Инструкция по охране труда при работе на аппаратах эндоскопических исследований

20.04.2015 – Представляем вашему вниманию инструкцию по охране труда при работе на аппаратах эндоскопических исследований. Инструкция включает пять глав: 1) общие требования по охране труда; 2) требования по охране труда перед началом работы; 3) требования по охране труда при выполнении работы; 4) требования по охране труда по окончании работы; 5) требования по охране труда в аварийных ситуациях.

СКАЧАТЬ: Инструкция по охране труда при работе на аппаратах эндоскопических исследований

Глава 1. Общие требования по охране труда

1. К самостоятельной работе на аппаратах эндоскопических исследований (далее – аппараты) допускаются лица, имеющие соответствующее медицинское образование и подготовку по специальности, обладающие теоретическими знаниями и профессиональными навыками в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов, не имеющие противопоказаний к работе по данной специальности по состоянию здоровья, прошедшие в установленном порядке предварительный (при поступлении на работу) и периодические (во время трудовой деятельности) медицинские осмотры.

2. При работе на аппаратах работники должны быть обучены безопасным методам и приемам выполнения работ, проведен им вводный инструктаж по охране труда и инструктаж по охране труда на рабочем месте, пройти стажировку на рабочем месте и проверку знаний по охране труда.

Повторный инструктаж по охране труда должен проводиться в сроки не реже одного раза в шесть месяцев.

При работе с электрическими медицинскими аппаратами работник должен иметь 1 группу по электробезопасности.

3. Медицинские аппараты должны соответствовать требованиям ТНПА, документам организаций-изготовителей.

4. Все медицинские электроаппараты должны:

иметь технический паспорт;

быть оборудованы заземлением;

находиться в исправном состоянии.

5. Работники обязаны:

соблюдать режим труда и отдыха, установленный законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовую дисциплину, выполнять требования охраны труда, правил личной гигиены;

выполнять требования пожарной безопасности, знать порядок действий при пожаре, уметь применять первичные средства пожаротушения;

курить только в установленных для курения местах;

знать приемы оказания первой помощи при несчастных случаях;

о неисправности аппаратов и других замечаний по работе с медицинским оборудованием, приборами и инструментом сообщать заведующему кабинетом или лицам, осуществляющим техническое обслуживание оборудования;

соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории учреждения, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;

поддерживать порядок на своем рабочем месте;

проходить в установленном законодательством порядке медицинские осмотры, подготовку (обучение), переподготовку, повышение квалификации и проверку знаний по вопросам охраны труда;

внимательно выполнять свои служебные обязанности;

использовать оборудование и инструменты строго в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с условиями и характером выполняемой работы.

6. При выполнении работ с аппаратами на медицинских работников возможно действие следующих опасных и вредных производственных факторов:

биологический фактор при обслуживании больных;

электрические и магнитные поля;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

ответственность за функциональное качество конечного результата;

ответственность за безопасность других лиц.

7. Для обеспечения оптимальных параметров микроклимата проводятся регулярное в течение рабочего дня проветривание и ежедневная влажная уборка помещений. Периодически, не реже одного раза в месяц, должна проводиться генеральная уборка с мытьем стен, полов, дверей, подоконников, внутренней стороны окон.

8. При работе в кабинетах с установленными медицинскими аппаратами должен быть обеспечен доступ работников к первичным средствам пожаротушения, аптечкам первой медицинской помощи. Работник должен знать перечень медикаментов, входящих в аптечку первой медицинской помощи, знать ее местонахождение, уметь пользоваться средствами пожаротушения.

9. Подключение медицинских аппаратов  в электрическую сеть выполняется только при помощи трех полюсной вилки с нулевым проводом. Трех полюсная вилка сетевого кабеля должна быть подключена к соответствующей розетке с надежным заземлением. Запрещается использовать для подключения к сети переходник или двух полюсную розетку.

10. При эксплуатации аппаратов необходимо использовать только прилагаемые сетевые кабели и подключать их только к заземленным розеткам.

11. Размещать аппараты необходимо на защищенном от света и отопительных приборов месте, с постоянной температурой и влажностью воздуха, работающей вентиляцией, вдали от пыли, химикатов, источников попадания воды.

12. Запрещается устанавливать аппараты в непосредственной близости с мощными моторами и трансформаторами, рентгеновскими установками, линиями высокого напряжения, так как действие электромагнитных полей может повлиять на качество измерений. Запрещается работать с аппаратами при наличии в кабинете легковоспламеняющихся анестетиков.

13. Медицинский персонал при работе с аппаратами с учетом воздействующих на него опасных и вредных производственных факторов должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ), в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты, утвержденными Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 01.09.2008 г. за №129.

№п/п

Наименование


При занятости врачом эндоскопической диагностики:

1

Перчатки медицинские Бм – до износа

2

Маска медицинская (респиратор) – до износа


При занятости медицинской сестрой:

1

Перчатки медицинские Бм – до износа

2

Маска медицинская (респиратор) – до износа


При работе с дезинфицирующими средствами дополнительно:

3

Нарукавники ПВХ Бм – до износа

4

Очки защитные О или щиток защитный лицевой НБХ  — до износа

5

Респиратор – до износа


При работе в поликлинике дополнительно:

6

Туфли кожаные Ми – 24 мес. или тапочки кожаные Ми – 12 мес.

14. При выполнении работы на аппаратах работник обязан работать только в специальной медицинской одежде, строго соблюдать правила личной гигиены, после выполнения каждого вида работ и после посещения каждого пациента мыть руки теплой водой с мылом, тщательно просушивать кожу рук после мытья сухим индивидуальным полотенцем. Не допускать попадания на открытые поверхности кожи лекарственных аллергенов (антибиотиков, новокаина, полимеров,  и другого). Для мытья рук запрещается применять легковоспламеняющиеся вещества и другие жидкости.

15. Монтаж, подключение периферических устройств, тестирование систем на соответствие требованиям правил техники безопасности и техническое обслуживание системы должен проводить обученный технический персонал.

16. Запрещается использовать для питья воды химическую посуду и принимать пищу в неустановленных местах.

17. Не допускается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических, токсических и психотропных веществ в рабочее время и по месту работы.

18. Медицинский работник обязан выполнять работу, обусловленную трудовым договором, оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, средств защиты, об ухудшении своего здоровья.

19. В случае выявления в процессе работы недостатков в эксплуатации и неисправности аппаратов работники должны известить об этом заведующего кабинетом.

20. Работники, не выполняющие требования настоящей инструкции, привлекаются к ответственности согласно законодательству.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы

21. Проверить исправность средств индивидуальной защиты, необходимых для выполнения работы, надеть специальную медицинскую одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты.

22. Перед началом работы с ПЭВМ «КБСТ» работник должен соблюдать установленную последовательность проведения операций согласно инструкции по эксплуатации:

проветрить рабочее помещение;

проверить устойчивость положения оборудования на рабочем столе;

проверить отсутствие видимых повреждений оборудования;

исправность и целостность питающих и соединительных кабелей, разъемных и штепсельных соединений, защитного заземления (зануления);

исправность мебели.

23. Отрегулировать:

положение стола, стула (кресла),  клавиатуры, экрана монитора;

освещенность на рабочем месте, убедиться в достаточности освещенности, при необходимости включить местное освещение.

24. Протереть поверхность экрана монитора, защитного фильтра (при его наличии) сухой мягкой тканевой салфеткой;

25. Убедиться в отсутствии отражений на экране монитора, встречного светового потока. Включить оборудование ПЭВМ в электрическую сеть, соблюдая следующую последовательность: стабилизатор напряжения (если он используется), блок бесперебойного питания, периферийные устройства, системный блок (процессор).

26. Запрещается приступать к работе:

при выраженном дрожании изображения на мониторе;

включать ПЭВМ при снятом кожухе, касаться монтажных проводников узлов и деталей;

отсоединять кабели интерфейсов при подключенном кабеле к электрической сети к любой из частей ПЭВМ, извлекать электронные модули;

при обнаружении неисправности оборудования;

при наличии поврежденных кабелей или проводов, разъемов, штепсельных соединений;

при отсутствии или неисправности защитного заземления (зануления) оборудования.

27. Запрещается включать аппараты мокрыми руками. Преобразователь биологических сигналов необходимо располагать в среде, окружающей пациента. ПЭВМ должен располагаться за пределами среды не ближе 1,5 м от пациента.

28. Вход в кабинет во время работы аппаратов разрешается только обслуживающему персоналу.

29. Перезагружать средства управления работник должен в начале каждого исследования. Использовать аппараты необходимо только при наличии обоснованных медицинских показаний.

30. Обнаруженные нарушения требований безопасности труда должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это работники, обязаны сообщить о них заведующему кабинета. Запрещается устранять самостоятельно неисправности аппаратов, связанные с их ремонтом и наладкой, ремонт аппаратов необходимо производить в специализированных организациях или специалистами организации.

Глава 3. Требования по охране труда во время работы

31. Работающим на аппаратах запрещается:

покидать рабочее место и оставлять пациентов без присмотра;

прикасаться к любым токоведущим частям оборудования, снимать защитные панели и кожухи;

пользоваться проводами с поврежденной изоляцией;

допускать посторонних лиц на рабочее место.

32. При работе на аппаратах необходимо использовать оборудование, инструмент и приспособления в строгом соответствии с требованиями эксплуатации, изложенными в паспортах данных аппаратов и инструкциями по эксплуатации.

33. Работающий на аппаратах во время работы обязан:

в течение всего рабочего времени содержать в порядке и чистоте рабочее место;

держать открытыми вентиляционные отверстия оборудования;

соблюдать оптимальное расстояние от экрана монитора до глаз.

34. При работе с аппаратами работникам запрещается:

работать на неисправных аппаратах, с неисправными приспособлениями, сигнализацией, изоляцией, проводить какие-либо манипуляции внутри аппаратов;

работать при отключенных системах вентиляции, водоснабжения, канализации;

использовать аппараты при открытых защитных средствах (крышках, кожухах);

подвергать аппараты  и датчики резким механическим воздействиям, оказывать усиленное механическое воздействие на ручки и другие органы управления;

не располагать емкости с жидкостями на панелях аппаратов, не допускать попадание влаги внутрь аппаратов.

35. Все процедуры по обслуживанию аппаратов производить при отключенных от электрической сети аппаратах. Текущую чистку датчиков производить между процедурами в строгом соблюдении инструкции по эксплуатации. Для чистки клавиатуры, монитора, внешних поверхностей запрещается применять аэрозоли.

36. Не допускается во время работы аппарата датчик сжимать силой.

37. Работник на аппаратах должен использовать перерывы в работе, достаточные для восстановления нормальной работы мышц и связок.

38. Запрещается хранить на рабочем месте и применять препараты без этикеток, в поврежденной упаковке, с истекшим сроком годности, пробовать на вкус и запах используемые препараты.

39. Запрещается принимать пищу на рабочем месте, а также хранить пищевые продукты и домашнюю одежду.

40. При возникновении неисправностей в работе аппаратов, опасной или аварийной ситуации остановить работу, отключить используемые аппараты и сообщить об этом заведующему кабинета.

Глава 4. Требования по охране труда после окончания работы

41. По окончании работы работающий на аппаратах должен:

отключить электрические аппараты через питающий кабель от сети и перевести их в режим требований инструкций по эксплуатации;

убрать инструменты, приспособления и материалы в места их хранения;

чистку оборудования производить используя средства, указанные в инструкции по эксплуатации;

привести в порядок рабочее место.

42. Снять и убрать в места хранения санитарно-гигиенические средства и средства индивидуальной защиты;

разовые средства защиты сдать в утилизацию;

выключить освещение и вентиляцию;

сообщить заведующему кабинетом о недостатках, выявленных при работе аппаратов и других факторах, влияющих на безопасность труда;

вымыть руки теплой водой с мылом.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

43. Работник на медицинских аппаратах должен прекратить выполнение работ и обесточить аппараты:

при обнаружении обрыва проводов питания, неисправности заземления и других повреждениях аппаратов;

в случае короткого замыкания электрооборудования и его возгорания;

при возникновении пожара или несчастного случая.

44. При возгорании электропроводки, оборудования и тому подобных происшествиях отключить электропитание и  принять меры по ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения применяя углекислотные или порошковые огнетушители.

Применение пенных огнетушителей и воды для тушения электрооборудования находящегося под напряжением не допустимо.

45. Выключить приточно-вытяжную вентиляцию, немедленно сообщить о пожаре заведующему кабинета и в пожарную охрану, указав точное место его возникновения, оповестить окружающих и при необходимости вывести людей из опасной зоны.

46. При неисправностях систем вентиляции, водоснабжения, канализации, препятствующих выполнению технологических операций, прекратить работу и сообщить об этом заведующему кабинета.

47. При несчастном случае на производстве необходимо:

быстро принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказанию потерпевшему первой помощи, вызову на место происшествия скорой медицинской помощи;

сообщить о происшествии заведующему кабинета или ответственному (должностному) лицу, обеспечить до начала расследования сохранность обстановки, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.

Источник: BusinessForecast.by

Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.

Читайте по теме:

Оставить комментарий