Сергей Панасюк: Порошенко сейчас пытается или сделать кадровую чистку, или заметает следы

Профессор кафедры Украинско-Американского университета Конкордия Сергей Панасюк, политика, выборы

17.05.2019 – Кого еще может уволить или назначить Петр Порошенко, пока его преемник официально не приступил к работе? Об этом в интервью УНИАН рассказал конституционалист, кандидат юридических наук, профессор кафедры Украинско-Американского университета Конкордия Сергей Панасюк.

Что думаете о волне быстрых увольнений и назначений, которые происходят в последнее время, после завершения президентской избирательной кампании? Какие могут быть причины таких действий Петра Порошенко?

Три варианта. Президент пытается либо сделать чистку, либо какие-то последние шаги для какого-то улучшения в государстве, либо заметает следы. Все эти варианты достаточно активно обсуждаются сейчас в СМИ.

Почему-то все думают, что президент Украины имеет влияние лишь на внешнюю политику и Вооруженные силы. Это не совсем так. На самом деле, он имеет возможности в разных сферах жизни. Но большинство «серьезных» назначений и изменений может сделать исключительно в сотрудничестве с Кабинетом министров, Верховной Радой, или Высшим советом правосудия.

Еще есть отдельные указы президента, решения СНБО, которые он может провести быстро и самостоятельно. Но, с другой стороны, когда новый президент получит, грубо говоря, печать, он сможет это изменить. Ведь что нынешний, что будущий президент – оба будут заложниками различных ветвей власти и политической конъюнктуры.

Давайте конкретнее: что действующий президент пока еще может? Кого еще и куда может назначить? 

Подписать быстренько какие-то законы или наоборот — запрещать. Если есть согласие Высшего совета правосудия, назначать судей. В Вооруженных силах поменять и назначить на должности высшее командование. И здесь уже задача для нового президента, сможет ли он просмотреть и проанализировать все эти шаги, изменения последних месяцев, были ли они к лучшему. Или, может быть, это все-таки было заметание следов?

Сейчас муссируется вопрос о председателях государственных администраций. С одной стороны, президент может их назначать только в «сотрудничестве» с Кабинетом министров. С другой стороны, если ты губернатор при старой власти, и с новым президентом не сработаешься, то логично было бы подать в отставку самостоятельно.

Не забываем, что у президента есть возможности раздавать высшие звания, дипломатические ранги, государственные награды и отличия. Скорее, это будет «благодарность поклонникам» или «баш на баш».

Условно говоря, какому-то майору или полковнику дать генеральское звание, чтобы тот потом был, лично или политически обязан. Напомню, что президент Петр Порошенко заявил, что не уходит из политической игры, он остается на арене и хочет реванша. Таким образом, если он что-то кому-то дает, теоретически, это можно расценивать как «подарок за будущую благосклонность». Чтобы потом была возможность сказать: «Слушай, друг, я же тебе помог».

Все, что касается подписания любых указов СНБО, то «добрые» указы надо было давно вводить. А сейчас это больше похоже на пиар для политического будущего.

Также остаются международные вопросы. Президент отвечает за назначение дипломатов и представителей в международных организациях. И если мы говорим о дипломатических службах в конкретных странах, то это – одно. А если говорим о представителях в ООН, ОБСЕ и других международных организациях (тем более, мы знаем, что они более консервативны), то потом менять будет или не эффективно, или трудно.

Также он имеет «свою квоту» (половину) в совете Национального банка Украины. Кандидатуру генерального прокурора, как мы знаем, президент может подать. Но здесь должна быть кооперация с Верховной Радой. А мы, повторюсь, не знаем, есть ли поддержка у гаранта и сколько у него штыков.

Впрочем, на самом деле, больше всего меня беспокоит не то, есть ли поддержка у действующего президента. Самый главный вопрос – будет ли «политическая элита» скептически или негативно относиться к новому президенту. Ведь если сейчас Зеленский приходит и говорит всем старым политикам: «Ребята, мы теперь живем по-новому», – то старая власть будет с этим что-то делать. Они же не оторвутся от «корыта».

И вот тогда могут начать группироваться вокруг старого президента, идти отдельной силой против нового. Будут делать все, чтобы был или импичмент, или перевыборы, или собрать большинство в Верховной Раде, поменять Конституцию и сделать чисто парламентскую республику.

Об этом много говорят в депутатских кругах…

Вспомните, как у нас делались два поворота в разные стороны с парламентско-президентской в президентско-парламентскую и обратно. Поэтому, теоретически, может быть все, что угодно. Или если даже останется парламентско-президентская, то большинство в парламенте все равно до выборов будут не «за» Зеленского. Представьте себе, как можно за полгода дискредитировать любого, даже «святого»? Он ничего не сможет делать, будет говорить: «Народ, я ничего не могу». А те будут говорить, мол, почему «пошел», если ничего не можешь?

Сейчас муссируется тема роспуска и переизбрания Верховной Рады, и здесь у меня тоже большие вопросы. Ведь сейчас я не вижу реальных оснований ее распускать, да и со сроками не все понятно. Впрочем, все зависит от «политических элит», от того, сохранится ли ажиотаж и уровень доверия к Зеленскому до будущих парламентских выборов. Чтобы что-то менять, ему надо приходить в парламент.

Вернемся к кадровым ротациям Порошенко. Новым членом Нацсовета по квоте президента стал известный журналист и один из работников Администрации президента Владимир Горковенко. В команде Зеленского это решение назвали «ножом в спину». Может Зеленский или какие-то независимые юристы обжаловать это решение?

Президент назначает половину состава этого совета (другую половину – парламент). Это его квота. И теоретически, в нашей стране можно оспаривать что угодно. Кстати, рассмотрение более существенных дел в наших судах почему-то тянется годами, а политических или близких к политическим (тех, которые надо) — проходит очень быстро. Значит, в наших реалиях можно подать любой вопрос на рассмотрение в суд.

Главное, что суд должен смотреть на закон и принципы права, а не на личную привязанность к одному или другому кандидату. Ибо сейчас мы видим, что некоторые суды и судьи активно перекрашиваются. Хотя должны быть независимыми, не считаться с тем, кто перед ними стоит — Порошенко, Тимошенко или даже Янукович.

На самом деле, смысл от этих изменений неясен. Мне кажется, что логика президента Петра Порошенко сейчас заключается в трех вещах. Во-первых, заручиться поддержкой. Во-вторых, это политический пиар на будущие парламентские выборы. И третье, мне не хотелось бы об этом думать, но президент может, освобождая старые кадры, определенным образом защищать какие-то свои действия, которые могут быть расследованы.

Зачем увольнять ближайших лиц? – Пусть они сами подают в отставку, как во всех нормальных странах. Приходит новая власть – все старые подали в отставку. Это правильно, это европейский путь.

Относительно самостоятельной отставки. Например, господин Артеменко, на место которого назначили Горковенко, был единственным членом Нацсовета по президентской квоте, полномочия его истекали в этом году, и заменить его вскоре имел возможность новоизбранный президент Владимир Зеленский. Так вот, Артеменко заявил, что уходит в отставку за два месяца до завершения срока своих полномочий из-за стресса и усталости… А Горковенко теперь на пять лет остается нетронутым.

Они сейчас все могут «уставать». У нас есть политические прецеденты, когда люди «уставали» и шли сами, чтобы их не убрали и не начали о них что-то «копать». Даже вопрос того же импичмента – во всех странах это политический позор, а у нас пытаются реально сделать какую-то возможность «оторвать свинью от корыта». К сожалению, у нас нет политической культуры.

На самом деле, не столь важно, кто был уволен. Главное – есть возможности и желание у новой команды все это «разгребать». Возможно, они дадут старой власти политическую амнистию, скажут: «Что было, то было, дальше – с чистого листа». Но если нормально все не расследовать, то никто не понесет ответственности за определенные негативные процессы и действия, совершенные в течение всей каденции. И тогда народ снова останется «с носом».

Действующий президент Петр Порошенко также назначил 75 судей в Верховный суд и выразил надежду, что его преемник Владимир Зеленский и его команда не будут вмешиваться в работу судебных инстанций. Что вы об этом думаете?

Все что касается судей, решается исключительно по согласованию с Высшим советом правосудия. Если мы говорим о судах, то еще отдельно Верховная Рада должна здесь участвовать. Смотрим на это прозрачно. Если судьи были назначены по результатам конкурса, предложенные Советом правосудия, то президент сделал исключительно свою функцию – подписал документ. И это одно дело. Если же все оттягивалось, держалось, а теперь начали подписывать – это другой вопрос. Значит, должны понимать, была ли нормальная процедура.

На самом деле, любой президент в вопросах судебной власти не будет компетентен. Он не является и не обязательно должен быть профессиональным юристом. Для этого есть куча государственных органов, Высший совет правосудия. А президент через соответствующие независимые органы и своих советников может проверить какие-либо назначения.

Но важный вопрос относительно того, что Порошенко сказал: «не вмешиваться». Ведь если где-то в СМИ «вылезет», что эти судьи неадекватные или коррумпированы, возникает вопрос, а кто же вмешивался в отбор? На мой взгляд, невмешательство президента, это, во-первых, не блокировать адекватные решения. Во-вторых, не принимать неадекватные решения. У президента есть возможности отфильтровывать негативы, которые могут «вырваться» во власть…

В том-то и дело. По информации Общественного совета добропорядочности, 44 новоизбранных судьи являются «недобросовестными». Там и племянник Кивалова, и сын кума Кивалова…

Кивалов у нас вообще является советником председателя ЦИК. Для меня это тоже большой вопрос. Но давайте не говорить, кто чей кум. Лучше говорить о том, адекватен ли он как специалист. Если личность адекватная, но так получилось, что еще чей-то кум или сват, это, на мой взгляд, не влияет на работу. Важно, чтобы это был человек с чистым бэкграундом и качественный специалист. Конечно, в европейских странах и во всем мире не желательно было бы назначение родственников, но в наших реалиях, хотя бы они были профессионалами.

К сожалению, среди новоизбранных есть даже те, кто покрывал «судей Майдана».

Здесь у меня возникают вопросы именно к команде президента. Потому что мне кажется, что Петр Алексеевич иногда даже умнее, чем они, но не знает, что к чему. И это беда. Он должен был бы набрать команду специалистов и профессионалов, которые бы помогали ему, а не изолировали. Чтобы не было, как в той истории про голого короля.

Если Порошенко только сейчас услышал о том, что новоизбранные судьи – это не профессиональные лица, должен поднимать вопрос перед Высшим советом правосудия, мол, давайте их снимать. В целом, назначение таких одиозных персонажей означает немало проблем в будущем.

Сегодня президент должен был бы не подписывать назначение отдельных одиозных лиц, если хочет, чтобы его имя было чистое. К сожалению, наши власть имущие нередко не стесняются своих действий и достаточно холодно реагируют на мнение общества. Хотя они – наши менеджеры, которым мы платим зарплату.

Также Петр Порошенко назначил нового командующего Объединенных сил Александра Сырского. Пытается таким образом закрепить собственный вектор военной политики Украины?

Можем только догадываться. Ведь, повторяю, новый президент может снова поменять.

Возможно, причина изменения в желании предшественника что-то скрыть. Но теоретически, чтобы не было проблем у старой команды, на переходный период может назначаться кто-то новый.

Также президент мог действительно назначить профессионального военнослужащего, чтобы помочь стране. Но, с другой стороны, где, же он был все эти годы?

Также, возможно, что это политический пиар. Тогда он начнет говорить: «Я реально назначил профессионала, не надо его менять. Все, кого назначит Зеленский, будут хуже».

Думаю, что в большинстве вопросов, которые мы сейчас обсуждаем, есть несколько «или» и «но». Мы должны подождать и посмотреть неделю, две, месяц – все станет более понятно. Сейчас все эти разговоры – предположения, тем более, если мы говорим про конкретного кандидата. Сегодня он хороший, а завтра журналисты на него накопают, что он станет хуже Сатаны.

…Об Александре Сирском уже распространяется информация в СМИ, мол, это из-за его командования образовался «котел» под Дебальцево.

Говорить можно много. Болтовня – это одно, а факты – совсем другое. Опять же, эти назначения – политическая ответственность президента, который хочет дальше работать в парламенте и хочет вернуться на должность гаранта. А Зеленский заявлял, что будет пристально расследовать все проблемы прошлой власти. Порошенко должен это понимать. Если он хочет дальнейшего удачного политического существования, должен думать об этих назначениях, чтобы потом они не «вылезли боком». Хотя, повторюсь, мне кажется, что он лично и половины не знает.

Для резюме нашего разговора, объясните один нюанс. В Конституции перечень полномочий, которые являются исчерпывающими для президента. Логично, что там нет, например, полномочий назначения руководителя ГБР или руководителя НАБУ. Но президент все-таки это делает. Они неконституционны или как это работает?

Да, у нас есть конституционные полномочия президента. Но Конституция не может ограничивать все полномочия главы государства, поскольку она не является инструкцией. В ней только базовые полномочия. Например, если мы завтра вместо НАБУ сделаем ГАБА или какой-то новый орган, каждый раз менять Конституцию — нелогично. Соответственно, отдельные специальные законы, которые прописывают процедуру назначения того или иного руководителя, или руководство соответствующего органа. С этим проблем нет.

Если будет закон «О президенте», он станет фильтром между Конституцией и другими законами. И если Конституция не предусматривает назначение руководителя НАБУ, то в законе можно написать: «президент не имеет права назначать силовиков в такие-то антикоррупционные ведомства». Ведь норма закона не противоречит Конституции, а просто дает уточнения. Соответственно, определенным образом, такой закон может ограничивать власть и полномочия президента.

Автор: Ирина Шевченко

Источник: УНИАН

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий