Как учат компетентных врачей в Украине

29.01.2018 – Высшее образование в Украине уже сталкивается с определенными проблемами – это устаревшие методологии, устаревшие технологии, малое финансирование. Если сравнивать «старую школу» и новые европейские методологии – в чем разница?

Читайте также: Как работает кэшбэк (возврат денег) при покупке товаров и услуг

На этот и другие вопросы ответила в эфире «Время. Online» на «5 канале» профессор, ректор Национального медицинского университета имени Богомольца Екатерина Амосова.

Читайте также: Вакцинация во время вспышки кори: Кому необходима повторная прививка. Противопоказания и аллергия

Врачебная ошибка. Чем она грозит, и защитит ли нас от нее медицинская реформа

Замминистра Роман Илик: Минимум половина фармацевтического рынка в Украине – это лекарства, эффективность которых не доказана

«В настоящее время общество интересуют и медицинская, и образовательная реформы. А мы находимся на стыке – и врачи, и педагоги. Исторически сложилось, что преподавателями медицинских вузов являются именно врачи, а не педагоги. Без формальностей и тренингов. Именно это наша команда сейчас наверстывает. Проблемам украинского медицинского образования уже лет 100 – сначала «кровопускание» украинской интеллигенции после революции, потом – жизнь за «железным занавесом». Как бы нам ни хотелось, существенно изменить это за 25 лет, мы не могли. Но делать это надо», – убеждена профессор.

Об устарелости образовательной методологии

У нас осталась столетней давности немецкая система, где преподавали по ленте, параллельно, за семестр по 10-15 предметов. Весь мир уже перестроился на блоки с лучшей интеграцией по горизонтали.

Например, у нас курс анатомии изучает: сначала – все кости, потом – все мышцы, затем – сосуды и прочее. Собрать это воедино, проинтегрировать, как работает в целом – очень трудно. А в мире уже давно изучают отдельными блоками. Например, голова – начиная от костей и заканчивая нервами. Хотя научных исследований в области педагогики высшего медобразования, которые бы показали существенные преимущества усвоения и применения материала на практике – их нет.

Пока что мы не планируем это внедрять. Во-первых, все украинские визжи, завязаны на одном принципе, студенты переводятся, поэтому имеют право на мобильность. Мы не можем просто изменить программу отдельно. Во-вторых, это очень большое звено, которое может на некоторое время нанести вред.

Коммуникация – это то, что также отличает западное образование от отечественного образования. Там настоящий курс коммуникативных навыков, который мы только ввели. Коммуникативная компетентность является одной из главных вех медицинского образования, о котором Украина вообще мало слышала. Это то, что мы сейчас имплементируем.

О различиях образования в США и Европе

Лучшее медицинское образование в США. Оно лучше европейского образования. Именно поэтому появилась Болонская декларация и Болонский процесс – это было желание усовершенствовать европейское образование, чтобы оно не слишком отставало от американского образования. Но американское очень дорогое, европейское значительно дешевле.

Хотя принципиальной разницы между ними нет. Современное образование базируется на результате. Результат – это компетентность. Она для врача одинакова везде.

Лицензионное оценивание будущих врачей во всем мире базируется на тестах с клиническими кейсами, на основании клинических ситуаций. Это дает возможность проверить способность их к синтезу и анализу, а не просто память. И на ОСКЭ (Объективный структурированный клинический экзамен) – на стандартных пациентах, на «фантомах», с оцениванием компетентности практических навыков также. Так вот в США есть несколько центров ОСКЭ, стоит на каждого студента такой 4-6-часовой экзамен до $1,5 тыс. Индикатором «чек-листа» действий студента является пациент. Это актер, их чрезвычайно трудно тренировать, и это стоит денег.

Европейская модель значительно дешевле, работает в каждом вузе. Проверяют не актеры, а преподаватели. Этот пример является достаточно хорошей иллюстрацией по обе стороны Атлантики.

США пошли путем симуляционного обучения. Можно воспроизвести множество клинических состояний человека и их измерений. Второй пример: можно сделать измерение – достаточно ли сильно студент нажимает на грудину, когда делает непрямой массаж сердца. А есть целый перечень более простого и дешевого оборудования, «фантомных» манекенов, более приемлемых для нашего бюджета.

О реформах

Идея и стратегия, которую университет внедряет совместно со студентами – модернизация и гармонизация медицинского образования, с приближением ее к международным образцам. Абсолютно реально воплотить определенные лучшие образовательные практики. Второе. Мы себе наметили – чтобы первые результаты общество и студенты увидели уже за год. И третье: мы не ждем денег от государства. У государства идет война, есть семьи, есть пенсионеры.

Мы зарабатываем деньги образовательными услугами, мы является вузом №1 по приему студентов – в том числе и иностранных. В этом году был рекордный набор, хотя мы сделали более жесткие критерии для поступления. Это был риск, но он оправдался, ибо мы имеем настоящий бренд.

Про иностранных студентов

У нас есть контингент студентов, которые не смогли поступить в бесплатные вузы своих стран. Это касается как развитых стран, так и, например, Индии. И те, у кого не хватило смелости или денег поехать учиться дальше на Запад.

Сейчас у нас №1 – это индусы, №2 – это арабские студенты. Но в представленных 46 странах, есть люди с паспортами Великобритании и США.

Об интернациональном образовании

Во всех странах диплом украинского вуза необходимо подтверждать, для этого надо сдать лицензионные экзамены. И в Индии есть такая система, и в Германии, и в Польше. Самая жесткая система – в США. Но пройти этот контроль после окончания вуза, и даже в Германии или Британии – это абсолютно реально.

Одна из частей нашего проекта – перейти на преподавание по базовым англоязычным учебникам. У нас, кстати, иностранцев – почти 2 тыс. человек, в этом году приняли без малого 1 тыс. – из них 80% являются англоязычными. Это очень развивает и преподавателей. Ранее все ВУЗЫ переводили свои учебники на английский язык для иностранных студентов. Мы раньше это делали ограничено, а сейчас просто выкладываем учебники в открытый доступ. В свою очередь, украинцы имеют возможность писать рефераты, а преподаватели делают заметки по тексту, чтобы всем было понятно.

Об английском языке

Я бы не говорила о высоком уровне английского, по крайней мере, у большинства студентов. Киевлян в университете – лишь 20%, у нас учится – вся Украина. Даже когда мы начали преподавать с использованием оригинальных американских тестов, появились жалобы – и даже на сайте профкома университета – что мы нарушаем их права, давая тексты на английском языке. К сожалению, школьная подготовка в сельской местности не достаточно на высоком уровне. Но значительная доля студентов общается на английском. Студенческую научную конференцию мы провели на английском – все мероприятия и ивенты в течение двух дней. К нам приезжают англоязычные спикеры.

О сотрудничестве с Минздравом

В министерстве начались очень серьезные изменения в системе оказания медпомощи. Но, переориентировать всю страну с советской направленности на западную систему – дело не одного года. Медицинское сообщество будет в определенном переходном периоде еще лет пять. За последний год команда Минздрава во главе с Ульяной Супрун сделали две серьезные вещи.

1. Проект с тестированием наших интернов и студентов-выпускников шестого курса по лицензионным американским тестам в переводе – без влияния на оценку, для сравнения результатов. Он состоялся в мае 2017 года и был добровольным. Это было так интересно для студентов и преподавателей, что мы купили на Amazon книги и начали тренинги по американским принципам. Это качественно новые тесты, которые используют не только для контроля и оценки, но и для обучения. «Testingforlearning»– это то, что сделала команда госпожи Супрун. Мы с радостью продолжим такие контакты и были бы рады вообще перейти на такие тесты.

2. Рекомендация Минздрава по повышению минимума баллов до 150 по дисциплине «Биология» для абитуриентов медицинских вузов. Педагоги такую инициативу восприняли неоднозначно, ведь потенциально это может значительно снизить количество абитуриентов, особенно на контрактную форму обучения. Но в НМУ эту инициативу Минздрава поддержали и утвердили проходной балл по «Биологии» на уровне 140.

Мы – первый вуз в Украине, это было рискованно, но у нас – полный набор. И притом – студентов с высшими баллами. Да, это такое провокационное и непопулярное решение, но оно имеет преимущества. А уже в следующем году МИНЗДРАВ официально внес требование в 150 минимальных баллов для двух из трех дисциплин. Да, медицинские вузы существенно потеряют в количестве контрактников, но мы готовы на это идти.

Про учебники

Учебники – это очень важно. Но сейчас, в эпоху интернета, Google – они уже являются значительно менее важными для образования. Есть колоссальное количество очень лаконичной информации по любому вопросу. По опросу, который мы провели два года назад среди студентов четвертого курса «Чем вы пользуетесь при подготовке к практическим занятиям», учебниками пользуется менее 50%, а лекциями – вообще 20%. И это два года назад. Учитывая низкое качество отечественных учебников, мы планируем переходить на международные учебники. В поисках помощи намерены обращаться в Министерство здравоохранения.

Кроме того, есть вопрос протоколов. И это – третья позиция сотрудничества с Минздравом, определенным образом революционная – переходить на лечение по международным протоколам на английском языке.

Об оценивании и ОСКЭ

Во всем мире есть лицензионные экзамены в медицинских школах. Наиболее сложная, как я говорила, такая система в США. Экзамены идут парами – в середине обучения, перед выпуском и в конце интернатуры или резидентуры, когда специалист получает разрешение на практику. Ведь диплом без интернатуры не дает права практиковать. И наши выпускники имеют 2-3 года (в зависимости от дисциплины), чтобы поработать в клиниках и только потом сдать экзамены.

Такая же система есть в мире, но у нас срок медицинского обучения – кратчайший. В Америке это 10-12 лет – для нас это слишком дорого, когда-нибудь к этому придем.

Итак, есть пара. Первое – тестовый экзамен с клинически значимыми вопросами. А параллельно идут объективные структурированные клинические экзамены. С помощью стандартных пациентов – это имитаторы-студенты или актеры, или «фантомы» – демонстрируют мануальные навыки, умение вести себя в конкретных ситуациях. Преподаватель при этом не ставит вопросов, не общается. У него лежит чек-лист, где предварительно авторский цех, с учебными целями, обозначил важнейшие шаги, которые должен продемонстрировать студент. И по этому перечню определяют, какой процент этих шагов продемонстрирован.

Это дает объективность, которая является важной и для студента, и для общества. На сегодня мы этого не имеем, поэтому есть недоверие общества, есть недовольство учителей. Но мы работаем над таким форматом экзамена.

О практике и университетских клиниках

Здесь кроется, возможно, наибольшая проблема, которая мешает интернационализировать медицинское образование. Что нельзя сделать силами ВУЗА – это создание университетских клиник. В Украине с советских времен была имплементирована уникальная модель: ВУЗЫ только учат и практически не создают науки. Наука – это научно-исследовательские институты (НИИ), а пациентов лечат – муниципальные больницы или профильные НИИ.

Сейчас закон об автономизации медицинских учреждений здравоохранения, который должен начать работать, – решает судьбу, позволят ли нам продолжать с нашими студентами проводить клиническое обучение. И часть кафедр могут «попросить на выход» – это касается всей Украины.

Сейчас такая ситуация, когда мы должны получить поддержку от государства, чтобы вернуться к мировой системе университетских клиник. И мы рады тому, что премьер Владимир Гройсман в своем выступлении в декабре также отметил, что медицинские ВУЗЫ должны иметь университетские клиники.

Об образовании для преподавателей

Впервые в Украине мы открыли центр постоянного, непрерывного образования для преподавателей. С этого учебного года активно проводим систему тренингов для преподавателей – по западным форматам, в малых группах, с использованием всех интернет-ресурсов. Клинические врачи учатся лучше преподавать, а не просто думать, что ты врач, то можешь работать преподавателем по умолчанию. Такую модель мы можем предложить всем ВУЗАМ Украины.

О предоставлении лицензий

Американская и европейская практика – по окончании интернатуры или резидентуры врач получает лицензию. Как вариант для Украины – лицензия является важной. Но чтобы она была такой, как на Западе, необходима чрезвычайная принципиальность. Здесь есть проблема, ведь в развитых странах лицензию выдают профессиональные ассоциации – и они являются очень принципиальными в этом вопросе, ведь отвечают перед обществом за нового молодого врача. У нас – только в зародыше создание этих ассоциаций.

За последние 20 лет было создано много «карманных» ассоциаций, имени какого-то одного профессора, который хочет иметь такую себе воображаемую корону. Лишь несколько специальностей – например, анестезиологи или кардиологи – имеют единые всеукраинские ассоциации. Поэтому пока мы не можем имплементировать такую модель.

Источник: 5 канал

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий