07.11.2018 – Недавно в одной из школ Харькова произошел огромный скандал, который получил огласку на всю страну. Родительский комитет одного из классов решил поздравить детей с окончанием первой четверти учебного года. Для этого детям купили торт, впрочем, одну из учениц угощать им не стали, потому что ее родители не сдают деньги на нужды класса. Более того, ребенку не разрешили пойти домой, а заставили смотреть, как «празднуют» ее одноклассники.
Даже больше, после того, как инцидент вышел далеко за пределы класса, школы и даже города, девочка начала получать от одноклассников, вероятно, подстрекаемых собственными родителями, угрозы в соцсетях.
29 октября учительница и, по совместительству, член родительского комитета, которая и организовала такую ситуацию, была уволена с должности. Впрочем, по данным Департамента образования горсовета Харькова, женщина продолжит преподавать в Харьковском национальном педагогическом университете. То есть будет учить других учителей…
Читайте также: Мучают в школе. Как содействовать мирному разрешению конфликтов в образовательной среде
Психолог Юлия Короцинская: Как спасти ребенка от «Синего кита» и «Красной совы»
Родители и школа. Как это работает в Германии
Руслана Радчук: Мы можем только надеяться, что наше воспитание будет иметь какой-то смысл в будущем
К сожалению, случаи булинга и травли детей из-за принципиальной позиции родителей – явление более чем регулярное. Так, в одной из школ Львовской области ученицу четвертого класса из-за конфликта с ее матерью, которая не сдает деньги на школьные «нужды», заставили сидеть отдельно от других детей…
Что могут, а что не могут делать родительские комитеты, как должны решаться школьные финансовые вопросы, куда обращаться, если происходит вымогательство денег на вымышленные «потребности» в интервью УНИАН рассказала советник министра образования и науки Украины, соучредитель ОО «Родительский контроль» и «Смарт образование» Оксана Макаренко.
Инцидент с тортом в Харькове вызвал бурную дискуссию среди украинцев. По вашему мнению, с чем связаны такие стремления родителей проводить «сладкие столы», различные празднования и поздравления то мальчиков, то девочек в какие-то «особые» дни в стенах школы?
Взрослые хотят своим детям такого же счастья, как себе. Вероятно, когда-то, в голодном детстве, кто-то хотел конфету, и были традиции собираться вместе на праздники и дни рождения… И хотя в современном мире есть множество способов организации единения коллектива – можно вместе сфотографироваться, провести какие-то конкурсы — но, к сожалению, взрослые начинают именно практику застолий и выступлений аниматоров. Такими действиями родители навязывают всем свое видение счастья. И это неприемлемо.
Пока у родителей не сформируется новая качественная культура, то лучше вообще перейти на формы индивидуального общения – прийти в школу, поинтересоваться успехами своего ребенка и чем родители могут помочь в развитии своего ребенка.
Отдельной темой обсуждения в контексте инцидента стало существование родительских комитетов, которые продолжают практику сбора средств на те или иные вещи, которые вроде бы, очень нужны детям. Более того, если почитать родительские форумы, то складывается впечатление, что родительские комитеты во многих школах воспринимаются их администрациями как определенный способ давления на других родителей, которые не соглашаются платить, и довольно часто служат инструментом для вымогательства средств.
К сожалению, десятилетиями складывалась практика, что образование недофинансировалось, школы не получали средств на развитие из бюджета, поэтому и приходилось обращаться за помощью именно к родителям. И если сначала это была искренняя помощь для улучшения материально-технических условий детей, то впоследствии это явление получило ужасные формы, которые очень часто противоречат здравому смыслу.
Как пример могу назвать случай, когда в детском садике на подарки «выпускникам» собирали деньги на Ipad, хотя это не имеет никакого отношения к реальным потребностям.
Помощь родителей должна быть благотворительной, никто не может заставить их сдавать средства. Это — дело добровольное и не может влиять на оценки ребенка, отношение к нему и, тем более, не должны унижать самого ребенка или его родителей.
Если такой случай имел место, то родители могут написать письменную жалобу и районное управление образования (РУО), которое будет обязано создать специальную комиссию, расследовать случай и принять дисциплинарные меры.
В случае с Харьковом директор получил выговор, классный руководитель отстранен от управления классом, а с родительским комитетом ведутся разъяснения. Скорее всего, его распустят, и я бы на месте школы вообще бы в дальнейшем их не создавала.
А если родители обращаются с жалобой в министерство?
У министерства существенно ограничены функции. Согласно новому закону, его сотрудники занимаются разработками стандартов, программами переобучения учителей… они не увольняют и не принимают на работу учителей и директоров. Почти все школы находятся под управлением местных органов образования, поэтому даже если люди и жалуются в МОН, то такие жалобы передают на места.
В своем фейсбуке вы указали, что теперь в школе, где произошел инцидент с тортом, вообще запрещено собирать родительские средства. Является ли достаточной такая реакция на инцидент?
Это приказ директора, и очень хорошо, что такое понимание, в конце концов, приходит. Потому что много таких вещей как раз и происходят из-за того, что они нигде не прописаны – например, нет никакого документа, который бы запрещал кушать торты в школе. По сути, существует санитарный регламент, который предусматривает перечень продуктов, которые могут употребляться в стенах школы.
Но в целом я лично против такой самодеятельности, потому что у детей могут быть разные реакции на сладкое, сам торт может быть разных сроков годности и тогда нести ответственность за это будет непосредственно учитель.
В этой ситуации родители разделились на два лагеря – «за» и «против» таких мер. И если часть родителей не могут без этого обойтись, то лучше это делать вне стен школы. Надо осознавать, что в школе учатся именно дети, а не взрослые. И надо отходить от советской привычки травить тех, кто чем-то отличается, ведь у любого ребенка обязательно должно быть право выбора.
Кроме того, следует помнить, что, кроме самой пострадавшей девочки, под риском булинга в отношении себя фактически оказался и каждый из тех детей, которые наблюдали за ситуацией. Родителям стоит хорошенько над этим задуматься.
Как определенная альтернатива родительским комитетам предлагалось использование благотворительных фондов в школах. Насколько сейчас они эффективны, и насколько охотно прозрачность использования таких средств, вводят образовательные учреждения?
Для того чтобы школа, например, получила для себя моющие средства, ее директор должен написать об этом запрос.
Каждая школа, согласно новому закону, должна публично отчитываться во всех поступлениях из разных источников и абсолютно всех расходах. Но этот процесс и до сих пор протекает не всегда прозрачно, потому, что формально потребности могут отличаться от реальных, ведь можно указать, что, например, одной школой было закуплено двести рулонов туалетной бумаги, но неизвестно, их хватило, или нет. И поэтому здесь контроль со стороны общественности за целевым использованием средств был бы уместен.
И как проверить то, как именно распределяются родительские средства в таких фондах?
Любой гражданин может составить бюджетный запрос в ближайшее управление образования, в ответ на который должны ответить, сколько средств было распределено. Просто пока не все школы имеют собственные счета и закупки за них проводят местные управления образования, поэтому присылать запросы надо и к ним.
Для того чтобы школа, например, получила для себя моющие средства, ее директор должен написать об этом запрос. В этом году уже были случаи, когда в Киеве по 100 тысяч гривен были выделены на моющие средства для школы, но деньги на них начали собирать с родителей. Как только родители написали запрос, то деньги сразу нашлись.
Но если родители желают помочь, то наличные лучше не давать, а перевести эту сумму на счет школы (или РУО) и четко указать, на какие именно нужды вы даете средства.
Информация о любых бюджетных поступлениях обязательно должна быть опубликована или на сайте школы или на сайте управления образования, как учредителя и распорядителя школы.
Конечно, бывают патовые ситуации, когда, например, среди зимы надо срочно, не прибегая к проведению тендеров, залатать трубу. И тогда директор просит помочь родителей, хотя объективно он и на это не имеет права. Но если родители желают помочь, то наличные лучше не давать, а перевести эту сумму на счет школы (или РУО) и четко указать, на какие именно нужды вы даете средства. Тогда бюджетное учреждение не может потратить их не по назначению.
Насколько государство действительно способно обеспечить потребности учащихся самостоятельно, с минимальным вмешательством родителей в этот процесс?
Государство, может, и не в полной мере, но сначала вкладывать средства в развитие образования.
Миллиард гривен по целевым субвенциям был выделен на оснащение начальной школы – компьютеры, мебель, много вещей, включая расходные материалы для уроков. Плюс есть отдельный проект с участием «Минрегионразвития», который занимается строительством новых школ и созданием Нового образовательного пространства.
Но самая большая проблема как раз не в отсутствии средств, а в их освоении – эти деньги сейчас миллионами возвращаются на счета Госказначейства из-за того, что на местах нет практик по их использованию. Поэтому активные сообщества родителей могли бы помочь местным властям осваивать эти средства, контролировать поступления и расходы бюджетных средств.
В феврале этого года глава министерства Лилия Гриневич отменила приказ №440 о родительских комитетах в школах и об их подотчетности общешкольным родительским собраниям. Но при этом госпожа министр заявила, что полностью отменить родительские комитеты в школах, как явление, МОН не может. В чем сложность? Зачем современной школе эти «родительские тройки», «родительские активисты», и прочее?
На сегодня никакого обязательства образовывать родительские комитеты в школах, нет. Принят новый закон об образовании, который только в общих чертах обозначает, что в школе может существовать родительское самоуправление. Каким образом оно будет реализовано, обсуждается только сейчас, при написании закона о среднем образовании.
Разные формы получения образования — домашнее, дистанционное, поэтому прописывать для всех одинаковые регламенты не очень хорошо. Я считаю, что таких моделей может быть не одна, а много. И решать, как именно родители хотят приобщаться к школьному образованию, было бы правильнее на уровне школы. Но этот момент надо обязательно выяснить с родителями.
Сейчас ситуация такова, что министерство отменило типовое положение о родительских комитетах. Хочу подчеркнуть, что никаких вещей по сбору средств и обязательств помогать учебным заведениям не было и в прошлом документе! Было лишь обозначение того, что родительский комитет создается с целью интересов ребенка и имеет право участвовать в организации мероприятий на территории школы.
Но в практической плоскости это вылилось в то, что активные родители создали комитет, который занимался выбиванием средств с разной степенью жестокости – кто-то из родителей добавлял свои средства, кто-то, как это было в Харькове, унижал детей и через них давил на родителей…
Ситуации абсолютно разные. Например, в некоторых школах директора пытаются бороться со сбором средств и запрещать это, а родители, наоборот, продолжали это делать.
Много лет это явление замалчивалось именно из-за ценностной парадигмы, но сейчас радует, что есть активные родительские сообщества, которые об этом не молчат.
В новой редакции закона об образовании родительские комитеты позиционируются как один из органов управления школой. Недавно увидела в одной из родительских групп в Интернете ситуацию, когда классный руководитель выражает свое недовольство работой родительского комитета класса и навязывает родителям свои правила. Есть ли, по вашему мнению, механизм преодоления таких недоразумений?
Реформа школы, прежде всего, касается системы ценностных установок. Ведь много лет система образования формировалась под нужды авторитарного советского режима и несла в себе черты, присущие индустриальной эпохе. Это нормально воспринималось даже нашим поколением, ибо и у нас были учителя, которые бросались чем-то в учеников и наши родители болезненно на это не реагировали.
Сейчас порог толерантности к таким вещам снизился, и современные родители не соглашаются с таким поведением учителя в отношении своих детей и начинают защищаться всеми разумными способами. Мы это приветствуем.
Поэтому, если ранее управление образования для многих людей было своеобразной глухой стеной, то сейчас в конфликтных ситуациях они стараются, в основном, объективно разбираться. Но не стану лукавить, что случаи бывают разные и это не всегда удается. Когда дело имеет морально-этическую составляющую, то документами отреагировать трудно.
В документах Министерства образования и науки Украины четко расписано, что именно можно считать жестоким обращением с ребенком.
В частности, в приказе Министерства образования и науки Украины «О принятии дополнительных мер по профилактике и предотвращению жестокого обращения с детьми» от 25 декабря 2006 года № 844 отмечается, что жестокое обращение с детьми в школе, воспитательном учреждении со стороны учителей, воспитателей в отношении детей сказывается в «унижениях, постановке в угол, битье, раздевании ребенка перед другими как способом наказания, напоминании при классном коллективе о недостатках ребенка, особенностях семьи, семейных событиях, о которых учителю стало известно, непосильном труде, игнорировании физических потребностей ребенка (запрет пойти в туалет), существовании «любимчиков» и «париев», повышенном тоне, крике, необоснованных, неадекватных оценках, строгой дисциплине, которая держится на страхе, а не на интересе к обучению, авторитаризме, требованиях без объяснений, нецелесообразных требованиях к внешнему виду ребенка (прически, формы) и применении действий по его улучшению (стрижки собственноручно, снятие украшений, отборе мобильных телефонов и т. д.), в растлении».
Также есть приказ Департамента образования и науки, молодежи и спорта г. Киева от 25.01.2016 года №43 К «О соблюдении норм педагогической этики работниками учебных заведений города Киева», п.3.3 которого обязывает директоров учебных заведений «незамедлительно реагировать на обращения родителей по поводу неэтичного поведения педагогов по отношению к ученикам».
Но вопрос в том, как это контролировать, тем более, наказывать, особенно, когда это не касается прямых оскорблений.
Кроме того, следует определить степень вины (и этот процесс займет определенное время), ведь есть и проблема синдрома профессионального выгорания, когда человек страдает, затем накапливается гнев… Поэтому мы выступаем за то, чтобы для учителей также были психологи, чтобы они тоже имели специалиста, с которым могли бы посоветоваться. Ведь, будем откровенны, и родители тоже бывают разные, и по-разному приходят говорить с учителем.
Всем сторонам не мешало, начать конструктивный диалог, поэтому учителя так же должны иметь право на собственное пространство, им не стоит звонить до поздней ночи.
А фиксировались ли министерством аналогичные инциденты с тортом в Харькове, и были ли соответствующие наказания виновных?
Случаи бывают разные. Одно дело, когда ребенка довели до самоубийства, а другое, когда его публично оскорбили. Поэтому в целом описать количество аналогичных случаев пока нельзя. Первая попытка этот момент урегулировать — законопроект о булинге, который уже лежит в парламенте. Но, в первую очередь, нам нужно создать среду безопасного общения родителей с детьми и учителями.
Сейчас мы изучаем иностранный опыт. Например, Кен Робинсон, известный писатель, эксперт по образованию, на примере американской школы объясняет, что в США есть трехстороннее соглашение между учениками, учителями и родителями об их вкладе в учебный процесс. Например, родители могут проследить за тем, чтобы их ребенок ежедневно посещал школу, и мог выполнять домашние задания, присутствовать дважды -трижды в год на встречах с учителями, чтобы узнавать об успехах и проблемах собственного ребенка.
В Украине мы только перешли в новую парадигму того, чего именно хотят наши родители. Мы только начали осознавать, чего родители не хотят, какие практики являются позорными.
У нас уже есть школы, которые отрабатывали на своем примере педагогику партнерства, после этого мы обнародуем результаты и на их базе предложим МОН разработать рекомендации для других школ.
В принципе, сама философия реформы говорит о децентрализации, что мы все больше отходим от модели жесткого контроля. Надо дать больше ответственности именно тем, кто непосредственно занимается процессом, чтобы и родители осознали свою часть ответственности, и учителя.
В педагогическую практику для этого сейчас вводится много элементов, которые раньше не использовались. Например, развитие эмоционального интеллекта, критического мышления, чтобы ребенок мог поставить себя на место другого человека и понять его чувства и не использовать насильственную коммуникацию. И это положительное изменение, ведь раньше в школе было убеждение, что негативных ощущений не должно быть вообще.
Но людей без гнева и раздражения не бывает, поэтому ребенка надо научить, с ними справляться. Думаю, что подобные вещи могут также предотвратить булинг. Эти же рекомендации в дальнейшем мы также планируем использовать и в детских садиках…
Что посоветуете родителям, чьи дети оказались в кризисной ситуации и реально ли, по вашему мнению, отстоять принципиальную позицию, не подвергая своего ребенка опасности?
Я советую начинать с первой ступени — прийти к учителю и рассказать, что ребенок досадную ситуацию воспринял как обиду, волновался, знает ли об этом учитель. А потом, смотря на реакцию учителя, разворачивать дальнейший диалог – если он ведет себя агрессивно, то можно пойти к директору, которому тоже надо дипломатично указать на досадную ситуацию, которая произошла. В большинстве случаев директора не хотят, чтобы на них жаловались выше, и постараются решить конфликт самостоятельно.
Конечно, поскольку речь идет о собственном ребенке, то у родителей не всегда получается сдерживать эмоции. Но все же стоит пытаться поговорить обо всем мирно.
Автор: Анастасия Заремба
Источник: УНИАН
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.