«C5+1»: Как странам Центральной Азии избежать дипломатической ловушки?

C5+1

04.11.2018 – В текущем году геополитическому проекту «C5+1» исполняется три года. Первая встреча глав внешнеполитических ведомств пяти стран Центральной Азии (Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана) и Соединенных Штатов Америки в рамках нового формата взаимодействия прошла в ноябре 2015 г. Тогда Америка анонсировала новые программы содействия указанным странам постсоветского пространства.

Провозглашенные тезисы выглядят вполне убедительно: стороны договорились о расширении сотрудничества в сфере торговли, энергетики, о расширении бизнес-контактов между США и странами региона, совместных проектах в сфере образования и экологии. Однако стоит внимательнее посмотреть на причины пристального интереса США к государствам Центральной Азии и возможным последствиям их активной политики в этой части мира.

Очевидно, что сам формат «C5+1» был создан в противовес сотрудничеству стран Центральной Азии с Россией и Китаем, которое в последние годы набирает обороты. Заявленная помощь экономикам стран и даже обещание поддержать общий проект создания Нового шелкового пути – не более чем игра на публику.

В данном случае США желают вновь выступить в своем любимом амплуа – ментора, как мы понимаем, такая роль Штатов исключает формат партнерских отношений и изначально дает возможность Америке «диктовать» или навязывать свои условия. Действовать грубо и открыто они не могут, именно поэтому и был создан дипломатический форум «C5+1», цель которого помешать развитию отношений стран Центральной Азии с Россией и Китаем, а в идеале – способствовать их разрыву.

Посмотрим на сложившуюся картину объективно: все, что США предложили странам Центральной Азии в 2015 г., предполагает их активное внедрение в регион и закрепление на его территории. Значительная доля предложенных программ предусматривает образовательную работу с молодежью, и нетрудно догадаться, что задача этого процесса – вырастить новое поколение лояльных Америке людей, которые при этом будут враждебно настроены по отношению к многолетним партнерам указанных государств, в том числе и России.

Конечно, не хочется подозревать в чем-то плохом людей, которые приходят и предлагают бесплатное образование, обещают экономический рост и решение экологических проблем, и вроде бы сложно им отказать. Однако не стоит переоценивать озабоченность США изменениями климата и угрозой экологической катастрофы на территории столь отдаленной от Белого дома.

В действительности Соединенным Штатам Америки совершенно безразличен (и это в лучшем случае) экономический рост и стабильность в странах Азии. Их главная цель – препятствовать Евразийской интеграции и испортить отношения между странами Азии и Россией, а также помешать Китаю реализовать проект Нового шелкового пути.

Более того, вместо стабильности Америка заинтересована в дестабилизации обстановки в странах Центральной Азии, а также совершенно не заинтересована в их объединении. Ведь «С5+1» не предполагает тесного сотрудничества своих участников и даже делит их на группы в зависимости от направлений программы. Так, согласно этому делению, за вопросы безопасности отвечают Узбекистан и Таджикистан. И здесь мы подходим еще к одному важному моменту, проливающему свет на истинные цели США.

Провалы американцев на ближневосточном направлении заставляют искать новые подходы к достижению давно обозначенных целей, а именно речь идет об Афганистане и Иране. Страны Средней Азии – та соломинка, за которую Америка хватается в надежде реализовать свои планы, ведь навести «порядок» в Афганистане ей так и не удалось.

Стоит напомнить, что в начале нового столетия американцы уже использовали в Узбекистане авиабазу Карши-Ханабад, на территории которой размещались до полутора тысяч военнослужащих и транспортные самолеты. Эта база была своеобразным логистическим центром для поставок союзным войскам в Афганистане. Осенью 2005 г. Сенат Узбекистана запретил американским войскам находиться в Ханабаде, однако о существовании удобной площадки, как мы понимаем, они не забыли.

Очевидно, что, говоря о безопасности стран Центральной Азии, США на самом деле имеет в виду борьбу за свое влияние на Ближнем Востоке.

В связи с обострением противоречий между США и Россией американцы активно выстраивают новую схему поставки вооружения через север Афганистана, успех их стараний в этом направлении может привести к дестабилизации обстановки в странах Центральной Азии. Большие поставки военных грузов через границу с Узбекистаном могут спровоцировать конфликты, а часть оружия будет контрабандой попадать в сам Узбекистан, что лишь усилит угрозу внутренних конфликтов.

Хочет ли Узбекистан стать плацдармом для очередных «ходов» во внешнеполитических играх, которые ведет США? Хотят ли граждане Узбекистана, чтобы их территорию и ресурсы использовали для достижения серьезных военных задач, взамен предлагая современные решения вопросов водопользования и прочих экологических проблем?

Несоизмеримо огромной представляется плата за помощь Америки, ведь, помня опыт того же Афганистана или Ирана, мы можем сделать вывод, что США никогда не заходят в страну, не извлекая максимум выгоды для себя, а дипломатический проект «C5+1» все более предстает не как благотворительная инициатива, а как новый механизм по осуществлению цветных революций на территории государств Центральной Азии.

Как ни парадоксально, но стремясь к созданию системы безопасности и борясь с терроризмом при участии Америки, а также наивно надеясь на рост экономики, страны Средней Азии получат самые противоположные последствия – государственные перевороты, гражданские войны, рост терроризма и, как следствие, разрушение своих экономик.

В данном случае необходимо осознавать, что Соединенные Штаты на данный момент не готовы к серьезному экономическому и политическому сотрудничеству со странами Центральной Азии.

При этом предполагаемые объемы финансовой помощи со стороны США (15 млн. долл. в рамках проекта «C5+1») просто не сопоставимы со средствами, которые вкладывают в этот регион Россия и Китай (здесь речь идет о миллиардах долларов).

Так, например, в Узбекистане «Росатом» построит первую АЭС мощностью 2400 МВт. Стоимость инвестиционного проекта по строительству АЭС составляет около 13-14 млрд. долл.

К слову, Россия является давним партнером Узбекистана и крупнейшим потребителем его продукции. Российская Федерация находится на одном континенте со странами Центральной Азии и заинтересована в экономическом развитии своих партнеров.

Таким образом, выбор у Средней Азии есть. И если говорить об экономическом и социальном развитии, то тот же Евразийский экономический союз в полной мере отвечает их интересам, в том числе и интересам Узбекистана.

Полагаем, что присоединившись к Евразийскому экономическому союзу, Узбекистан будет активно развиваться в среднесрочной и долгосрочной перспективе, в частности, за счет расширения экономического и политического сотрудничества с государствами Евразийского экономического союза, на территории которого обеспечено свободное движение товаров, услуг, рабочей силы и капитала.

По данным Евразийской экономической комиссии, объем внешней торговли товарами между Евразийским экономическим союзом и Узбекистаном в январе-августе 2018 г. увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 31,4% до 4,738 млрд. долл., в том числе экспорт товаров из ЕАЭС в Узбекистан – на 39,9% до 3,314 млрд. долл., импорт товаров из Узбекистана в ЕАЭС – на 15,1% до 1,424 млрд. долл.

Читайте также: Присоединение Узбекистана к Евразийскому экономическому союзу позволит ускорить темпы экономического роста в стране

Кроме того, участие Узбекистана в ЕАЭС откроет дорогу к межгосударственным кредитам государств-участников ЕАЭС и кредитным ресурсам Евразийского банка развития и Евразийского фонда стабилизации и развития в целях поступательного развития национальной экономики.

Так, например, правительство Беларуси по состоянию на 1 января 2018 г. привлекло на льготной основе кредиты правительства России и Евразийского фонда стабилизации и развития на общую сумму 10,150 млрд. долл., в том числе кредиты правительства России – 7,314 млрд. долл. и кредиты Евразийского фонда стабилизации и развития – 2,836 млрд. долл. При этом активную финансовую поддержку резидентам Беларуси также оказывают российские банки и Евразийский банк развития.

Читайте также: Россия и Узбекистан, или В начале было слово…

Узбекистан на распутье: страна выбирает союзника

По оценкам профильных экспертов, на современном этапе странам Средней Азии стоит наращивать сотрудничество между собою, стараясь обеспечить собственную безопасность своими силами и силами тех партнеров, которые действительно заинтересованы в стабильности на их территории.

Эксперты в области международной политики весьма положительно оценили консультативные встречи лидеров пяти стран Центральной Азии, первая из которых состоялась в марте текущего года в Астане. В таком формате главы государств встретились впервые за 13 лет. По приглашению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Астану приехали президенты Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана и председатель парламента Туркменистана. Стороны постарались выработать общую позицию по важным геополитическим вопросам, вопросам безопасности и экономического развития.

Известно, что следующая консультационная встреча пройдет в 2019 г. в Ташкенте. От того, насколько успешной и результативной она станет, зависит будущее пяти стран. А для Узбекистана эта встреча – шанс сыграть в деле сотрудничества среднеазиатских государств свою историческую роль.

Читайте также: Проведение ЭКСПО-2025 в Екатеринбурге позволит расширить сотрудничество Евразийского экономического союза с третьими странами

Источник: BusinessForecast.by

Читайте по теме:

Оставить комментарий