22.12.2018 – Уровень долларизации в Украине высок, несмотря на отток валютных депозитов, уменьшение внешнего фондирования и реструктуризацию долгов по причине кризиса. Об этом говорится в отчете Национального банка Украины о финансовой стабильности.
Ряд банков уменьшил валютную составляющую в своих портфелях, но есть финучреждения, которые наращивают кредитование в иностранной валюте. Такое поведение банков создает риски резкого ухудшения качества кредитного портфеля и получения существенных убытков при неблагоприятных условиях.
НБУ подчеркивает необходимость снижать валютную составляющую. Если этот показатель не будет уменьшен, НБУ может устанавливать более высокие отметки риска на валютные активы и более жесткие требования к оценке кредитного риска по валютным кредитам.
Читайте также: В Украине банки ожидают повышения качества кредитного портфеля в 2019 г.
Виктор Пинзеник: Риски создают не выборы. Риски делают популисты и решения, которые они проталкивают
Как построить эффективный аграрный холдинг: советы Сергея Тарасова
Председатель Национального банка Украины Яков Смолий: Какая экономика – такой и курс гривны
Уровень долларизации банковского сектора в Украине был и остается высоким. За прошлое десятилетие доли депозитов и кредитов в иностранной валюте не ниже 31%. Всплески инфляции и девальвации регулярно приводили к тому, что гривна теряла покупательную способность. Поэтому население всегда сохраняло значительную часть сбережений в иностранных валютах.
В то же время валютные кредиты были, на первый взгляд, привлекательнее гривневых благодаря более низким ставкам. До определенного момента значительное внешнее финансирование стимулировало валютное кредитование.
Во время предыдущих кризисов валютные риски реализовались сполна. Каждый из них сопровождал существенное обесценивание гривны. Происходил отток депозитов из банков. Девальвация усложняла обслуживание кредитов, как физическими лицами, так и предприятиями – росла доля неработающих кредитов. Именно это побудило ограничить кредитование физических лиц в иностранных валютах на законодательном уровне. Однако на корпоративное кредитование в валюте никаких ограничений нет.
После кризисов уровень долларизации банковских балансов снижался. Банки возвращали внешнее фондирование или переводили его в капитал, реструктурировали валютные долги и конвертировали их в гривну. Однако каждая следующая девальвация сводила на нет прогресс в снижении уровня долларизации. Поэтому на конец 2018 года он до сих пор близок к 45% как для депозитов, так и кредитов. Хотя для стран, подобных Украине, приемлемым считают диапазон 20-30%. Даже в новых кредитах доля валютных составляет около 30%.
Если в стране стабильная макроэкономическая ситуация, то риск, что порождает значительная долларизация кредитного портфеля, неочевиден. Особенно если банк имеет дешевое долгосрочное финансирование в иностранной валюте. Но во время кризиса обесценивание гривны может вызвать рост кредитного риска. Сложности с обслуживанием долгов слишком испытывают должники, не получающие валютных доходов. Поэтому вследствие обесценивания гривны банки с долларизированными балансами получают существенные убытки. Это подтверждают и результаты стресс-тестирования.
Уровень долларизации значительно отличается по группам банков. Лидируют по этому показателю банки с государственным российским капиталом, у которых валютные кредиты составляют 90% портфеля. Это по большей части старые кредиты. На сегодня кредитный портфель этих банков не растет, поскольку в последние годы практически не предоставлялись валютные кредиты.
В то же время в ряде банков с иностранным капиталом доля валютных кредитов в пределах нормы, то есть ниже 30%. И это несмотря на то, что они имеют доступ к относительно дешевым ресурсам в иностранной валюте от материнских компаний. Они сделали выводы из существенных кризисных потерь, обусловленных долларизацией портфеля, и в основном сократили долю валютных кредитов на 15-20 п.п. Впрочем, среди них есть банки, у которых 50% портфеля приходится на валютные кредиты и которые продолжают интенсивно их выдавать.
Низкие процентные ставки по валютным кредитам до сих пор привлекают заемщиков. А банки выдают такие кредиты, потому что имеют немало свободных валютных средств. Важно, что активность в валютном кредитовании не обеспечивает банкам высокую доходность. Лидеры по уровню доходов имеют значительно более низкую долю кредитов в валюте, чем средняя по сектору.
Существует ряд отраслей, кредитование которых происходит преимущественно в валюте. У них долларизация кредитов преобладает 70%. Но кредитование таких заемщиков не всегда оправдано, потому, что часто они не имеют должного количества валютных доходов.
НБУ убежден, что значительный уровень долларизации портфелей банков – это системный риск. А потому считает необходимым мониторить валютную составляющую самостоятельно и побудить к этому банки. Предположение о существенной девальвации гривны будет сохраняться в последующих стресс-тестах и, возможно, будет становиться жестче. По результатам оценки устойчивости банковского сектора, НБУ уже рекомендовал банкам снизить долю валютных кредитов в портфелях.
В дальнейшем банки могут самостоятельно определять промежуточные цели приведения своих балансов до рекомендуемых показателей. Однако запрет кредитовать физических лиц в иностранной валюте следует сохранить.
Если банки не будут проявлять активности в снижении уровня долларизации собственных балансов, НБУ допускает установку дополнительных весов риска для валютных активов и более жестких требований к оценке кредитного риска по кредитам в иностранной валюте. С учетом указанных действий валютный риск для банков и их клиентов должен снизиться.
Риск ликвидности
В фондировании банков Украины доминируют средства населения и бизнеса, которые являются крайне короткими. В стабильных условиях, когда объем средств растет, финучреждения могут использовать краткосрочное фондирование, чтобы выдавать долгосрочные кредиты. Однако оно крайне чувствительно к шокам, поэтому создает немалые риски. Поскольку в Украине не хватает долгосрочного фондирования, банки будут вынуждены еще некоторое время полагаться на относительно краткосрочные средства населения и бизнеса.
Чтобы снизить риски ликвидности, в декабре НБУ ввел новый норматив LCR. Он побуждает финучреждения формировать на балансе достаточно высококачественные ликвидные активы (ВЛА), чтобы иметь возможность покрыть чистые оттоки средств в стрессовый период. С 2020 года появится норматив NSFR. Он будет поощрять банки привлекать фондирование на более длительный срок.
Однако уже сейчас ключевой задачей банков в управлении ликвидностью должно стать увеличение стимулов для клиентов, чтобы они оставляли средства на срочных депозитах и на больший срок.
В структуре обязательств банков неизменно доминируют краткосрочные: 62% имеют остаточный срок погашения до 1 месяца. Для обязательств в гривне этот показатель еще выше и составляет три четверти. Структура обязательств отличается от разреза активов, из которых 64%, в том числе 82% по гривневым, имеют остаточный срок свыше 1 месяца. Банковский сектор полагается на краткосрочное фондирование, но кредитует на значительно более длинные сроки.
От начала кризиса 2014-2016 годов срочная структура пассивов банковского сектора ухудшалась. Постоянно росла доля текущих счетов в средствах населения в банках. На сегодня остатки на текущих счетах обеспечивают основную часть прироста средств населения в банках, особенно на тех, на которые поступают зарплаты и социальные выплаты. В периоды стабильности банки могут полагаться на такое фондирование, но в кризисных ситуациях такая его структура крайне рисковая: отток средств с текущих счетов может происходить почти мгновенно.
Структура средств субъектов хозяйствования еще более неблагоприятная: более 70% ‒ это средства на текущих счетах. С 2014 года их доля в общих средствах бизнеса также существенно возросла.
Разрыв срочности между активами и обязательствами подвергает банки, как риску ликвидности, так и к процентному риску. Когда ставки в экономике начинают расти, то стоимость большей части фондирования дорожает в течение месяца. Однако чтобы повысить стоимость активов, банки требуют значительно больше времени. Это снижает процентный спред, чистый процентный доход, а, следовательно, и чистую прибыль сектора.
Значительная часть средств, что попадает на счета физических лиц в банках, – это зачисление наличных. Такие поступления менее стабильны, чем безналичные, что их формируют выплаты зарплат и социальной помощи. Регулярность денежных поступлений значительно зависит от стабильности валютного рынка, настроений и ожиданий населения. В кризисные периоды это ненадежный источник фондирования.
Банки не могут переориентироваться на долгосрочное фондирование в сжатые сроки, потому что на сегодня его не хватает в Украине. Чтобы краткосрочность фондирования не привела к кризису ликвидности, в декабре НБУ ввел новый норматив ликвидности LCR. Это побуждает банки держать на балансе достаточно ВЛА, чтобы иметь возможность покрыть оттоки средств клиентов в стрессовые периоды. Норматив установлен для всех валют вместе, а также для группы иностранных валют. На сегодня минимальное значение норматива составляет 80%, однако в течение года оно поэтапно увеличится до 100%.
На сегодня ликвидность банковского сектора высокая. В негосударственном банковском секторе 25% обязательств обеспечено ВЛА, которые банки могут использовать на покрытие отзывов средств клиентов. Это значительно выше, чем в начале кризиса в 2014 году, когда это соотношение было в пределах 10-15%. В структуре ВЛА (без учета банков государственного сектора) преобладают средства на корсчетах в иностранных банках инвестиционного класса 34%, доля ОВГЗ составляет 25%, депозитных сертификатов – 20%, наличных денег – 17%.
Предварительные расчеты показывают, что 94% банков, на которые совокупно приходится более 98% активов банковского сектора, выполняют норматив LCR, большинство из них – с существенным запасом. Это означает, что на сегодня сектор имеет достаточный запас прочности, чтобы вовремя и в полном объеме выполнять обязательства перед клиентами, даже в стрессовых условиях. Такой запас прочности сохранится и в будущем благодаря нормативу LCR.
Следующий шаг для повышения ликвидности банков ‒ введение в 2020 году норматива долгосрочной ликвидности банков – норматива чистого стабильного финансирования (NSFR). Он должен создать для банков стимулы продолжать срочность фондирования и не полагаться исключительно на краткосрочные ресурсы, предоставляя долгосрочные кредиты.
Выполнить этот норматив будет сложнее, ведь это потребует значительных изменений в срочной структуре балансов. Именно поэтому НБУ будет вводить его поэтапно со значительным переходным периодом, чтобы банки имели время адаптироваться к новым правилам.
Краткосрочными приоритетами для банков в управлении ликвидностью должны стать сохранение подушки ликвидности (LCR) и работа над продлением сроков депозитов. Банки должны создавать больше стимулов для клиентов оставлять средства надолго. Потому что на сегодня разница между ставками по долгосрочным и краткосрочным вкладам достаточно символическая.
Фондирование
Более 85% общих обязательств банков привлечено на внутреннем рынке. Около 80% обязательств – это средства клиентов банков. Другие источники фондирования на сегодня являются несущественными, а средства с внешнего рынка перестали играть заметную роль в формировании ресурсной базы банковского сектора.
Ожидается дальнейший динамичный рост объемов вкладов населения темпами, существенно превышающими темпы роста номинального ВВП. Их доля по результатам 2019 года, вероятно, возрастет. Самым слабым местом текущей структуры фондирования сектора является его чрезвычайно короткая срочность.
За последние два года доля средств клиентов в фондировании была близка к 80%, половина из них – средства физических лиц, средства госпредприятий и бюджета составляют около 12% общих обязательств. Внешние заимствования банковского сектора – почти 14%. Другие составляющие несущественны. Подобная структура будет сохраняться в ближайшие годы.
На конец II квартала валовой внешний долг банковского сектора сократился до 5.9 млрд. долл. – это наименьшее значение с 2005 года. Около половины в нем составляют средства, привлеченные госбанками от выпуска еврооблигаций. На первое полугодие 2019 года по ним запланированы значительные выплаты. Поэтому банки аккумулируют фондирование в иностранной валюте в основном на внутреннем рынке: средства в долларах и евро, привлеченные от резидентов, в 2.6 раза превышают суммы, привлеченные от нерезидентов.
В ближайшие годы значительных привлечений ресурсов на внешнем рынке не ожидается, поскольку банки Украины мало заинтересованы в кредитовании в иностранной валюте. К тому же на сегодня стоимость иностранного долгового капитала для банков в 2-3 раза превышает стоимость средств в иностранной валюте на внутреннем рынке.
Гривневые средства физических лиц стабильно растут, в частности, в октябре их объемы увеличились на счетах по требованию на 33.5% г/г, а на срочных счетах – на 7.8% г/г. Средства по требованию составляют около 45% гривневых депозитов населения. Вклады в валюте росли в периоды валютных колебаний, в частности в III квартале текущего года, когда произошел временный переток рублевых средств в валютные.
Однако благодаря тому, что обменный курс стабилизировался, а отдельные банки повысили депозитные ставки, в октябре-ноябре срочная депозитная база в гривне восстановилась. Дифференциал процентных ставок между гривневыми и валютными вкладами физических лиц значительный и вырос за год на 1 п.п. — примерно до 12 п.п. Это поощряет население открывать вклады в гривне.
На сегодня система гарантирования вкладов полностью покрывает 98% общего количества вкладов, что соответствует международным стандартам, определенным IADI.
После введения лимита гарантирования в сумме 200 тыс. грн. доля полностью застрахованных вкладов практически не изменилась. По сумме депозитов система гарантирования покрывает 59% вложений населения в банках.
В 2018 году значительно возрос интерес физических лиц к инвестициям в ОВГЗ – за год сумма выросла в 6.2 раза, до 5,5 млрд. грн. Правительственные облигации доходнее депозитов, а купонные доходы не облагаются налогом. Впрочем, замещение депозитов инвестициями физических лиц в ОВГЗ вряд ли будет значительным. Во-первых, минимальная сумма таких вложений слишком велика для большинства клиентов банков. Во-вторых, на сегодня вкладчики в основном не готовы инвестировать на длительный период.
Средства физических лиц сохраняют значительный потенциал роста, так как соотношение депозитов к ВВП в Украине составляет лишь 15%. Это вдвое меньше, чем до начала кризиса и меньше всего в регионе ЦВЕ. В среднесрочной перспективе темпы привлечения банками депозитов населения должны существенно превышать рост номинального ВВП. Долгосрочные равновесные темпы роста средств населения в банках составляют 12-17%.
Доля средств субъектов хозяйствования в обязательствах находится на одном из самых высоких уровней за последние 10 лет. Депозиты бизнеса растут, хотя на три четверти и остаются текущими. В 2018 году гривневые средства субъектов хозяйствования были более волатильными, чем в прошлом году. В период нестабильности в III квартале отток средств с гривневых счетов субъектов хозяйствования в сочетании с оживлением корпоративного кредитования приводил к временному снижению ликвидности отдельных банков.
Конкуренция за средства крупных компаний и рост учетной ставки НБУ обусловили повышение ставок по депозитам бизнеса на 3 п.п. ‒ до 12.9% годовых. Государственным компаниям предлагали еще больше – 13.8% годовых, а для счетов свыше 50 млн. грн. – 15.6% годовых.
Темпы роста средств бизнеса будут умеренными. Их будут определять в основном остатки на счетах государственных компаний. Детенизация экономики и рост объемов безналичных платежей могут стать существенным толчком для прироста средств бизнеса в банках.
В то же время эти средства останутся короткими: более чем две трети общего объема – это текущие счета.
Повышение спроса на ликвидность среди финучреждений сопровождалось ростом объемов и ставок по кредитам овернайт на межбанковском рынке. Однако на конец октября подавляющее большинство банков были нетто-кредиторами на этом рынке. В течение последних месяцев объемы обязательств перед НБУ увеличились за счет нескольких крупных банков, однако составляли лишь 1.2% совокупных обязательств банковского сектора.
Перспективы кредитования
Кредитование населения сохраняет высокий темп. Ипотечные кредиты впервые от начала кризиса растут, однако их объемы пока незначительны. Высокими темпами увеличиваются кредиты на текущие нужды. Для банков розничное кредитование – один из самых прибыльных сегментов, кроме того, в нем есть динамический платежеспособный спрос. Поэтому стоит ожидать, что высокие темпы роста в этом сегменте сохранятся в дальнейшем.
Три года подряд кредитный портфель бизнеса практически неизменен. Однако темпы прироста кредитования добросовестных заемщиков очень высоки: от начала кризиса их гривневый портфель почти удвоился, а объем валютных кредитов в течение года должен вернуться на докризисный уровень.
Потребительское кредитование продолжает расти
На конец октября прирост чистых кредитов физическим лицам составил 36.9% г/г. В III квартале 49 из 79 действующих банков наращивали портфель по основной сумме долга (без начисленных процентов). Заинтересованность банков в розничном кредитовании растет, потому что появляется платежеспособный спрос, а доходность кредитования населения существенно выше, чем предоставление займов бизнесу.
В январе – октябре 11 банков включая Приватбанк, которые составляют 28.9% от общих активов банковской системы, получили более половины процентных доходов от клиентов за счет розничного кредитования.
Если учитывать комиссионные доходы от операций с населением, то доходы от розничного кредитования еще выше.
Свыше 90% прироста кредитного портфеля физических лиц пришлось на кредиты на текущее потребление, около 7% – на автокредиты, почти 2% – на кредиты на приобретение и реконструкцию недвижимости. Авто — и ипотечное кредитование становятся менее концентрированными вследствие вхождения новых банков в эти сегменты. В ІІІ квартале автокредиты активно выдавали 17 банков, ипотечные — 21.
Однако кредитование текущих потребностей все больше концентрируют банки, имеющие широкую сеть отделений.
В конце ноября доля пяти крупнейших игроков в этом сегменте составляла 73%.
Объемы ипотечного кредитования увеличились на 8.1% на конец октября. Однако они пока несущественны. За 10 месяцев выдано новых кредитов на более 2 млрд. грн., то есть за кредитные средства в среднем покупается лишь несколько сотен квартир в месяц. В 2018 году государственные банки, в частности Приватбанк, выдали чуть больше половины ипотечных кредитов.
Ипотечное кредитование и дальше будет развиваться вяло и в основном сосредоточится в совместных программах банков и застройщиков. Ныне активные в ипотечном сегменте банки стремятся сохранить или увеличить свою долю на рынке, чтобы иметь конкурентное преимущество в будущем.
Банки позитивно оценивают перспективы кредитования домохозяйств еще с начала 2016 года. В октябре 2018 года почти 70% финучреждений прогнозировали, что в следующие 12 месяцев кредитование населения вырастет.
Кредитование корпораций – надежных заемщиков – растет
На конец октября чистые гривневые корпоративные кредиты выросли на 1.0% г/г, а без учета Приватбанка – на 4.8% г/г. Займы в иностранной валюте сократились на 0.9% г/г в долларовом эквиваленте.
Динамика кредитного портфеля отличается для разных групп заемщиков. Кредиты добросовестным корпоративным клиентам, что не имели дефолтов в 2014-2018 годах, продолжали расти высокими темпами: на четверть в гривне и на 32% в иностранной валюте г/г.
Поэтому гривневые кредиты таким клиентам удвоились по сравнению с началом кризиса, а валютные, вероятно, достигнут докризисного уровня в течение следующих нескольких лет. Среди новых качественных заемщиков валютные займы брали компании из отраслей, в которых преобладают доходы в иностранной валюте.
Уменьшается концентрация кредитного портфеля качественных заемщиков по размеру кредитов. По сравнению с 2015 годом доля кредитов с суммой основного долга 2-10 млн. грн. увеличилась с 5% до 13%. Иностранные банки больше всего кредитуют МСП: на конец октября такие кредиты у них составляли 17% от всех бизнес-кредитов. За последние три года доля крупнейших кредитов (с суммой основного долга более 60 млн. грн.) в целом в банковской системе сократилась с 80% до 61%.
Во втором полугодии гривневые ресурсы существенно подорожали для банков вследствие ужесточения монетарной политики.
Ставки по гривневым кредитам отреагировали соответственно. Валютные депозиты продолжили дешеветь, что повлияло на проценты по валютным кредитам, которые находятся на исторически самом низком уровне. В III квартале спрос корпораций на гривневые кредиты значительно вырос. Это обусловлено как сезонным фактором, так и повышенной волатильностью обменного курса гривны к доллару США, что повысило привлекательность гривневых кредитов.
Банки готовы кредитовать бизнес. Согласно результатам Опроса об условиях банковского кредитования, они ожидают роста портфелей корпоративных кредитов, начиная с IV квартала 2016 года. В конце сентября 2018 года три четверти банков планировали нарастить кредитование в корпоративном сегменте. Начиная с 2016 года, банки начали смягчать стандарты и условия кредитования, особенно для МСП.
Качество кредитного портфеля
Уровень NPL продолжит в валюте сокращаться, хоть и низкими темпами. Основной фактор – выдача новых кредитов физическим лицам незначительно “размывают” имеющийся кредитный портфель. Восстановление качества неработающих кредитов, выданных недобросовестным заемщикам, маловероятно.
В 2019 году начнет действовать ключевое регуляторное изменение, касающееся оценки кредитного риска (пруденциальных резервов). Оно обяжет банки амортизировать обеспечение, которое не удается взыскать годами. Это правило заставит банки увеличить покрытие неработающих кредитов пруденциальными резервами, а впоследствии – и резервами по МСФО.
В течение 2018 года доля неработающих кредитов сокращалась медленно — примерно на 0.2 п. п. ежемесячно. Это в основном является следствием роста потребительского кредитования и медленного “размывания” имеющегося портфеля новыми кредитами. Но то, что при росте новых розничных кредитов более чем на 35% г/г доля NPL снижается довольно медленно, свидетельствует о не достаточно высоком качестве новых займов.
В то же время в сегменте корпоративного кредитования уровень NPL почти не изменился. Итак, работа банков по реструктуризации и списание некачественных кредитов в этом сегменте не очень активная.
От начала действия Постановления № 351 доля кредитов, признанных неработающими не из-за просрочки более 90 дней, стабилизировалась на уровне 16-17%. Однако НБУ ожидает, что после введения нормы об обязательном учете информации из кредитного реестра НБУ эта доля немного вырастет вместе с объемом неработающих кредитов.
Согласно указанной норме финучреждения должны ухудшать класс должника, если его обязательства перед другими банками являются неработающими или имеют признаки высокого кредитного риска.
После перехода банков на МСФО и резервирования по кредитным операциям по принципу ожидаемых потерь, покрытие резервами неработающих кредитов составило 87%.
Оно приблизилось к уровню кредитного риска (пруденциальных резервов), что оценивается по правилам НБУ.
НБУ ожидает, что в 2019 году кредитный риск несколько возрастет.
Это обусловлено началом действия правила об амортизации залога по неработающим кредитам. Залог необходим для того, чтобы снизить потери банка от дефолта должника.
Однако на практике финучреждения могут взыскать залог в течение нескольких лет, поэтому не могут полагаться на него в полной мере для компенсации убытков от невозврата кредитов. Со временем роль залога в качестве компенсатора снижается. Поэтому регуляторы многих стран устанавливают требования к банкам постепенно амортизировать залог, учитывать его с дисконтом, если не удается его взыскать в разумный срок.
Правила НБУ определяют, что банки могут полностью учитывать залог при расчете пруденциальных резервов только в течение двух лет после дефолта заемщика. На третий год следует применять дисконт 30%, на четвертый – 50%. От начала пятого года после дефолта залог не учитывается для исчисления резервов. Впрочем, банки должны и в дальнейшем прилагать все усилия, чтобы его взыскать.
Эта норма будет введена в действие с 1 февраля 2019 года.
Ожидается, что после начала действия этой нормы появится дополнительный кредитный риск, размер которого может превысить 15 млрд. грн. Его влияние на капитал банковской системы в целом будет незначительным. Он не угрожает выполнению норматива Н2 большинством банков, ведь они имеют достаточный запас капитала. Высокая операционная прибыльность позволит финучреждениям покрыть потери от амортизации залога в течение 2019 года. В то же время для отдельных банков негативное влияние этого изменения может быть ощутимым.
В апреле 2018 года НБУ последний раз обновил модель оценки кредитного риска заемщиков – юридических лиц и кривые дефолта. С тех пор уровень неработающих корпоративных кредитов (10 класс) почти не изменился. Но распределение должников между не дефолтными классами продолжало улучшаться. За последние шесть месяцев доля кредитов в 1-4 классах (с вероятностью дефолта менее 10%) выросла на 1.9 п.п. Прежде всего, благодаря улучшению финансового состояния должников.
Для того чтобы адекватно определять кредитный риск, НБУ будет обновлять модели оценки вероятности дефолта и перечислять кривые вероятности дефолта с учетом новой информации. Предварительные расчеты доли вероятности дефолтов указывают на то, что она постепенно растет во всех отраслях, кроме сельского хозяйства. Этот рост продолжается в течение последних 4-х месяцев, а в финансовой отрасли – второй год подряд.
Если тенденция сохранится, то возникнет потребность пересмотреть кривые вероятности дефолта и повысить их средний уровень. Вполне вероятно, что для сельскохозяйственных предприятий средний уровень незначительно снизится.
Финансовые результаты и капитал
Благодаря высокой операционной эффективности и значительному снижению отчислений в резервы, рентабельность капитала платежеспособных банков может составить 10%. Многие банки с иностранным капиталом показывают ROE более 30%. Однако текущие доходы все же мизерны по сравнению с потерями сектора за последнее десятилетие.
В 2019 году доходность сектора сохранится высокой, несмотря на то, что удорожание фондирования будет давить на процентную маржу. Главный риск для прибыльности сектора – крайне низкая операционная эффективность отдельных государственных банков.
Банковский сектор прибыльный впервые за пять лет
За 10 месяцев прибыль сектора составила 14.8 млрд. грн. Прибыльными были банки, на которые приходится 92% чистых активов сектора. Их суммарный финансовый результат составил 26.2 млрд. грн. Убытки зафиксированы у 15 из 79 банков. ВТБ банк и «Ощадбанк» имели почти 80% общего убытка, поэтому сформировали резервы под кредитные операции.
Ожидается, что финансовый результат будет положительным и по результатам целого года. В 2018 году чистая прибыль сектора станет рекордной за более чем 10 лет. Значительное снижение отчислений в резервы – главный фактор прибыльности. В целом за 10 месяцев они составили около 21 млрд. грн., что на четверть меньше, чем в прошлом году и является самым низким значением с 2012 года.
В 2018 году в среднем по сектору, рентабельность капитала превысила 10%. За 10 месяцев 14 банков, на которые приходится 43.7% активов сектора, имели ROE свыше 30%.
В основном это дочерние учреждения иностранных банковских групп. Среди государственных банков Приватбанк имел высокую рентабельность капитала 31%, у остальных значение показателя ROE было в диапазоне 0.5‒12.5%.
Существенное повышение доходности обусловливает позитивные оценки текущей ситуации ключевыми участниками финансового рынка: они не считают, что банкротства или существенные финансовые трудности могут создавать системные риски для сектора. По результатам Опроса о системных рисках финансового сектора, в рейтинге факторов системного риска этот фактор переместился с 12-й позиции в мае на 18-ю в ноябре.
Ряд банков являются операционно убыточными
Несмотря на общие положительные тенденции до сих пор остается 14 банков, что за 10 месяцев получили отрицательный операционный результат (убыток к отчислению в резервы). Четыре из них, в том числе два государственных, зафиксировали чистую прибыль благодаря расформированию резервов, еще два банка с российским капиталом были выведены с рынка в течение ноября.
Другие восемь операционно-убыточных финучреждений занимали лишь 2% чистых активов сектора и не создают значительных угроз для банковского сектора.
По сравнению с 2017 годом операционная эффективность сектора практически не изменилась: в январе ‒ октябре соотношение операционных расходов к доходам (CIR) составило около 57%. Приватбанк и банки с иностранным капиталом (кроме РФ) смогли существенно улучшить этот показатель. В то же время снизилась операционная эффективность двух государственных финучреждений: у них показатель CIR превысил 100%, то есть они были операционно-убыточными.
За 10 месяцев чистая процентная маржа выросла практически во всех группах банков. Самую высокую процентную эффективность имели банки западных банковских групп. Они получили существенно более высокие процентные доходы от кредитования, не увеличив затрат на выплату процентов по привлеченным средствам. Рост стоимости корпоративных средств в частных банках был компенсирован увеличением доходов от кредитования физических лиц и от инвестиций в ОВГЗ.
Приватбанк существенно повысил эффективность процентных операций, прежде всего благодаря работе с физическими лицами. В 2019 году процентная маржа будет находиться под давлением: вследствие роста процентных ставок в экономике и конкуренции за депозиты, стоимость фондирования возрастет.
Чистый комиссионный доход вырос на 31% г/г, прежде всего за счет комиссий по расчетно-кассовому обслуживанию (РКО). По темпам роста лидировали банки, которые быстро увеличивали безналичные операции с населением.
На конец октября на Приватбанк приходилось 42% чистого комиссионного дохода сектора, благодаря тому, что он доминирует на рынке розничных безналичных операций. Наиболее динамично чистый комиссионный доход вырос в группе банков с частным украинским капиталом (+49% г/г).
В целом за 10 месяцев чистые комиссионный и процентный доходы составили 94.4% операционных доходов банковского сектора. Эта доля выросла на 8.1 п. п. по сравнению с этим периодом прошлого года.
Регулятивный капитал растет, несмотря на уменьшение собственного капитала, вызванное переходом на МСФО 9
В 2018 году банки перешли на новый стандарт МСФО 9, поэтому ухудшили оценку активов, которые были в их портфелях на начало года. В итоге собственный капитал сектора снизился на 27 млрд. грн., причем около 90% этой суммы сформировали государственные банки. Однако полученная в течение года чистая прибыль в значительной мере компенсировала снижение капитала из-за применения нового стандарта.
С начала года регулятивный капитал вырос на 9%, хотя собственный капитал уменьшился на 9.3%. Уставный капитал банков вырос на 11.9 млрд. грн. (2.4% г/г) благодаря тому, что акционеры сделали новые вклады или перевели полученную прибыль. Достаточность капитала сектора на сегодня превышает минимально необходимый размер. На конец октября банки, которым принадлежало 70% чистых активов, имели показатель адекватности капитала более 15%.
Изменение регуляторной среды
Во втором полугодии произошли весомые изменения в регуляторной среде. Принят ряд законов, которые ускоряют валютную либерализацию, улучшают корпоративное управление в государственных банках, снижают стоимость кредитов, делают более эффективными процедуры банкротства, усиливают контроль над качеством аудиторских услуг. Также введен новый норматив ликвидности.
Коренным образом изменена система валютного регулирования
Принят закон Украины «О валюте и валютных операциях”. Он вводит принцип свободного движения капитала. Имеющиеся валютные ограничения будут постепенно отменены по мере того, как риски для экономики и финансовой стабильности будут снижаться к приемлемому уровню. После этого проведение валютных операций будет осуществляться по принципу “разрешено все, что прямо не запрещено законом”.
Введен принцип независимых наблюдательных советов в государственных банках
Отбор членов наблюдательных советов будет проходить на конкурсной основе. Независимые члены наблюдательного совета и представители государства в них должны отвечать определенному перечню критериев. Срок полномочий – три года.
Усилена защита прав кредиторов
Принят закон о возобновлении кредитования. Его положения упрощают процедуру привлечения недобросовестного должника к гражданско-правовой ответственности, в частности из-за совершенствования инструментов внесудебного урегулирования, предотвращения выведения залога вопреки обязанностям по договору кредитования.
Усовершенствована процедура банкротства
Принят Кодекс Украины из процедур банкротства, который совершенствует процедуру корпоративного банкротства и вводит процедуры реструктуризации долгов и банкротства физических лиц.
Усовершенствованы механизмы аудиторской деятельности
С 1 октября введен в действие закон Украины “Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности”. Он вводит новую систему надзора за аудиторской деятельностью, что соответствует нормам ЕС. В сентябре создан орган общественного надзора над аудиторской деятельностью.
Он будет контролировать качество работы аудиторских компаний, которые проводят обязательный аудит предприятий, имеющих общественную значимость, и имеют полномочия применять санкции к нарушителям.
В течение трех лет после вступления в силу закона НБУ будет иметь право отклонять аудиторскую компанию, выбранную банком для проведения внешнего аудита, либо отстранять ее от ддов повысит доверие к банковскому сектору.
Открыт доступ к кредитному реестру НБУ
С 1 сентября банки получили бесплатный доступ к кредитному реестру НБУ в режиме реального времени. Он содержит данные о должниках, условиях кредитных операций, выполнении кредитных обязательств.
Кредитный реестр будет собирать информацию о кредитных операциях, задолженность по которым составляет более 100 МЗП перед одним банком. Банки обязаны оценивать своих заемщиков, используя данные из кредитного реестра.
Начал действовать новый норматив ликвидности
С 1 декабря НБУ ввел новый норматив – коэффициент покрытия ликвидности (LCR). Банки обязаны поддерживать коэффициент на уровне не менее 80%. Соблюдение нового норматива должно повысить устойчивость банков к краткосрочным шокам ликвидности, характерным для кризисных периодов со значительным оттоком средств клиентов.
Норматив LCR рассчитывается для всех валют вместе, а также отдельно для группы иностранных валют. Банки ежедневно должны вычислять его значение как 30-дневное скользящее среднеарифметическое.
Минимальное значение норматива LCR будет доведено до 100% в три этапа:
80% с 31 декабря 2018 года – первой отчетной даты для банков;
90% с 1 июня 2019 года;
100% с 1 декабря 2019 года.
С января 2019 года информация о выполнении LCR в разрезе банков будет публиковаться в разделе “Статистика – Показатели банковской системы” на страницах официального Интернет-представительства НБУ вместе с другими нормативами.
Изменена процедура предоставления банкам экстренной поддержки ликвидности (ELA). В частности, отменено требование к банкам, представлять финансовую модель развития, а отчет об оценке недвижимого имущества банки будут предоставлять только в момент возникновения потребности в кредите, в то же время срок действия такого отчета продлен с трех до шести месяцев со дня его представления.
Кроме того, НБУ установил новый перечень активов, под залог которых не будет кредитовать банковские учреждения.
Неприемлемым будет считаться недвижимое имущество за пределами областных и районных центров (кроме целостных имущественных комплексов, объектов производственной или складской недвижимости), незастроенные земельные участки за пределами Киева, Днепра, Одессы, Харькова и Львова, убыточные имущественные комплексы и недвижимость, эксплуатация которых не приносит доход.
Новым также является требование застраховать переданное в ипотеку имущество.
Для страховых компаний НБУ установил критерии соответствия, в частности такие, как отсутствие в течение последних двух лет нарушений требований законодательства, рентабельная деятельность и наличие перестраховочного покрытия рисков в ведущих международных компаниях.
Введены изменения в предоставлении кредитов ELA, которые с одной стороны, упрощают бюрократические процедуры, что уменьшит расходы банков во время их получения, а с другой – создают защитный механизм от невозврата таких кредитов в случае отнесения банков к неплатежеспособным.
Обнародована стратегия макропруденциальной политики
Стратегия определяет цели и инструменты макропруденциальной политики, а также принципы и этапы ее проведения. Она свидетельствует о переходе к системному макропруденционному регулированию, направленному на повышение устойчивости финансовой системы и предотвращению накопления системных рисков, необходимых для финансовой стабильности и устойчивого экономического роста.
Введена удаленная идентификация клиентов банков
Теперь физические лица могут дистанционно получать не только административные, но и банковские услуги. Начиная с ноября 2018 года открыть счет можно дистанционно через систему BankID. Для этого клиенту банка нужно лишь один раз пройти идентификацию в одном из банков-участников системы, после чего банковские сервисы станут доступными на сайтах других банков, подключенных к BankID.
Рекомендации
Для обеспечения финансовой стабильности нужна слаженная работа всех участников финансового рынка: Национального банка и других регуляторов, банков, небанковских финансовых учреждений, а также действенная поддержка органов государственной власти.
Национальный банк предлагает государственным органам и банкам свои рекомендации и обнародует собственные задачи и намерения на ближайшее время. Большинство рекомендаций из предыдущих выпусков Отчета также не потеряло актуальности.
Рекомендации органам государственной власти
Ускорить принятие законов, необходимых для развития финансового сектора. В течение второго полугодия парламент принял несколько законов, которые будут способствовать повышению устойчивости банковского сектора в долгосрочной перспективе. Однако без рассмотрения остаются еще несколько критически важных законопроектов для финансового сектора:
«О консолидации регулирования рынка финансовых услуг» (№2413а). Этот законопроект предлагает разделить функции Нацкомфинуслуг между НБУ и НКЦБФР.
Это обеспечит эффективный надзор одновременно за банковским сектором и рынком небанковских финансовых услуг, что повысит качество регулирования рынка в целом;
“О защите прав потребителей финансовых услуг” (№ 2456-д). Этот законопроект урегулирует взаимодействие физических лиц с банками и финансовыми компаниями по европейскому образцу, в частности в части добросовестности рекламы и раскрытия информации о финансовых услугах.
Также он определит правила применения электронных документов и дистанционных каналов обслуживания, будет способствовать распространению новейших технологий при предоставлении финансовых услуг. Его введение усилит доверие потребителей финансовых услуг к банковской системе и улучшит условия для кредитования населения.
Обеспечить полноценное выполнение программы сотрудничества с МВФ
Новая программа Stand-By объемом 2.8 млрд. СПЗ (около 3.9 млрд. долл.) рассчитана на 14 месяцев. Возобновление полноценного сотрудничества с МВФ существенно снизит риски рефинансирования внешнего государственного долга. Чтобы обеспечить финансовую стабильность, нужно в дальнейшем сотрудничать с МФО и сохранить доступ к их финансированию. Для этого необходимо неукоснительно и вовремя выполнять все условия программы МВФ — структурные индикаторы.
Назначить наблюдательные советы в государственные банки
В ноябре начал действовать закон Украины № 2491-VIII. Согласно его положениям, новые независимые наблюдательные советы должны быть сформированы в госбанках, прежде всего в «Ощадбанке» и «Укрэксимбанке». Чтобы реализовать стратегию развития государственных банков, новые Советы будут решать немало долгосрочных задач, в частности проблемы с неработающими кредитами (NPL), совершенствование системы управления рисками и др.
Необходимо сформировать независимые наблюдательные советы госбанков и банков в определенный законом срок.
Для обнародования рекомендаций по работе с неработающими кредитами госбанков решением Совета по финансовой стабильности (СФС) создана рабочая группа по урегулированию неработающих кредитов государственных банков. Она сформулировала принципы реструктуризации NPL госбанков. РФС должен утвердить эти рекомендации и обнародовать их до конца года.
Рекомендации банкам
В предыдущем отчете о финансовой стабильности, банкам был предоставлен ряд рекомендаций. Самые важные из них остаются актуальными:
активизировать работу с неработающими кредитами (NPL);
адекватно оценивать кредитные риски заемщиков;
пересмотреть бизнес-модели банкам, которые показывают устойчивые убытки;
улучшить управление непрофильными активами, полученными во время кризиса, или ускорить их продажу.
Уменьшать уровень долларизации кредитных портфелей и депозитов
У банковского сектора высокий уровень долларизации кредитов и депозитов. Это значительно повышает кредитные риски банков в случае девальвации гривны. Многие финучреждения, преимущественно участники международных банковских групп, значительно сократили доли валюты в своих балансах.
Однако проблема по высокой долларизации до сих пор крайне актуальна для госбанков и банков с частным украинским капиталом. Они должны установить для себя среднесрочные цели снижения уровня долларизации балансов.
Полностью и вовремя выполнять программы докапитализации и планы реструктуризации
В 2018 году НБУ провел оценку устойчивости банковского сектора и выяснил, что ряд банков не имеет достаточного запаса капитала на случай кризиса. Они обязаны увеличить запас капитала или же реструктурировать балансы и операционную деятельность, чтобы повысить собственную устойчивость. Банки должны неукоснительно выполнить такие программы и планы в течение 2019 года.
Использовать кредитный реестр НБУ при оценке кредитного риска
Банки должны учитывать информацию из кредитного реестра и вовремя корректировать класс качества кредитов, если заемщик в состоянии дефолта или имеет высокий кредитный риск в других финучреждениях.
Заблаговременно подготовиться к установлению норматива LCR на уровне 100% до конца 2019 года
Сначала декабря введен новый норматив ликвидности LCR: с этого момента банки обязаны придерживаться его минимального значения в 80%. В течение 2019 года от них будет требоваться доказать значение этого норматива по крайней мере до 100%.
Привлекать и удерживать более устойчивое и долгосрочное фондирование
Чтобы снизить риски ликвидности, банки должны прилагать усилия к росту доли срочных депозитов в общих средствах населения, а также к удлинению сроков, на которые они привлекают срочные депозиты.
Планы и намерения Национального банка
Усовершенствовать процедуры регистрации и лицензирование банков, внедрить новый инструмент капитала с условиями списания/конверсии
НБУ сообщил об этих намерениях в предыдущем Отчете о финансовой стабильности и планирует воплотить их до конца 2018 года или же в течение января 2019 года.
Завершить оценивание банков в рамках наблюдательного процесса SREP
В I квартале 2019 года НБУ завершит оценивание банков согласно методологии SREP (supervisory review and evaluation process). Оно основывается на рекомендациях EBA и оценивает банк по четырем направлениям: корпоративному управлению, ликвидности, капиталу и бизнес-модели.
Оценки будут пересматриваться ежегодно, и определять частоту и интенсивность надзорных действий НБУ по каждому банку.
Расширить перечень информации, обязательной для обнародования банками
Перечень данных, которые банки должны публиковать на собственных веб-страницах, пополнят такие элементы:
результаты ежегодного оценивания устойчивости банков, в частности оценки достаточности капитала по базовым и неблагоприятным сценариям;
значени норматива LCR;
распределение размера кредитного риска по классам должников;
распределение корпоративных кредитов по видам экономической деятельности, в том числе неработающих;
распределение вкладов физических лиц по размеру и сумме возможного возмещения из Фонда гарантирования вкладов физических лиц.
НБУ будет публиковать сводную информацию о результатах ежегодной оценки устойчивости каждого банка на страницах своего официального Интернет-представительства.
Провести второе ежегодное оценивание устойчивости банков
В течение 2019 года НБУ проведет второе ежегодное оценивание устойчивости банков и банковского сектора. Оно будет состоять из оценки качества активов, а для крупных банков – еще и со стресс-тестирования.
Расширить возможности использования группового оценивания кредитов бизнеса
НБУ планирует повысить общий лимит для корпоративных кредитов, которые можно оценивать группой для определения кредитного риска (пруденциальных резервов), с 2 до 5 млн. грн.
Около 15% от общего количества кредитов бизнеса, преимущественно МСБ, перейдут с индивидуальной на групповую оценку, которая является более мягкой. Расходы банков на сопровождение малых кредитов снизятся. Объем кредитного риска (пруденциальных резервов) по таким кредитам также может сократиться.
Завершить разработку нового норматива ликвидности NSFR
В первом полугодии 2019 года НБУ завершит разработку положения по методологии расчета нового норматива ликвидности – коэффициента чистого стабильного финансирования (net stable funding ratio, NSFR).
Разработка этого норматива – второй шаг к гармонизации пруденциальных требований по ликвидности банков Украины с CRR. НБУ обсудит с банками указанный документ и внесет в него коррективы по необходимости.
Введение новых требований ожидается в начале 2020 года. Начальное значение норматива и переходный период для внедрения будет определено по результатам тестовых расчетов.
Закончить разработку нового положения о структуре капитала
В первом полугодии НБУ обнародует проект положения, которое введет подходы к определению структуры и достаточности регулятивного капитала, основанные на CRR.
Планируется, что регулятивный капитал состоит из капитала первого уровня (основного и дополнительного) и второго уровня. Минимальные требования к достаточности капитала будут сохранены на уровне 10%.
После обсуждения документа с банками НБУ планирует его утвердить во втором полугодии 2019 года. Концепция совершенствования требований к капиталу была обнародована в январе 2018 года.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.