Инструкция по охране труда при оказании медицинской помощи пациентам на амбулаторном приеме

23.02.2015 – Представляем вашему вниманию инструкцию по охране труда при оказании медицинской помощи пациентам на амбулаторном приеме. Инструкция включает пять глав: 1) общие требования по охране труда; 2) требования по охране труда перед началом работы; 3) требования по охране труда при выполнении работы; 4) требования по охране труда по окончании работы; 5) требования по охране труда в аварийных ситуациях.

СКАЧАТЬ: Инструкция по охране труда при оказании медицинской помощи пациентам на амбулаторном приеме

Глава 1. Общие требования по охране труда

1. К самостоятельной работе для оказания медицинской помощи на амбулаторном приеме допускаются лица, имеющие соответствующее медицинское образование и подготовку по специальности, обладающие теоретическими знаниями и профессиональными навыками в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов, не имеющие противопоказаний к работе по данной специальности по состоянию здоровья, прошедшие в установленном порядке предварительный (при поступлении на работу) и периодические (во время трудовой деятельности) медицинские осмотры, обученные безопасным методам и приемам выполнения работ, вводный инструктаж по охране труда и инструктаж по охране труда на рабочем месте, при необходимости стажировку на рабочем месте.

Повторный инструктаж по охране труда должен проводиться в сроки не реже одного раза в шесть месяцев.

При работе с электрическими приборами, персональными компьютерами (далее – ПК) работник должен иметь 1 группу по электробезопасности.

2. Медицинский персонал обязан:

соблюдать режим труда и отдыха, установленный законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка организации здравоохранения, трудовую дисциплину, выполнять требования охраны труда, правил личной гигиены;

выполнять требования пожарной безопасности, знать порядок действий при пожаре, уметь применять первичные средства пожаротушения;

курить только в установленных для курения местах;

знать приемы оказания первой помощи при несчастных случаях;

о неисправности оборудования и других замечаний по работе с медицинским оборудованием, приборами и инструментом сообщать непосредственному руководителю работ или лицам, осуществляющим техническое обслуживание оборудования;

соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;

поддерживать порядок на своем рабочем месте;

проходить в установленном законодательством порядке медицинские осмотры, подготовку (обучение), переподготовку, повышение квалификации и проверку знаний по вопросам охраны труда;

внимательно выполнять свои служебные обязанности;

использовать оборудование и инструменты строго в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с условиями характером выполняемой работы.

3. При выполнении работ по оказанию медицинских услуг пациентам возможно неблагоприятное воздействие на медицинских работников следующих опасных и вредных производственных факторов:

повышенный уровень инфракрасных излучений;

повышенный уровень ультрафиолетовых излучений;

повышенный уровень статического электричества;

повышенная напряженность электростатического поля;

повышенная или пониженная ионизация воздуха;

наличие вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны;

действие ультразвука;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

непосредственное обслуживание больных;

ответственность за безопасность других людей;

повышенный уровень шума на рабочем месте;

ответственность за функциональное качество конечного результата;

эмоциональные перегрузки.

В зависимости от условий труда, в которых применяется медицинское оборудование, и характера работы на работников могут воздействовать также другие опасные и вредные производственные факторы.

4. Организация рабочего места медицинского персонала должна учитывать требования безопасности, удобство положения, движений и действий работника.

5. Рабочий стол с учетом характера выполняемой работы должен иметь достаточный размер для рационального размещения монитора (дисплея), клавиатуры, другого использования оборудования и документов, поверхность, обладающую низкой отражающей способностью.

Клавиатуру следует располагать на поверхности стола таким образом, чтобы пространство перед клавиатурой было достаточным для опоры рук работника (на расстоянии не менее чем 300 мм от края, обращенного к работнику).

Чтобы обеспечивалось удобство зрительного наблюдения, быстрое и точное считывание информации, плоскость экрана монитора располагается ниже уровня глаз работника предпочтительно перпендикулярно к нормальной линии взгляда работника (нормальная линия взгляда – 15 град. вниз от горизонтали).

Для исключения воздействия повышенных уровней электромагнитных излучений расстояние между экраном монитора и работником должно составлять не менее 500 мм (оптимальное 600-700 мм).

Применяемые подвижные подставки для документов (пюпитры) располагаются в одной плоскости и на одной высоте с экраном.

Рабочий стул (кресло) должен быть устойчивым, место сидения должно регулироваться по высоте, а спинка сиденья – по высоте, углам наклона, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья. Регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

Для тех, кому это удобно, предусматривается подставка для ног.

5. Рабочее место размещается таким образом, чтобы естественный свет падал сбоку (желательно слева).

Для снижения яркости в поле зрения при естественном освещении применяются регулируемые жалюзи, плотные шторы.

Светильники общего и местного освещения должны создавать нормальные условия освещенности и соответствующий контраст между экраном и окружающей обстановкой с учетом вида работы и требований видимости со стороны работника. Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна составлять 300-500 люкс.

Возможные мешающие отражения и отблески на экране монитора и другом оборудовании устраняются путем соответствующего размещения экрана, оборудования, расположения светильников местного освещения.

6. Для снижения уровня напряженности электростатического поля при необходимости применяются экранные защитные фильтры. При эксплуатации защитный фильтр должен быть плотно установлен на экране монитора и заземлен.

7. Для обеспечения оптимальных параметров микроклимата проводятся регулярное в течение рабочего дня проветривание и ежедневная влажная уборка помещений, используются увлажнители воздуха.

8. При работе медицинских работников с пациентами должен быть обеспечен доступ работников к первичным средствам пожаротушения, аптечкам первой медицинской помощи. Работник должен знать перечень медикаментов, входящих в аптечку первой медицинской помощи, знать ее местонахождение, уметь пользоваться средствами пожаротушения.

9. Медицинский персонал при работе по оказанию медицинских услуг на амбулаторном приеме с учетом воздействующих на него опасных и вредных производственных факторов должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ), в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты, утвержденными Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 01.09.2008 г. за №129.

10. При выполнении работы по оказанию медицинских услуг на амбулаторном приеме работник обязан работать только в специальной медицинской одежде, строго соблюдать правила личной гигиены, после выполнения каждого вида работ и после приема каждого пациента мыть руки теплой водой с мылом. Для мытья рук запрещается применять легковоспламеняющиеся вещества и другие жидкости.

11. Запрещается использовать для питья воды химическую посуду и принимать пищу в неустановленных местах.

12. Не допускается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических, токсических и психотропных веществ в рабочее время и по месту работы.

13. Работающий на приеме по оказанию медицинских услуг обязан выполнять работу, обусловленную трудовым договором, оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, средств защиты, об ухудшении своего здоровья.

14. Работники, не выполняющие требования настоящей инструкции, привлекаются к ответственности согласно законодательству.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы

15. Проверить исправность средств индивидуальной защиты, необходимых для выполнения работы, надеть специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты.

16. Перед началом работы по оказанию медицинских услуг работник должен:

проветрить рабочее помещение;

проверить устойчивость положения оборудования на рабочем столе, правильно и рационально разместить инструменты и материалы, убрать посторонние предметы;

проверить отсутствие видимых повреждений оборудования, приспособлений и инструментов, их исправность и комплектность;

исправность и целостность питающих и соединительных кабелей, разъемных и штепсельных соединений, защитного заземления;

проверить работу вентиляционных систем, оградительных и предохранительных устройств, устройств автоматического контроля и сигнализации;

исправность мебели.

17. Отрегулировать:

положение стола, стула (кресла), подставки для ног, клавиатуры, экрана монитора;

освещенность на рабочем месте, убедиться в достаточности освещенности, при необходимости включить местное освещение.

18. Перед началом приема медицинский работник обязан проверить качество используемых материалов медицинского назначения и лекарственных средств.

19. Запрещается приступать к работе при:

выраженном дрожании изображения на мониторе;

обнаружении неисправности оборудования;

наличии поврежденных кабелей или проводов, разъемов, штепсельных соединений;

отсутствии или неисправности защитного заземления оборудования.

20. Обнаруженные нарушения требований безопасности труда должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это работники, обязаны сообщить о них руководителю работ. Запрещается устранять самостоятельно неисправности оборудования связанные с их ремонтом и наладкой, ремонт оборудования необходимо производить в специализированных организациях или специалистами организации.

Глава 3. Требования по охране труда во время работы

21. Работающий по оказанию медицинских услуг пациентам во время работы обязан:

в течение всего рабочего времени содержать в порядке и чистоте рабочее место, отходы собирать в специальные емкости;

держать открытыми вентиляционные отверстия, следить за чистотой воздуха рабочей зоны, при проветривании не допускать сквозняков;

использовать технологическое оборудование, приспособление и инструмент строго по их назначению и требованиям технической эксплуатации, изложенным в их технических паспортах, инструкциях по эксплуатации организаций-изготовителей данного оборудования;

соблюдать требования безопасного обращения с расходными материалами;

при работе на ПК соблюдать оптимальное расстояние от экрана монитора до глаз.

22. Не допускается хранение на рабочем месте пищевых продуктов, домашней одежды и других предметов, не относящихся к выполнению работ.

23. При работе на электрическом оборудовании и приборах, ПК не разрешается:

при включенном питании прикасаться к панелям с разъемами оборудования, разъемам питающих и соединительных кабелей, экрану монитора;

загромождать верхние панели оборудования, рабочее место бумагами, посторонними предметами;

производить переключения, отключение питания во время выполнения активной задачи;

допускать попадание влаги на поверхность оборудования;

включать сильно охлажденное (принесенное с улицы в зимнее время) оборудование;

производить самостоятельно вскрытие и ремонт оборудования;

вытирать пыль на включенном оборудовании;

работать при недостаточном освещении и при наличии только местного освещения;

допускать нахождение вблизи оборудования посторонних лиц.

24. При оказании медицинских услуг работникам запрещается:

пробовать на вкус и запах используемые препараты;

хранить и применять препараты без этикеток, а также в поврежденной упаковке, с истекшим сроком годности;

работать при отключенных системах вентиляции, водоснабжения, канализации;

находиться в опасных зонах производства работ, действия машин и механизмов, оборудования, заходить за установленные ограждения;

отключать защитные приспособления и устройства, блокировки, сигнализацию и другие предохранительные средства;

открывать двери электроустановок, снимать защитные кожухи, ограждения;

включать рубильники, автоматы, на которых вывешены запрещающие знаки о проведении ремонтных или аварийных работ на оборудовании, подключенном к электрической сети;

прикасаться к оголенным проводам;

работать на неисправном оборудовании;

оставлять без присмотра включенные электроприборы и оборудование.

25.При возникновении неисправностей в работе оборудования, опасной или аварийной ситуации остановить работу, отключить используемое оборудование и сообщить об этом непосредственному руководителю.

Глава 4. Требования по охране труда после окончания работы

26. По окончании работы работающий должен:

отключить электрооборудование, ПК, через питающий кабель от сети;

осмотреть и привести в порядок рабочее место;

убрать инструменты, приспособления и материалы в места их хранения;

снять и убрать в места хранения средства индивидуальной защиты;

разовые средства защиты сдать в утилизацию;

выключить освещение и вентиляцию;

сообщить непосредственному руководителю о недостатках, выявленных при работе оборудования;

 вымыть руки теплой водой с мылом с мылом, при необходимости применять обезвреживающие и другие смывающие средства и кремы.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

27.Работник должен прекратить выполнение работ и обесточить электрооборудование, ПК:

при обнаружении обрыва проводов питания, неисправности заземления и других повреждениях оборудования;

в случае короткого замыкания электрооборудования и его возгорания;

при возникновении пожара или несчастного случая.

28. При возгорании электропроводки, оборудования и тому подобных происшествиях отключить электропитание и принять меры по ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения применяя углекислотные или порошковые огнетушители.

Не направлять в сторону людей струю углекислоты или порошка. При использовании углекислотного огнетушителя во избежание обморожения не браться рукой за раструб огнетушителя.

Применение пенных огнетушителей и воды для тушения электрооборудования находящегося под напряжением не допустимо.

29. Выключить приточно-вытяжную вентиляцию, немедленно сообщить о пожаре руководителю работ и в пожарную охрану, указав точное место его возникновения, оповестить окружающих и при необходимости вывести людей из опасной зоны.

30. При неисправностях систем вентиляции, водоснабжения, канализации, препятствующих выполнению технологических операций, прекратить работу и сообщить об этом непосредственному руководителю работ организации.

31. При несчастном случае на производстве необходимо:

быстро принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказанию потерпевшему первой помощи, вызову на место происшествия скорой медицинской помощи;

сообщить о происшествии ответственному (должностному) лицу, обеспечить до начала расследования сохранность обстановки, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.

Источник: BusinessForecast.by

Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.

Читайте по теме:

Оставить комментарий