Система взаимодействия составляющих устойчивого развития в региональном программировании

09.10.2018 – В итоговом документе саммита ООН по устойчивому развитию 2015 года «Преобразование нашего мира: повестка действий в области устойчивого развития до 2030 года» задекларирована решимость региона и мира добиваться устойчивого развития в трех его компонентах (экономическом, социальном и экологическом) сбалансированным и комплексным способом.

С учетом этого определение оптимальных механизмов сбалансирования (согласование) процесса развития основных составляющих устойчивого развития имеет особое значение в контексте обеспечения планирования задач и мероприятий социально-экономического развития страны.

Решение этой задачи требует детального изучения характера взаимных влияний между компонентами устойчивого развития и, шире, взаимодействия между ними. Особое значение при этом имеет анализ процессов, которые происходят на региональном уровне, где, собственно, и внедряются непосредственно мероприятия, которые обеспечивают устойчивый прогресс общества.

Читайте также: 10 млрд. жителей планеты это предел?..

Принцип системности в аналитических исследованиях

Современные проблемы и перспективы развития системы городского транспорта

Неэффективная реализация программ регионального развития и отсутствие контроля привели к ряду экологических проблем в Украине

Почему тормозится реализация проектов Мирового банка, или о чем молчит Минрегион

Таким образом, актуальным вопросом научно-практического сопровождения предстает исследование особенностей взаимодействия экономической, социальной и экологической сферы во время регионального программирования социально-экономического развития.

Объектом исследования является процесс внедрения идей и принципов устойчивого развития в Украине.

Предметом исследования являются особенности взаимодействия, что объективно возникают между экономическим, социальным и экологическим компонентами устойчивого развития. На проблемы внедрения философии устойчивого развития в практику общественной жизни традиционно обращают значительное внимание украинские ученые-экономисты.

За последние десятилетия проведено значительное количество комплексных исследований особенностей экономических, социальных и экологических составляющих развития современного украинского общества с учетом национальной специфики социально-экологического развития. Подробно рассмотрены особенности внедрения инструментов и механизмов устойчивого развития в различных сферах общественной жизни.

Различные аспекты исследования социально-экономической и экологической политики в контексте перехода к парадигме устойчивого развития, в том числе на региональном уровне, в своих трудах освещали такие отечественные ученые, как Александров И. О., Амоша О.И., Антонова А.В., Бакуменко В.Д., Герасимчук И.В., Жалело Я.А., Колот А.М., Либанова Э.М., Мельник Л.Г., Новиков О.Ф., Савостенко Т.О., Фисун К.А., Фахович И.М., Хвесик М.А., Хлобистов Е.В. и другие.

При этом исследование взаимодействий социальных, экономических и экологических компонентов устойчивого развития, особенно в части регионального программирования, имеет достаточный потенциал для детальной проработки, что и обусловливает актуальность нашего исследования.

Цель и задачи статьи заключаются в установлении особенностей взаимодействия между компонентами устойчивого развития в практике программирования регионального социально-экономического развития и формирования предложений по совершенствованию этого процесса.

Изложение основного материала исследования 

В Украине процесс сбалансирования развития основных компонентов устойчивого развития происходит, прежде всего, на региональном (областном) уровне, где размещен основной управленческий и финансовый потенциал страны, непосредственно приближенный к объектам приложения усилий, направленных на устойчивое развитие страны. С учетом этого изучение существующих взаимодействий между основными составляющими (экономической, социальной и экологической) устойчивого развития представляется наиболее целесообразным именно на региональном уровне.

Взаимодействие, которое рассматривается как взаимная связь между предметами в контексте устойчивого развития, проявляется в том, что внедрение мероприятий в одной сфере приводит к разновекторным изменениям в других. Классическим примером является ситуация, когда чрезмерные расходы на социальную сферу подавляют экономическое развитие. Недостаточность текущих природоохранных мероприятий ведет к ухудшению экологического состояния и, как следствие, к увеличению экономических затрат в будущем.

Низкий уровень социального обеспечения тормозит развитие и уменьшает возможности экономического роста. Таким образом, детальное изучение характера возникающих взаимодействий между основными элементами системы устойчивого развития играет существенную роль с точки зрения по определению оптимальных путей достижения целей устойчивого развития.

При этом особое значение имеет выделение с последующим широким применением тех внедряемых мероприятий или задач одной составляющей, которые оказывают позитивное влияние на другие. В мерах социальной сферы, направленных на уменьшение уровня заболеваемости и инвалидизации населения, позволяют достичь уменьшения затрат экономических ресурсов, применяемых для социального обеспечения указанных категорий реципиентов.

Аналогично, образовательные проекты в области социальных отношений положительно влияют на состояние охраны окружающей среды из-за формирования личностного ответственного отношения граждан к экологическим проблемам.

Понятие регионального программирования с точки зрения этого исследования рассматривается как инструмент или способ достижения планомерного развития территориальных единиц на основании разработанных программ. Они являются комплексом взаимосвязанных задач и мероприятий, которые направлены на решение важнейших проблем развития этих единиц, что осуществляются с использованием государственного бюджета Украины и согласованных по срокам выполнения, составом исполнителей, ресурсным обеспечением.

Ключевым моментом является то, что мероприятия, задачи и показатели программ учитываются при составлении бюджета и реализуются в составе бюджетных программ, то есть тесно связаны с финансовыми инструментами.

Как методологическое основание для определения внедряемых мероприятий регионального программирования, которые непосредственно касаются проблематики устойчивого развития, целесообразно использовать национальный доклад «Цели устойчивого развития: Украина», который содержит национальную систему Целей устойчивого развития (86 задач национального развития и 172 показатели для их мониторинга), как результат адаптации к специфике национального развития 17 глобальных Целей устойчивого развития, которые были утверждены на саммите ООН по устойчивому развитию в 2015 году.

Лучшим способом установления конкретных мер проявления взаимодействия между составляющими устойчивого развития видится анализ утвержденных программных документов развития отдельного региона, что позволит через призму местных особенностей наиболее полно постичь оптимальную направленность этих мероприятий для нужд сбалансированного развития.

С учетом полноты, доступности и актуальности информационных материалов указанной тематики, размещенных в сети Интернет, изучение взаимодействий устойчивого развития в региональном программировании осуществлялось на примере программных документов Винницкой области.

Основным документом, где брался анализ, была Программа экономического и социального развития Винницкой области на 2018 год. Она направлена на повышение качества жизни и благосостояния населения на основе реализации обоснованных структурных реформ, роста конкурентоспособности экономики области, внедрения инновационно-инвестиционной модели устойчивого развития на современной технологической основе, комплексного экономического и социального развития городов, районов, поселков и сел области, развития гражданского общества, поддержание стабильного и удовлетворительного состояния окружающей среды.

По результатам анализа социально-экономической ситуации в области в 2017 году, с учетом задач и положений государственной стратегии регионального развития на период до 2020 года (утверждена постановлением Кабинета Министров Украины от 06.08.2014 г. №385), стратегии устойчивого развития «Украина – 2020» (одобрена указом президента Украины от 12.01.2015 г. №5/2015), а также стратегии развития Винницкой области на период до 2020 года (утверждена решением 38 сессии 6 созыва Винницкого областного Совета от 24.06.2015 г. №893) в Программе определены ключевые меры, которые необходимо принять для достижения приоритетных задач развития Винницкой области в 2018 году.

Сопоставление задач и мероприятий национальной системы Целей устойчивого развития (далее — задание ЦСЖ) с задачами и мероприятиями Программы экономического и социального развития Винницкой области на 2018 год и 26 местных (региональных) программ, которые будут финансироваться за счет средств областного бюджета в 2018 году, позволили установить основные особенности взаимодействия социальной, экологической и экономической составляющей устойчивого развития в рамках отдельного региона, а именно Винницкой области.

Структурно Программа экономического и социального развития Винницкой области на 2018 год (далее – программа Винницкой области) состоит из 6 стратегических целей и 45 приоритетов, которые содержат детальный перечень путей достижения и ожидаемых результатов.

Цель программы Винницкой области «Реализация государственной политики в оборонной и правоохранительной деятельности» содержит приоритет «Осуществление определенных действующим законодательством полномочий в области обеспечения законности, правопорядка, прав и свобод граждан», основные задачи которого отвечают задачам ЦСР «Мир, справедливость и сильные институты».

Конкретные мероприятия этого приоритета отражены в Комплексной оборонно-правоохранительной программе Винницкой области на 2016-2020 годы «Безопасная Винниччина – взаимная ответственность власти и общин».

В рамках этой цели возникает устойчивое положительное взаимодействие между социальной и экономической составляющей устойчивого развития, которое проявляется в уменьшении субъектов социального обеспечения (правонарушителей, потерпевших, инвалидов, хронических больных, безработных), что ведет к сокращению бюджетных расходов на бесплатную социальную помощь.

К мероприятиям, раскрывающим это взаимодействие, относятся:

– противодействие незаконному обороту наркотиков и наркотизации населения;

– противодействие торговле людьми;

– противодействие преступности среди несовершеннолетних и профилактика правонарушений;

– исправление и перевоспитание лиц, находящихся в местах лишения свободы и их ресоциализация после освобождения;

– оказание помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, в получении ими профессии и трудоустройстве;

– профилактика СПИДа и туберкулеза в учреждениях исполнения наказаний;

– усиление профилактического влияния и противодействия проявлениям пьянства и алкоголизма;

– повышение безопасности дорожного движения;

– защита экономики от экономических преступлений.

Цель программы Винницкой области «Защита населения области от последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения функционирования региональной подсистемы государственной системы гражданской защиты» содержит только один приоритет «Реализация государственной политики в сфере защиты населения и территорий области от возможных чрезвычайных ситуаций». Задекларированные задачи этого приоритета соответствуют отдельным задачам ЦСР «Устойчивое развитие городов и общин».

Конкретизирован перечень мероприятий по приоритету, размещенный в Комплексной программе защиты населения и территорий Винницкой области в случае угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций на 2017-2021 годы и Программы улучшения техногенной и пожарной безопасности населенных пунктов и объектов всех форм собственности, развития инфраструктуры подразделений Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям в Винницкой области на 2016-2020 годы.

Имеется взаимодействие между экологической, экономической и социальной составляющей устойчивого развития, которая проявляется в уменьшении затрат на ликвидацию возможных чрезвычайных ситуаций, в том числе социальных, на улучшение состояния окружающей среды и уменьшение социального напряжения в результате нейтрализации техногенных угроз.

К конкретным мерам, внедрение которых приводит к возникновению положительной взаимосвязи между элементами устойчивого развития, следует отнести:

– создание региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;

– проведение противооползневых работ в населенных пунктах;

– обеспечение противопожарной защиты объектов и территорий, особенно по улучшению противопожарной защиты лесов;

Читайте также: Инструкция по противопожарной безопасности

– обезвреживание непригодных для использования химических средств защиты растений;

– содержание регионального материального резерва для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На развитие экономики региона направлена цель программы Винницкой области «Рост конкурентоспособности экономики области. Обеспечение условий устойчивого экономического развития», которая состоит из 12 приоритетов, содержащих, в том числе, задачи, соответствующие таким ЦСЖ как «Преодоление голода, развитие сельского хозяйства», «Доступная и чистая энергия», «Достойный труд и экономический рост», «Ответственное потребление и производство», «Промышленность, инновации и инфраструктура» и «Партнерство ради устойчивого развития».

Поставленные задачи достигаются через комплекс мер, предусмотренных:

– Программой повышения энергоэффективности и уменьшения потребления энергоресурсов в Винницкой области на 2017-2022 годы;

– Комплексной программой строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатационного содержания, автомобильных дорог общего пользования Винницкой области на 2013-2018 годы;

– Программой развития овощеводства и перерабатывающей отрасли Винницкой области на период до 2020 года;

– Программой использования средств на освоение земель для сельскохозяйственных и лесохозяйственных потребностей, улучшения соответствующих угодий и охраны земель, проведения нормативной денежной оценки земли, инвентаризации земель в Винницкой области на 2016-2020 годы;

– Программой развития международного и трансграничного сотрудничества Винницкой области на 2016-2020 годы.

Во время реализации этой группы задач развития, устанавливается взаимодействие в основном между экономической и экологической составляющими устойчивого развития, что заключается в улучшении состояния окружающей среды в результате применения инновационных методов ведения хозяйства. Одновременно внедряемые меры безопасности при строительстве инфраструктурных объектов оказывают положительное влияние на социальную среду. Указанное взаимодействие реализуется через выполнение следующих мероприятий:

– перевод систем отопления на альтернативные виды топлива или их модернизация, замена тепловых сетей, установка индивидуальных тепловых пунктов, регуляторов и средств учета тепловой энергии и др.;

– внедрение новых высокоинтенсивных сортов и гибридов овощных культур;

– обеспечение соблюдения научно-обоснованной структуры посевов овощных культур и картофеля в открытом грунте;

– строительство и реконструкция противоэрозионных гидротехнических сооружений;

– рекультивация нарушенных земель;

– установление водоохранных зон прибрежных защитных полос вдоль рек, вокруг озер, водохранилищ и других водоемов;

— работы по обстановке и обустройству дорог, обеспечению безопасности дорожного движения. Цель программы Винницкой области «Развитие человеческого капитала и повышение стандартов жизни населения» имеет больше приоритетов (21), которые состоят из задач, которые частично соответствуют таким целям устойчивого развития, как «Крепкое здоровье и благополучие», «Качественное образование», «Гендерное равенство», «Чистая вода и надлежащие санитарные условия» и «Сокращение неравенства».

Выполнение поставленных задач достигается через внедрение мероприятий в таких областных программах:

– Областная целевая социальная программа оздоровления, отдыха детей и молодежи, развитие сети детских учреждений оздоровления и отдыха в 2018 году;

– Областная комплексная программа поддержки семьи, предотвращение домашнего насилия, обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин и предупреждение торговли людьми на период до 2021 года;

– Областная целевая социальная программа «Молодежь Винничины» на 2016-2018 годы;

– Региональная программа подготовки квалифицированных рабочих на 2016-2020 годы;

– Областная комплексная программа «Сельская школа» на 2016-2020 годы;

– Программа «Борьба с онкологическими заболеваниями на период 2017-2021 годы»;

Читайте также: Чтобы с раком боролся сам иммунитет. Ученые объясняют Нобель-2018 в медицине

 – Комплексная целевая программа социальной защиты населения Винницкой области на 2016-2018 годы;

 – Областная программа «Будущее Винницкой области в сохранении здоровья граждан» на 2016-2020 годы.

Взаимодействие, возникающее между различными компонентами устойчивого развития в той группе заданий, касается вопросов уменьшения расходов бюджета на социальное обеспечение путем предотвращения увеличения количества реципиентов социальной помощи, применения внебюджетных форм финансирования, диверсификации системы трудоустройства и формирования ответственного отношения к окружающей среде.

Мерами, по которым реализуется упомянутое взаимодействие, являются:

– осуществление поддержки детских заведений оздоровления и отдыха путем содействия установлению льгот по землепользованию, оплате коммунально-бытовых услуг, приобретения продуктов питания, уплате местных налогов и сборов;

– привлечение к оздоровлению детей и молодежи, нуждающихся в особом социальном внимании и поддержке, благотворительных фондов, организаций, обществ и т. д.;

– изготовление социальной рекламы, направленной на формирование ответственного воспитания, предупреждение раннего социального сиротства;

– активизация участия социально ответственного бизнеса, территориальных общин в социальной поддержке семей;

– осуществление своевременного выявления и социального сопровождения семей, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, путем предоставления комплекса адресных социальных услуг;

– развитие института семейного устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки;

– повышение уровня экономической активности и самостоятельности семей;

— предотвращение и противодействие домашнему насилию, предупреждение торговли людьми;

– усиление профилактики правонарушений в процессе повышения уровня правовых знаний, правовой культуры и правового поведения молодежи;

– формирование бережного отношения к окружающей природной среде;

– популяризация и утверждение здорового и безопасного образа жизни и культуры здоровья среди молодежи;

– создание условий с целью трудоустройства молодежи (обеспечения первичной и вторичной занятости и самозанятости молодежи);

– переподготовка рабочих кадров на производстве, в заведениях, учреждениях, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих;

– опережающее развитие профессионального образования на основе взаимодействия с социальными партерами;

– создание условий по предупреждению детского травматизма;

– совершенствование методов диагностики заболеваний;

— улучшение оказания высокоспециализированной медицинской помощи больным по особо опасным болезням;

— совершенствование системы реабилитации больных особо опасными болезнями;

– взаимодействие с общественными объединениями, благотворительными и религиозными организациями с целью улучшения социальной защиты населения;

– привлечение внебюджетных средств для улучшения деятельности интернатных учреждений и территориальных центров социального обслуживания, других учреждений социальной сферы;

– привлечение общественных организаций к оказанию социальных услуг с использованием механизма социального заказа;

– проведение комплексного пренатального биохимического скрининга беременных;

– осуществление мер по улучшению профилактики заболеваний;

– развитие службы экстренной медицинской помощи и медицины катастроф.

Цель программы Винницкой области «Экологическая безопасность окружающей среды» содержит два приоритеты и соответствует таким целям устойчивого развития – «Чистая вода и надлежащие санитарные условия», «Устойчивое развитие городов и общин», «Смягчения последствий изменения климата», «Защита и восстановление экосистем суши».

Конкретные меры, с помощью которых достигается выполнение поставленных задач, содержащихся в таких областных программах:

Программа использования средств на освоение земель для сельскохозяйственных и лесохозяйственных потребностей, улучшение соответствующих угодий и охрана земель, проведение нормативной денежной оценки земли, инвентаризации земель в Винницкой области на 2016-2020 годы;

Программа развития лесного и охотничьего хозяйства в лесах, которые предоставлены в постоянное пользование Винницкому областному коммунальному специализированному лесохозяйственному предприятию «Виноблагролес», повышение лесистости и озеленения населенных пунктов области и использование объектов животного мира в культурно-образовательных и воспитательных целях на 2017-2021 годы;

Программа борьбы с амброзией полыннолистной в Винницкой области на 2017-2021 годы;

Региональная программа охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов на 2013-2018 годы;

Комплексная целевая программа развития водного хозяйства Херсонской области на период до 2021 года.

Благодаря внедрению мероприятий экологической направленности возникает позитивное влияние на социальную (уменьшение социальной напряженности и создание условий для полноценного отдыха) и экономическую (уменьшение затрат на поддержание необходимого уровня безопасности граждан) сферы.

К этим мерам относятся:

— рекультивация нарушенных земель и защита земель от эрозии, подтопления, заболачивания, осушения, оползней, уплотнения, загрязнения промышленными и другими отходами, улучшение сельскохозяйственных земель, повышение плодородия почв;

– создание новых рекреационных зон;

– использование объектов животного мира в культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях;

— проведение работ по транспортировке, переработке и утилизации отходов;

– улучшение фитосанитарного, экологического и эстетического состояния населенных пунктов;

– строительство и реконструкция очистных сооружений;

– строительство экологически безопасных полигонов твердых бытовых отходов;

Читайте также: Петр Пантелеев: В городе ежегодно образуется 1,2 млн. тонн мусора, столице нужны два или три завода для его утилизации

– защита сельских населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий от вредного действия вод;

— комплексная противопаводковая защита.

Таким образом, в процессе программирования регионального развития между экономическим, экологическим и социальными компонентами устойчивого развития возникает тесное взаимодействие, которое проявляется в том, что выполнение мероприятий в одной сфере положительно влияет на состояние в другой.

Составляющими целей программы Винницкой области является «внедрение инновации новой модели устойчивого развития на современной технологической основе», однако подробный анализ положений этой программы, а также задач и мероприятий областных программ показывает, что эта декларация не получила фактического подтверждения на уровне внедрения конкретных мер.

Так, их сопоставление с задачами и индикаторами национального доклада «Цели устойчивого развития: Украина» выявило расхождения между рекомендуемыми докладом путями достижения целей устойчивого развития и реальными мерами, которые внедряются на региональном уровне в части содержательности и охвата целевых показателей.

Стоит отметить, что в данном докладе не нашли своего отражения отдельные стоимостные положения, в частности цель устойчивого развития «Крепкое здоровье и благополучие», что требует привлечения в перечень задач и индикаторов показателей развития физической культуры и спорта.

Кроме того, Цели устойчивого развития не содержат требований по совершенствованию системы самоорганизации общества, в том числе в чисто управленческом аспекте, в отличие от той же специальной цели программы Винницкой области «Развитие гражданского общества».

Выводы и перспективы дальнейших исследований

С учетом изложенного имеются основания считать, что рассматриваемое взаимодействие между основными составляющими устойчивого развития на региональном уровне не является результатом целенаправленной управленческой деятельности, а возникает из-за способности внедряемых мероприятий осуществлять положительное влияние не только на непосредственный предмет приложения усилий.

В итоге необходимо подчеркнуть, что процесс регионального программирования требует совершенствования с точки зрения обеспечения полного учета основных методологических принципов устойчивого развития в программных документах территориальных единиц и сбалансирования экологической, экономической и социальной составляющих такого развития через усиление взаимодействия между ними. Путем широкого внедрения мер, которые одновременно оказывают позитивное воздействие в нескольких областях общественного развития.

Дальнейшие исследования в этой области могут касаться вопросов изучения региональных особенностей в процессе внедрения целей устойчивого развития, установления облигатного перечня мероприятий направленных на различные компоненты устойчивого развития, разработку методологических основ по применению механизмов взаимодействия устойчивого развития и внедрения социально-экономических мероприятий на местном уровне.

Автор: Денис Тарасенко, кандидат наук по государственному управлению, доцент, кафедра публичного управления и администрирования, Донецкий государственный университет управления (г. Мариуполь).

Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ», том 28, №2 (2018) (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий