Как Владимир Кудрик превратил «ЛУБНИМАШ» в ведущее производство

06.12.2018 – Вначале 2000-х руководство завода «Комсомолец» в Лубнах на Полтавщине считало, что предприятие достигло предела своей мощности. Здесь выпускали ленточные и шнековые конвейеры, мукомольное оборудование и запчасти к ним.

Прошло 16 лет, и предприятие не узнать. При входе на территорию – фонтан и уютный скверик, куда приезжают отдыхать лубенчане. На месте старых цехов – реконструированные здания, рядом – дома для молодых специалистов с семьями.

Такие трансформации произошли после того, как в 2002 году бизнесмен, лубенчанин Владимир Кудрик стал председателем наблюдательного совета предприятия и поставил перед новой командой руководителей цель вывести его из кризиса.

«Задание было четким: найти новые перспективные направления деятельности, способные обеспечить устойчивое развитие завода на длительный период», – вспоминает директор «ЛУБНИМАШ» Юрий Плескач.

Шаг за шагом коллектив шел к цели. Ежегодно темпы развития предприятия росли в геометрической прогрессии: в 2010-м объемы производства превышали показатели 2002-го в 12 раз, а по итогам 2017-го – более чем в 90 раз. Сейчас только емкостей для хранения зерна ежегодно завод выпускает столько, что они способны вместить минимум 500 000 т зерна.

Читайте также: Бизнесмен Сергей Кролевец: Квантовый прыжок

Интервью с владельцем интернет-магазина «Розетка» Владиславом Чечеткиным

Своя ниша: как заработать деньги на замороженной спирулине

Юрий Онищенко: Коневодство Украины может быть более прибыльным, чем экспорт зерна

Владелец UkrLandFarming Олег Бахматюк: Мои проблемы я буду решать без президента

В прошлом году объемы реализации продукции «ЛУБНИМАШ» составили 360 млн. гривен, в текущем году ожидают продать на сумму более 400 млн. гривен. Значительно расширилась и линейка продукции. Сейчас завод выпускает более 500 наименований, которые продает под брендами «ЛУБНИМАШ» и LUBNYMASH.

Переоснащение предприятия новейшим высокоточным оборудованием от известных мировых производителей, внедрение лучших мировых технологий в производстве, обновление кадров и инвестирование в повышение их квалификации, эффективное управление и ориентация на клиента помогли заводу стать одним из лидеров по строительству современных элеваторов.

В этом году заводу «ЛУБНИМАШ» исполнилось 130 лет. Юбилей отметили новыми достижениями: изготовили тысячную емкость для хранения силоса, а общий объем хранения в них составил около 1,9 млн. куб. м.

А еще – получили сертификат соответствия Евросоюза, став первым украинским предприятием отрасли с таким сертификатом; поставили большую партию элеваторного оборудования на европейский рынок. Планов у «ЛУБНИМАШ» хватит еще на 130 лет, шутит Кудрик.

И добавляет: чтобы их реализовать, нужно не только ставить близкие и далекие цели, но и просчитывать последствия каждой деловой операции, быть готовым к переменам и постоянно учиться. Мало кому из журналистов посчастливилось взять интервью у владельца и председателя наблюдательного совета завода «ЛУБНИМАШ» Владимира Кудрика.

Он – человек не публичный, хотя именно его личные качества лидера и бизнесмена вывели предприятие в тройку ведущих отечественных операторов элеваторного рынка, по объему построенных в Украине мощностей. Его рассказ о возрождении предприятия скорее напоминает слова отца, воспитавшего успешного и счастливого ребенка, и он гордится его достижениями, но сам остается в тени.

Главное условие, которое выдвинул бизнесмен в статье, – чтобы «ЛУБНИМАШ» было написано большими красными буквами и меньшими – «Кудрик Владимир. Как создавалось европейское предприятие». «Во всех направлениях, по которым развивается наш завод, мы захватываем территории, – объясняет он. – Потому что бизнес – это захват новых территорий, новых рынков. Где мы – там яркая надпись красным цветом «ЛУБНИМАШ».

Читайте также: Бизнесмен Андрей Мацола: Сейчас любой бизнесмен может выбирать – платить взятки или нет

Бизнесмен Геннадий Балашов: Самую дорогую недвижимость у меня покупала Раиса Богатырева

Марк Гинзбург: Со временем может появиться долларкоин или еврокоин – государственная криптовалюта, что критически повлияет на курс биткоина

Интервью с владельцем коммерческой веб-платформы Le Boutique Андреем Дрогобицким

Новый импульс

Свою историю предприятие начало еще в 1888 году, когда местный умелец – кузнец выкупил помещение и открыл в нем мастерскую по изготовлению металлоизделий. В начале ХХ века на базе мастерских был основан завод «Механика», который специализировался на выпуске и ремонте сельскохозяйственного инвентаря. В 1930-х годах его переименовали в «Комсомолец». Во время Второй мировой войны завод был разрушен, и с 1944-го его пришлось возрождать.

Вначале 2000-х предприятие, которое несколько десятилетий было гордостью лубенчан, одним из градообразующих, начало приходить в упадок. По мнению Кудрика, уничтожали его устаревшие методы управления.

«Я благодарен тогдашнему руководству за то, что оно не допустило банкротства и разворовывания завода. Но оно не могло дать ему толчок для развития из-за собственной инертности, – считает он. – Успех дела зависит только от руководства, везде и всегда. Только лидеры показывают дорогу».

Бизнесмен решил выкупить предприятие. Так в 2002 году заводу была подарена третья жизнь. «Это было скорее интуитивное решение, поскольку я рассматривал возможность инвестировать средства и в другие объекты», – отмечает Кудрик.

На тот момент элеваторный рынок испытывал острую потребность в качественном оборудовании по доступной цене. 95% из того, что продавалось, было импортным, и Кудрик поставил себе цель потеснить иностранных производителей. «Мне было интересно бросить им вызов. Конкуренция меня мотивирует», – объясняет он.

На то время Кудрик уже имел успешный опыт в торговом бизнесе. Окончив Московский институт железнодорожного транспорта, и получив диплом строителя железнодорожных путей, несколько лет работал по специальности. В 1991-м решил заняться бизнесом.

«Я не хотел быть бедным. Бизнес – это мой жизненный проект, – говорит владелец «ЛУБНИМАШ». – Деньги дают свободу действия, возможность путешествовать, учиться и постоянно совершенствоваться. Для меня деньги – это инструмент влияния на мир».

И он начал менять мир с себя, с завода и его коллектива. Прежде всего, уволил тех, кто пьянствовал и не имел желания работать. Впоследствии пришлось распрощаться и с руководством, которое противилось переменам, не готово было рисковать. С новым директором, коммерческим и финансовым директорами начал строить команду, мотивированную на результат.

«Владимир Степанович всегда был рядом с нами, общался, объяснял, для чего нужны те или иные изменения, вместе с топ-менеджерами, продавцами и конструкторами посещал тренинги и так, как мы, конспектировал. Мы вместе учились и вместе строили предприятие», – вспоминают на «ЛУБНИМАШ».

Заводчане говорят, что пошли за Кудриком благодаря его харизме. Их вдохновляло его трудолюбие и желание развиваться, целеустремленность и инициативность, стремление всегда быть лучшим и достигать своей цели, а умение правильно расставлять приоритеты и находить контакт с людьми настраивало на доверительные отношения. Сам владелец предприятия подчеркивает, что главные инвестиции, которые он сделал после приобретения завода, были в людей, поскольку они – самый ценный ресурс.

«Когда 15 лет назад я сказал своим руководителям, что мы будем строить европейское предприятие, на меня посмотрели, как на сумасшедшего, – вспоминает предприниматель. – Сейчас наша компания влияет на машиностроение в Украине, входит в тройку лидеров по объемам производства элеваторного оборудования. Теперь я стараюсь сделать предприятие, которое было бы всемирно известным. Ставлю все высшие цели, и процесс совершенствования происходит постоянно».

Первая победа 

Однако инвестиции в оборудование вначале были минимальными – то, что приобрели на соседнем обанкротившемся предприятии, досталось зря. Завод продолжал выпускать оборудование для хлебоперерабатывающих предприятий, которое пользовалось спросом. Одновременно активно искали заказы в Украине и за рубежом.

В 2002 году заводу удалось выиграть тендер на поставку оборудования для французской компании Malteurop на солодовню в Черниговской области. Взяться за выполнение заказа было очень рискованным делом, но жизненно необходимым для предприятия.

«Я слушал французского инженера и не понимал, о каком оборудовании идет речь. Но когда он спросил: «Ты это сделаешь?», я сказал да, — вспоминает Кудрик. — Когда через два года я спросил: «Жюльен, как ты мог мне поверить?», он ответил: «Владимир, ты очень убедительно говорил».

Это был очень ценный опыт, который доказал коллективу, что он может успешно выполнить очень высокие требования к качеству оборудования, что готов к жесткой ответственности перед заказчиком, царящим в рыночной экономике.

«Человек только таким образом растет — из-за высокой задачи, которую на первый взгляд выполнить невозможно», — заключает владелец завода.

Французский инженер в развитии его бизнеса сыграл особую роль: первый – поддержал и поверил, когда другие и говорить не хотели, второй раз, через 15 лет – сделал большой заказ на изготовление оборудования в Западную Европу и подтолкнул пройти сертификацию ЕС.

Информация об успешном выполнении поставок для француза быстро распространилась среди участников отрасли, и заказчиков у завода стало больше. Следующий год был неурожайным, и заказчиков среди аграриев снова поубавилось. Заводчане переключились на поиск заказов в других отраслях горнодобывающей, строительной и пищевой, что позволило не только удержаться на плаву, но и получить другой опыт.

Кардинально ситуация на производстве изменилась лишь тогда, когда аграрии начали заказывать не отдельные виды оборудования, а целые зерноперерабатывающие комплексы.

«Рынок очень нуждался в расширении линейки. Мы поняли, что останемся небольшими, если не начнем двигаться дальше», – объясняет Кудрик.

Выбирая дальнейший путь развития, бизнесмен руководствовался стратегией двух океанов – маркетинговым исследованием, которое описал в своей книге Ким В. Чан. Красный – это сегмент ленточных конвейеров, на которых специализировался завод, их, было легко изготовить, а значит – здесь было много конкурентов.

«Я понял, что голубой океан, или свободная ниша для нас – это производство более сложного оборудования. Шаг за шагом мы начали идти к этому», – вспоминает бизнесмен.

В цехах

По словам директора завода Юрия Плескача, кардинальное изменение номенклатуры оборудования стало одним из главных факторов роста объемов производства. Изменилась сельскохозяйственная отрасль, рынок нуждался в новых современных элеваторах – более компактных, высокотехнологичных и производительных.

Соответственно менялось и оборудование, которое производит завод. От комплексов для загрузки зерноскладов заводчане перешли к изготовлению металлических оцинкованных силосов с объемом хранения до 18 000 т каждый, транспортеров и норий производительностью от 25 до 500 т/час.

 В 2005 году освоили производство зерносушилок, а с 2013-го начали массовое изготовление современных экономических зерносушилок шахтного типа производительностью до 100 т/час.

Благодаря горелке бельгийской фирмы, американской электронной системе управления, шахтной компоновке, рекуперации теплоносителя обеспечивается высокая экономичность при съеме влаги с 20% до 14%.

Такая зерносушилка оснащена теплообменником, что делает невозможным прямой контакт зерна с продуктом горения.

За последние пять лет, существенно увеличили ассортимент металлоконструкций, которые используются при строительстве элеваторов, а именно для автомобильных и железнодорожных отгрузок, завальных ям, норийных вышек, опор галерей.

В этом году завод начал изготавливать сушилки для малых и средних фермерских хозяйств. «До их выхода на рынок мы готовились 10 лет: отрабатывали технологию, изучали ошибки других производителей. Я чрезвычайно горжусь результатом», – говорит Кудрик.

Главная особенность сушилки в том, что она работает на альтернативном топливе. Это оценят небольшие хозяйства, в которых нет возможности подключиться к системе газоснабжения и которым не нужна высокопроизводительная сушилка. Средняя производительность агрегата – 5 т/час. После сушки зерно полностью кондиционное. Сушилку можно использовать как стационарную или мобильную.

Благодаря украинскому происхождению она почти наполовину дешевле западных аналогов. Есть и другие интересные разработки, которые предлагают инженеры «ЛУБНИМАШ». Например, благодаря особой конструкции емкостей для хранения зерна удается экономить время на монтаж, что позволяет соорудить их непосредственно перед сбором зерна с полей. Это никоим образом не нарушает герметичности, и они способны выдержать без последствий для зерна зимние морозы, перепады температуры и любые климатические проявления.

Инновационная разработка заводчан – изготовление секторов крыши из оцинкованного металла с износостойким полимерным покрытием GREEN COAT PURAL, задача которых – защитить поверхность от разрушения вследствие накопления на ней грязи.

С самого начала сделали ставку на качественное, надежное и долговечное оборудование. А для этого и материалы подбирают подходящие. Например, для изготовления силосов и транспортного оборудования оцинкованную сталь закупают в Финляндии и Австрии. Несколько лет укомплектовывают конвейеры европейскими приводами.

«Немало наших конкурентов идет на ухудшение оборудования для того, чтобы завоевать рынок. Но пройдет год или два, и они потеряют от этого больше – время, ресурсы, имидж», – уверен Кудрик.

Привлечение средств 

На заводе стремились обеспечить проведение замкнутого цикла производства – от литья заготовок до сборки и испытания готовой продукции. Для этого постоянно инвестировали в собственную производственную базу, углубленную модернизацию производства, вкладывали собственные средства и привлекали кредиты.

«Одна из особенностей работы предприятия – это долговечность изготовленного полного комплекса оборудования для элеваторов. Поэтому во время выполнения таких проектов имеется потребность в оперативном привлечении кредитных средств для покрытия затрат по доведению заказа до полной готовности», – объясняет директор завода.

Также привлекали кредитные средства для приобретения комплекса современных станков по обработке металла и линий изготовления панелей и ребер жесткости для силосов. Работали с несколькими банками. Довольно плодотворное сотрудничество сложилось с «Укрэксимбанком» по сопровождению экспортного контракта с Узбекистаном. Сейчас на предприятии действуют программы льготного кредитования клиентов при заказе оборудования предприятия, партнерские программы заключены с «Ощадбанком» и «Укрэксимбанком».

Вложения средств в обновление и модернизацию многократно оправдали себя в условиях конкуренции, особенно с зарубежными производителями. «ЛУБНИМАШ» выпускает продукцию высокого качества по украинской цене. Положительно отражается на качестве и конечной цене оборудования и то, что завод, в отличие от многих конкурентов, самостоятельно выпускает почти все детали. Многолетний опыт позволил создать полноценный комплексный пакет разработок, а при необходимости – предложить индивидуальные решения для каждого заказчика.

Кроме того, специалисты «ЛУБНИМАШ» выполняют монтажные и пусконаладочные работы, оказывают услуги по реконструкции уже существующих объектов.

Векторы сбыта

В первые несколько лет основными потребителями были страны СНГ с большей долей в России. Но в отличие от многих производителей завод почти не ощутил потери российского потребителя после 2014-го.

«Еще в 2011 году русские открыто говорили, что стараются не покупать украинское оборудование – не потому, что оно плохое, а потому, что украинское. Поэтому мы расширяли рынки сбыта», – отмечает Кудрик.

Среди традиционных направлений – Молдова, Беларусь, Россия, сотрудничали с Азербайджаном и Литвой, делают поставки элеваторного оборудования в Казахстан, Узбекистан, Индию. Активно изучают рынки Ближнего Востока и Центральной Азии. Стратегической задачей было освоение европейского вектора и поиск новых клиентов и партнеров в Европе.

Чтобы завоевать страны Старого света и заработать валюту, заводу пришлось внедрять новейшие технологии на производстве и повышать качество продукции. В прошлом завод изготовил оборудование для строящегося на территории Украины завода с западными инвестициями.

Заказчику понравилось качество и четкое исполнение заказов, и он пригласил завод для участия в тендере на изготовление и поставку оборудования в Европу, который «ЛУБНИМАШ» выиграл. Цели, к которой шли 16 лет, достигли в этом году – продукция «ЛУБНИМАШ» получила сертификаты соответствия Европейского Союза, и весной завод осуществил поставку 30 единиц транспортного оборудования в Западную Европу.

Впрочем, около 90% продукции «ЛУБНИМАШ» продается в Украине и лишь 10% экспортируется. «Украинский аграрный сектор очень быстро развивается и поглощает все, – говорят в отделе сбыта. – Мы не отказываемся от зарубежных заказов. Но, откровенно говоря, не делаем пока для этого сверх усилий».

С клиентами компания стремится строить долгосрочные партнерские отношения, сделать так, чтобы оборудование работало десятки лет с высоким качеством. Среди заказчиков – и мелкие фермеры и агрохолдинги. На предприятии считают, что через три года рынок элеваторного оборудования насытится крупными элеваторами по 70 000-100 000 т.

Далее производители начнут выпускать меньше – до 20 000 т для фермеров, которые обрабатывают около 2000 га и смогут сохранить собственное зерно и предоставить услуги соседям.

«Агрохолдингов и фермеров будет 50:50, – прогнозирует Кудрик. – Но фермеры несколько укрупнятся: ибо тем, у кого 50-100 гектаров, трудно. Успешные фермеры будут те, у кого от 350 гектаров».

Отношения с фермерами и агрохолдингами приходится выстраивать по-разному. В агрохолдинге много центров для принятия решений, переговоры длятся долго, но ведь и заказы на существенные суммы. Работа с малыми и средними фермерами нередко требует индивидуального подхода и изготовления несерийных изделий, хотя и удорожает оборудование.

«Это и есть особый подход к каждому. Если объем оборудования растет, значит, путь правильный, и подход правильный», – делает вывод Кудрик.

У многих украинских аграриев вызывает наибольшее доверие к изделиям лубенчан именно тот факт, что украинский завод работает с прицелом на Европу, а значит, качеству его продукции можно доверять. Зарубежные компании знают продукцию завода по выставкам Agriteсhniсa в Ганновере и тоже довольно охотно становятся его клиентами, потому, что за меньшие деньги покупают оборудование европейского качества.

Ближайшие цели 

В ближайшие три года предприятие планирует увеличить объем производства на 75%. Чтобы этого достичь, не понадобятся ни инвестиции в производство, ни расширение цехов. «Достигнем результата только благодаря обучению персонала», – уверен Кудрик.

Бизнесмен много путешествует и в каждой стране, где бывает, изучает опыт передовых компаний. Его вдохновляет опыт канадцев, которые инвестируют не столько в оборудование, или инновации, как в персонал. Взяв лучшие практики, например, за последние два года на заводе в 10 раз увеличили время на обучение персонала. Чтобы привести на предприятие молодые кадры, построили дом на 12 квартир и заканчивают реконструкцию другого здания, где смогут жить еще 45 семей конструкторов, технологов, инженеров.

Такая мотивация срабатывает очень эффективно, косвенные инвестиции положительно влияют на подбор персонала. На предприятии рассказывают о комплексе систем мотивации, о которых знает каждый работник, ведь это влияет на размер его заработка.

Например, денежные вознаграждения предусмотрены за перевыполнение производственного плана, за идею внедрения производственных процессов или сокращение производственных затрат или человеческих ресурсов. Эти системы стимулируют работника, делают его совершеннее и развитее, а предприятие – более успешным.

«Мы знаем, что в сложное мгновение жизни руководство поможет. В свою очередь Владимир Степанович может положиться на каждого из нас и знает, что его не подведут», – говорят заводчане.

Топ-менеджеры, которых Кудрик подбирал длительное время, разделяют его идеологию. Этих людей он называет центром выработки стратегий и принятия решений, с которым у бизнесмена прочная спайка.

Последние годы на заводе продвигают концепцию бережливого производства, которая еще в 1950-х годах была успешно внедрена на японском предприятии Toyota и основанная на стремлении к устранению всех видов потерь. В ее основе – вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальная ориентация на потребителя.

В конечном итоге такой подход к менеджменту обеспечивает долговременную конкурентоспособность без существенных капиталовложений. Бережливому производству учатся не только рабочие, но и топ-менеджеры, и владелец предприятия.

«Главная наша цель – чтобы каждый сотрудник реализовал себя, хорошо зарабатывал и был счастлив, – говорит Кудрик. – Тогда предприятие очень быстро развивается и становится непобедимым. Этим путем мы сейчас идем».

Девять тезисов Владимира Кудрика

О собственных ошибках: «Был период, когда я думал, что бизнес будет двигаться сам по себе, и не уделял ему достаточно внимания. Потом пожалел об этом. Бизнес — как ребенок: хочешь, чтобы он вырос успешным, уделяй ему внимание, общайся, воспитывай».

Про чужие ошибки: «Я видел, как падают крупные компании за рубежом и в Украине из-за человеческой гордыни. Если люди, достигнув больших успехов, ведут себя так, будто сидят на вершине Олимпа, то они теряют чувство рынка, связь с ним. Это их и уничтожает».

Об успехе компании: «Одна из главных составляющих успеха «ЛУБНИМАШ» заключается в умении делегировать полномочия топ-менеджерами – директором, коммерческим и финансовым директором. Я научился доверять им, а они, получив полномочия, растут. Потому что человек растет, когда он не в комфорте, когда есть трудности, препятствия, когда он решает большие задачи».

О системности: «Система характеризуется не ошибкой, а реакцией на нее. Это один из лозунгов нашей компании. Ошибаются все, может что-то сломаться или случиться непредсказуемое, главное – кто как себя ведет в такой ситуации. Одни ищут крайних. Другие – делают выводы и идут дальше».

О качестве лидера: «лидера невозможно воспитать. Человек таким должен родиться, тогда быть лидером — его жизненное предназначение».

О качестве бизнесмена: «Можно человека научить заниматься предпринимательством, развить, но главное – он должен таким родиться. С задатками бизнесменов рождается около 5% людей, они обладают интуицией, деловым мышлением, внутренним желанием быть лидером».

О потенциале человека: «Во время поездок с заводчанами на учебу я и учусь, и наблюдаю за другими. Если вижу тех, кому это интересно, начинаю продвигать. Потому что люди, которые любят свое дело, достигают наибольшего успеха. А я, таким образом, стараюсь окружать себя неравнодушными людьми. А когда у человека холодная кровь – его не изменишь».

О бизнес-целях: «Еще не все цели достигнуты. Главное — не потерять жажды к работе. Я не понимаю, что такое пенсия или отдых. Если ты таким родился – это твой путь, пройди его до конца».

О жизненных целях: «Мой жизненный проект – это воспитание молодежи. Когда-то я мечтал поступить в педагогический университет и преподавать студентам историю и географию. Моя сестра мечтала стать журналистом. Я родился на Колыме в Магаданской области. И отец нам с сестрой говорил, что мы выбрали профессии, куда нас не возьмут. Он посоветовал: «Выбирайте технические профессии и добьетесь результата». Я двигался своим путем, но все равно получилось по-моему, потому что сейчас много занимаюсь воспитанием молодежи на предприятии, общаюсь с работниками старшего возраста. Все равно в конечном результате произошло по-нашему».

Автор: Лариса Степанушко

Источник: Landlord

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий