27.09.2018 – Александр Данилюк в свое время стал одним из главных ньюсмейкеров в Кабмине Владимира Гройсмана. С одной стороны, это объяснялось значимостью руководителя Министерства финансов, а с другой – особенностями характера Данилюка. Он успел перессориться на этой должности с кучей влиятельных людей.
Апогеем неординарных поступков чиновника, видимо, стало его письмо послам G7. В нем министр посетовал на то, что ему препятствуют реформировать Государственную фискальную службу и не дают назначить пятого заместителя, который бы занимался налоговым направлением.
Письму предшествовал конфликт Данилюка с премьером на заседании правительства, после которого Гройсман дал указание аппарату правительства готовить представление на увольнение министра. Оно не замедлилось – с 7 июня Данилюка в правительстве нет.
Обязанности министра финансов исполняет его бывший заместитель Оксана Маркарова, которая в сравнении с бывшим шефом ведет себя, словно семь бабок пошептали – тихо и смирно.
Читайте также: Александр Данилюк: На мне испытывают то, что будет во время избирательной кампании
Дефолт на пороге? Что показал анализ выполнения госбюджета
Замминистра финансов Сергей Верланов: Время реформ в формате PowerPoint закончилось
Невидимый фронт Минфина: как навести порядок на лотерейном рынке, и разобраться с игровым бизнесом
Интересно и то, что с отставкой Данилюка теперь ничего не слышно и о заведенном против него деле по уклонению от уплаты налогов. Его активно муссировали, когда он был при должности. Бывший министр признается, что теперь ему не хватает рабочего драйва и теперь откровенно говорит о том, что же не так с нынешним правительством.
Александр Александрович, чем сейчас занимаетесь? Вернулись в бизнес?
Еще нет, но скорее всего, пойду. Сейчас я рассматриваю несколько вариантов, но не очень спешу.
То есть «выдыхаете»?
Уже вдыхаю. Но в любом случае, даже если я сделаю выбор в пользу частного сектора, все равно буду играть определенную роль в политическом плане.
Значит, вы остаетесь в Украине?
На самом деле есть несколько различных вариантов.
Среди них есть вариант возвращения в Великобританию, где вы работал много лет?
Не хотел бы сейчас это комментировать.
«ГФС остается органом, который работает неэффективно и очень коррумпирован»
Тогда вернемся к истории с вашим увольнением. Основной причиной отставки вы назвали несогласие выдавать деньги мажоритарщикам на «соцэкономразвитие», то есть на округа. Но ведь раньше эти деньги вы им спокойно выделяли.
Не так спокойно, как вы думаете. У нас всегда были сложные дискуссии. Дожимали только для поддержки серьезного голосования, например, когда принимали бюджет, пенсионную реформу – а без мажоритарщиков никуда. Но на этот раз правительство почему-то решило всем понравиться авансом.
И тогда еще далеко было до бюджетного периода.
Но в июне ожидалось голосование по оценке деятельности правительства – искали поддержку. Вопросы бюджетной поддержки мажоритарщиков не только в деньгах. С точки зрения честных выборов, кандидат-мажоритарщик, который уже есть в парламенте, получая деньги на «соцэкономразвитие» из бюджета, получает преимущество перед другими кандидатами, у которых нет сейчас доступа до такого финансового ресурса. Это нарушает принципы равенства.
Но так всегда было.
Если так было всегда, не значит, что это правильно. Но это была лишь одна из причин. Для премьера было критически важно решить вопрос с мажоритарщиками, но я не давал. А как только меня уволили, Кабмин сразу же принял «соцэкономразвитие». Это была плата за мое освобождение.
Только что вы сказали, что деньги для мажоритарщиков были не единственной причиной вашей отставки…
Они накапливались. Началось с конфликта вокруг Государственной фискальной службы и продолжалось до момента увольнения. Я видел, что ГФС остается органом, который работает неэффективно и очень коррумпирован. Например, мы решили проблему с прозрачным возмещением НДС, и это стоило мне кучу нервов. Прозрачный НДС заработал. Но только изменения процессов не всегда могут дать результат.
В конце концов, если имеешь коррумпированную организацию, то через некоторое время люди и в новых условиях учатся зарабатывать деньги. Поэтому мы хотели поменять в ГФС людей, и я делал все для того, чтобы это произошло. Рассказывают, что придет в ГФС новое руководство – и все сложится. Не сложится. Это металлолом, и он не может летать. Это коррупция на коррупции.
Поэтому мы закладывали определенные организационные изменения, чтобы через проведение конкурсов, сначала привлечь новых людей к руководству, а затем на другие должности. Но этот процесс сразу начали тормозить. Например, парламентский комитет начал писать письма о том, что это издевательство над страной и чуть ли не преступление против государственности. Ну, если они считают, что их собственные интересы – это и есть государственность, то действительно так.
«Точно не Яценюку меня критиковать»
Один из последних конфликтов произошел на том заседании правительства, где вы хлопнули дверью, потому что вам не назначали нужного заместителя. Вы уже тогда понимали, что не усидите на должности, поскольку позволили себе такой жест?
Я за эту работу не держался. Но когда ты приходишь что-то сделать, то зачем отсиживаться? Я не понимаю людей, которые сидят годами, а потом не могут ответить, что они сделали. Зачем ты сжег годы своей жизни? Возможно, кто-то зарабатывает на госслужбе, но это называется коррупция и понятно, что не является «правильной» мотивацией. Одно из первых моих трений с премьером произошло, за то, что он не хотел делать трехлетнюю бюджетную резолюцию в 2016 году.
Я сказал, что для меня приоритет – прозрачный бюджет, который мы будем вносить вовремя. В ответ мне указывали на публичные риски. Я это тогда продавил, и от этого качество бюджетного процесса значительно улучшилось, а позиция правительства усилилась. Премьер сам потом понял важность прозрачности.
Конфликтов было немало. И это не потому, что я их люблю, просто я их не боюсь. В наших условиях люди, которые боятся конфликтов, ничего не сделают. Поэтому если я не могу достичь результата по конструктивной работе, я буду идти на обострение.
У вас была война с ГФС. Вас критиковали и Пашинский, и Луценко, и Южанина, и Кононенко…
Неплохая компания, правда? Кстати с Папой Римским почему-то у меня не было конфликта.
В принципе, должность министра финансов такая, что его никто не любит: все хотят получить больше денег. Вы особенно «колючий» человек, с которым трудно найти общий язык?
Просто я человек, ориентированный на результат. Для меня наша система выглядит как кривая конструкция. Причем не просто кривая, а кривая чьими-то интересами. И когда ты хочешь поменять эту конструкцию, то это ломает чьи-то интересы, кто-то теряет от этого. Перечень людей, которых вы привели, не закрыт, можно добавлять еще. Там есть также несколько олигархов.
«Вы представляете себе Пашинского в АТО после всего, что было украдено в «Укроборонпроме»?
Арсений Яценюк также очень скептически высказывался относительно вашего понимания бюджетных процессов.
Давайте добавим и его в этот перечень. А может, просто его интересы там не достаточно были учтены? А вспомните: когда он был премьером, бюджет вовремя ли вносили? Это был прозрачный процесс? Не принимали ли бюджет «под елочку»? Поэтому точно не Арсению Петровичу меня критиковать.
В 2016 году, когда я настаивал на своевременном внесении бюджета, премьер и его окружение предлагали его внести, как предусмотрено кодексом, 15 сентября и потом сразу отозвать, потому, что так делало предыдущее правительство. Это страх и неуверенность в собственных действиях. Такой стиль управления я не воспринимаю, как и договоренности в стиле «междусобойчик», которые закрепляются ночными голосованиями.
Если идти дальше, то с Луценко у меня был ключевой конфликт по финансированию прокуратуры. Прокуратура давит не только на бизнес, а и на общество, и органы власти. Они повсюду вмешиваются. Госслужащие боятся принимать любые решения, потому что потом к ним придут из прокуратуры. Какие тут реформы и инициативы? Поэтому и боятся взять на себя риски.
С первых дней я ввел принцип: министерство будет финансировать только реформы. Нет реформы – нет денег. Поэтому в начале первого бюджетного периода я встречался с каждым министром отдельно. Я интересовался, что они собираются делать в течение следующих трех лет, чего хотят достичь. Так вот такое видение было сначала лишь у двух министров.
Они потом не шли к премьеру жаловаться?
Конечно, шли, еще и как. Генпрокурор тоже шел. Реальной реформы Генпрокуратуры не произошло – сейчас этот орган вроде бы стал более независимым, но остался таким, же коррумпированным. Где только можно что-то заработать – прокуратура там. Так как ее можно было еще больше финансировать? А генеральный прокурор рассчитывал: если все прокуратуру боятся, то и я испугаюсь. Не получилось. Он также настаивал, что часть денег, полученных от спецконфискации, должна пойти на финансирование прокуратуры, потому что именно они эти деньги «отобрали».
Я не хочу комментировать, как эти деньги были отобраны. Но если рассуждать с такой позиции, то часть от собранных налогов должен получать Минфин, часть – ГФС, часть от размещения евробондов также должен получать Минфин.
Читайте также: Сергей Горбатюк: К сожалению, закон для генпрокурора Луценко является второстепенным и неважным в сравнении с его прихотями и капризами
Генпрокурор Юрий Луценко: Снимаю всякие разговоры, что я кандидат в премьеры и президенты
Кстати, какова была дальнейшая судьба спецконфиската?
Потратили. Но хорошо, что хотя бы не на зарплаты, а на капитальные расходы. Хотя правильно было бы на эту сумму уменьшить государственный долг.
Пашинский угрожал вас в АТО отправить за недофинансирование армии.
Он бы сам туда съездил. Стрелять с двух метров он умеет, как мы все убедились. Я думаю, что ему туда очень страшно будет ехать. Вы представляете себе Пашинского в АТО после всего, что было украдено в «Укроборонпроме»? И он туда не доедет просто – его военные ненавидят.
Читайте также: Война и бизнес. Украинская оборонная промышленность и ее золотой менеджер
«Ложкин не влиял на мое назначение министром»
Вы общались с Гройсманом накануне отставки? Была ли возможность придержать коней, остыть? Может, до сих пор бы министром работали.
Понятно, что возможно было. Одно дело, если бы в результате этого разговора мы вдвоем стали бы сильнее, но целью премьера было сделать меня слабее. А я не хочу быть слабым министром, который раздает деньги направо и налево, потому, что боится за свою должность.
Вы стали министром по квоте президента. Он должен был бы вас защитить.
Он мне даже порой упрекал, что я слишком технократ. Но я считаю, что министр финансов в такой ситуации просто должен быть нейтральным. Потому что даже в публичной сфере происходит постоянное перетягивание каната: премьер – президент, «Народный фронт» – БПП. Одни говорят, что повышение зарплат для военнослужащих – инициатива президента, а «Народный фронт» заявляет, что это – их инициатива.
И ты смотришь на этот детский сад. Но на самом деле это перетягивание является войной за ресурс. А я отвечал за деньги налогоплательщиков, а не перед БПП или «Народным фронтом».
Вы сейчас рассказываете, какой вы принципиальный. Но ведь вы понимали, зачем на такое ресурсное место вас посадили?
Я не задавал себе такой вопрос. Возможно, чтобы стабилизировать ситуацию с государственными финансами. Свою роль сыграли мои давние доверительные отношения с МВФ, они позволили в течение месяца после назначения возобновить программу сотрудничества. Также с Всемирным банком, который поддержал наши реформы и согласился предоставить $800 млн. в этом году.
Думаю, что именно такой логикой пользовался президент, когда меня назначал. В этой части оно сработало, а вот в части ручного контроля – нет. Ну, не сработало и не сработало, что сделаешь. Откровенно говоря, я не думаю, что это было для него определяющим.
Ваш бывший патрон в Администрации президента Борис Ложкин имел какое-то влияние на ваше назначение?
В администрацию – да. А относительно позиции министра – нет. Но он положительно к этому отнесся, потому что знал, что я хотел идти в правительство.
Когда вокруг вас бушевали все эти бури, говорили, что иммунитет от отставки Данилюка – как раз контакты с МВФ. Потому что новый министр будет долго входить в курс дел. Но ваша преемница и.о. министра Оксана Маркарова, кажется, быстро нашла общий язык с Фондом, хотя вопрос с траншем и затягивается?
Во-первых, она была в Минфине еще до моего прихода. Во-вторых, программа сотрудничества и МВФ будет продолжать работать с теми, кто есть.
Маркарова работает уже три месяца, и никто ее не критикует, никто с ней не конфликтует. Это означает, что для всех она – удобный и.о. министра?
Мне неэтично это комментировать.
А вообще, как вы оцениваете вашу преемницу?
Тест для нее – бюджетный период. Будет непросто и надо проявить характер.
Вы считаете, что эта коалиция способна выбрать полноправного министра, ведь уже все вошли в предвыборную гонку?
Министр финансов – очень серьезная позиция при торгах и поэтому может быть обменена на уступки в принципиальных вопросах или на несколько других должностей. Может, сейчас это на самом деле и не нужно, потому что исполняющий обязанности – выгодная позиция, которую часто используют. У нас несколько министерств руководствуются людьми, которые не имеют на это мандата парламента. Это категорически неправильно.
Минфин – это сейчас чья квота?
Квоты действуют только в начале формирования Кабмина – потом это переговоры с нуля. Тот, кому нужно назначение, должен искать компромисс.
«БПП» жаловались, что вы фактически не представляли их в правительстве, хотя были делегированы туда их силой.
И что? Когда была правильная инициатива БПП типа медицинской реформы, я их поддерживал. Когда же пытались протащить кривую Службу финансовых расследований, – то нет. Или когда хотели заблокировать прозрачное возмещение НДС или ввести НДС-облигации, у нас позиции не совпадали.
«Иногда министры не помнили, что вопрос рассматривался вообще, но соответствующее решение обнародовалось»
Вы уже вычислили, кто из ваших многочисленных «доброжелателей» стоял за медиакампанией против вас? Или все сразу?
Любого из вышеупомянутого перечня «друзей» с их ресурсом было бы достаточно для такой активной черной кампании. Знаете, на самом деле, с чем я ушел из правительства? С очень интересным ощущением, что они все слабые. Два года пытались от меня избавиться, но не получалось.
Что же так мешало вас уволить? Голосов, не было что ли?
Я не знаю, но они не могли. Видимо, свою роль играли МВФ, ЕС, США. Возможно, моя публичность и поддержка бизнеса. А насчет заказчиков кампании, то они постоянно менялись. Зачем каждому тратить собственный ресурс, когда видно, что кто-то другой «мочит»? Например, после конфликта с премьером к этому подключились премьерские пиарщики, которые готовили почву для увольнения. Они этого даже не скрывали.
Один из приближенных к премьеру людей Денисенко (народный депутат от БПП, представитель премьера в ВР и его медиаконсультант Вадим Денисенко) вдруг начал нести откровенную ахинею про меня. Соответствующие «месседж боксы» давались и другим «говорящим головам».
Я хотел ему напомнить, не он порой внес правку, которая отменяла электронное декларирование и поставила под угрозу безвиз. Затем в сотрудничестве с общественными активистами, Еврокомиссией и МВФ я эту ситуацию разрулил и, слава Богу, мы получили безвизовый режим. Тогда ему сказали внести эту правку – он сделал. Сейчас сказали поливать грязью – он поливает. Одним словом, очень «принципиальный» человек.
Как вы в принципе можете охарактеризовать атмосферу в правительстве? Все же министры под кем-то ходят.
Изнутри оно все выглядит иначе, чем на прямых эфирах. Понятно, что решения не принимаются на камеру. Это все делается кулуарно. На самом деле мне было стыдно за то, как правительство принимало решение. Они просто проводятся в зависимости от того, кто договорился с премьер-министром. Иногда даже министры не помнили, что такой вопрос вообще рассматривался ли, но странным образом соответствующее решение было обнародованным. Как министр финансов я согласовал все документы и видел, под чьи интересы были заточены решения или чьи проблемы решались за счет бюджета.
Такие согласования также делали Минюст, Минэкономики, а остальные министры часто не знали, о чем идет речь, если это не коснулось их отраслей. Иногда я был вынужден проталкивать решения, которые напрямую не относились к моей компетенции. Например, инициировал решение относительно шахт, чтобы не менее 70 % выручки уходило на зарплаты. А до этого менеджмент шахт покупал себе всякие глупости и бесконтрольно тратил деньги. Когда денег на зарплаты не хватало, они бежали в правительство. Мы это пытались сломать, чем очень сильно раздражали тех, кто на шахтах зарабатывал.
Вы видели, что министр энергетики господин Насалик лоббирует интересы Игоря Кононенко, с которым у вас были непростые отношения?
Бывало.
Кто самый сильный министр в этом правительстве? Аваков держится отдельно?
Аваков вообще очень сильный и влиятельный политик. Относительно других – есть сильные, есть слабые. Но зачем я буду давать сейчас своим коллегам оценку? Мы, в конце концов, работали вместе как одна команда. Все они знают, как я к кому отношусь.
Читайте также: История одного Арсена. Как Аваков выбился в дамки
«Думаю, все соглашаются с Гройсманом – хватит воровать»
На третий год своего премьерства Гройсман обратился к виртуальным «друзьям», которых он призвал перестать воровать. К кому конкретно был призыв, по вашему мнению?
Я думаю, что все соглашаются с ним – хватит красть. Но это надо было ему не в эфире говорить, а встретиться со своими «реальными» друзьями и сказать это им в глаза. Для меня были полным сюрпризом недавние публичные совещания по борьбе с контрабандой. Но все участники совещаний имели прямое отношение к контрабанде – прокуратура, СБУ, таможня, милиция…
Понятно, что такие разборки не имеют целью побороть контрабанду, это делается иначе. А будет определенный хаос на таможне до тех пор, пока они там между собой не разберутся.
Действительно ли на таможне сейчас такой хаос, что возможен дефицит импортных товаров?
Есть такой риск. Черный бизнес хочет разобраться, как ему завозить товары дешевле. А белому бизнесу, когда есть хаос, тоже непросто, потому что можно попасть под раздачу. Поэтому некоторые импортеры просто ждут. Курс доллара также вносит определенные коррективы.
Экс-руководитель Одесской таможни Александр Власов, который сейчас в статусе и.о. сменил Продана на посту главы ГФС – это человек из системы. Это же не Марушевская, ее спустили непонятно откуда. Почему же отставка Продана, вызвала такой хаос на границах?
ГФС – это очень большая и сложная организация, в ней около 40 тысяч работников, здесь переплетены очень много интересов. Когда нарушается их баланс – это создает хаос.
Как и почему была заблокирована наша реформа ГФС? Я через силу и сопротивление продавил через Кабмин два распоряжения, которыми начинали реформу. До этого у нас был серьезный и напряженный разговор с премьером в его кабинете. Он согласился провести реформу через Кабмин, а потом просто не подписывал принятые решения. Правительство приняло решение в марте 2017 года, а в январе 2018-го их отменило.
Власов, кстати, совсем, недавно отстранен от должности на Одесской таможне, где была обнаружена масштабная контрабанда. Лично Луценко обличением занимался.
Это болезнь системы. Чтобы человек мог эффективно управлять, он не может быть слабым. Продана в свое время назначили и.о. заместителя, а затем и.о. руководителя ГФС. Дважды «и.о.» — это нонсенс. Так и с Власовым — с Одесской таможни его отстранили, а тут сделали «и.о.». Если человек так подвешен, он, скорее всего, будет делать, что скажут.
Конкурс по избранию главы ГФС следует ожидать в ближайшее время?
Конечно, надо провести конкурс и по закону избрать руководителя.
Продан вон, сколько без какого-либо конкурса работал.
Так это же нарушение закона. Там вот какая на самом деле была ситуация. Сначала в январе 2017-го Насирова отстранили решением правительства из-за уголовного производства. На это время назначили «и.о.» Продана. После этого я пытался освободить Насирова, вносил акты на закрытую часть правительства, показывал, что у него двойное гражданство, а это нарушает закон о государственной службе.
Но решение вопроса постоянно затягивалось, так как только Насиров будет уволен – надо выбирать нового руководителя на конкурсе. А премьер хотел сохранить должность за Проданом. Но я все-таки дожал. Насирова освободили, и я сразу же подал документы на проведение конкурса на замещение должности.
Гройсман говорил, что пока он премьер, Продан будет руководить ГФС.
Ничего, что это противоречит закону? Что это за позиция – «мне закон не волнует, я Продана, знаю и ему доверяю». Это же не царство, а страна, которая живет по законам. Проведение нового конкурса необходимо внимательно контролировать. Избрание сильного руководителя зависит от двух факторов. От качества и честности отбора и от того, отправились ли на конкурс качественные кандидаты. Если достойные кандидаты не пришли – в контроле нет смысла. Результат будет плохой.
Я боролся за реформу ГФС, и это стоило мне должности. Поэтому, думаю, всем понятно, что там никто не собирается ничего менять. Также понятно, что впереди выборы и на ГФС будут давить, чтобы зарабатывать деньги. Кто нормальный в такой ситуации пойдет на конкурс, понимая, что победителя определят результаты договоренностей?
Тот, кто, например, захочет разоблачить всю эту мутную схему.
Вот вы и подавайтесь!
А вы не хотите?
У меня нет времени на это, в эти игры пусть другие играют.
«Секвестр будет только тогда, если переговоры с МВФ провалятся»
У вас сложилось впечатление, что Гройсман работает на свое политическое будущее? И поэтому он не поднял цену на газ год назад, однако сейчас все равно придется это делать.
Естественно. Если бы поднял цены на газ год назад, это можно было сделать на 12-13%. Тогда было бы меньше нагрузки на систему субсидий, больше времени для защиты населения и на внедрение действенных компенсаторов.
Кроме того, правительство потеряло доверие международных партнеров, из-за невыполнения взятых обязательств. Может, премьер думал, что ему просто не придется этого делать, что со временем что-то изменится или удастся это перекинуть на кого-то другого. Это привело к задержке с получением средств МВФ, которые очень нужны сейчас, росту курса доллара и увеличению стоимости заимствований. Потеря доверия также сказывается на переговорах с МВФ, которые сейчас проходят, – просто обещаниям верить не будут.
Может, Гройсман рассчитывал вообще без этих денег обойтись? Говорят, он ожидал, что Минфин будет активнее действовать на рынке заимствований. Вы же гордились привлечением средств за рубежом в 2017-ом.
Действительно выход на рынки капитала в прошлом году был большой удачей. Тогда я пообещал инвесторам, что мы будем продолжать реформы и сотрудничество с МВФ. Именно на этих условиях осуществлялись инвестиции. Важнейшим был вопрос закона о создании Высшего антикоррупционного суда, который планировалось принять еще в конце 2017 года как предпосылку следующего транша МВФ. Но этого не произошло.
Выход на рынки до получения транша МВФ нес риски невозможности привлечь необходимую сумму или получить очень высокую стоимость заимствований. Инвесторы понимают: если нет поддержки МВФ, то риски страны увеличиваются. Кто-то готов эти риски брать за высокую ставку, а кто-то не хочет. Большинство инвесторов будут ждать ясности. Очень трудно работать с людьми, которые просто не понимают важность доверия инвесторов. Для них все одинаково: что финансовые рынки, надои, строительство дорог.
В начале года бюджет отставал по доходам, этот разрыв удастся ли ликвидировать до конца года?
Я уверен, бюджет по доходам будет выполнен.
Значит, секвестра не будет?
Секвестр будет только в случае провала переговоров с МВФ.
У нас уже который год в доходную часть бюджета вносятся деньги от приватизации, которая так и не происходит. В этом году мы снова их не увидим?
На этот год предусмотрены поступления от приватизации на уровне 22 млрд. Но уже в первом квартале стало понятно, что ничего не будет – с приватизацией ОПЗ снова тянут, другие важные предприятия исключаются из перечня на приватизацию. Как всегда, частные интересы преобладают над государственными.
Какие именно частные интересы? «Центрэнерго», говорят, хочет приватизировать всем известный влиятельный депутат, старый друг и партнер президента.
Без комментариев.
Почему же вы так уверены, что бюджет в этом году будет выполнен?
Это предвыборный год – проколов не простят.
Напечатают деньги?
Нет, забыли об этом. У Нацбанка сильная команда, которая понимает последствия таких действий.
Бывшие акционеры национализированного «Приватбанка» судятся с государством. Уже есть прецеденты, когда государство проигрывало суды, связанные с банком. Признано незаконным и отменено решение комиссии НБУ о признании семьи Суркисов связанными лицами с «Приватбанком». Таким образом, по решениям судов, государство должно вернуть Суркисам 1,05 млрд. грн., $266,2 тыс. и 7,8 тыс. евро, которые они потеряли при национализации банка.
Думаю, Суркисам это помогли сделать.
Так могут «помочь» и бывшим акционерам, и тем, кто считает, что пострадал от процедуры bail-in (процедура, что позволяет использовать при финансовом оздоровлении банка не средства государства, а средства кредиторов).
Сейчас у меня уже нет инструментов влияния и поэтому не хочу давать никакой оценки.
Если, допустим, они выиграют эти суды, вы с тогдашней главой Нацбанка Валерией Гонтаревой, которые проводили эту национализацию, можете отвечать? Скажем, за нанесение убытков государству.
Во-первых, Минфин не имел никакого отношения к bail-in. А насчет национализации – в нашей стране все возможно. Но важно помнить, что мы спасли банковскую систему от катастрофы и защитили интересы более чем 20 миллионов вкладчиков банка. Ситуация была настолько критически опасной, что, кроме Кабмина, решение о национализации рассматривалось Советом нацбезопасности и обороны.
«Лотерея — суперприбыльный бизнес, миллиарды гривен в год»
Ранее вы говорили, что в бюджете на 2018 год заложены деньги от легализации лотерейного бизнеса. Но до сих пор ничего не легализовано. Когда вы еще работали в правительстве, были представлены новые лицензионные условия, против которых выступил Антимонопольный комитет. Потому что этот проект фактически лоббирует интересы компании УНЛ, которую связывают с нардепом от БПП Александром Третьяковым и экс-главой АП Борисом Ложкиным.
Лотерея — это суперприбыльный бизнес, миллиарды гривен в год. И конечно, у него есть свои лоббисты в парламенте. Сейчас все находится в тени – уплата в бюджет минимальная. В Верховной Раде больше двух лет находятся разработанный Минфином законопроект для урегулирования рынка лотерей. Но он блокируется.
Действующий закон не является оптимальным, но позволяет нам принять новые лицензионные условия и таким образом привлечь средства в бюджет и начать наводить порядок на рынке. Для меня был единственный вариант сломать ситуацию – принять новые лицензионные условия.
И как только мы внесли соответствующий документ на Кабмин, начались атаки со всех сторон. Кому-то хотелось уменьшить платежи в бюджет, кому-то — не допустить на этот рынок государственные банки. Одна компания была под санкциями, что ограничивало возможности получить лицензию на тот момент – и они тоже включились в борьбу.
Читайте также: Агия Загребельская: Антимонопольный комитет наступил на хвост очень влиятельным людям на лотерейном рынке
Война лотерей: кому достанутся миллиарды азартных украинцев
EuroJackpot online. Как сыграть в лотерею?
Вы слышали, что господин Аваков тоже неравнодушен к игорному бизнесу?
Слышал.
Чувствовали давление со стороны его парламентского крыла, крыла Третьякова?
Там столько всего происходило, что вы даже себе не представляете. Было задействовано много людей, в том числе и в государственных органах, которые активно отрабатывали свои деньги.
Недавно заместителем министра финансов стал Сергей Верланов, который принимал участие в разработке правительственного законопроекта о детенизации рынка азартных игр в составе юридической фирмы Sayenko Kharenko. Так вот, он – профессиональный покерист.
Читайте также: Размышления эксперта спортивного портала ESPN Бернарда Ли об игре в покер
Значит, лоббисты этого бизнеса уже достигли таких высот в правительстве?
Давайте будем судить по результатам.
На каких условиях сейчас работают букмекерские конторы – «Пари матч» и другие?
Все абсолютно серое. На букмекерке вообще надо делать отдельный акцент. Здесь много чего хорошего можно воплотить, в других странах это легальный бизнес, доходы от которого через бюджет идут на финансирование социально важных направлений, в частности спорта и здравоохранения.
Читайте также: Бесплатные прогнозы и ставки на спортивные события от профессионалов
Когда министр финансов и правительство стоят перед дилеммой, что денег нет и надо что-то «урезать», что страдает в первую очередь? Инфраструктурные проекты?
Да, в первую очередь, капитальные расходы. А вообще это зависит от приоритетов. Если премьер-министр несколько раз публично заявил, что для него приоритет – разводить розовых кроликов, то эту программу будет уже сложно сократить. В любом случае финансирование приоритетных реформ – таких как медицинская – сокращать нельзя.
Когда реформа успешно доводится до завершения, люди чувствуют положительный результат и это укрепляет доверие к другим инициативам. А у нас этого часто не понимают и отдают предпочтение тому, чтобы понравиться в конкретный момент. Много обещают, а потом дебет с кредитом не сходятся.
Ваш прогноз, каким будет бюджетный процесс в преддверии выборного года?
Это сухой непопулярный бюджет. Он был подан в Раду во время работы в Украине миссии МВФ, которая контролировала его реалистичность. Но понятно, что ко второму чтению он очень сильно изменится. Включится логика – МВФ или выборы? Конечно, будет желание раздуть расходы, потому что как принимать бюджет в предвыборный год с ограничениями, когда не можешь обещать 25 тысяч розовых кроликов?
Автор: Павел Вуец
Источник: Главком
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.