Читайте также: Что мешает иностранным инвесторам в Украине?
Украинская власть отчитывается про улучшение состояния украинской экономики. Видите ли, чувствуете ли улучшение лично вы и члены британо-украинской торговой палаты?
Когда президент Порошенко пришел к власти, ситуация в экономике была фактически не контролируемая. Инфляция составляла более 80%, а сейчас она ниже 10%. Банковская система была в ужасном состоянии, ненадежная, а сейчас сформировался относительно стабильный банковский сектор, и с каждым днем он совершенствуется. На газовом рынке была страшная коррупция, это направление выводило больше всего средств из экономики. Сейчас ситуация несколько исправилась.
А как насчет негативных тенденций, от которых страдает украинский бизнес?
Что касается негативных тенденций, то стоит отметить возвращение корпоративного рейдерства – злоупотреблений и манипуляций законом. Они необходимы для захвата чужой собственности. Несмотря на усилия в судах, мы видим, что нет существенных положительных сдвигов – и именно поэтому нам нужен правовой омбудсмен.
Существует мнение, что злоупотребления и манипуляции законом, блокировка некоторых важных реформ – именно на совести действующей власти, президента…
Я не согласен с этим. Например, одна из крупнейших реформ в украинской экономике заключалась в применении Европейского регулирования рынка газа. Ранее эта сфера была наполнена «контрактами со своими». И, возможно, это была самая большая «черная дыра» в экономике. Эта проблема была решена.
Все же остается еще много работы, и я верю, что все будет выполнено. Невозможно получить все и сразу.
Как вы оцениваете состояние экономики Украины на начало текущего года? Насколько благоприятной для бизнеса является экономическая среда?
Конечно все еще есть много проблем, однако, в целом ситуация значительно лучше чем была, скажем в течение последних трех лет. Есть определенная позитивная тенденция.
Позиция БУТП, большинства ее членов, а также мое личное мнение заключается в том, что экономика Украины восстановится, значительным образом благодаря иностранным инвестициям. Экономики США и Китая были фактически созданы благодаря иностранным инвесторам. Обычно, именно таким образом можно добиться быстрого развития, ведь срабатывает эффект умножения – на каждый инвестированный доллар в экономике начинает вращаться три, четыре или десять долларов.
Если объем инвестиций будет измеряться миллиардами долларов, то экономический эффект будет достигать десятков миллиардов долларов, и это именно то, что нам нужно. Экономическая мощь – это то, что дает экономическую независимость, и это то, что нам нужно. Нам нужна Украина, где люди трудоустроены и где им хорошо платят.
И все же, каким будет ваш прогноз украинской экономики на этот год?
Это зависит от многих факторов, но в целом мой прогноз является позитивным. Если бы была решена проблема страхования от политических рисков, а также проблема с внедрением правового института омбудсмена, то, я считаю, рост экономики мог бы составить 3-5%. В противном случае рост будет, однако с более низкими темпами.
Украина должна себя реформировать, а Западу необходимо быть очень взвешенным в своих рекомендациях. Сейчас предложенные реформы не имеют целью резко увеличить рост ВВП. Мы уже достигли положительных значений, и реформы направлены на качественное изменение стандартов жизни, для того чтобы люди здесь оставались, имели работу и хорошо зарабатывали.
Вы говорите о восстановлении украинской экономики за счет иностранных инвестиций, но очереди из инвесторов на границе не видно…
Я бы хотел отметить три критических вопроса, а уже потом обсудить коррупцию, которая является четвертым пунктом. Первая проблема заключается в том, что имеет место продолжающийся военный конфликт. Наш опыт показывает, что многие инвесторы почти готовы вкладывать деньги, однако, когда вопрос выносится на голосование на уровне советов директоров, некоторые члены вдруг спрашивают: «Разве там не идет война?». И на этом процесс останавливается.
Члены советов директоров не хотят принимать такие инвестиции, поскольку в будущем кто-то может спросить: «Как вы могли быть такими недальновидными и не учесть возможность роста масштаба войны?». Они боятся показаться глупыми, если конфликт обострится.
Есть два пути решения этой проблемы. Первый – воспользоваться инструментом страхования от политических рисков, которые преимущественно оказывают США и некоторые частные структуры (однако это обойдется очень дорого).
Поэтому вам стоит привлекать в ваш проект американских инвесторов и немедленно структурировать инвестиции, как только вы получили страховку от политических рисков.
Другой путь, и, на мой взгляд, он является лучшим вариантом для Украины, заключается в получении такого страхования в многостороннем агентстве по гарантированию инвестиций (МАГИ), входящем в структуру Всемирного Банка и которое предоставляет такое страхование политических рисков инвесторам по всему миру – США, Саудовской Аравии или Китаю. Это позволяет любому инвестировать в Украину.
Но такие шаги не гарантируют прихода инвесторов. Они могут прийти, а могут и не прийти…
Да, даже наличие страховки не гарантирует немедленных инвестиций, поскольку западные бизнесмены являются достаточно осторожными. Они могут сказать «конечно, мы вернем свои средства, но мы просто потратим наше время». С другой стороны, инвесторы из стран Персидского залива, таких стран как Турция и некоторых других государств этого региона, отмечают, что они знакомы с такими проблемами и рисками, и они готовы инвестировать даже при таких условиях.
Продолжающийся конфликт на западном берегу Газы периодически входит в «горячие фазы», результатом чего становится уничтожение имущества. Всемирный Банк открыл дополнительную программу в размере около 3 миллиардов долларов, и это удовлетворяет их потребности. В их случае (а конфликт в регионе до сих пор продолжается), это позволяет восстанавливать уничтоженную инфраструктуру. Политика МАГИ предусматривает предоставление гарантий и для внутренних инвесторов, что также является очень важным.
В Украине есть несколько собственных, достаточно богатых инвесторов, которые могли бы вкладывать больше денег, однако, поскольку они уже вложили много собственных активов, их будет соблазнять мысль о том, что им не стоит направлять все 100% в Украину, ведь они могут все потерять. Страхование от политических рисков снимает этот вопрос и покрывает убытки, при этом стоимость такой страховки, предоставленной МАГИ, очень приемлемая.
Военный конфликт на территории страны – не единственный аспект, который пугает инвесторов?
Второй аспект заключается в том, что, хотя правовая система Украины является значительно лучшей, чем многие полагают, существует несколько очень серьезных проблем. Мы о них знаем, и они должны быть устранены.
И последний момент, который является очень важным для инвесторов, заключается в том, что они должны быть уверены, что их активы не будут просто украдены. Например, в прошлом в России сложилась очень благоприятная ситуация для инвестирования, однако мне неоднократно говорили, мол, мы можем инвестировать 200 миллионов долларов, но уже завтра некий влиятельный россиянин просто заберет у нас этот актив. Такая же проблема сейчас существует в Украине.
И каким вы видите решение такой проблемы?
Ее можно решить путем создания правового института омбудсмена, который работал бы за пределами системы. Мой опыт юриста подсказывает, что это достаточно эффективный путь. Но проблема в том, что рассмотрение арбитражных споров может занять от 7 до 10 лет.
Каким образом правовой омбудсмен будет влиять на решение проблем бизнесменов?
Есть пример Швеции, которая в начале ХХ века была самой коррумпированной и бедной страной Европы. Шведы внедрили институт правового омбудсмена, и назначали на эту должность человека с безупречной репутацией, высокой квалификацией и значительным опытом, который мог бы давать оценку судебным решениям и отменять их в случае наличия признаков коррупции.
В Украине это можно сделать несколькими способами. Лучше, конечно, чтобы это было закреплено отдельными законодательными актами, в отношении которых у нас есть предложения. Но также это может быть авторитетное лицо, которого бы выбирали международные торговые палаты и бизнес-ассоциации в Украине. Человек, который бы сотрудничал с правительством и парламентом для рассмотрения злоупотреблений в правовой плоскости против иностранных инвесторов и который бы решал эти проблемы.
А разве сейчас нет возможности тем же бизнес — ассоциациям сотрудничать с правительством и парламентом?
При отсутствии такого представителя мы должны обращаться в правительство, однако нам типично говорят: «Вы защищаете эту компанию, потому, что это ваш клиент». Именно поэтому, когда правовым омбудсменом будет человек, которого все уважают и к выводам которого прислушиваются, правительство будет реагировать быстрее и эффективнее.
Не очень верится, что существует такой человек, которому бы доверяли все… Или у вас есть потенциальные кандидатуры, которые, например, уже обсуждались участниками британо-украинской торговой палаты?
У нас есть несколько хороших предложений. Например, есть один американский юрист, работавший здесь и основавший одну из крупнейших юридических компаний. У него безупречная репутация, отличная юридическая подготовка, он является выпускником лучших юридических школ США и Великобритании, имеет значительный практический опыт и свободно владеет украинским языком. Я считаю, такой кандидат как нельзя лучше подходит для этой роли…
Случаи злоупотребления правосудием являются относительно редкими в мировой практике, однако в Украине мы имеем десятки, если не сотни случаев ежегодно. Это необходимо прекратить, чтобы у инвесторов появилась уверенность. Мы убеждены, что институт правового омбудсмена на это время может быть даже более эффективным, чем создание антикоррупционного суда, который в будущем может страдать от типичных для украинских судов проблем.
Необходимо внедрить институт правового омбудсмена, чтобы потом публично заявить, что «Украина решила проблему злоупотреблений в правосудии».
Читайте также интервью с судьями Верховного суда Анной Вронской, Валентиной Данишевской, Натальей Антонюк, Владимиром Кравчуком, Аллой Лесько, Николаем Мазуром, Дмитрием Гудимой, Еленой Кибенко, Иваном Мищенко, Дмитрием Луспеником, Евгением Синельниковым, Татьяной Анцуповой, Михаилом Смоковичем, Ларисой Рогач, Станиславом Кравченко, Богданом Львовым и Константином Пильковым.
В прошлом году вы организовывали в Лондоне встречу президента Украины с потенциальными инвесторами, также вы контактируете со многими украинскими должностными лицами, делились ли вы с руководителями страны своими идеями?
Много раз. Мы общались с большим количеством чиновников, мы уже длительное время ведем эту кампанию и намерены продолжать ее. Я не поднимал эту тему на встрече с президентом [в Лондоне], потому что нашей главной целью была организация его диалога с потенциальными серьезными инвесторами относительно крупных проектов на миллиарды долларов, запуск которых задерживался из-за восприятия ими ситуации [в Украине].
Если говорить о крупных проектах, какие секторы экономики Украины, по вашему мнению, являются наиболее привлекательными для инвесторов?
Прежде всего, это сельское хозяйство, нефть и газ, а также ИТ-сектор и транспорт.
Есть и другие направления, такие как фармацевтика.
А что в Украине больше всего интересует непосредственно британский бизнес?
Британские инвесторы сейчас больше всего заинтересованы в сельском хозяйстве. Металлургия и уголь – также в приоритете, особенно, когда цена на металлургическую продукцию на мировых рынках растет.
ИТ-сектор постоянно растет, он практически не урегулирован в Украине, и именно этот фактор позволяет ему расширяться. Очень важно, чтобы не было попыток вмешиваться и регулировать это направление. Уже сейчас Украина является крупнейшим игроком на рынке ИТ-аутсорсинга в Европе и третьим в мире. С такими темпами Украина может потеснить Индию, и это — невероятное достижение.
Я считаю, ИТ-сектор находится в лучшем состоянии, так же как и сельское хозяйство. Однако в настоящее время мировой экономический климат является наиболее благоприятным для сельского хозяйства из-за цикличности цен на продукцию – именно сейчас они упали. Рынки металла и угля также имеют нисходящие тенденции из-за уменьшения спроса. В Украине растет производство различной продукции для рынка ЕС, страна играет роль «маленького Китая» с низкой стоимостью производства.
По моему мнению, эти направления сегодня имеют значительный потенциал для развития. Как насчет энергетического сектора?
Он имеет большой потенциал к развитию, это касается как традиционного нефтегазового направления, так и возобновляемых источников энергии – ветровой, солнечной.
Украина должна быть энергонезависимой. Даже без колоссальных запасов нефти и газа на крымском шельфе Черного моря Украина может быть энергонезависимой и может даже энергоэкспортирующей страной.
Что, по вашему мнению, помешало Украине стать энергонезависимой раньше?
Очевидно, Украина не развивала Крым так, как это следовало делать. Частично – из-за недостаточной разведки залежей. Хотя, ранее велась серьезная работа компанией Exxon и несколькими другими игроками, которые выиграли тендеры на поиски месторождений.
А, кроме того, не использовался огромный сельскохозяйственный потенциал Крыма. К северу от Крымских гор есть большие территории с великолепным климатом и длинным урожайным сезоном, который можно сравнить с Южной Калифорнией, которая является «овощной корзиной» США. Единственной проблемой там является отсутствие достаточного количества воды, однако Украина с ее практически неограниченными водными ресурсами могла бы легко решить этот вопрос. Крым имеет фантастический сельскохозяйственный потенциал.
Украина уже не один год стремится стать частью «европейской семьи», а Британия выходит из ЕС. Что лично вы думаете по поводу Брекзита и сотрудничества Украины с Великобританией за пределами Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС?
В общем, я думаю, что эта ситуация (Брекзит) несколько усложнит для Британии достижения желаемого уровня экономического роста, сравнивая ее возможности как члена ЕС. Но рост сохранится.
Также Британия будет очень интересным направлением для украинского бизнеса. Когда начинались переговоры о заключении Соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС, в частности с Великобританией, команда Януковича пыталась получить максимальные преференции для своего бизнеса и в своих интересах, а в остальных странах, к сожалению, не получила выгодных условий.
Таким образом, Украина получила значительно худшие позиции, чем, скажем, Румыния во время аналогичных переговоров. Другим негативным фактором было мощное сельскохозяйственное лобби со стороны Франции, Германии и Голландии. Это была большая потеря для Украины.
Однако сейчас появляется возможность компенсировать эти провалы в рамках новых экономических соглашений с Великобританией. Например, есть очень хорошие перспективы для сделок в сельскохозяйственном секторе, потому что Британия не имеет возможности прокормить все свое население, и этот дефицит может в значительной степени быть покрыт украинским бизнесом. Все зависит от переговоров между Украиной и Великобританией на высшем уровне, и это необходимо делать очень быстро.
Автор: Тарас Косюк
Источник: УНИАН
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.