24.11.2018 – Как аграрии воспринимают систему государственных дотаций, какие проблемы сейчас с Украинской железной дорогой и почему стоит вкладывать деньги в начальное образование в интервью Agravery.com рассказывает заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета Денис Марчук, в рамках подготовки к долгожданному событию – «Аграрный Олимп 2018».
За последние годы аграрный сектор Украины претерпел немалые изменения. Аграриям приходилось неоднократно отстаивать свои права и важную роль в этой борьбе играют профильные объединения. Одним из таких является Всеукраинский аграрный совет (ВАС). За последний год количество участников ВАС выросло на 50% и теперь насчитывает 450 участников, земельный банк которых достигает 2,5 млн. га.
Читайте также: Порядок распределения бюджетных средств фермерам
Депутат Алексей Мушак – аграрный Франкенштейн
Говорит бюджет. Основные приоритеты государственной сметы на 2019 г.
Депутат Иван Мирошниченко – аграрный «кардинал»
Почему вы утверждаете, что программы государственной поддержки аграрной отрасли в 2018 году не сработали, и аграрии не могут рассчитывать на эти средства?
— К сожалению, программа господдержки АПК в 2018 году стала абсолютно провальной. Согласно проекту государственного бюджета на 2018 год, Кабинет министров якобы выделил на поддержку аграрного сектора рекордно большой объем средств — 6,3 млрд. грн. вместо 5,5 млрд. грн. в 2017 году. Однако аграрии этих средств почти не увидели.
Так, по состоянию на конец сентября 2018 года, по данным Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, предусмотренные программы были выполнены лишь на 14%. Из запланированных 6,3 млрд. грн. на конец сентября было выплачено лишь около 887 млн. грн.
Конечно, это вызвало большую волну возмущения. Чиновникам пора осознать – аграрии понимают, что власть делает на них хороший пиар. С экранов телевизоров они обещают, что отдают на поддержку аграриев 1% от всего аграрного ВВП государства, а по факту помощь получают единицы и эти средства совсем мизерные.
В чем заключаются основные недостатки нынешних программ господдержки?
— Во-первых, утвержденные правительством программы не создают стимулов для вывода теневого аграрного бизнеса в легальное русло. Например, у предприятия может быть в обработке около 2000 га. Но если у фермерского хозяйства хватило ума основную часть продукции продать за наличные, оно получит государственную поддержку, а если нет, и его оборот будет превышать 20 млн. грн., хозяйство ничего не получит. При этом во втором варианте ФХ заплатило все налоги, а в первом — нет.
Во-вторых, система априори является дискриминационной. Например, это касается программы поддержки фермерства, на реализацию которой в 2018 году был выделен 1 млрд. грн. Она поддерживает не просто маленьких сельхозпроизводителей, а только тех, кто зарегистрирован как ФХ. То есть маленькие ООО, которые обрабатывают такие же земельные площади, рассчитывать на эти деньги могут по другой форме собственности.
Также, было озвучено, что предприятия, которые сейчас регистрируются как ФХ, тоже получат господдержку, причем без особых ограничений. Возникает вопрос — что это за лотерея? Чем эти хозяйства лучше тех, что были зарегистрированы ранее? На мой взгляд, направлять государственную поддержку в «лотерею» довольно странно.
Каковы ваши предложения по бюджету в этом году?
— Несмотря на очевидные факты того, что господдержка аграрной отрасли в 2018 году не сработала, правительство настаивает на продолжении нынешних программ. Кабинет министров Украины подал в проект Госбюджета-2019 предложения в части аграрных дотаций практически идентичные тем, что действуют в 2018 году, или даже увеличил финансирование статей, которые не выполняются. В то же время были отклонены все предложения ВАС.
Да, мы требовали вернуть программу «квазиаккумуляции НДС» и направить на ее финансирование 2 млрд. грн. Произвести выплату дотаций фермерам пропорционально легальной выручке, что позволило бы создать реальный стимул для выхода маленьких хозяйств из тени.
Кроме того, мы предлагали ограничить суммы компенсации процентной ставки по программе удешевления кредитов в 10 млн. грн. в одни руки, с учетом связанных лиц, а также уменьшить степень локализации сельхозтехники отечественного производства до 20%, что позволило бы дать реальный толчок развитию отечественного трактора — и комбайностроения. Однако все эти предложения не были учтены.
Если правительство оставит программы господдержки в том виде, как они прописаны в проекте Государственного бюджета-2019, от таких дотаций лучше отказаться вообще. Однако направить эти средства на компенсацию потерь доходов бюджета от принятия законопроектов относительно снижения ставки НДС для некоторых видов сельхозпродукции до 10% (это будет способствовать снижению розничных цен на продукты питания) и введения налога на выведенный капитал.
Сейчас мы ведем активную работу с народными депутатами. Недавно написали письмо президенту Украины с просьбой учесть предложения сельхозпроизводителей.
Последние два года в Украине работает система начисления «прямых» дотаций для аграриев, что приняли для компенсации потерь после отмены спецрежима НДС. На Ваш взгляд, оправдала ли эта система ожидания аграриев, ведь по последним данным Министерства аграрной политики и продовольствия Украины дотаций не получила даже треть аграрных предприятий.
— Спецрежим налогообложения НДС действовал с 1998 по 2016 год, и это была единственная прямая не коррумпированная возможность получать средства на свои счета. Однако после того как правительство по требованию МВФ отменило спецрежим НДС с 1 января 2017 года, у нас фактически два года не работает система государственной поддержки аграрного сектора, что бесспорно привело к значительным финансовым потерям сельхозпроизводителей.
Для того чтобы частично компенсировать убытки украинских аграриев, правительство решило предоставить им фиксированную финансовую помощь, которая получила название «квазиаккумуляция НДС». Главным преимуществом этого механизма было то, что сумма дотации рассчитывалась автоматически в зависимости от объема уплаченного налога. Однако в феврале 2017 Минфин изменил формулу расчета дотации, в результате чего хозяйства, которые занимались одновременно животноводством и растениеводством (а это большинство украинских хозяйств), дотацию почти не получали.
ВАС изучил работу данного механизма и разработал предложения по его совершенствованию, которые устраняли указанную ошибку. Однако, вместо того, чтобы прислушаться к мнению экспертов, правительство в 2018 году не предусмотрело финансирование «квазиаккумуляции», направив бюджетные средства на реализацию менее эффективных программ, средства от выполнения каких либо остаются неиспользованными, либо распределяются крупнейшим украинским агрохолдингам, которые в государственной поддержке не нуждаются.
Каждый год, особенно в разгар сезона уборки урожая аграрии жалуются на нехватку вагонов, локомотивов и постоянно растущие тарифы «УЖД». В этом году это было особенно критическим, поскольку обещанных зерновозов не закупили и, даже более того, Украинская железная дорога приняла решение о закрытии многих станций. В связи с этим, была создана соответствующая рабочая группа. На каком этапе сейчас решение логистической проблемы, и какое участие в этом принимает ВАС?
— Самая главная проблема логистических вопросов – искусственный механизм распределения средств, который привел к тому, что нам массово не хватает подвижного состава и тяговой силы. Не первый год в Украине хороший урожай зерновых, однако, такого тотального коллапса, как в этом году, мы еще не видели. Сначала анонсировали закрытие около 140 станций по всей Украине, потом увеличение тарифов за перевозки и все дошло до того, что на сегодняшний день аграрии лишены возможности вывозить свою продукцию, из-за недостатка тяговой силы.
Фактически, мы стали заложниками монопольного положения «УЖД», она поддерживает убыточные пассажирские перевозки за счет грузовых. Средства перераспределяются, и мы уже, который год остаемся без тепловозов, локомотивов и крытых вагонов, хотя именно грузовые перевозки приносят основной доход железной дороге.
Немало участников ВАС страдают от такой ситуации, поскольку элеваторы переполнены, а перевезти урожай в другое место становится проблемой. Мы инициировали создание межведомственной комиссии при Министерстве АПК, куда вошли все ответственные министерства, в том числе и Мининфраструктуры, Антимонопольный комитет.
По разным данным, за 2018 год было совершено около 500 попыток рейдерских захватов и ВАС довольно близко знаком с этой проблемой. Как вы думаете, имеет ли он пути решения? Как быстро? Что может стать переломным моментом в борьбе с рейдерством?
— На данный момент, в государстве, где не работает судебная и правоохранительная системы, любой силовой или юридический захват предприятия становится проблемой исключительно собственника. Именно поэтому, ВАС начал вести борьбу за налаживание системы внутренней безопасности. Уже год, как в структуре ВАС функционирует охранная компания «Гайдамаки», которая включает в себя весь спектр оказания услуг при осуществлении рейдерских атак: юридическая, медийная и, в конце концов, силовая поддержка в случае необходимости.
Вся работа компании «Гайдамаки» направлена, в большей степени, на упреждение ситуации по нашим предприятиям. Специалисты ездят по регионам, проводят работу с пайщиками, органами местного самоуправления, общаются с правоохранителями, показывают, что это предприятие находится под защитой ВАС и это отражает намерение осуществить попытки рейдерского захвата у многих желающих.
Кроме того, у нас есть реальные механизмы влияния медиа, и мы можем за считанные минуты сделать историю захвата публичной. Ситуация с фермерским хозяйством Александра Строгого в Харьковской области — яркий тому пример. За несколько дней с помощью медиа мы смогли привлечь внимание к этой ситуации главных должностных лиц страны.
Однако мы убеждены, что должен быть создан механизм, который бы исключал действия рейдеров через силу соответствующего закона. ВАС разработал такую законодательную инициативу – законопроект №8121. Он прошел первое чтение еще летом, поэтому ожидаем его дальнейшего рассмотрения.
В чем суть законопроекта?
— Суть в том, что необходимо ограничить полномочия государственных регистраторов всех уровней. Сейчас, имея доступ к государственным реестрам, они могут за несколько минут решать судьбы людей: утром ты еще хозяин своего предприятия, а после обеда уже нет. Такие регистраторы должны нести ответственность.
Прежде всего, это должна быть финансовая ответственность, причем не в размере 10 или 15 необлагаемых минимумов, а в размере возмещения потерь, понесенных предприятием из-за таких неправомерных действий. Ну и, конечно, пожизненное лишение права заниматься регистрационной деятельностью. Такие правки уже готовы ко второму чтению.
Кроме того, мы уже получили поддержку со стороны Министерства юстиции, которое ограничило полномочия регистраторов, определив, что они имеют право пользоваться реестром в пределах одной области. Значит, раньше они имели право осуществлять действия по всей территории Украины, теперь же – лишь в пределах одной области.
Последние политические сезоны были достаточно успешными для ВАС, так сразу 8 законов было принято по вашей инициативе, среди них и отмена так называемых «масляных правок». Над чем работаете в этом году? Каковы основные акценты?
— Конечно, в приоритете для нас закон о кооперации, который ждем в первом чтении уже несколько аграрных дней, но в результате политических противостояний он откладывается.
Вторым важным направлением, которым мы активно занимаемся, является борьба с теневым рынком земли. Около 15 млн. га земли на сегодня находится в тени. За нее не уплачиваются налоги, происходит наличный расчет. За счет таких недобросовестных работников, вся налоговая нагрузка ложится на плечи тех, кто работает «по-белому».
Ну и, конечно, земельная реформа, которую мы не можем пропустить. Все больше дискуссий ведется относительно механизмов оборота земель сельскохозяйственного назначения. ВАС уже имеет определенные предложения, разработал дорожную карту и мы планируем активно, принимать участие в обсуждении этих вопросов. Но, по нашим подсчетам и тем механизмам, которые нужно внедрить, говорить об обороте земель сельскохозяйственного назначения ранее 2025 года нет смысла.
Вы отмечаете, что кооперация является одним из приоритетных направлений работы ВАС. На вашем счету уже есть первый украинский сельскохозяйственный кооператив (ПУСК) и первый молочный кооператив. Как планируете дальше развивать это направление?
— Для нас это важный вопрос, потому что кооперация в рамках ВАС зародилась еще в апреле 2017 года. Если мы объединяемся, то можем претендовать на определенные преференции на рынке – закупать дешевле, а за счет вала продавать дороже, запускать переработку и продавать уже не сырье, а продукты с высокой добавленной стоимостью.
В конце концов, малый и средний бизнес сможет конкурировать с агрохолдингами. Так живет весь мир. Крупнейшие кооперации в Европе и США – это аграрные кооперации. Поэтому мы хотим, чтобы был принят новый закон, законопроект о кооперации №6527-д, который бы предоставлял кооперативам в Украине статус «прибыльных», а аграрии, объединившись, смогли противостоять трейдерам, которые диктуют условия и цены в Украине.
Кроме всего указанного, ВАС принимает активное участие в воспитании молодежи. Вы стали инициаторами создания Украинского аграрного лицея и Украинской детской академии. Как планируете дальше развивать образовательное направление?
— Многие удивляются, что средний бизнес ответственно относится к социальным вопросам и инвестирует в развитие профессионального образования и воспитания молодежи, ведь не все компании-гиганты обращают на такое внимание. На данный момент, в аграрном секторе существует большая потребность в профессиональных кадрах. Украинский аграрный лицей и Украинская детская академия, это, то зернышко ВАС, которое призвано воспитать новое поколение молодых людей, которые хотели бы работать в аграрном бизнесе.
Это наш первый шаг к тому, чтобы формировать в Украине новый класс образованных, молодых людей, которые будут развивать отечественный агросектор. Приятно, что наши идеи разделяют другие и не только в Умани. Так, в этом году на базе Тишковской ОТГ открыли филиал Украинского аграрного лицея. Поэтому, мы верим, что это будет хорошим примером и для других территориальных общин.
Конечно же, не достаточно только начального и среднего образования, поэтому, наш следующий шаг — открыть частный аграрный университет и готовить специалистов для наших аграриев.
Вы уже год в статусе заместителя председателя Всеукраинского аграрного совета. Чем для вас отличился этот год? Что изменилось?
— Эта работа меня, на самом деле, вдохновляет, потому что сейчас аграрии, как никогда ранее, едины в своих мыслях и идеях. Люди знают, что им нужно, задают темп, озвучивают свои стремления и цели, и наша работа – воплощать в жизнь эти цели через систему лоббирования. Это добавляет вдохновения. Наша сила в объединении. За четыре года мы смогли построить достаточно сильную организацию, и я рад, что имею отношение к общественному сектору, как части ВАС.
В вашей ассоциации сложилась определенная традиция – каждый год отмечать достижения своих участников и проводить «Аграрный Олимп». Какие планы на этот год?
— Наши участники – это одна большая дружная семья, которая любит собираться в конце сезона и обсуждать результаты работы, делиться собственными рекордами. Мы с радостью поддерживаем эти стремления и ежегодно проводим «Аграрный Олимп», который уже стал настоящей коммуникационной площадкой для товаропроизводителей.
В этом году мы несколько изменили формат события и обещаем много интересного. Поэтому приглашаем всех приобщиться к самым прогрессивным и эффективным.
Автор: Иван Киричевский
Источник: Agravery.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.