Завтра не в школу. Как устроено семейное образование в Украине

Домашнее обучение – homeschooling – берет начало в США с 80-х годов, в начале нового тысячелетия начало приобретать популярность на постсоветском пространстве, и стремительно распространяется в Украине сегодня. Идея домашнего образования в том, чтобы учиться вне школы, в собственном темпе, в дружеском окружении – но при этом получить аттестат государственного образца.

Читайте также: Лилия Гриневич: Невозможно учить современных детей так, как учили нас

Пять философских трендов в образовании

Для справки. В 2010 году в Америке было зарегистрировано 2,35 миллионов хоумскулеров, в России на семейной форме обучения – свыше 100 тысяч школьников. В Украине семейное (домашнее) образование пока не легализовано. Но на экстернатной, заочной, индивидуальной и дистанционной формах обучения находятся примерно 6500 детей, и эта цифра постоянно увеличивается. Фактически эти четыре формы означают самообразование в домашних условиях с последующим оцениванием знаний в государственных и частных заведениях – по сути, тот же хоумскулинг.

1990-е

Еще 10-20 лет назад ребенок, который не ходит в школу и учится дома, был исключением: нездоровый, неразвитый или наоборот – гениальный, одаренный. Таких детей оформляли на экстернат или на индивидуальный график в обычную школу.

В 1997 году в Киеве открылась «Школа экстернов» – первое заведение для тех, кто хотел учиться самостоятельно. Раз в полгода ребенок пишет контрольную работу по предмету, получает оценки, а впоследствии и заветный аттестат.

Сторонники экстерната уверены, что такая форма обучения позволяет уделять больше времени здоровью, спорту, искусству, профильному обучению – при условии, что обязательным государственным стандартом дети овладеют самостоятельно.

Директор «Школы экстернов» Эдуард Войтович отмечает, что раньше в школу в основном переводили старшеклассников, которые уже выбрали будущее занятие. Однако, в течение последних пяти лет, экстерны значительно помолодели: есть очередь в 1-4 классы.

2008

В этом году подарком для украинских хоумскулеров стал государственный эксперимент по дистанционному образованию на базе Симферопольской школы №31.

По замыслу, дистанционная школа имела задачу не только аттестовать, но и обеспечить учащегося учебными материалами и консультациями. При этом ребенок оставался в комфортных домашних условиях, семья могла выбрать удобное время занятий и оптимальную нагрузку.

Через шесть лет, после крымских событий в 2014-м, учеников из Симферополя на льготных условиях приняла к себе частная гимназия «Очаг» в Харькове, которая учит, в том числе, и дистанционно.

А на материковой Украине, к сожалению, государственных школ с дистанционной формой обучения не осталось.

2013

Государственный эксперимент по семейному образованию на базе Переяслав-Хмельницкой школы-интерната дал родителям возможность официально учить детей дома.

Согласно договору между школой и семьей, родители самостоятельно организуют и осуществляют учебный процесс с учащимся в соответствии с государственными учебными программами и обеспечивают соблюдение требований «Государственного стандарта начального, базового и полного среднего образования».

Школа сопровождает ученика, оценивает его знания и выдает табель или аттестат.

В отличие от семестровых контрольных «Школы экстернов», для аттестации в Переяслав-Хмельницком необходимо отправить по почте целую бандероль: кипы самостоятельных работ по предмету, описание лабораторных, рисунки. Английские темы и украинские стишки записывают на видео, проекты по информатике пересылают по электронной почте. Работы много.

До 2016

Удобной для домашних учеников остается дистанционная школа. В ответ на запрос общества за три года открылись частные заведения с дистанционной формой обучения: «Всезнайко», «Оптима», «Мир» и «Ангстрем». В школе «Афины» количество дистанционников  в течение года выросла с 50 до 140.

Очевидно, что экстернат, дистанционная, семейная форма требуют значительных вложений времени, денег, усилий для обучения ребенка. Так почему же родители все чаще отказываются от бесплатной государственной школы?

Хоумскулер: теория

Историй перехода на домашнее обучение много, но причина одна: недовольство государственной школой.

Перегруженные учебники, большие классы, сугубо академическая, оторванная от жизни программа, причем одна на всех, независимо от способностей и талантов – все эти факторы превращают науку в мучение для всей семьи.

Родители замечают, что уже в пятом классе дети теряют желание учиться, портят зрение и осанку. В средней школе приходится обращаться к психологу из-за депрессии или агрессии. В старшей школе оказывается, что после 10 лет за партой надо нанимать репетиторов, чтобы подготовиться в ВУЗ.

Поэтому об альтернативном образовании задумывается все больше родителей.

«Моему ребенку четыре, но я знаю, что не отдам его в школу, после первого класса у ребенка нет желания учиться, поэтому во второй класс он не хочет идти», «в школе дети не учатся, а проводят время», – говорят мамы и расспрашивают про домашнее обучение.

Первый традиционный вопрос «новобранцев» домашнего обучения: как законно не ходить в школу, но получить аттестат?

Закон «Об образовании» предусматривает три формы, которые позволяют учиться самостоятельно и получить аттестат государственного образца, – экстернат, заочная и дистанционная формы обучения.

Экстернат означает полностью самостоятельное обучение с аттестацией в любой школе. Эта форма никогда не считалась полноценной. Поэтому для перевода на экстернат нужны веские основания: справка от медико-педагогической комиссии, справка из музыкальной или спортивной школы, опережение или отставание по программе на год, частые переезды семьи.

Заочная форма также предполагает самостоятельную проработку программного материала и также рассматривается, как исключение. До недавнего времени заочниками легко было представить старшеклассников или студентов. Сегодня же на заочную форму в 5-11 классы киевской школы №328 стоит очередь.

Дистанционная форма была введена отдельным положением в 2013 году. Для родителей она удобна тем, что не требует обоснований. Необходимо лишь найти заведение, которое имеет соответствующую аккредитацию, написать заявление и оплатить обучение. Напомним, дистанционные школы – заведения исключительно частные.

Стоимость обучения на дистанционной форме составляет в среднем 4000 гривен в год. При этом стоит хорошо понимать, какие именно услуги предоставляют дистанционные школы.

Большинство из них предлагает проверку знаний без личного присутствия – назовем это «дистанционной аттестацией». Школа обеспечивает ученика некоторыми учебными материалами, предлагает консультации с преподавателями через Skype, проверку работ, онлайн-тестирование и другие формы контроля, выдает документ об образовании.

Но собственно организация обучения ложится на семью и ребенка. Это означает, что родители не только платят деньги за свободу от вездесущей парты, но и находят время для помощи своим дистанционникам.

Однако полноценное «дистанционное обучение» вроде массовых открытых онлайн курсов Coursera или Prometheus требует гораздо более серьезной технической базы и наличия всех учебных материалов в электронном виде. Пока что подобную платформу имеет лишь «Оптима». Некоторые альтернативные школы («Древо познаний», Freeschool) также начнут развитие этого направления с текущего года.

Наконец, в проекте нового закона «Об образовании» от 30 марта 2016 года появилась семейная (домашняя) форма получения образования. Способ организации образовательного процесса детей самостоятельно их родителями или законными представителями для получения формального и/или неформального образования.

Ответственность за получение образования детьми на уровне не ниже стандартов образования несут родители или законные представители.

Ежегодное оценивание результатов обучения, а также присвоение образовательной квалификации осуществляется в соответствующем учреждении образования с определенными процедурами или другим способом, определенным законодательством.

Однако чтобы родители могли прийти в ближайшую или выбранную школу и записать ребенка на семейную форму обучения, требуется отдельное положение о том, кто и как проводит аттестацию «семейников». Семейная форма заработает на практике, только если будут определены процедуры оценки и соответствующие учреждения, которые ее будут проводить.

Следовательно, в настоящее время актуальными для хоумскулеров остаются лишь экстернат, заочная и дистанционная формы образования. При переходе на домашнее обучение возможны два подхода:

1. Путь наименьшего сопротивления: дистанционная форма, справка для экстерната, заочная школа №328 в Киеве.

2. Драка за экстернат в любой государственной школе. Родители могут доказать свое право обучать ребенка, основываясь на 59-й статье закона «Об образовании», первая часть 3-го пункта положения «Об экстернате», Конвенцию о защите прав человека и основополагающих свобод. Прецеденты были. Часто сельские школы охотно принимают детей на экстернат, поскольку это позволяет им доукомплектовать заведение.

Хоумскулинг: практика

Итак, когда родители с большими или меньшими усилиями оформляют домашнее обучение, возникает второй традиционный вопрос: а как именно учиться дома?

Хоумскулинг позволяет существенно уменьшить давление школьной системы на ребенка. Можно выбрать удобный темп и нагрузки, приемлемую степень свободы, построить обучение на доверии и доброжелательности.

Однако, так или иначе, родители и учителя хоумскулеров привязаны к программам. Раз в месяц, семестр, год ребенок должен пройти тестирование, чтобы перейти в следующий класс или получить аттестат.

Поэтому приходится балансировать между перегруженным сухим учебником и актуальными для детей и взрослых знаниями. Чтобы реанимировать программу, часто необходимо разрабатывать собственный курс по дисциплинам, подбирать материалы, писать опорный конспект.

Затраты родительского времени на обучение дома – примерно три часа в день на одного ребенка. Мамы хоумскулеров часто работают дистанционно или фрилансерами.

Из собственного опыта знаю, что до шестого-седьмого класса включительно можно обойтись без репетиторов. Можно учиться своими силами и до 11-го класса. В «Школе экстернов» встречала 10-классницу, которая справляется с государственным стандартом самостоятельно.

Итак, домашнее обучение требует времени, самоорганизации и желания делить свою жизнь с детьми.

Это возможно, но трудно для семьи. Поэтому не удивительно, что родители объединяются в семейные школы.

Об этом читайте в продолжении.

Продолжение: Завтра не в школу-2. Семейные формы обучения в Украине

Пока Украина собирается реформировать среднее образование, – родители, которые им недовольны, решают проблему самостоятельно: переводят детей на экстернат, дистанционную или заочную форму для того, чтобы ребенок мог учиться дома.

Однако, кроме официального признания со стороны государства, домашнее обучение требует от родителей времени и желания постоянно быть с детьми. Это возможно, но трудно для семьи. Поэтому родители объединяются в семейные школы, которые также проходят в Украине определенную эволюцию.

От семейных к частным

Обычно сначала организуется группа из нескольких усталых от хоумскулинга (или наперед не желающих уставать) семей, которые находят помещения, одного или нескольких учителей и отправляются в учебный год небольшой командой.

Назовем это «семейной школой» и будем употреблять это название в дальнейшем, как наиболее общее определение.

Через пару лет, приобретя вместе с шишками опыт, почувствовав определенный вкус и имея дальнейшую необходимость продолжать движение, такая школа часто приглашает внешних членов.

Назовем эту ступень альтернативной школой. С нее начинают свое существование коммерческие проекты.

Иногда сюда входят и коллективы частных детских садов, переходя из дошкольной стадии в школьную (Clever School, «Ухтишка»).

Следующим этапом развития, для самых стойких и самых преданных, должно быть получение уже собственного помещения, а впоследствии и государственной лицензии. Конечно, это частная школа.

Типичный пример – «Афины», которая также начиналась, как школа для собственных детей.

Всего в Украине насчитывается более 25 семейных школ.

Самые известные некоммерческие проекты – это «БеркоШко», «Соняшник», «Скворечник», «Спільношкола», «КІТЕРРА», «Школа Радости», Freeschool.

Как бизнес проекты развиваются «Школа-парк Dixi«, Active School, Мy Own Way.

Понемногу подтягиваются регионы – в этом году открываются школы «Синергия» в Житомире и «Цветок жизни» в Виннице.

Все семейные школы функционируют по одному алгоритму: аттестуют детей в государственном или частном заведении с экстернатом, заочной, дистанционной формой и обучают собственными силами.

Семейная школа меньше зависит от программ Министерства образования и науки – ведь сама определяет перечень предметов, количество часов на предмет или даже дней в неделю.

Например, в расписании «БеркоШко», можно увидеть уроки «Мифология» и «Разговоры», «Соняшника» – йогу, шахматы и китайский язык.

Родители создают образовательную среду по собственному заказу. Поэтому каждая семейная школа неповторима: кто-то воспроизводит оценки, домашки, звонки, кто-то формирует индивидуальные графики; дети учатся полдня, целый день, несколько дней в неделю; преподают специалисты-предметники или учитель-универсал.

Причем родительские группы гибкие и живучие.

Например, «БеркоШко» и «Квинта» работают уже 5 лет, «Соняшник» и «Школа Радости» – по 3 года.

Стоимость обучения в семейной школе в два-четыре раза меньше, чем в частном заведении типа «Афин» или КМДШ. А реализовать индивидуальный подход и открытое образовательное пространство в миниатюрных семейных проектах проще.

Поэтому альтернативных ячеек будет становиться больше с каждым годом в полном соответствии с национальной Стратегией развития образования в Украине на 2012-2021 годы.

В документе указано, что одним из ключевых направлений государственной образовательной политики должно быть «создание и обеспечение возможностей для реализации различных образовательных моделей, учебных заведений разных типов и форм собственности, разнообразных форм и средств получения образования».

Общественная деятельность

В начале семейного обучения мало уверенности в своих силах, едва хватает ресурсов, чтобы вытащить своих учеников и совсем нет сил помогать другим.

Однако через 2-3 года обучения в «параллельном мире» по мере накопления успешного опыта – родители начинают рассказывать о достижениях и «заражать» семейным образованием окружение.

Мамы хоумскулеров ведут блоги, выкладывают методические материалы, личные истории, вебинары, перечень лояльных школ…

Катерина Ясько, известная статьей «Мои дети не пойдут в школу», агитирует за семейное образование с телеэкрана.

Мощная группа «Киевские хоумскулеры» в Facebook облегчает первые шаги новичкам.

Характерно, что семейные школы обычно не конкурируют между собой – наоборот, делятся опытом.

Чтобы будущие «семейные» имели представление, во сколько им обойдется желание обучать детей вне государственной школы, Анастасия Кислинская показала смету «Спільношколи» на конференции по альтернативному образованию в Житомире.

Ярослав Коваленко рассказывал на Образовательном уикенде, как запустить процесс создания семейной школы на примере Dixi. А команда «БеркоШко» ежегодно проводит семинары по всей стране.

Общественные организации, касающиеся семейного образования, также приобщаются к процессу популяризации хоумскулинга.

Тьюторская ассоциация Украины проводит лекции и семинары по технологиям индивидуального обучения, поддерживает семейные школы и добивается легализации «семейной формы» в новом законе «Об образовании».

Общественная организация «Новый формат образования» имеет два проекта: «Спільношкола» и бесплатный портал e-space.org для дистанционного обучения подростков.

Проект Катерины Ясько «Открытый Дом» проводит лекции и курсы по развитию эмпатии и эмоционального интеллекта для учителей и родителей. Конечно, еще не хватает сплоченности и координации усилий, ведь перед каждой семьей или семейной школой встает дилемма:

1. Изменить микрокосмос для своих детей, локально и как можно меньше соприкасаясь с государством.

2. Изменить правила игры на законодательном уровне.

Например, в положении о семейной форме обучения прописать «по заявлению родителей» с ежегодной аттестацией в «произвольном учебном заведении». Или кто-то обвинит нас в том, что вместо того, чтобы заниматься бумажками мы занимаемся своими детьми?

Перспектива

Семейное образование будет распространяться. Чем быстрее разрушается устаревшая школьная система, тем больше родителей пытаются вытащить детей из-под обломков и дать им положительный опыт обучения дома или в родительских объединениях.

Деятельность нового министра образования Лилии Гриневич по реформированию государственной школы вызывает уважение. К написанию законопроекта «Об образовании» пригласили общественные организации, утверждены разгрузки программ начальной школы, в новом законопроекте заложены механизмы повышения учительских зарплат.

Есть надежда, что эти шаги принесут результат, по крайней мере, через несколько лет.

Пока же родители создают параллельное образование – семейные школы, которые могут работать как сеть: совместно пользоваться лабораториями, делиться курсами и даже организовывать обмен учителями и учениками.

В отличие от государственных учреждений, связанных бюрократическими препонами, надзором Министерства и сложностями финансирования, гибкие семейные сообщества способны быстрее воплотить принцип открытости образования.

Семейное обучение можно рассматривать как теплицу, в которой выращивают не только более свободных и гармоничных людей, но и эффективные человечные стратегии обучения.

Автор: Алина Туз, основатель КІТЕРРА, Евгений Матвеев, староста школы «Соняшник», специально для «Украинская правда. Жизнь». Текст написан в рамках образовательного уикенда «Дети. Образовательный эксперимент».

Источник: УП. Жизнь

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий