Если в Украине выращивалось 2 млн. т фруктов и ягод, за реализацию которых насчитывалось около 4 млрд. грн. НДС, которые производители могли использовать на собственное развитие, то сегодня мы имеем целевой поддержки всего 300 млн. грн. И это учитывая, что такая целевая программа поддержки существовала и раньше. Итак, можно констатировать, что новые изменения негативно скажутся на финансовом состоянии предприятий отрасли», – сказал AgroPolit.com Дмитрий Крошка.

Как отмечалось, в бюджете на 2018 год уже предусмотрено 300 млн. грн. на развитие садоводства и виноградарства. Ожидается, что эти средства будут направлены на компенсацию до 80% стоимости саженцев и финансирование развития инфраструктуры отрасли. «Порядок использования предусмотрен постановлением правительства №587, к которому мы ожидаем внесение изменений и его усовершенствование», – сообщили в Ассоциации «Укрсадпром».

Отметим, что эксперты также обращают внимание и на то, что с дотациями нынешнего года может быть все и не так просто из-за возражения, которые могут возникнуть со стороны ВТО. «Украине и нашим чиновникам придется объяснять ВТО, почему же мы тратим больше, чем обещали», – отмечает на странице в Facebook эксперт Киевской школы экономики Олег Нивьевский. Он пишет, что Украина обязалась тратить на АПК не больше, чем 3 млрд. грн. в год.

Так что ждем официального представления Кабмином конечных условий дотаций.

Автор: Наталья Белоусова

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна. 

Читайте по теме:

Оставить комментарий