Инструкция по охране труда для водителя, осуществляющего перевозку опасных грузов автомобильным транспортом

15.04.2014 – Представляем вашему вниманию инструкцию по охране труда для водителя, осуществляющего перевозку опасных грузов автомобильным транспортом. Инструкция включает пять глав: 1) общие требования по охране труда; 2) требования по охране труда перед началом работы; 3) требования по охране труда при выполнении работы; 4) требования по охране труда по окончании работы; 5) требования по охране труда в аварийных ситуациях.

СКАЧАТЬ: Инструкция по охране труда для водителя, осуществляющего перевозку опасных грузов автомобильным транспортом

Глава 1. Общие требования по охране труда

1. К управлению транспортными средствами, на которых осуществляется перевозка опасных грузов, допускаются лица не моложе 21 года, прошедшие медицинское освидетельствование и не имеющие противопоказания к выполнению данного вида работ, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя не менее 3 лет, прошедшие специальную подготовку в обучающей организации, имеющей разрешение.

Перед допуском к самостоятельной работе водитель автомобиля должен пройти стажировку в течение 14 рабочих смен под руководством опытного и дисциплинированного водителя, и на автомобиле только той марки, на котором будет работать стажируемый.

2. Водители, осуществляющие перевозку опасных грузов автомобильным транспортом, ежегодно проходят обучение по вопросам охраны труда, безопасности движения и безопасной перевозке опасных грузов не менее 20 часов.

3. Периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда, правил Госпромнадзора водитель проходит не реже одного раза в год.

4. Внеочередную проверку знаний по вопросам охраны труда, безопасности движения и безопасной перевозки опасных грузов водители проходят:

при вводе в действие новых или переработанных нормативных документов по охране труда, безопасности движения и безопасной перевозке опасных грузов;

при вводе в эксплуатацию нового оборудования или внедрении новых технологических процессов;

при перерыве в работе продолжительностью более 6 месяцев;

при допущении грубых нарушений правил охраны труда, безопасности движения и безопасной перевозке опасных грузов;

по требованию государственных органов надзора и контроля при выявлении нарушений действующих нормативных документов по охране труда, безопасности движения и безопасной перевозке опасных грузов.

5. Водитель проходит инструктажи по охране труда:

при приеме на работу – вводный и первичный на рабочем месте;

в процессе работы не реже одного раза в 3 месяца – повторный;

при принятии новых нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов по охране труда, безопасности движения и безопасной перевозке грузов или внесении изменений и дополнений к ним; замене приборов и инструментов, материалов и других факторов, влияющих на охрану труда; нарушении нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов и локальных нормативных актов по охране труда, которое привело или могло привести к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям; по требованию государственного органа надзора и контроля, вышестоящих организаций, руководителя предприятия или должностного лица предприятия, на которого возложены обязанности по обеспечению охраны труда; при перерывах в работе по профессии более трех месяцев; при поступлении информации об авариях и несчастных случаях, происшедших в организациях, осуществляющих однородный вид деятельности – внеплановый;

при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности; при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск – целевой.

Ежегодно в сентябре-октябре водитель должен пройти инструктаж по особенности эксплуатации автотранспорта в зимних условиях.

6. Водитель обязан:

проходить медицинское освидетельствование в установленном порядке и предрейсовый медицинский контроль;

знать правила дорожного движения, требования безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом, а также требования, изложенные в инструкции по охране труда;

иметь четкое представление об опасных и вредных производственных факторах, связанных с выполнением работ. В процессе работы на водителей возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов: движущиеся машины и механизмы, перевозимые грузы; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенная и пониженная температура воздуха рабочей зоны; вредные вещества с которыми водитель находится в контакте; стесненные условия работы при ремонте и регулировании узлов и систем автомобиля; возможность возникновения пожара как при движении автомобиля, так и при его ремонте; повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте; недостаточная освещенность рабочей зоны; эмоциональные перегрузки, монотонность труда;

знать требования взрыво- и пожаробезопасности при выполнении работ и уметь пользоваться средствами пожаротушения;

пользоваться при выполнении работ средствами индивидуальной защиты:

комбинезон хлопчатобумажный                                                                         12 мес.

жилет сигнальный с элементами из световозвращающего материала            до износа

ботинки кожаные на маслобензостойкой подошве                                            12 мес.

фартук резиновый                                                                                                 до износа

перчатки маслобензостойкие                                                                              до износа

рукавицы комбинированные с брезентовой ладонью                                       до износа

нарукавники хлорвиниловые.

уметь оказывать первую помощь пострадавшему;

выполнять правила внутреннего трудового распорядка;

знать санитарно-гигиенические условия труда и соблюдать требования производственной санитарии.

7. Водитель обязан знать порядок уведомления нанимателя о случаях травмирования, появления опасности, грозящей аварией или пожаром.

При несчастном случае на производстве водитель принимает меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказанию ему первой помощи, вызову на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего в организацию здравоохранения, сообщает о происшествии руководителю работ или иному должностному лицу нанимателя.

8. При обнаружении неисправностей в автомобиле, водитель должен сообщить лицу, на которое возложены обязанности по выпуску на линию и приемке с линии подвижного состава автомобильного транспорта.

9. Водитель несет ответственность за:

соблюдение правил дорожного движения;

выполнение требований инструкции по охране труда, правил пожарной безопасности, требований безопасности при перевозке опасных грузов;

своевременную доставку и сохранность груза;

аварии, несчастные случаи и другие нарушения, причиной которых явились действия водителя, нарушающего требования правил дорожного движения и инструкции по охране труда;

исправность эксплуатируемого автотранспорта.

10. За нарушение трудовой дисциплины, несоблюдение требований нормативных документов по охране труда, водитель привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с Трудовым кодексом РБ.

11. За нарушение правил дорожного движения водитель привлекается к административной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, если действия водителя не влекут за собой уголовной ответственности.

12. Запрещается находиться на территории предприятия, на рабочем месте или в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического иди токсического опьянения. Водитель, появившийся на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения не допускается (отстраняется от работы) в соответствующий день.

13. Водитель обязан  оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшения своего здоровья.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы

14. Техническое состояние, оборудование и укомплектованность автомобиля должны соответствовать требованиям стандартов, инструкций заводов-изготовителей, правил дорожного движения.

15. Перед началом работы водитель обязан:

одеть и привести в порядок спецодежду;

проверить наличие удостоверения на право управления транспортным средством;

талон предупреждений, копию лицензии на право перевозки опасных грузов, маршрут перевозки опасных грузов, свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов;

удостоверение на право обслуживания объектов подконтрольных Госпромнадзору;

свидетельство о подготовке водителя; аварийную карточку системы информации об опасности;

регистрационную карточку транспортного средства; сопроводительные документы к грузу;

информационную карточку, адрес и номер телефона должностных лиц перевозчика;

ответственных за перевозку опасных грузов;

проверить техническую исправность автомобиля;

пройти предрейсовый медицинский осмотр и получить соответствующую отметку в путевом листе;

проверить наличие набора исправных инструментов, противооткатных упоров, знака аварийной остановки;

проверить наличие средств пожаротушения.

16. Маршрут перевозки  согласовывается с Госавтоинспекторами, по территории обслуживания которых осуществляется перевозка.

17. Каждое транспортное средство должно быть укомплектовано:

искрогасителем;

двумя знаками «Опасность»;

комплектом инструмента не образующего искру;

двумя переносными огнетушителями, один из которых для тушения пожара на двигателе;

емкостью не менее 2 кг. Или в кабине другой – для тушения загоревшегося груза или шин;

емкостью не менее 6 кг;

не менее одного противооткатного упора, размер упора должен соответствовать типу подвижного состава;

двумя фонарями автономного питания с мигающими постоянными огнями оранжевого цвета;

специальной медицинской аптечкой;

двумя таблицами СИО;

оранжевым жилетом, проблесковым маячком оранжевого цвета.

Глава 3. Требования по охране труда при выполнении работ

18. Перед пуском двигателя необходимо убедиться, что автомобиль заторможен стояночным тормозом, а рычаг переключения передач поставлен в нейтральное положение.

19. Во время движения по маршруту водитель обязан осуществлять контроль за техническим состоянием транспортного средства, обращая особое внимание на отсутствие утечек нефтепродукта.

20. При управлении транспортным средством водителю запрещается:

отклоняться от маршрута движения;

резко тормозить и трогать с места транспортное средство;

производить обгон транспорта, движущегося со скоростью более 50 км/час;

ездить с выключенным сцеплением, коробкой передач и двигателем;

курить в транспортном средстве во время движения (курить и разводить огонь можно только во время остановки, при этом место для курения выбирается не ближе 50 м от места стоянки);

перевозить посторонних лиц и груз, не предусмотренных документами;

буксировка транспортных средств.

21. Водителям во время работы на линии запрещается производить какие-либо ремонтные работы с сосудом транспортного средства, сливной арматурой и контрольно-измерительными приборами.

22. Запрещается эксплуатация транспортного средства в следующих случаях:

неисправна ходовая часть;

повреждена цистерна (трещины, вмятины, задиры, изменения формы);

отсутствуют огнетушители;

отсутствуют требуемые клейма и надписи;

неисправна запорная арматура;

отсутствует талон технического паспорта на автомобиль и прицеп;

истек срок проверки заземления;

наблюдаются случаи перебоев в работе двигателя автомобиля (хлопок и т.д.).

23. Скорость движения транспортных средств, перевозящих нефтепродукты, должна выбираться водителем исходя из требований Правил дорожного движения, но не более 60 км/ч.

24. Движение транспортных средств, перевозящих нефтепродукты, запрещается:

в условиях видимости в темное время суток – менее 50 м:

в неблагоприятных дорожно-климатических условиях в дневное время (туман, гроза, снегопад и др.), при которых видимость менее 300 м, или явлениях стихийного характера, угрожающих безопасности движения.

При наличии перечисленных условий транспортное средство должно быть поставлено в безопасное место с включенными габаритными и стояночными фонарями.

25. При переезде через железнодорожное полотно следует соблюдать следующие правила:

подъезжая к неохраняемому переезду остановиться, не доезжая 10 м до ближайшего рельса и осмотреть переезд, убедиться в полной безопасности проезда, только тогда продолжать движение;

при подъезде к охраняемому переезду следить за действиями сигнализации и дежурного по переезду, в случае появления красных сигнальных огней немедленно остановить автомобиль;

при переезде через железнодорожные пути не производить переключения передачи и обгон других транспортных средств;

запрещается переезжать железнодорожные пути в неустановленном месте и останавливаться на них.

26. При движении по насыпи расстояние от колес автомобиля до бровки не должна быть менее 1 м.

27. При подаче автомобиля назад водитель должен убедиться, что его никто не объезжает, и поблизости нет людей или каких-либо препятствий.

При движении задним ходом водитель обязан подавать звуковой сигнал.

28. Выходя из кабины автомобиля на проезжую часть, водитель должен предварительно убедиться в отсутствии движения в попутном и встречном направлениях.

29. При перевозке нефтепродуктов колонной, водители транспортных средств должны выбирать безопасную дистанцию между транспортными средствами в зависимости от скорости движения и дорожных условий:

при движении по горизонтальному участку дороги не менее 50 м;

при движении в горной местности не менее – 300 м.

30. При перевозке нефтепродуктов стоянки для отдыха разрешается устраивать в местах, указанных в маршруте перевозки. Запрещается оставлять заполненные нефтепродуктами транспортные средства возле мест с открытым огнем и источниками тока, а также в местах большого скопления людей (остановки общественного транспорта, рынки, большие магазины, зрелищные предприятия и др.).

31. Во время движения на транспортном средстве должен быть включен проблесковый маячок желтого цвета, подсоединен искрогаситель на выхлопную трубку.

Глава 4. Требования безопасности по окончании работы

32. По окончании работы водитель обязан:

поставить транспортное средство в отведенное для хранения место, убедиться в отсутствии течи нефтепродуктов из цистерны топливного бака;

в случае выявления неисправностей в автомобиле и невозможности их самостоятельного устранения сообщить непосредственному руководителю работ для постановки автомобиля на техническое обслуживание или ремонт;

снять спецодежду в специально отведенном месте.

33. Транспортное средство должно быть полностью разгружено.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

34. В случае возникновения аварии или инцидента водитель в соответствии с требованиями «Системы оповещения об инцидентах и авариях с опасными грузами при перевозке их по территории Республики Беларусь автомобильными транспортными средствами и Порядка ликвидации этих инцидентов и аварий» дополнительно к вышеизложенным требованиям обязан:

оградить зону аварии или инцидента знаками «Опасность» спереди и сзади транспортного средства на расстоянии 100 м;

не допускать посторонних лиц к месту аварии или инцидента;

незамедлительно сообщить любым возможным способом о случившемся в территориальные органы МВД, которые должны на основании поступившей информации принять меры по оповещению соответствующих служб для участия в ликвидации аварии или инцидента и при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь;

вызвать аварийно-спасательную бригаду;

оказать при необходимости первую (доврачебную) помощь пострадавшим;

в соответствии с указаниями аварийной карточки системы информации об опасности принять меры по первичной ликвидации последствий аварии или инцидента;

по прибытии на место аварии или инцидента представителей органов внутренних дел, здравоохранения и других служб проинформировать их об опасности, принятых мерах и предъявить транспортные документы на перевозимый опасный груз.

35. В случае вынужденной остановки транспортного средства, перевозящего опасные грузы,  водитель обязан:

обозначить место остановки согласно Правилам дорожного движения,

в ночное время или при плохой видимости при неисправности габаритных огней транспортного средства дополнительно выставить два фонаря автономного питания оранжевого цвета с мигающими или постоянными огнями (спереди и ли сзади транспортного средства на расстоянии не менее 10 м);

принять меры к эвакуации транспортного средства за пределы дороги.

36. При вынужденной остановке транспортного средства из-за повреждения емкости или сливной аппаратуры, если такие повреждения представляют опасность для других участников движения, место остановки обозначить двумя знаками «Опасность». Знаки устанавливаются на трассах спереди и сзади транспортного средства на расстоянии 50 м от него.

Обращаем ваше внимание, что другие материалы по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях вы можете скачать в разделе «Охрана труда».

Источник: BusinessForecast.by

Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.

Читайте по теме:

Оставить комментарий