Инструкция по охране труда для грузчика

08.12.2013 – Представляем вашему вниманию инструкцию по охране труда для грузчика. Инструкция включает пять глав: 1) общие требования по охране труда; 2) требования по охране труда перед началом работы; 3) требования по охране труда при выполнении работы; 4) требования по охране труда по окончании работы; 5) требования по охране труда в аварийных ситуациях.

СКАЧАТЬ: Инструкция по охране труда для грузчика

Глава 1. Общие требования по охране труда

1. К выполнению погрузочно-разгрузочных работ вручную с применением простейших погрузочно-разгрузочных приспособлений допускаются лица, возраст которых соответствует установленному действующим законодательством, прошедших медицинский осмотр в установленном порядке и не имеющие противопоказаний к выполнению данного вида работ, прошедшие производственное обучение по соответствующей программе, проверку теоретических знаний и практических навыков безопасных способов работы и допущенные к самостоятельной работе в установленном порядке.

2. Подростков в возрасте до 18 лет направлять на погрузку, разгрузку и переноску тяжестей запрещается.

Переносить и передвигать тяжести подросткам обоего пола в пределах норм можно лишь тогда, когда это связано с выполняемой ими постоянной работой по профессии и занимает не более 1/3 рабочего времени.

Для подростков в возрасте от 14 до 18 лет устанавливаются следующие нормы предельно-допустимых величин подъема и перемещения тяжестей:

При перемещении грузов на тележках или контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать максимально допустимый груз подъема и перемещения вручную в соответствии с возрастом.

3. Для женщин установлены следующие предельные нормы подъема и перемещения тяжестей вручную:

При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг.

Расстояние, на которое перемещается груз вручную, не должно превышать 5 м; высота подъема груза с пола ограничивается 1 м, а с рабочей поверхности (стол и др.) – 0,5 м.

4. Предельная норма переноски грузов при ровной и горизонтальной поверхности на расстоянии до 50 м для мужчин старше 18 лет не должна превышать 50 кг.

5. Периодический медицинский осмотр грузчик проходит один раз в 5 лет, установленном Минздравом Республики Беларусь.

6. Грузчик должен пройти инструктажи по безопасности труда:

при приеме на работу – вводный и первичный на рабочем месте;

в процессе работы не реже одного раза в 6 месяцев – повторный;

при введении в действие новых или переработанных нормативных актов (документов) по охране труда или внесении изменений к ним; замене или модернизации оборудования, приборов и инструмента, сырья, материалов и иных факторов, влияющих на охрану труда;

нарушении грузчиком требований безопасности труда, которые могут или привели к травме, взрыву или пожару, перерывах в работе более, чем 60 календарных дней, а при выполнении работ, связанных с погрузкой и разгрузкой опасных грузов;

при перерывах в работе, более чем 30 календарных дней – внеплановый;

перед началом работ с опасными грузами – целевой.

7. Повторную проверку знаний безопасных методов работ грузчик должен проходить не реже одного раза в 12 месяцев.

Внеочередную проверку знаний грузчик проходят в следующих случаях:

при переходе с одного предприятия на другое;

при перерыве в работе по специальности более одного года;

по требованию вышестоящей организации, ответственных лиц предприятия.

8. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ грузчик должен знать свойства материалов, с которыми ему приходится работать.

Грузы по степени опасности подразделяются на:

малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты и т.д.);

опасные по своим размерам;

пылящие или горючие (цемент, минеральные удобрения, асфальт, битум и т.д.);

опасные грузы.

К опасным грузам относятся взрывчатые материалы; газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением; легковоспламеняющиеся жидкости и твердые вещества; самовозгорающиеся вещества; вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой; окисляющие вещества и органические пероксиды; ядовитые вещества и инфекционные вещества; радиоактивные материалы; едкие и (или) коррозионные вещества; прочие опасные вещества.

9. При выполнении работ по погрузке и разгрузке баллонов со сжиженным на газонаполнительных станциях, складах баллонов грузчик должен знать свойства сниженного газа.

По степени воздействия на организм углеводородные сниженные газы относятся к веществам 4 класса опасности по ГОСТ 12.1.007 (вещества малоопасные). Человек, находящийся в атмосфере с небольшим содержанием паров сниженного газа в воздухе, испытывает кислородное голодание, а при значительных концентрациях в воздухе может погибнуть от удушья.

Сжиженные газы, попадая на тело человека, вызывают обмораживание, напоминающее ожог.

Сниженные газы образуют с воздухом взрывоопасные смеси при концентрации паров пропана от 2,1 до 9,5 %, нормального бутана от 1,5 до 8,6% (по объему), при давлении 96066 Па (1 атм.) и температуре 15-20°С.

10. Грузчик должен:

знать правила погрузки, выгрузки и складирования грузов, правила применения простейших погрузочно-разгрузочных приспособлений;

иметь четкое представление об опасных и вредных производственных факторах, связанных с выполнением работ, и знать основные способы защиты от их воздействия;

знать требования взрыво- и пожаробезопасности при выполнении работ и уметь пользоваться средствами пожаротушения;

пользоваться при выполнении работ средствами индивидуальной защиты, выдаваемыми в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты:

костюм х/б 3Ми – 12 мес.;

головной убор – 12 мес.;

полусапоги кожаные с защитным носком (сапоги кирзовые с защитным носком) Мун200 – 12 мес.;

сапоги резиновые В 12 мес.;

рукавицы комбинированные (рукавицы брезентовые) Ми – до износа;

куртка х/б на утепляющей прокладке Тн – 36 мес.;

брюки х/б на утепляющей прокладке Тн – 36 мес.;

валяная обувь Тн20 48 мес.;

галоши на валяную обувь – 24 мес.;

рукавицы утепленные Тн20 24 мес.;

плащ непромокаемый Вн (дежурный);

При выполнении работ при погрузке и выгрузке бурого угля, лигнина и торфа:

комбинезон х/б с капюшоном из пыленепроницаемой ткани Пм – 12 мес.;

полусапоги кожаные полезащитные на резиновой подошве Пс – 12 мес.;

сапоги резиновые В 12 мес.;

рукавицы х/б из винилискожи Т-прерывистой Мп – до износа;

каска защитная 24 мес.;

очки защитные 3П – до износа;

респиратор до износа;

куртка х/б на утепляющей прокладке Тн – 36 мес.;

брюки х/б на утепляющей прокладке Тн – 36 мес.;

подшлемник зимний 24 мес.;

сапоги кирзовые утепленные Тн20 – 24 мес.;

плащ непромокаемый Вн (дежурный).

уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему;

выполнять правила внутреннего трудового распорядка;

знать санитарно-гигиенические условия труда и соблюдать требования производственной санитарии.

11. Грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах в холодное время года на открытом воздухе, кроме обеденного перерыва представляются специальные перерывы для обогрева и отдыха, которые включаются в рабочее время в соответствии с законодательством.

12. Грузчик не должен подвергать себя опасности и находиться в местах производства работ, которые не относятся к непосредственно выполняемой им работе.

13. О каждом несчастном. на производстве пострадавший или очевидец немедленно должен сообщить непосредственному руководителю работ, который обязан:

организовать первую помощь пострадавшему и его доставку в медицинский пункт;

сообщить о случившемся руководителю подразделения;

сохранить до начала работы комиссии по расследованию обстановку на рабочем месте и состояние оборудования таким, каким они были в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих работников и не при ведет к аварии.

14. Грузчик несет ответственность за:

соблюдение правил погрузки, выгрузки и складирования грузов, выполнение требований инструкции по охране труда, правил пожарной безопасности;

соблюдение правил внутреннего трудового распорядка;

качественное выполнение работ;

аварии, несчастные случая другие нарушения, причиной которых явились действия грузчика, нарушающего правила погрузки, выгрузки и складирования грузов и требования инструкции по охране труда.

15. За нарушение трудовой дисциплины, несоблюдение нормативно-технических документов по охране труда грузчик привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь.

16. Грузчик обязан оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении своего здоровья.

17. Грузчик, появившийся на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения, не допускается в этот день к работе.

18. Грузчик обязан выполнять работу, обусловленную трудовым договором.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы

19. Организация рабочего места грузчика должна обеспечивать безопасность выполнения работ.

20. Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть хорошо освещены, освобождены от посторонних предметов и иметь основание, обеспечивающее устойчивость подъемно-транспортного оборудования, складируемых материалов и транспортных средств.

21. Движение транспортных средств в местах производства погрузочно-разгрузочных работ должно быть организовано по схеме, утвержденной администрацией предприятия (организации), с установкой соответствующих дорожных знаков, а также знаков, принятых на железнодорожном транспорте.

22. Проходы и рабочие места должны быть выровнены и не иметь ям, рытвин. Зимой проходы должны быть очищены от снега, а в случае обледенения посыпаны песком, шлаком или другими противоскользящими материалами.

23. Для прохода (подъема) на рабочее место должны быть предусмотрены тротуары, лестницы, мостики, тралы, отвечающие требованиям безопасности.

24. Для предупреждения о возможной опасности в местах производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть установлены ( вывешены) знаки безопасности.

25. Движущиеся и вращающиеся части производственного оборудования, грузоподъемных механизмов должны быть ограждены или снабжены другими средствами защиты и окрашены в сигнальные цвета, если они являются источником опасности.

При работе напольного конвейера во избежание искрообразования все трущиеся и вращающиеся узлы и детали должны быть смазаны солидолом или другими консистентными смазками.

26. На месте производства погрузочно-разгрузочных работ не допускается пребывание лиц, не имеющих прямого отношения к проводимой работе.

27. Грузчик перед началом работы должен:

надеть и привести в порядок спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;

ознакомиться с порядком и способом проведения работ;

убедиться в отсутствии посторонних предметов на месте проведения работ и, при необходимости, привести в порядок рабочее место и проходы;

убрать все лишнее из под ног;

если пол скользкий (облит маслом, краской, водой) требовать, чтобы его вытерли или сделать это самому;

проверить наличие и исправность погрузочно-разгрузочного инвентаря и инструмента;

убедиться в наличии и исправности средств пожаротушения. Пожарный инвентарь должен быть размещен в специально отведенных для него местах. К средствам пожаротушения должен быть обеспечен свободный доступ.

Глава 3. Требования  по охране труда при выполнении работы

28. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ необходимо соблюдать следующие общие требования безопасности:

не производить работы на захламленных площадках;

не допускать посторонних лиц к месту производства работ;

курить только в специально отведенных местах;

пользоваться исправным погрузочно-разгрузочным инвентарем и инструментом;

при механизированной погрузке (выгрузке) грузов быть внимательным к сигналам, подаваемым машинистами подъемно-транспортного оборудования (краны, погрузчики и т.п.);

погрузку и выгрузку полувагонов, платформ, автомобилей производить без нарушения их равновесия;

не находиться в зоне возможного падения груза;

во избежание поражения электрическим током не подходить близко к оборванным и оголенным электрическим проводам и кабелям, не касаться их руками и металлическими предметами.

29. Требования безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте.

30.Грузчик должен:

при подходе автомобиля к месту загрузки (выгрузки) отойти в безопасное место;

при размещении автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках следить за тем, чтобы расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом, было не менее 1 м, а между автомобилями, стоящими рядом по фронту – не менее 1,5 м. При установке автомобилей для погрузки или разгрузки вблизи стены здания (сооружения) между зданием и задним бортом кузова должно обеспечиваться расстояние не менее 0,5 м, при этом заднее колесо автомобиля должно упираться в бордюрный камень тротуара или отбойный брус. Расстояние между автомобилем и штабелем груза должно составлять не менее 1 м;

при постановке под погрузку или разгрузку автомобилей следить, чтобы между платформами (кузовами) транспортных средств и площадками (рампы, эстакады) не оставалось прохода, тем самым не создавалась опасность попадания работающих между транспортом и площадками;

к загрузке и выгрузке автомобилей приступать только после их полной остановки. Автомобиль, поставленный под загрузку или выгрузку, должен быть заторможен ручным тормозом, под колеса необходимо подложить упоры (башмаки);

перед открыванием бортов грузовых автомобилей убедиться в безопасном расположении груза в кузове;

груз размещать, а при необходимости закреплять на транспортном средстве так, чтобы он не подвергал опасности водителя и окружающих; не ограничивал водителю обзорности; не нарушал устойчивости транспортного средства; не закрывал световые и сигнальные приборы, а также номерные знаки и регистрационные номера.

31. Открывать и закрывать борта автомобиля должны не менее двух человек, при этом они должны находиться сбоку от открываемых бортов кузова.

32.При погрузке и разгрузке навалочных грузов необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

при загрузке навалочных грузов вручную расстояние между рабочими должно обеспечивать безопасность выполнения работ;

погрузку навалочных грузов разрешается производить только с одной стороны; нельзя находиться со стороны, противоположной загрузке;

ручную погрузку навалочных грузов в автомобиль следует начинать при одном открытом борте. Следует своевременно закрывать борт, т.к. чрезмерная загрузка может затруднить или даже не позволить закрыть борт;

при погрузке навалом груз не должен возвышаться над бортами кузова (стандартными или наращенными) и должен располагаться равномерно по всей площади кузова;

разравнивать в кузове автомобиля (прицепа) — навалочный груз и убирать упавший мимо кузова автомобиля (прицепа) следует только после прекращения работы подъемно-транспортного оборудования;

при погрузке пылящих грузов в открытых кузовах следует покрывать их брезентом и рогожками для предохранения от распыления. Пылящие грузы разрешается перевозить в уплотненных кузовах;

очищать поднятые кузова автомобилей-самосвалов от сыпучих грузов, низких строительных растворов и т.д. следует скребками или лопатами с удлиненной ручкой. Рабочие, производящие очистку, должны находиться на земле.

33. Погрузка, выгрузка и перемещение тяжеловесных грузов должны производиться при соблюдении следующих условий:

при мягком грунте и неровной поверхности на пути перемещения груза должны укладываться доски, брусья или шпалы;

катки применять прочные, ровные, достаточной длины, концы должны выступать не более 40 см;

для подведения катков под груз пользоваться ломами или реечными домкратами;

при перемещении груза по наклонной плоскости вниз нужно применять задерживающие приспособления, чтобы груз не катился под действием собственной тяжести;

во время передвижения груза остерегаться вытолкнутых из-под груза катков (при случайном его срыве);

запрещается брать каток для перекладывания его вперед, раньше, чем он освободится из-под груза.

34. Тяжелые штучные материалы, а также ящики с грузами следует перемещать при помощи специальных ломов или других приспособлений.

35. При перемещении ящичных грузов во избежание ранения рук каждый ящик необходимо предварительно осматривать. Торчащие гвозди и концы металлической обивки ящиков должны быть забиты (или извлечены).

36. При выполнении погрузочно-разгрузочных операций с катно-бочковыми грузами необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

катно-бочковые грузы разрешается грузить (разгружать) вручную путем перекатывания. Если пол площадки и пол кузова расположены на разных уровнях, то указанные грузы должны грузиться (разгружаться) по слегам двумя рабочими вручную при массе одного места не более 80 кг, а при массе более 80 кг эти грузы должны грузиться (разгружаться) при помощи прочных канатов или с помощью механизмов;

грузчикам запрещается находиться перед скатываемыми или позади накатываемых по слегам (покатам) катно-бочковых грузов;

при погрузке и разгрузке барабанов с карбидом кальция грузчики не должны пользоваться крючьями, ломами, лопатами или другими металлическими предметами;

разгружать барабаны с карбидом кальция разрешается только по слегам или другим безопасным способом. Сбрасывать барабаны, наносить удары по ним и кантовать запрещается, так как это может привести к нарушению герметичности;

переноска катно-бочковых грузов на спине (плече) независимо от их веса категорически запрещается;

37. При погрузке ящичного груза, катно-бочкового и другого штучного груза на транспортное средство необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова следует увязывать крепкими канатами, веревками. Пользоваться металлическим канатом и проволокой запрещается;

грузчики, увязывающие грузы, должны находиться только на погрузочной площадке;

высота груза не должна превышать высоту проездов путепроводами, встречающимися на пути следования, и быть не более 3,8 м от поверхности дороги до высшей точки груза;

при укладке грузов в катно-бочковой таре в несколько рядов их следует накатывать по слегам или покатам боковой поверхностью. Бочки с жидким грузом устанавливают пробкой вверх. Каждый ряд должен укладываться на прокладках из досок с подклиниванием всех крайних рядов. Запрещается применение вместо клиньев других предметов;

ящичный, катно-бочковой и другой штучный груз должен быть уложен плотно, без промежутков, укреплен или увязан так, чтобы во время движения, остановок и поворотов груз не мог перемещаться или опрокидываться. При наличии промежутков между грузами следует вставлять прочные деревянные прокладки и распорки.

38. При погрузке, разгрузке и перемещении кислот, щелочей и других едких жидкостей грузчик должен:

перед началом погрузки (выгрузки) убедиться в отсутствии повреждения тары;

погрузку и разгрузку бутылей производить вручную;

перемещать кислоты и другие жидкости в бутылях в приспособленных для этого косилках, тачках и т.д., обеспечивающих полную безопасность. На тачках, тележках, носилках и других приспособлениях должны быть оборудованы гнезда по размеру тары, стенки гнезд обиты мягкими материалами;

переносить бутыли с кислотой за ручки в корзинах после предварительной проверки дна и ручек корзины. Работы по переноске кислот выполняются двумя рабочими. Запрещается переносить бутыли с кислотой и щелочью на спине или перед собой;

стеклянную тару с жидкостями в специальной упаковке устанавливать на транспортное средство вертикально (пробкой вверх). Запрещается устанавливать груз в стеклянной таре друг на друга (в два ряда) без соответствующих прокладок, предохраняющих нижний слой от разбивания во время движения.

39. При погрузке, и выгрузке грузов, превышающих габариты подвижного состава по длине на 2 м и более (длинномерные грузы), необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

погрузка и выгрузка длинномерных грузов (труб, балок, бревен и т.п.), как правило, должна быть механизирована. Разгрузка вручную требует обязательного применения прочных слег. Эта работа должна выполняться не менее, чем двумя грузчиками;

при погрузке длинномерных грузов на автомобиль с прицепом-роспуском необходимо оставлять зазор между щитом, установленным за кабиной автомобиля и торцами груза для того, чтобы на поворотах и разворотах груз не цеплялся за щит;

полуприцепы должны загружаться, начиная с передней части (во избежание опрокидывания), а разгружаться – задней части;

при перевозке грузов (трубы, балки и т.п.) длиной более 6 м необходимо надежно крепить их к прицепу;

если длинномерные грузы имеют разную длину, более короткие следует располагать сверху;

не допускается погрузка длинномерных грузов выше стоек коников;

запрещается грузить длинномерный груз по диагонали в кузове, оставляя выступающие за боковые габариты автомобиля концы;

не допускается загораживать грузом двери кабины водителя.

40. Длинномерные грузы (доски, подтоварники и т.д.) должны переноситься несколькими рабочими примерно одинакового роста на одном плече. Поднимать и опускать груз следует по команде. При сбрасывании груза все рабочие должны находиться по одну сторону от него. Групповая переноска длинномерных грузов на плечах по наклонным сходням запрещается.

41. Погрузку и разгрузку полиэтиленовых труб и соединительных деталей следует выполнять с предельной осторожностью во избежание механического повреждения их поверхности и сплющивания. Погрузку, разгрузку полиэтиленовых труб диаметром до Дн-225 мм следует производить вручную, Дн-225 мм — автомобильными кранами.

Сбрасывание труб, плетей и отдельных трубозаготовок с транспортных средств не допускается.

42. Не допускается выполнение погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами при обнаружении несоответствия тары требованиям нормативно-технической документации, неисправности тары, а также при отсутствии маркировки и предупредительных надписей на ней.

43. При погрузке, разгрузке и перемещении баллонов со сжатыми и сжиженными газами следует соблюдать следующие требования безопасности:

при выполнении погрузочно-разгрузочных операций с баллонами должны приниматься меры против их падения, повреждения и загрязнения;

перемещение баллонов должно производиться с помощью устройств, предназначенных для этой цели и обеспечивающих безопасность эксплуатации;

во время погрузки и разгрузки автомобиля для перевозки баллонов его двигатель должен быть выключен, за исключением тех случаев, когда автомобиль имеет устройство для погрузки и разгрузки баллонов с приводом от двигателя. Снимать баллоны с автомобиля колпаками вниз не разрешается;

грузить баллоны со сжатыми и сжиженными газами разрешается только при наличии на них предохранительных колпаков, предохраняющих вентиль от повреждения и загрязнения, а на боковых штуцерах вентилей баллонов должны быть поставлены заглушки;

не допускается погрузка кислородных баллонов в загрязненные кузова, особенно при наличии в них масляных загрязнений;

запрещается находиться в. зоне возможного падения баллонов;

не допускается переносить баллоны вентилем вниз, а также сбрасывать их из кузова; переносить баллоны на плечах, а также перекатывать баллоны по земле или тянуть их по полу за вентиль;

запрещается подвергать баллоны ударам, резким толчкам.

44. Перемещение баллонов со сжиженным газом в отделении наполнения и хранения баллонов на ГНС, а также на складах баллонов СУГ должно производиться с помощью транспортеров, рольгангов и других специальных приспособлений. Допускается перекатывание баллонов на башмаке. Перемещение баллонов магнитным краном запрещается.

45. При перемещении баллонов со сжиженным газом с помощью конвейера грузчик обязан:

установку баллонов на конвейер производить, соблюдая осторожность, избегая ударов их друг друга и падения;

обязательно проверять закрытие вентиля;

при обнаружении утечки из баллона или заглушек на боковых штуцерах вентилей, немедленно доложить руководителю работ;

не допускать перегрузку конвейера;

остановить работу конвейера в случаях возникновения завала баллонов, при разрыве конвейера; при выходе из строя отдельных деталей и узлов механизма; при возникновении пожара на погрузочной рампе или других объектах; при загазованности территории или рабочего места.

46. При погрузке баллонов на транспортное средство, предназначенное для перевозки сжиженных газов, они должны укладываться предохранительными колпаками в одну сторону поперек кузова с прокладками между баллонами. В качестве прокладок между баллонами могут применяться деревянные бруски с вырезанными гнездами для баллонов, а также веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм или другие прокладки, предохраняющие баллоны от ударов друг о друга. В автомобилях типа “клетка” баллоны укладываются вентилями внутрь кузова: допускается их погрузка без предохранительных колпаков.

47. При перевозке баллонов со сжиженным газом в специальных контейнерах погрузка и разгрузка контейнеров и баллонов должны быть механизированы.

48. Рабочим, занятым на погрузочно-разгрузочных работах на автомобильном транспорте, запрещается:

запускать двигатель автомобиля;

работать на автомобилях или прицепах с неисправными полами, бортами и зазорами кузова;

садиться на борта кузова и кабину или стоять на подножке автомобиля;

при маневрировании автомобиля под загрузкой или выгрузкой, находиться сзади автомобиля;

при загрузке навалочных грузов вручную и механизированным способом находиться в кузове автомобиля (прицепа), а также между погрузочно-разгрузочным механизмом и автомобилем (прицепом);

находиться в кузове автомобиля, прицепа или полуприцепа при погрузке грузов механизмами или из бункеров;

находиться в кузове автомобиля-самосвала;

загружать автомобили сверх установленной грузоподъемности;

пользоваться для увязки веревкой с потертыми местами и узлами;

во время движения автомобиля грузить, выгружать, перекладывать груз с места на место, а также пересаживаться;

во время разгрузки автомобилей-самосвалов находиться вблизи кузова со стороны разгрузки. В случае задержки груза в кузове вставать на борт и на колеса и помогать выгрузке запрещается.

49. Перевозка грузчиков в кузове, как правило, не допускается. Они должны находиться в кабине.

В виде исключения грузчикам разрешается находиться в кузове только при перевозке малоопасных грузов (стройматериалы, товары ширпотреба, овощи, продукты питания).

Во время движения автомобиля грузчики, находящиеся в кузове, должны выполнять все указания водителя.

В случае смещения груза или ослабления увязки грузчики обязаны немедленно сообщить водителю и после остановки автомобиля устранить неполадки.

50. Требования безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте.

50.1. При выполнении работ на железнодорожных путях запрещается:

перебегать пути непосредственно перед движущимся поездом и локомотивом;

подлезать под вагоны для перехода занятого пути;

проходить между стоящими расцепленными вагонами, если расстояние между ними менее 5 м;

становиться на рельс и садиться на него;

подниматься на подножки вагонов и локомотивов и сходить с них во время движения.

50.2. Перед переходом железнодорожных путей следует убедиться, нет ли движущихся локомотивов или вагонов. Через железнодорожные пути необходимо переходить под прямым углом.

50.3. Железнодорожные вагоны (полувагоны, платформы) под разгрузкой должны стоять только на специально отведенных для этого местах.

50.4. При перекатывании вагонов запрещается:

спускать под уклон вагоны, не имеющие тормозов;

перекатывать вагоны (платформы) при открытых дверях (бортах);

становиться на пути, чтобы удержать или подтолкнуть вагон;

находиться в вагоне (на платформе) во время движения.

50.5. Железнодорожный вагон, полувагон или платформа, поставленные под разгрузку, должны быть надежно заторможены.

50.6. При открывании люков полувагонов, дверей вагонов и бортов платформ необходимо применять специальные рычаги, что обеспечивает нахождение рабочих вне зоны возможного падения груза.

Рабочие, открывающие или закрывающие двери вагона, должны находиться со стороны полотна дверей, а не открываемого дверного проема.

При открывании бортов платформы следует сначала, открывать средние закладки-запоры платформы, а затем крайние, стоя при этом сбоку борта во избежание удара.

Нижние люки саморазгружающихся полувагонов следует открывать при помощи штанги и кувалды.

50.7. Выгрузка длинномерных штучных грузов (бревен, пиломатериалов и т.д.) должна быть механизирована.

Ручная выгрузка бревен с платформы допускается только в исключительных случаях под непосредственным наблюдением руководителя работ и должна выполняться не менее, чем двумя грузчиками.

50.8. При ручной выгрузке бревен необходимо:

со стороны, противоположной фронту выгрузки, подпереть рычагами стойки, а со стороны выгрузки установить две пары слег;

для скатывания бревен с подвижного состава применять слеги диаметром не менее 150 мм, длиной от 4 до 6 м. К верхним концам слег должны быть прикреплены крючья из полосовой стали толщиной не менее 15 мм. Чтобы верхние концы не раскалывались, на них надевают металлические обручи. Нижние концы слег должны иметь клинообразную форму и быть окованы металлом;

срезать проволочную увязку у крайних стоек, а концы их со стороны выгрузки спиливать до уровня второго сверху ряда бревен;

двум рабочим, находящимся на верху штабеля, скатывать ломами одно бревно за другим на уложенные слеги;

после выгрузки ряда бревен стойки спиливать до уровня следующего сверху ряда, переставлять слеги и продолжать скатывать бревна.

Этот порядок должен соблюдаться до последнего ряда.

50.9. Запрещается:

скатывать при выгрузке одновременно несколько бревен;

подкатывать бревна по покатам (слегам) руками;

находиться во время поката бревен между штабелем и подвижным составом;

скатывать бревна непосредственно на землю, а также на слеги, если они не установлены верхними концами на следующем ниже скатываемого ряда бревен, и пока скатываемое бревно не будет убрано в штабель, а рабочие не будут в безопасности.

50.10. На местах выгрузки лесоматериалов должны быть предусмотрены приспособления, исключающие развал бревен.

50.11. Перед началом выгрузки пиломатериалов следует со стороны выгрузки установить слеги, снять крепления и начать разгрузку горизонтальными рядами. Дальнейшее спиливание стоек производится по мера выгрузки.

50.I2. При погрузке и выгрузке бревен, дров грузчики должны работать в рукавицах.

50.13. При переноске двумя грузчиками бревен, досок их надо укладывать или на левые, или на правые плечи обоих грузчиков. В каждой паре грузчики должны быть по возможности одинакового роста.

Поднимать и опускать груз следует по команде. При сбрасывании груза все рабочие должны находиться по одну сторону от него. Групповая переноска длинномерных грузов на плечах по наклонным сходням запрещается.

50.14. Выгрузка навалочных грузов должна производиться механизированным способом или с применением специальных приспособлений.

50.15. Грузить и разгружать навалочные грузы при помощи тележек или тачек следует по мостикам (трапам) шириной не менее 1 м.

Конец мостика, положенного на вагон, не должен возвышаться над уровнем пола, его нужно закреплять крючьями за дверной рельс вагона. При этом угол наклона мостика должен быть не менее 1:3.

50.16. Смерзшийся уголь при выгрузке в зимнее время должен быть предварительно разрыхлен для восстановления его сыпучести. Выборка груза подкопом с последующим обрушением козырьков запрещается.

50.17. Люки полувагонов закрывают при помощи специальных приспособлений. При отсутствии приспособления люки полувагона закрывает вручную бригада, состоящая не менее, чем из трех рабочих. Двое из них на ломах поднимают крышку люка, после чего третий рабочий заводит лом в проушину и прижимает крышку к раме полувагона. Затем крышку закрепляют на запорных крюках и забрасывают предохранительные секторы.

51. Требования безопасности при складировании грузов.

51.1. Материалы, подлежащие хранению на открытых складах, должны размещаться на выровненных и утрамбованных площадках, оборудованных дренажной системой. В зимнее время площадки должны быть очищены от снега и льда.

51.2. Хранение продукции в складских помещениях должно осуществляться с обеспечением свободного доступа для контроля за ее состоянием. Должны соблюдаться проходы: против ворот – не менее ширины ворот; против дверных проемов – шириной, равной ширине дверей; но не менее 1 м; между стеной и штабелем – 0,8 м.

51.3. На площадках для укладки грузов должны быть обозначены границы штабелей, проходов и проездов между ними. Не допускается размещать грузы в проходах и проездах.

Ширина проездов должна обеспечивать безопасность движения транспортных средств и подъемно-транспортного оборудования.

51.4. При складировании материалов их укладывают следующим образом:

кирпич в клетках по 250 т на высоту 1,7 м (не более 25 рядов) на ровной поверхности; кирпич в пакетах на поддонах – не более, чем в два яруса;

плиточные материалы – в стопы высотой до 1 м;

пиломатериалы – в штабель, высота которого при рядовой укладке составляет не более половины ширины штабеля;

круглый лес – в штабеля на подкладках с прокладками между рядами и установкой упоров для предотвращения от раскатывания бревен. Высота штабеля должна быть не более 15 м, ширина – не менее высоты штабеля;

дрова, выгруженные с вагона, при высоте штабеля до 1200 мм – в отдельные штабеля. Для хранения торфяных брикетов отводятся отдельные участки;

крупногабаритное и тяжеловесное оборудование и его части – в один ряд на подкладках;

радиаторы – в штабель высотой не более 1 м;

стекло в ящиках и рулонный материал – вертикально в один ряд на подкладках;

теплоизоляционные материалы – в штабель высотой до 1,2 м, с хранением в сухом помещении;

запорная арматура (задвижки, клапаны и др.) – в один ряд;

трубы диаметром до 300 мм — в штабель высотой до 3 м на подкладках с концевыми упорами;

трубы диаметром более 300 мм – в штабель высотой до 3 м в седло без прокладок; нижний ряд труб надо укладывать на подкладки и укреплять инвентарными металлическими башмаками или концевыми упорами, надежно на подкладках;

мелкосортный металл – в стеллаж высотой не более 1,5 м;

черные прокатные металлы (листовая сталь, швеллеры, двутавровые балки, сортовая сталь) – в штабель высотой до 1,5 с прокладками;

уголь различных марок – не ближе 2 м от наружной грани головки крайнего рельса, а при большей высоте – не ближе 2,5 м;

51.5. При укладке угля, брикетов и их хранении необходимо тщательно следить за тем, чтобы в штабеля не попадали отходы древесины, тряпки, бумага, сено, торф.

51.6. Мелкоштучные материалы хранятся в закрытых складах и укладываются в штабеля или на стеллажи.

51.7. При складировании навалочных грузов их следует укладывать в штабеля с крутизной откоса, соответствующей углу естественного откоса данного вида материалов или ограждать прочными подпорными стенками.

Разбирать штабель разрешается уступами сверху вниз. Нельзя выдергивать отдельные материалы из середины штабеля. При загрузке навалочных грузов запрещается выборка груза подкопом.

3.4.8. Запрещается складировать материалы и оборудование ближе 1 м от бровки выемки (котлована, траншеи), опирать на заборы, а также укладывать штабеля вплотную друг к другу.

3.4.9. Грузы в мешках, кулях и кипах надо укладывать в штабеля в перевязку. Грузы в рваной таре укладывать в штабеля запрещается. Максимальная высота укладки груза на складе должна быть не более 6 м.

3.4.10.Запрещается многоярусная укладка громоздких грузов неправильной формы, а также грузов в непрочной таре, которая может не выдержать нагрузку верхних рядов. Высота укладки грузов вручную допускается не более 3 м, при помощи механизмов – до 6 м, если исключена возможность развала штабеля.

51.11. Полиэтиленовые трубы следует хранить в горизонтальном положении, рассортированными по партиям и типоразмерам, на стеллажах со сплошным и ровным настилом. Высота штабеля при хранении свыше двух месяцев не должна превышать 2 м. При меньших сроках хранения высота штабеля может быть увеличена до 4 м.

Соединительные полиэтиленовые детали, упакованные в тару, должны храниться в неотапливаемых складах изготовителя и потребителя, защищенными от воздействия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков. Допускается хранение на стеллажах без упаковки, а также в отапливаемых помещениях на расстоянии не более 1 м от нагревательных приборов.

Условия хранения должны обеспечивать сохранность труб и соединительных деталей от механических повреждений, деформаций, попадания на них нефтепродуктов и жиров.

51.12. Баллоны с ядовитыми газами должны храниться в специальных закрытых помещениях. Баллоны со всеми другими газами могут храниться как в специальных помещениях, так и на открытом воздухе, в последнем случае они должны быть защищены от атмосферных осадков и солнечных лучей. Складское хранение в одном помещении баллонов с кислородом и горючими газами запрещается.

51.13. Баллоны со сжатым и сжиженным газами должны закрепляться и размещаться так, чтобы они не подвергались механическим воздействиям. Для предупреждения утечек газа на боковом штуцере вентиля баллона должна ставиться заглушка, а на баллоны вместимостью 50 л и более, кроме того, необходимо устанавливать предохранительные колпаки.

51.14. Баллоны с газами, хранящиеся в вертикальном положении, во избежание падения должны устанавливаться в специально оборудованных гнездах или обращаться барьерами. Баллоны с газами, не имеющие башмаков, допускается хранить в горизонтальном положении на рамах или стеллажах, выполненных из негорючего материала.

Глава 4. Требования по охране труда по окончании работы

52. По окончании работы грузчик должен:

привести в порядок место производства работ;

собрать погрузочно-разгрузочный инвентарь и инструмент в предназначенное для этих целей место;

сообщить непосредственному руководителю работ о недостатках, выявленных при работе;

снять спецодежду и другие средства индивидуальной защиты в специально отведенном месте.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

53. При возникновении пожара вблизи места производства погрузочно-разгрузочных работ грузчик должен:

немедленно прекратить работу;

принять меры по ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения;

если невозможно устранить пожар собственными силами, сообщить непосредственному руководителю работ и вызвать пожарную охрану.

54. В случае обнаружения утечки газа из баллона необходимо:

немедленно прекратить работу;

удалить неисправный баллон в безопасное место;

сообщить непосредственному руководителю работ;

принять меры по проветриванию помещения.

55. При разрыве конвейера (транспортера и т.п.), возникновении завала груза, выходе из строя отдельных деталей и узлов механизма грузчик должен:

остановить конвейер (транспортер и т.п.) или принять меры к его остановке через ответственное лицо;

сообщить о случившемся непосредственному руководителю работ;

принять меры по оповещению и удалению людей из опасной зоны, если это необходимо.

56. При возникновении опасной концентрации газа при перемещении, загрузке, выгрузке и складировании баллонов грузчик обязан:

немедленно прекратить работу;

остановить конвейер (транспортер и т.п.) или принять меры к его остановке через ответственное лицо;

принять меры по оповещению работающих;

сообщить о случившемся непосредственному руководителю работ;

запретить пользование открытым огнем;

принять меры по проветриванию помещения.

57. В случае взрыва газа вблизи места производства работ необходимо:

немедленно прекратить работу;

остановить (транспортер и т.п.) или принять меры к его остановке через ответственное лицо;

принять меры по оповещению работающих;

сообщить о случившемся непосредственному руководителю работ;

вызвать пожарную охрану;

до прибытия пожарной охраны принять меры по ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения и предотвращению распространения аварии.

58. При несчастном случае (травмирование, поражение электрическим током, отравление, ожог, внезапное заболевание) грузчик обязан оказать доврачебную помощь пострадавшему.

Обращаем ваше внимание, что другие материалы по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях вы можете скачать в разделе «Охрана труда».

Источник: BusinessForecast.by

Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.

Читайте по теме:

Оставить комментарий