В статье предлагается краткий анализ механизма финансового обеспечения энергосберегающих мероприятий. Особое внимание сосредоточено на механизме финансирования проектов, связанных с энергоэффективностью использования кредитных ресурсов, предоставляемых банками.
Рассмотрены источники и механизмы финансирования мероприятий по энергоэффективности в Украине, в том числе: бюджетные средства, банковские кредиты, собственные средства предприятий и населения.
Читайте также: Энергоэффективность как инструмент повышения экологической безопасности учреждений рекреационной инфраструктуры
Мини – солнечная электростанция в городе. Опыт первопроходцев
Проанализированы научно-методологические и практические наработки и определены основные направления исследований в сфере энергосбережения, уточнен и дополнен категориальный аппарат, проанализирована нормативно-правовая база, обобщены направления обеспечения энергетической безопасности Украины и положительный опыт политики энергосбережения стран ЕС, исследовано функционирование институционального механизма реализации государственной политики в сфере энергосбережения, определены основные тенденции процесса реализации этой политики и обоснованы факторы влияния на ее развитие.
Ключевые слова: энергоэффективность; механизм финансирования; финансирование энергоэффективных мероприятий; энергосберегающие мероприятия.
Неудовлетворительное состояние энергетического сектора, критическое положение в жилищно-коммунальном секторе, дефицит инвестиционных ресурсов, нестабильность в обществе, негативные социально-политические события, недостаточное обеспечение собственными энергоресурсами и неэффективное их использование – важнейшие факторы, которые угрожают энергетической безопасности Украины. Как следствие – значительная зависимость от мирового рынка энергетических ресурсов и снижение уровня экономической безопасности страны.
Ограниченность природных ресурсов диктует необходимость построения эффективного механизма финансирования энергоэффективных мероприятий, что должно стать важным фактором дальнейшего развития общества. Особенно актуальна эта проблема в Украине, что обусловлено высокой энергоемкостью промышленного производства, которая более чем в два раза превышает среднестатистические мировые показатели.
Это предопределяет необходимость срочного решения указанных проблем путем совершенствования механизма финансирования энергоэффективных мероприятий.
Исследованием проблем энергоэффективности занимались такие ученые, как Е. Бережний, В. Брич, В. Джеджула, Л. Гораль, И. Коринько, А. Крупка, В. Лир, В. Маляренко, Н. Матвийчук, П. Микитюк, Р. Томосов, М. Федирко и другие.
Несмотря на наличие обстоятельных трудов отечественных и зарубежных ученых, вопросы механизма финансирования энергоэффективных мероприятий не отражают всех аспектов динамичного развития общества, что и актуализирует исследования.
Цель статьи
Целью статьи является определение основных теоретических и прикладных аспектов финансового механизма реализации энергоэффективных мероприятий и его совершенствование в условиях устойчивого развития общества.
Изложение основного материала исследования
Устойчивое развитие является многоуровневым понятием, особенностью которого является то, что почти все изменения окружающей среды зависят от конкретной деятельности индивида. Почти каждая глобальная проблема человечества в логической обязательности имеет свое «индивидуальное личностное измерение».
Одной из концепций и инструментом достижения параметров устойчивого развития считается энергоэффективность, которая является интегральным показателем. Что одновременно характеризует экономическую, социальную и экологическую сферы деятельности общества.
В этом контексте энергоэффективность необходимо рассматривать как показатель, который отражает возможность получения максимально полезного результата в экономической и социальной сферах и минимально вредного экологического эффекта в условиях ограничения практически всех ресурсов.
По нашему мнению, институциональная теория наиболее полно охватывает самые разные аспекты человеческого поведения и жизнедеятельности. Прежде всего, отметим, что сущность институционального подхода заключается в акцентировании внимания на нормах, правилах и стереотипах мышления, которые оказывают влияние на поведение людей в реальном пространстве. Одной из определяющих черт идеологии институционализма было стремление к интеграции экономической теории с другими общественными науками.
Представители классических взглядов, исследуя сферу финансов, не всегда учитывали социально-психологические и культурные факторы человеческой деятельности, что приводило к неточным и недостоверным прогнозам результативности тех или иных реформ, в том числе и финансовых.
Следовательно, использование методологии институционализма при исследовании финансовой политики считаем не только целесообразным, но и необходимым, ведь одним из главных преимуществ институционального подхода является то, что «в центре внимания экономических исследований обязательно находится человек».
Желюк Т.Л. считает, что институциональное обеспечение управления национальной экономикой, ориентированное на обеспечение экономической безопасности, является одной из доминант устойчивого развития. При этом именно институциональный вектор через правовые, политические, экономичные механизмы, может обеспечить целостность экономической системы и усилить ее способность эффективно преодолевать кризисные явления.
Институциональная среда формирования механизма энергоэффективных мероприятий охватывает совокупность институтов, а также нормативно-правовые акты ее реализации, которые имеют как положительные наработки, так и характеризуются определенным несовершенством.
Нормативно-правовое обеспечение в этой сфере предусматривает определенный механизм финансирования, который не позволяет достичь желаемого уровня энергоэффективности в конечном потреблении энергетических ресурсов.
Энергосберегающая политика охватывает административно-правовое и финансово-экономическое регулирование процессов добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, распределения и использования топливно-энергетических ресурсов с целью их рационального использования и экономного расходования. Для реализации энергосберегающей политики предусмотрен ряд программ.
Так, в Постановлении Кабинета Министров Украины №293 от 09.07.2014 г. «О стимулировании замещения природного газа в сфере теплоснабжения» разработан механизм стимулирования замещения природного газа в сфере теплоснабжения.
Сегодня функционирует также специальная программа кредитования на приобретение энергоэффективного оборудования и утепления домов, что регламентируется Постановлением Кабинета Министров «Об утверждении порядка использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для государственной поддержки мер по энергосбережению через механизм удешевления кредитов» и государственной программой поддержки реализации Энергетической стратегии Украины.
Проанализируем механизмы финансирования энергосберегающих мероприятий с использованием кредитных ресурсов, которые предоставляются банковскими учреждениями (ПАО «Ощадбанк», ПАО АБ «Укргазбанк» ПАО «Укрэксимбанк», ПАО «Приватбанк»).
В частности, в 2017 году на реализацию мероприятий программы предусмотрено 832,4 млн. грн.
В течение 2014-2017 годов объем выданных «теплых» кредитов через государственные банки Украины стабильно растет: от 28 млн. грн. (2014 год) до 2325,6 млн. грн. (2017 год). Значительный рост произошел в 2015 г. в сопоставлении с 2014 г. – в 44,5 раза.
В ходе исследования было выявлено, что «теплые кредиты» выдают коммерческие банки на приобретение оборудования и материалов предприятиям, которые находятся на общей и упрощенной системе налогообложения (3% или 5%). Выявлено, что в 2017 году 80% «теплых кредитов» выдано предприятиям, которые находятся на упрощенной системе налогообложения, а именно – 2325,6 млн. грн., из которых в бюджет поступило налогов от 576 млн. грн. до 898,1 млн. грн. в зависимости от ставки 3% или 5%.
Единый налог является источником поступлений в местные бюджеты, что положительно влияет на финансовую состоятельность объединенных территориальных общин. Соответственно, для расширения возможностей софинансирования энергосберегающих мероприятий также необходимо выделять ежегодно до 10 % средств местных бюджетов, предусмотренных на развитие жилищно-коммунального сектора, территориальных общин, усилить содействие государства в привлечении иностранных инвестиций.
Целесообразным является аккумулирование инвестиционных ресурсов путем формирования фонда энергосбережения для реализации масштабных энергетических мероприятий.
Много высокоразвитых стран достигли высоких успехов в сфере финансирования энергосберегающих мероприятий. Интересен опыт Канады, где функционирует атмосферный фонд Торонто, в котором действует программа кредитования по повышению энергоэффективности в жилых зданиях. Средства фонда выделяются покупателям (при условии, что расходы на коммунальные платежи будут не меньше чем на 25% ниже среднестатистических показателей) и строительным организациям как компенсация за использование ресурсов на строительство экологически чистых зданий.
В Германии в новостройках около 20% годовой потребности в тепловой энергии должно покрываться за счет энергии, получаемой из возобновляемых источников. Каждое здание обязательно должно иметь энергетический паспорт, в котором указываются энергозатраты и перспективы сбережений в результате проведенных мероприятий по энергоэффективности. Так, в 2011 году выделено почти 68 млрд. евро на финансирование экологических мероприятий, в частности на создание фондов и целевых субсидий (софинансирование).
Значительные амбиции в создании энергоэффективной и экологически-ориентированной экономики имеет правительство Великобритании. Как инструмент государственной поддержки финансирования энергосберегающих мероприятий можно назвать Английский бизнес-банк, главной целью которого является увеличение финансирования малого и среднего бизнеса.
Банк не предоставляет финансовые ресурсы напрямую, а осуществляет свою деятельность через партнеров. В Англии существуют меры прямого (государственные гарантии и кредиты) и косвенного воздействия (экономические налоги и льготы). Кроме государственной поддержки, существуют фонды социально-ответственного инвестирования, которые финансируют экологически ориентированные проекты, основанные на рыночных условиях.
Большую роль в финансировании энергосберегающих мероприятий в странах ЕС играют региональные экологические фонды. Источниками формирования фонда являются экологические штрафы, ресурсы от международных и национальных институтов развития, спонсорские средства.
Положительный опыт смешанного финансирования энергетических проектов имеет Польша (средства Евросоюза, международных фондов-доноров, экологических фондов, бюджета), где умело, используется система налоговых льгот. Власть пытается с помощью государственных рычагов расширять круг кредиторов для проведения таких мероприятий по энергосбережению, они требуют значительных средств, и рассчитаны на длительную перспективу.
В частности, в республике функционирует региональный фонд защиты окружающей среды и управления водными ресурсами Люблянского воеводства, где около половины всех финансовых ресурсов являются средствами различных европейских программ устойчивого развития, около 15% – это средства правительства Польши, остальные – привлеченные средства.
Среди приоритетных направлений деятельности фонда является финансирование энергетических мер (субсидирование процентных ставок по коммерческим кредитам). Кроме этого, функционирует специальный коммунальный фонд, средства которого аккумулируют за счет сборов от населения и используются для реализации недорогих проектов энергосбережения и т.п.
С 2008 года в Польше действует механизм предоставления финансовой поддержки для мер по тепловой модернизации в зданиях. Как правило, для финансирования мероприятий энергосбережения в жилых зданиях привлекается кредит коммерческого банка, а затем государственный банк может компенсировать из фонда «Тепловой реновации и капитального ремонта» до 25% от суммы кредита или стоимости всех затрат проекта.
Одной из основных проблем реализации политики энергосбережения в Украине на современном этапе является потребность в проведении неотложных реформ в этой области, достижение в ближайшей перспективе показателей, которые демонстрируют высокоразвитые страны мира.
Для снижения энергоемкости ВВП Украины необходима структурная перестройка экономики в направлении уменьшения доли энергоемких видов деятельности и, соответственно, рост доли тех секторов, которые имеют низкую энергоемкость и используют современные технологии производства. Эти меры потребуют значительных инвестиций. Особенно это касается жилищно-коммунального сектора, который имеет наибольшие потенциальные возможности для энергосбережения.
На сегодня модернизация в отдельных сегментах производства и конечного потребления энергии в Украине только началась, используя существующие механизмы тарифообразования и государственной поддержки в рамках отдельных программ.
Поэтому для формирования эффективной политики энергосбережения в Украине необходимо определиться с источниками и механизмами финансирования энергосберегающих мероприятий, ведь мероприятия по повышению энергоэффективности и энергосбережения потребует значительных средств.
Средства коммерческих компаний (собственные или заемные) должны стать основным источником инвестиций в развитие топливно-энергетического комплекса, прежде всего в возобновляемые источники энергии.
В бюджетной сфере наилучшим вариантом могло бы стать создание механизма реализации энергосберегающих проектов, с использованием, как средств государственного бюджета, так и частных инвестиций с возвратом средств за счет получаемой экономии топливно-энергетических ресурсов (энергосервисные соглашения).
Поэтому целесообразно переориентировать государственную поддержку энергосбережения от механизма удешевления кредитов до софинансирования государством покупки энергосберегающих котлов, энергоэффективного оборудования для населения, внедрения механизмов стимулирования энергоэффективности в жилищно-коммунальной сфере, путем проведения энергетического аудита, поддержки инициатив по повышению энергоэффективности зданий.
Выводы и перспективы дальнейших исследований
Учитывая вышеизложенное, считаем необходимым определить составляющие комплексного механизма реализации политики по энергосбережению:
- Личностное измерение:
– экологическое мышление;
– экологическое образование;
– экологическая культура и тому подобное.
- Финансовая составляющая:
– закрепление устойчивой доли расходов в бюджеты развития различных уровней на энергоэффективные мероприятия;
– формирование государственных и региональных фондов энергоэффективности;
– стимулирование поступления инвестиционных ресурсов путем либерализации налогового законодательства;
– софинансирование мероприятий государственными и частными структурами на паритетных началах (стимулирование государственно-частного партнерства).
- Организационно-правовая составляющая:
– формирование законодательной базы для реализации энергоэффективных мероприятий, которая соответствует мировым экологическим стандартам;
– налаживание надежного государственного и общественного контроля для реализации проектов;
— систематизация статистических данных по внедрению энергоэффективных мероприятий с целью сопоставления данных и определения положительного эффекта.
Следовательно, без реализации эффективного механизма финансирования энергосберегающих мероприятий видится сомнительным обеспечение устойчивого развития общества и должного уровня его энергетической безопасности.
Поэтому для укрепления положения Украины в мировом сообществе, обеспечения устойчивого развития национальной экономики и энергетического сектора необходимо проведение ряда необходимых мероприятий в энергетической политике и осуществление неотложных реформ в политической и жилищно-коммунальной сферах.
Указанная проблематика является чрезвычайно актуальной и требует дальнейших исследований и выработки предложений прикладного характера, в частности в аспекте конкретизации финансовых рычагов и методов реализации энергоэффективной политики.
Авторы: Галина Пыриг, кандидат экономических наук, доцент, Тернопольский национальный экономический университет.
Василий Файфура, кандидат экономических наук, доцент, Тернопольский национальный экономический университет.
Андрей Крупка, кандидат экономических наук, Тернопольский национальный технический университет имени Ивана Пулюя.
Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ», том 28, №3 (2018) (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.